Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Употребление полных и кратких прилагательных

2018-01-14 806
Употребление полных и кратких прилагательных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

К стилистическим проблемам употребления полных и кратких прилага­тельных относят следующие:

1) В качестве однородных сказуемых выступают, как правило, или только полные, или только краткие формы прилагательных.Недопустимо, на­пример, такое предложение: Он добрый, но слабоволен.

2) Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны.

3) Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный. Например: Девушка красивая (вообще).Девушка красива (в данный мо­мент).

4) При образовании краткой формы от прилагательных на –енный наблюда­ются колебания. Например: искусственный – искусствен, искусственен;торжественный – торжествен,торжественен.

В настоящее время эти варианты равноправны, но более употребительным является усечённая форма на –ен. Лишь в некоторых случаях правильной является форма на –енен: искренний – искр енен, неизменный – неизм енен, откровенный – откров енен.

практика

Словарь

  своевременный (кр. ф. - своевременен)   очевидный   требовательный нежелательный естественный (кр. ф. – естествен) величественный (кр. ф. – величествен)   ответственный (кр. ф. – ответствен)   легкомысленный (кр. ф. – легкомыслен)   торжественный (кр. ф. – торжествен, торжественен)    

Упражнение 11. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1) Лектор (известен, известный) своими выступлениями. 2) Требования к ученикам (своевременны, своевременные). 3) Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам. 4) Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех. 5) Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 6) Место секретаря сейчас (свободно, свободное).

 

Упражнение 12. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1) Актёр был (естествен, естественен) в своём поведении. 2) Старый лес (величествен, величественен). 3) Директор школы (ответствен, ответственен) за каждого ученика. 4) Вид юноши был (легкомыслен, легкомысленен). 5) Момент был для всех (торжествен, торжественен).

 

▲теория

Информация 5

Употребление степеней сравнения прилагательных

При употреблении степеней сравнения прилага­тельных необходимо учитывать следующие правила:

1) Возможны книжный и разговорный варианты простой формы сравнитель­ной степени: бойче – бойчее (разг.), звонче – звончее (разг.), ловче – ловчее (разг.).

2)Со словами более и менее не могут сочетаться формы простой сравни­тельной и простой превосходной степеней сравнения. Нельзя, например, сказать: более скромней, более длиннейший, менее красивейший.

3) Со словами наиболее, наименее и самый не следует употреблять формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения. Нельзя, например, сказать: наименее откровенный, самый опаснейший.

Упражнение 13. Исправьте предложения. Объясните ошибки.

1) Он был горяч, полный жизни. 2) Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3) Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4) Разработка новой темы становится всё более интенсивнее. 5) Более быстрее развивается машиностроение. 6) Один брат – шумный, другой – тих. 7) Эта книга плохее, чем та.

 

Упражнение 14. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

1) Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2) Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. 3) Алёна гораздо красившее Татьяны. 4) Такой зонт более женский, чем мужской. 5) Надо вести себя скромнейше и простее. 6) Он из вас был самый честнейший. 7) Первее всего нужно доделать то, что мы начали.


Тема 9. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Синтаксической стилистики

▲теория

Информация 1

Стилистическое использование разных типов

Простого предложения

Между разными типами простого предложения возможны синонимические отношения.

1) При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусостав­ное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внима­ние на деятеле (подлежащем): Предлагаю объявить перерыв – Я предла­гаю объявить перерыв; Тебе звонили – Тебе кто-то звонил.

2) Синонимия возможна также между разновидностями односоставных пред­ложений, в частности между инфинитивными и обобщённо-личными, при этом инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью вы­сказывания: Этого не понять! – Этого не поймёшь.

3) Некоторые двусоставные предложения с переходным глаголом-сказуемым могут быть даны в варианте действительного или страдательного залога и в форме од­носоставного предложения: Река размыла берега – Берега размыты рекой – Рекой размыло берега. Предложения со страдательной конструкцией в со­временном русском языке чаще всего употребляются без указания на дея­теля: Дома простроены в срок. Соглашение уже подписано.

4) Синонимичными могут быть повествовательные и вопросительные пред­ложения: Неужели ты не можешь это сделать? – Ты можешь это сделать.

5) Могут выступать как синонимы также утвердительные и отрицательные предложения: Как же, буду я тебе помогать? – Я не буду тебе помогать.

Синтаксические синонимы часто различаются эмоционально-экспрессив­ной и стилистической окраской.

практика

Словарь

кидаться – кинуться (куда?) ружьё умелые руки пламенная речь фольклорный ансамбль озеленение посёлков  

 

 

Упражнение 1. Дайте синонимические варианты данных предложений.

1) Разве можно кидаться в ледяную воду? 2) Зачем ружьё рабочему человеку? Ему нужны умелые руки. 3) Как жить? Разве этому можно научить?

 

Упражнение 2. Замените страдательные конструкции действительными.

1) В «Литературной газете» опубликована интересная статья. 2) Эти рассказы написаны талантливо. 3) На заводе заменено устаревшее оборудование. 4) Картина написана талантливым художником. 5) Солнце было закрыто тучей. 6) Слова поэта воспринимались с глубоким вниманием. 7) На митинге произносились пламенные речи.

 

Упражнение 3. Отметьте недочёты в строе простого предложения (смешение конструкций, нарушение связи между словами и др.). Определите характер ошибок; исправьте предложения.

1) Наши артисты приняли участие и стали лауреатами конкурса фольклорных ансамблей. 2) Внешний вид оборудования – первое впечатление о нашей продукции. 3) По плану намечено построить две больницы, четыре школы, десять детских садов, а также строительство дорог, мостов, озеленение посёлков и т. д.

 

▲теория

Информация 2


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.