Принцип развития в деятельности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Принцип развития в деятельности

2018-01-13 696
Принцип развития в деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновение новообразований в психическом развитии ребенка происходит в процессе его деятельности. В процессе разных видов деятельности ребенок развивается. Особое значение имеет ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев отмечает, что ведущей называется только та деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития.

Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. (Схема 13).

 

Схема 13

 

Д.Б. Эльконин в пределах одной и той же деятельности выделил ее этапы:

  1. Усвоение мотивов и задач деятельности.
  2. Активное познание ребенком предметов в действии

с ними.

  1. Познание ребенком взаимоотношений с людьми. Общение.

В процессе деятельности, общения формируется потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности.

Переход личности в новую микросреду — сложный противоречивый процесс. Здесь межличностная напряженность, конфликтность. Необходима адаптация личности в новой контактной группе. Она включает:

 

подготовку личности к жизнедеятельности в новых коллективах,

преемственность между контактными группами - на основных стадиях онтогенеза.

 

Эффективность ведущей деятельности для психического развития ребенка во многом зависит от места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений.

 

Периодизация психического развития в детском возрасте по Д.Б. Эльконину приводится на схеме 14.

 

Схема 14

 

Д.Б. Эльконин устанавливает связи между периодами; выделяет значение предыдущего периода; расчленяет развитие на эпохи, периоды, что соответствует внутренним законам развития; дает путь к решению проблемы сензитивности отдельных периодов детского развития. На схеме видны 3 наиболее острых переломных момента, знание которых может способствовать предупреждению кризисов в возрасте 3, 12 и 17 лет, сглаживание возможных негативных моментов кризисных перестроек, выделенных еще Л.С. Выготским.

В схеме 15 Д.Б. Эльконин показывает ведущие виды деятельности, которые соответствуют возрастным периодам. Указывает, на что направлена та или иная ведущая деятельность, какие сферы психики преимущественно развивает и новообразования возраста.

Д.И. Фельдштейн полагает, что социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: СОЦИАЛИЗАЦИИ (овладение общественным опытом, его присвоения) И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ (приобретение самостоятельности, относительной автономии). НО ЛИЧНОСТЬЮ ребенок становится в результате осуществления САМОУПРАВЛЕНИЯ (в начале с помощью взрослых, а затем самостоятельно).

 

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ  
 
Деятельность  
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ   и   ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  

 

На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень развития ребенка

 

Усиливается, то одна, то другая сторона деятельности, социальной позиции личности

 

 

Схема 15. Возрастная периодизация (по Д. Б. Эльконину)

Возрастной период   Ведущая деятельность   На что направлена познавательная деятельность   Какая сфера психики преимущественно развивается   Новообразования возраста
Младенческий (0-1)   Непосредственно-эмоциональное общение   На сознание отношений   Личностная (потребностно-мотивационная)   Потребность в общении. Эмоциональные отношения
Раннее детство (1-3)   Предметно-манипулятивная деятельность   На познание предмета - Познавательные процессы   Речь и наглядно-действенное мышление  
Дошкольный возраст (3-7)   Ролевая игра   На познание отношений   Личностная (потребностно-мотивационная)   Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности  
Младший школьный возраст (7-11)   Учение   На познание начал наук   Интеллектуально-познавательная   Производительность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия  
Подростковый возраст   Деятельность общения в процессе обучения, организационно-трудовой деятельности   На познание системы отношений в разных ситуациях   Личностная (потребностно-мотивационная)   Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни  
Старший школьный возраст (15-17)   Учебно-профессиональная   На познание профессий   Познавательная   Мировоззрение, профессиональные интересы  

 

2 ТИПА рубежей межуровневого социального развития личности ребенка  
1. ПРОМЕЖУТОЧНЫИ   2. УЗЛОВОИ  
Между периодами онтогенеза «Я В ОБЩЕСТВЕ» (1,6,15 лет)   Между этапами онтогенеза «Я И ОБЩЕСТВО» (0,8,10,17 лет)  
-актуализация предметно-практических сторон деятельности   -актуализация деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений  
Ø Освоение социального опыта   Ø Стремление проявить себя  
Ø Освоение способности обращения с предметами   Ø Получение признания окружающих  
Ø Оценивание своих действий.   Ø Занять в обществе соответствующее место  
Ø Утверждение позиции «Я» среди других      
Возникают в процессе социального развития несколько раз. Закономерно следуют один за другим, НО КАЧЕСТВЕННО РАЗНЯТСЯ по объему и содержанию.  

 

Главные узлы онтогенеза развития социальной зрелости личности:

  1. До 3-х лет, когда ребенок осознает наличие других людей.
  2. С 3-х лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений. Начинает ориентироваться на оценку взрослых. Появляется потребность в значимой и общественной оценке детей.

 

  1. С 10 лет, когда появляется потребность утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Происходит осознание общения. Развивается самоуправление. Развивается личность.

 

Развитие личности — высшая цель и высший уровень психического развития растущего человека, коммулирующего результаты развития и познавательной, и социальной активности. Поэтому Д.И. Фельдштейн полагает, что при изучении психического развития ребенка (имея в виду воспитание его как личности), не следует отчленять психическое развитие от развития личности, а рассматривать психическое развитие в единстве с развитием личности.

Социально-психологическую периодизацию формирования личности предлагает и А.В. Петровский. Он указывает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа и общение, которое в ней складывается.

Соответственно внутри каждого периода А.В. Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом МИКРОФАЗЫ (МФ):

1-я мф — АДАПТАЦИЯ — усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

2-я мф — ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ — поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

3-я мф — ИНТЕГРАЦИЯ — общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т. д.

Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а так же с частичным. наложением друг на друга (Схемы 16, 17).

 

Схема 16. Модель развития личности в группе (по А. В. Петровскому)

В схемах периодизации Выготского — Эльконина и А.В. Петровского признается центральное положение социальной ситуации развития в характеристике возрастного периода. Однако если Л.С. Выготский делает акцент на самодвижение развития, то А.В. Петровский — на социальном процессе социализации и соответствующих изменениях личности, что приводит к анализу отношений «индивид— группа». Признавая доминанту возрастного развития, А.В. Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду, в то время как для Л.С. Выготского определяющими могут быть лишь факторы, ставшие уже достоянием личности.

На схеме показаны линии двух вариантов развития, возможные в каждом возрастном этапе.

На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои трудности. Ребенку необходимо быть таким, как все.

1 фаза адаптации. При неудачной адаптации у ребенка может появиться безынициативность, неуверенность в себе. Это эпоха детства (АД>ИНД).

 

Схема 17. «Эры восхождения к социальной зрелости» (по А. В. Петровскому)

На 2-й фазе ребенок должен максимально проявить индивидуальные особенности — фаза индивидуализации. При неудачной индивидуализации может появиться негативизм, агрессивность, неадекватно завышенная самооценка Это эпоха отрочества (ИНД>АД).

На 3-й фазе ребенок сохраняет те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития — происходит интеграция. А дезинтеграция в группе приводит либо к изоляции ребенка в группе, либо к его вытеснению. Это эпоха юности (ИНТ>ИНД).

Развитие человека происходит не только в период его взросления, но и на протяжении всего жизненного пути. От детства к юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости и старости. Завершается этот цикл смертью, которая может наступить в любой период его развития. Причины разные. Из разработанных учеными периодизаций взрослой жизни представляем работу В.Ф. Моргунова, Н.Ю. Ткачева.

ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ (В.Ф. Моргунов, Н.Ю. Ткачев)

Возраст   Влияет на развитие   Ведущий вид деятельности   Личностное новообразование  
Юность 17-23   Сверстники и взрослые   Самоопределение   Чувство ответственности за будущее  
Молодость 24-30   Сверстники и старшие   Специализация   Чувство ответственности за дело, за семью  
Расцвет 31-40   Сверстники и старшие   Совершенствование   Способность к коллективному творчеству  
Зрелость 41-55   Сверстники и старшие   Наставничество   Чувство ответственности за людей  
Пожилой возраст 56-75   Сверстники   Общение, воспоминание   Чувство нужности людям  
Старший возраст 76-90   Сверстники   Самообслуживание   Мудрость и спокойствие  
Долгожитель от 91   Сверстники   Самообслуживание   Мудрость и спокойствие  

Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.