Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-14 | 85 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
реферат по Теории языка (Общее языкознание)
Выполнила студентка 5 курса 2 группы
Ильина Ирина Сергеевна
Работа сдана на проверку 3 апреля 2012 г.
Проверена «» ______ 2012 г.
с предварительной оценкой «___________»[1]
Профессор __________________ А Г. Балакай
Требования к оформлению реферата
* Примерный объём реферата – 15–20 стр. формата А 4.
* Поля: верхнее –2,5 см., нижнее – 2,5 см., левое – 2,5 см., правое – 1,5см.
* Межстрочный интервал – одинарный.
* Реферат открывается Содержанием, в котором указываются названия разделов (параграфов) реферата и номера страниц.
* Цитаты оформляются в кавычках. Все ссылки даются на список литературы в конце текста в форме (Фамилия, инициалы автора год издания: страница), например:
«В науке о языке гендерные исследования заняли прочное место, получив статус самостоятельного лингвистического направления – гендерной лингвистики, или лингвистической гендерологии. Предметом этой дисциплины, представляющей собой новое направление преимущественно социолингвистических исследований, является выяснение того, как фактор пола влияет на использование языка мужчинами и женщинами, какими средствами располагает язык для конструирования гендерной идентичности, чем различаются мужское и женское коммуникативное поведение (как вербальное, так и невербальное)» (Попова Е. А. 2007: 41).
* В конце реферата даётся список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами краткого библиографического описания, например:
Попова Е. А. Об особенностях речи мужчин и женщин // Русская речь. – 2007. – № 3. – С. 40 – 49.
* Писать реферат на одну и ту же тему двум и более студентам не разрешается.
|
* Оформленный в соответствии с требованиями реферат должен быть сдан на проверку преподавателю не позже 5 апреля.
* 2-й экземпляр или черновик реферата студент оставляет у себя для подготовки к собеседованию по спецвопросу на экзамене.
Тезаурус (основные термины по курсу «Общее языкознание»)
Студент обязан знать значение указанных ниже лингвистических терминов, для чего в течение семестра рекомендуется составить терминологический словарь. Можно воспользоваться существующими словарями лингвистических терминов и лингвистическими энциклопедиями. Например:
Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Сов. энциклопедия, 1990 (или его переиздание под названием: «Языкознание: Большой энциклопедический словарь» / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: БРЭ, 1998).
См. также: Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976 (или любое переиздание).
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1969.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.
Энциклопедия для детей. Т. 10 (Языкознание. Русский язык). 2-е изд., испр. и доп. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000.
Агглютинативные и фузионные языки
Агглютинация
Адстрат (язык-адстрат)
Аккумулятивная (кумулятивная) функция языка
Александрийская школа языкознания античности
Аморфные языки. Корневые языки. Изолирующие языки
Аналитические и синтетические языки
Аналогия в языке
Апеллятивная функция языка
Арго (см. Жаргон)
Ареальная лингвистика
Асимметрия в языке
Билингвизм
Бихевиоризм в языкознании
Внутренняя речь
Внутренняя форма слова
Восточнославянские языки
Высказывание
Генеалогическая классификация языков
Генеративная лингвистика (Порождающая грамматика. Математическая лингвистика)
География лингвистическая
Германские языки
Гипонимия
Глоттохронология
|
Говор. Наречие. Диалект. Диалекты и история языка. Диалекты как свидетели истории народа.
Государственный язык
Гумбольдтианство
Денотат
Дескриптивная лингвистика
Диалект (см. Говор)
Диахроническая типология
Диахрония (см. Синхрония и диахрония)
Дивергенция и конвергенция
Дистрибутивный анализ
Дифференциальные признаки
Единицы языка и единицы речи
Жаргон. Арго. Слэнг
Женевская школа в языкознании
Женский язык
Жестов языки
Законы развития языка
Западнославянские языки
Знак языковой
Знаковые теории языка
Значение языковых единиц
Изменение норм литературного языка (см. Исторические изменения в языке)
Изоглоссы
Изолирующие языки (см. Аморфные)
Индоевропейская семья языков
Инкорпорация. Инкорпорирующие языки
Интерлингвистика
Интерференция
Искусственные языки
Исторические изменения в языке (лексике, грамматике, фонетике, стилистике)
Казанская лингвистическая школа
Картина мира языковая
Когнитивная функция языка
Койне
Количественные (квантитативные) методы в языкознании
Коммуникативная функция языка
Конвергенция и дивергенция
Контрастивная лингвистика
Копенгагенский лингвистический кружок
Культура речи
Кумулятивная функция (см. Аккумулятивная функция языка)
Лингвистика (и её фундаментальные, нормативные и прикладные дисциплины)
Лингвистика текста
Лингвистическая география
Лингвокультурология
Литературный язык
Логическое направление в языкознании
Математическая лингвистика (Порождающая грамматика. Генеративная лингвистика)
Международные (мировые) языки
Мертвые языки
Метаязык
Младограмматизм
Младописьменные языки
Монгольские и тунгусо-маньчжурские языки
Морфологическая классификация языков
Московская лингвистическая школа
Московский лингвистический кружок
Национальный язык
Нейролингвистика
Неогумбольдтианство
Норма языковая
Ностратические языки
Нулевой знак (нулевые единицы в языке)
Общеславянский (праславянский) язык
Относительность лингвистическая (Теория лингвистической относительности)
Парадигма
Парадигматика и синтагматика
Паралингвистика
Петербургская (Ленинградская) лингвистическая школа
Полисинтетические языки
Порождающая грамматика (см. Генеративная лингвистика, математическая лингвистика)
|
Пражский лингвистический кружок (Пражская лингвистическая школа)
Праславянский язык
Прикладная лингвистика
Происхождение языка (основные гипотезы)
Просторечие
Психолингвистика
Психологическое направление в языкознании
Пуризм языковой
Разговорный язык
Речевая деятельность
Речевой акт
Речевой этикет
Речь
Родословное древо семьи языков
Родственные языки
Романские языки
Русский язык
Семантика
Семиотика
Семья языков (см. Языковая семья и Языковой союз)
Сигнификат
Сингармонизм
Синкретизм
Синтагматика
Синтетические языки
Синхрония и диахрония
Система языковая
Скрещивание языков
Славистика (см. Славянская филология)
Славянская филология
Славянские языки
Слэнг (см. Жаргон)
Смешение языков (см. Скрещение языков)
Советское языкознание
Сопоставительный метод
Социолингвистика
Социологическое направление в языкознании
Сравнительно-исторический метод
Сравнительно-историческое языкознание
Старославянский язык
Стили языка (см. Функциональные стили)
Стилистика
Структура языка
Структурализм и его направления в языкознании (Структурная лингвистика
Субстрат (язык-субстрат)
Суперстрат (язык-суперстрат)
Табу
Тезаурус
Типологическая классификация языков
Трансформационный метод
Тюркские языки
Угро-финские языки (финно-угорские языки)
Универсалии языковые
Уровни (ярусы) языка
Устный и письменный язык
Филология (фундаментальные, нормативные и прикладные филологические науки)
Финно-угорские языки (см. Угро-финские языки)
Флективные языки
Форма в языкознании
Функции языка
Функциональная грамматика
Функциональные стили
Харьковская лингвистическая школа
Эвфемизмы
Экспериментальные методы в языкознании
Эстетическая функция языка (художественная речь)
Этнолингвистика (Неогумбольдтианство)
Южнославянские языки
Язык
Язык жестов
Язык и мышление
Язык и общество
Язык и речь
Язык как система знаков (см. Знаковая теория языка)
Язык как система систем (см. Система языка)
Язык межнационального общения
Языковая картина мира (см. Картина мира языковая)
Языковая политика
Языковая семья и Языковой союз
|
Языковая ситуация
Языковедение
Языкознание
Яфетическая теория (или Новое учение о языке)
Итоговый контроль.
Формы контроля: экзамен.
Примерные вопросы к экзамену по курсу «Общее языкознание»
На экзамене студенту могут быть предложены:
1) Один из перечисленных ниже вопросов к экзамену.
2) Проверка знаний лингвистических терминов (см. Список терминов)
3) Собеседование по теме реферата (спецвопрос).
Теоретическое осмысление языка в древнем мире и в средние века. Древнеиндийская грамматика Пáнини. Языкознание Древней Греции. Дискуссия о правильности имён и её отражение в диалоге Платона «Кратил». Александрийская школа языкознания античности. Дискуссия между «аномалистами» и «аналогистами». Первая славянская грамматика Лаврентия Зизания. Грамматика Мелетия Смотрицкого. Языкознание и философия рационализма Рене Декарта. «Всеобщая рациональная грамматика» Пор-Рояля.
Вильгельм фон Гумбольдт — создатель общего языкознания как лингвистической науки. Основные лингвистические идеи В. Гумбольдта (О сравнении языков с целью построения сравнительной антропологии. Критика гипотез о генезисе и постепенном образовании языков, об аналогии языка человека и животных. О языке и мышлении. О внутренней форме языка. О «языковом мировидении». О языке как деятельности. Типологическая классификация языков).
Сравнительно-историческое языкознание. Труды ученых первой четверти XIX в. Франца Боппа, Якоба Гримма, Расмуса Раска, Александра Христофоровича Востокова. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Генеалогическая классификация языков (языковые семьи и группы). Место русского языка в генеалогической классификации.
Основные направления в языкознании второй половины XIX в. Натурализм (Август Шлейхер). Психологизм (Гейман Штейнталь). Проблема взаимосвязи языка и мышления в концепции Александра Афанасьевича Потебни. Индивидуалистический психологизм в концепции немецких младограмматиков. История языка и история народа в концепции Филиппа Фёдоровича Фортунатова. Выдвижение новых теоретических проблем языкознания в полемике Гуго Шухардта и Карла Фосслера с младограмматиками.
Проблематика изучения системы языка в трудах Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ и учёных Казанской лингвистической школы (Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий). Язык как социально-психологическое явление. Внешняя и внутренняя история языка. Язык индивида и язык коллектива. Учение о фонеме и морфеме. Письмо (различение графики и орфографии, звука и буквы; связь письма с произношением и восприятием; фонематический и морфологический принципы письма). Статика и динамика в языке. Искусственный язык международного общения. Редакторская обработка 3-го издания Толкового словаря В.И Даля. Развитие идей Бодуэна де Куртенэ в трудах Евгения Дмитриевича Поливанова, Льва Владимировича Щербы, Романа Осиповича Якобсона, Николая Сергеевича Трубецкого и др.
|
Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра. Объект лингвистики. Метод антиномии как основной метод анализа системы и структуры языка. Внешняя и внутренняя лингвистика. Язык и речь. Лингвистика языка и лингвистика речи. Диахроническая и синхроническая лингвистика. Перспективная и ретроспективная лингвистика. Язык как система знаков. Языковой знак. Языковая значимость. Синтагматические и ассоциативные отношения языковых знаков. Влияние идей Ф. де Соссюра на Женевскую и Пражскую лингвистические школы и структурализм в языкознании XX века.
Основные направления в языкознании XX в. Структурализм. Пражская функциональная лингвистика (Вилем Матезиус, Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Сергей Осипович Карцевский, Богуслав Гавранек, Иозеф Вахек, Ян Мукаржовский, Владимир Скаличка и др. О системе и функциях языка. Фонетика и фонология. Морфологические оппозиции и функционльный синтаксис. Функциональные стили и культура языка). Датская глоссематика (Вигго Брёндаль, Ханс Ульдалль, Луи Ельмслев. Схема, норма, узус. Глоссематика как «алгебра языка» и «лингвистика отншений». Фигуры и функции <отношения>: интердепенденция, детерминация, коммутация, субституция. Вариант и инвариант). Американская дескриптивная лингвистика (Эдвард Сепир, Леонард Блумфильд, Бернард Блок, Джорж Трейджер, Зеллиг Харрис, Генри Глиссон, Чарльз Хоккет. О речевой деятельности как словесном поведении. О металингвистике и микролингвистике. Методика описания и метаязык. Сегментация и инвентаризация сегментов. Фонемика и морфемика. Конструкция и её анализ. Трансформационная методика и порождающая грамматика Ноама Хомского). Структурные методы изучения языка.
Современные направления в лингвистике (вторая половина XX– начало XXI в.) Социолингвистика. Психолингвистика. Нейролингвистика. Лингвокультурология. Этнолингвистика. Ареальная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Контрастивная лингвистика. Прагматическая лингвистика (прагмалингвистика, лингвистическая прагматика). Современная лексикография. Национальный корпус русского языка – ruscorpora.ru.
Язык как общественное явление. Функции языка. Функции речевого общения.Устная и письменная формы существования языка.. Литературный язык. Территориально ограниченные формы существования языка (диалекты, ареальные языки). Социально ограниченные формы существования языка. Язык и другие системы передачи информации. Невербальные средства передачи информации. Искусственные системы передачи информации. Отличие естественного языка от других знаковых систем.
Возникновение, эволюция и развитие языка. Основные гипотезы происхождения языка (Звукоподражательная гипотеза. Междометная гипотеза. Звукосимволическая гипотеза. Гипотеза общественного договора. Трудовая гипотеза). Основные закономерности эволюции и развития системы языка. Синхрония и диахрония системы языка. Тенденции развития системы языка. Изменения в фонетической системе. Изменения в лексико-фразеологической системе. Изменения в грамматической системе. Внутренние и внешние факторы изменений в языке. Теории, объясняющие внутренние исторические изменения в языке (теория давления системы, теория вероятностного развития языка, теория инноваций, теория антиномий).
Язык и мышление. Философские концепции соотношения языка и мышления. Язык как орудие мышления. Понятие о «внутренней речи». Вопрос о возможности мышления без участия языка. Вопрос о влиянии языка на мышление и поведение людей. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа.
Знаковый аспект языка. Из истории разработки проблемы знаковости языка. Типология знаков. Две концепции языкового знака в современной лингвистике. Признаки и свойства языкового знака. Знаковые отношения (Знаковая ситуация). Асимметрия языкового знака. Основные типы языковых знаков. Особенности языкового знака в художественном тексте.
Системный аспект языка. Философские концепции системности как одного из свойств объективного мира. О терминах система и структура. Элемент и структура в системе языка. Некоторые свойства системы языка как целого. Модели системы языка в современной лингвистике. Понятие об уровнях (ярусах) языковой системы. Основные единицы языка.
Язык и речь. Речевая деятельность. Понятие речевой деятельности. Порождение и восприятие речи. Текст и дискурс.
Язык и общество. Связь языка и общества. Влияние на язык социальной системы общества. Влияние на язык уровня развития материальной и духовной культуры общества. Отражение социальных факторов в устройстве системы языка. Языковые контакты. Проблема билингвизма. Вопрос о воздействии языка на культуру общества и общественное сознание. Языковая ситуация. Государственный язык (законы «О языках народов Российской Федерации», 25.10.1991, «О государственном языке Российской Федерации», 25.05.2005).
Методы изучения языка. Понятие о лингвистическом методе. Описательный метод. Полевая лингвистика. Методика лингвистического эксперимента. Таксономический метод. Методика компонентного анализа. Сравнительно-исторический метод. Типологический метод. Использование современных информационных технологий в теоретической и прикладной лингвистике.
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ
Основная литература. Учебники и учебные пособия
Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Бондалетова. – М.: Флинта: Наука, 2004. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=8
Попова З. Д., Стернин И.А. Общее языкознание. – М., 2007. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=72
Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003
Гируцкий А.А. Общее языкознание. Учебник. – М., 2003. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=24
Общее языкознание / Под общ. ред. А. Е. Супруна. Минск, 1983
Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1060:2011-04-01-10-28-20&catid=2:2009-11-23-13-32-25&Itemid=5
Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М., 1975. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=24
Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Флинта, 2005. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=16
Пищальникова В.А. Общее языкознание. – М., 2003
Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. – М., 1979. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=24
Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов-на-Дону, 1985
Чесноков П.В. Спорные проблемы курса «Общее языкознание». – Таганрог, 1996
Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1967 (или переиздания: М., 1996, М., 2000). http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=72
Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – М.: Наука, 1970. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=96
Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Наука, 1972. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=72
Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=24
Засорина Л. Н. Введение в структурную лингвистику. – М., 1974.
Даниленко В. П. Общее языкознание. Курс лекций. 2-е изд. — Иркутск: Изд-во Иркутского государственного ун-та, 2003. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=96
Кондрашов Н. А. История лингвистических учений. – М.: Просвещение, 1979
Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1975. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=72
Кондрашов Н. А. Общее языкознание. Курс лекций. Ч. II. Проблемы языкознания и методы изучения языка. – М., 1974
Сусов И.П. История языкознания: Учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999.
http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5
http://homepages.tversu.ru/~ips/index.html
Хрестоматии
Звегинцев В.А. История языкознания 19 - 20 веков в очерках и извлечениях. Часть 1. М., 1964. Часть 2. М., 1965. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&id=2%3A2009-11-23-13-32-25&layout=blog&Itemid=5&limitstart=16
Общее языкознание. Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1976.
Косовский Б. И., Павленко Н.А. Общее языкознание. Хрестоматия / Отв. ред. А.Е.Супрун. - Минск: Вышэйшая школа, 1987. — 417 с. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=24
Березин Ф.М. История советского языкознания. Хрестоматия. – М., 1981
Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П. Филина. – М.,1973. http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=5&limitstart=8
Пражский лингвистический кружок / Составление, редакция и предисловие Н.А. Кондрашова. М., 1967. http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_jazyka/prazhskij_lingvisticheskij_kruzhok_sbornik_statej_1967/32-1-0-1795
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!