Третья проблема. Регламентация права человека на свободное распоряжение своей жизнью. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Третья проблема. Регламентация права человека на свободное распоряжение своей жизнью.

2018-01-13 247
Третья проблема. Регламентация права человека на свободное распоряжение своей жизнью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Специфическое направление деятельности государства по обеспечению права личности на свободное распоряжение жизнью – юридическое обеспечение трансппантологии.

 

Трансплантация – это регламентированная законом сфера медицинской науки и практики, открывшая новые возможности лечения людей, решение о трансплантаций (т.е. сознательномпоставлении своей жизни в опасное положение) донор принимает самостоятельно, поэтому отношения донорства должны иметь правовое обеспечение. Прежде нормативно-организационное воздействие на отношения донорства в России носило ведомственный характер. В настоящее время систему источников правового регулирования прижизненного и посмертного донорства в России составляют: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.[10]. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека».[11] Закон РФ от 1 сентября 1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов»[12], специальные ведомственные положения и инструкции.

 

Необходимость правового регулирования прижизненного донорства вытекает уже из самого существа медицинской деятельности по получению фрагментов организма живого человека, поскольку изъятие трансплантата exvivo практически всегда связано с наступлением таких юридически значимых последствий, как причинение вреда здоровью донора.

 

Межгосударственные условия по определению основных принципов правового регулирования отношений в сфере трансплантологии отражены в Венецианской декларации о терминальном состоянии, принятой в 1983 г. на 35-й Всемирной медицинской ассамблее (ВМА), руководящих принципах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), регламентирующих трансплантацию органов, 1987 г. и т.д.

 

Основные условия и порядок реализации отношений прижизненного и посмертного донорства в европейском регионе изложены в Резолюции Комитета Министров Совета Европы от 11 мая 1978 г, об упорядочении законодательства стран-членов в отношении изъятия и трансплантации человеческих субстанций; Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы государствам-членам от 14 марта 1979 г. в отношении международного обмена и транспортировки человеческих субстанций; Конвенции Комитета Министров Совета Европы о правах человека и биомедицине.[13] Сформулированы они следующим образом: согласие потенциального донора; информирование потенциального донора; генетическая идентичность и дееспособность потенциального донора; надлежащее оформление дачи-получения согласия потенциального донора на изъятие органа или ткани, дачи-получения информации о риске и последствиях предстоящего отчуждения фрагмента организма.[14]

 

При этом уголовно-правовыми гарантиями реализации свободы прижизненного донорства в РФ, по мнению автора, являются: обеспечение защиты лица от принуждения к согласию на прижизненное донорство; невозможность принудительной реализации отношений прижизненного донорства даже в случае крайней необходимости.

 

Отечественная система правового регулирования отношений в сфере трансплантологии с учетом рекомендаций ВОЗ (о чем говорится в Преамбуле к Закону РФ «О трансплантации органов и(или) тканей человека») выражает отрицательное отношение законодателя к возмездному отчуждению фрагментов организма гражданином России. Статья 12 устанавливает запрет на получение донорами какого бы то ни было вознаграждения за переданные специализированному учреждению биоматериалы, кроме бесплатного лечения, в том числе медикаментозного.[15] В соответствии со ст. 47 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», купля-продажа компонентов человеческого организма, а равно реклама данных действий запрещены под угрозой наступления уголовной ответственности.

 

Своеобразное направление регламентации в Российской Федерации права личности на свободное распоряжение своей жизнью связано с практикой привлечения лиц для участия в медико-биологических исследованиях в качестве испытуемых. Своеобразие заключается в отсутствии правовой регламентации этого вопроса, являясь пробелом в праве.

 

В настоящее время медико-биологические исследования с участием человека во всех цивилизованных государствах проходят на базе основных принципов, провозглашенных Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации, принятой в 1964 г. Центральный из них – интересы испытуемого должны всегда учитываться в большей степени, чем интересы науки и общества. Значительную роль в области биоэтики в Европейском регионе стала играть принятая в 1996 г. Комитетом Министров Совета Европы Конвенция по биоэтике. Норма, утверждающая приоритет блага отдельного человека над интересами науки и общества, зафиксирована и в Конституции РФ (ст. 21): «...никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам». Однако правовая регламентация на уровне российского закона проведения медико-биологических испытаний с участием человека отсутствует вообще. Существует лишь несколько инструктивных писем Минздрава РФ. Необходимо создать механизм контроля за использованием добровольцев, начиная с использования позитивного зарубежного.опыта.

 

С вопросом регламентации права личности на свободное распоряжение своей жизнью тесно связан вопрос о допустимости абортов.

 

По данной проблеме существуют различные мнения относительно того, нарушает ли разрешение на аборт установленное равновесие между законными интересами беременных женщин и законной необходимостью защищать зародыш. Видимо, следует согласиться с Европейской Комиссией по правам человека, которая проявляет сдержанность в этом вопросе, оставляя тем самым довольно широкую свободу выбора законодателям в установлении норм.

 

В настоящее время правовое регулирование искусственного прерывания беременности (аборта) осуществляется посредством двух федеральных законов. Речь идет об Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан и Уголовном кодексе РФ. Кроме того, действует ряд подзаконных нормативных правовых актов, в числе которых Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 г. «О перечне социальных показаний и утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности» и Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 1993 г. № 302 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности».[16] При этом решение на аборт женщина принимает добровольно, т.е. ставит свою жизнь и здоровье в опасное положение сознательно. Что же касается права неродившегося ребенка на жизнь – основу следует искать в Конституции РФ: правовая легализация абортов в России базируется на ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой «основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения». В силу приведенной статьи право на жизнь как основное естественное право возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения, что вполне соответствует духу современных правовых систем, основанных на концепции «естественного права».

 

И всё же в России, где население катастрофически сокращается, должны создаваться реальные условия для его возрастания, и материнство нуждается в государственной поддержке и не может быть всецело отдано на откуп отдельно взятой личности.

 

К вопросу о праве личности на свободное распоряжение своей жизнью относятся проблема самоубийств.

 

Позиция Совета Европы в лице Европейского суда по правам человека заключается в оставлении свободы выбора национальному законодателю.

 

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан не имеют специальной статьи, посвященной этой проблеме. Однако анализ смысла положений нормативных актов, определяющих правовые основы оказания медицинской помощи, показывает их негативное отношение к самоубийству. К самоубийству следует подходить как к несчастному случаю, не зависящему от воли самого гражданина, подвергнувшего себя такому испытанию, и с учетом этого строить дальнейшие реабилитационные мероприятия,[17] определять конкретные законодательные установки:

 

1. Обязанность оказания медицинской помощи самоубийцам;

 

2. Установление такого правового режима, который бы исключал пропаганду антижизненных установок.[18]

 

Одним из самых спорных аспектов права на распоряжение жизнью является звтаназия.

 

В настоящее время эвтаназия понимается как разновидность врачебной деятельности: «...отождествляется с понятием «убийство из милосердия», а как врачебная тактика означает сокращение руками медиков (через прямые действия или в силу профессионального бездействия) жизни больных определенной категории. Правомерно выделять активную эвтаназию – намеренное причинение смерти («метод наполненного шприца») и пассивную эвтаназию – прекращение мероприятий по продлению жизни («метод отложенного шприца»). В контексте понятия пассивной эвтаназии ортотоназия (прекращение чрезвычайных мер в отношении больного, признанного уже неизлечимым, хотя и чрезмерно не страдающим) и дистаназий (продлении жизни больного во что бы то ни стало). Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан запрещают оба вида.[19]

 

От эвтаназии в собственном понимании этого слова необходимо отличать во-первых, суицид при врачебном содействии; во-вторых, отказ пациента от лечения; в третьих, умерщвление неполноценных детей путем неоказания им медицинской помощи.

 

В соответствии со ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. Ст. 33 предусматривает также, что гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением некоторых, установленных законом случаев. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем; а также медицинским работником. Это право должно основываться на личном волеизъявлении гражданина.

 

Кроме того, необходимо активизировать создание сети медицинских учреждений, специализирующихся на оказании помощи умирающим больным, так называемых «хосписов», как действительной альтернативы эвтаназии; строго придерживаться Рекомендаций ПАСЕ № 779 (1976) «О правах больных и умирающих», подчеркивающей отсутствие у врачей права даже в самых безнадежных случаях преднамеренно ускорять естественное наступление смерти.

 

Весьма важным направлением регламентации права личности на свободное распоряжение своей жизнью является обеспечение некоторых видов профессиональной деятельности, содержащих элементы риска (военнослужащие, работники милиции, сотрудники МЧС и т.п.). Нормативные акты в этом плане устанавливают приоритет по отношению к человеческой жизни таких ценностей, как воинский долг, защита Российской Федерации и др.

 

В целом, регламентируя такой аспект права на жизнь как право на свободное распоряжение своей жизнью, правомерно иметь в виду возможность добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленного свободным, осознанным изъявлением воли субъекта, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества. Но ни в коем случае речь не идет о регламентации права на лишение себя жизни. Государство призвано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в период его жизни. В остальном, признавая жизнь естественным правом, – государство не правомочно – ни в осуществлении эвтаназии, ни в содействии самоубийству.

 

Таким образом, целью законодательного закрепления права на жизнь является обеспечение неприкосновенности жизни. А так как любое право – это возможность пользоваться благом, то речь идет о праве на достойную жизнь, и о возможности распоряжения человеком своей жизнью, добровольном поставлении своей жизни в опасное положение. Но они также должны оставаться в правовых рамках.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.