Теория трех ступеней детского развития — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Теория трех ступеней детского развития

2018-01-13 318
Теория трех ступеней детского развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К. Бюлер, проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка. Он предложил 3 ступени детского развития.

Основная движущая сила развития поведения — переход удовольствия «с конца на начало».

Взгляды К. Бюлера — проявление концепции рекапитуляции, т. к. этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.

 

Этапы (Ступени)   Характеристика  
1. Инстинкты   Наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, т. е. после выполнения действия  
2. Дрессура   Удовлетворение переносится на сам процесс совершения действия. Ввел понятие: «Функциональное удовольствие»  
3. Интеллект   Предвосхищающее удовольствие на этапе решения задачи. Первичные формы мышления в «шимпанзеподобном возрасте»  

 

К. Лоренц указал, что надстройка филогенеза высших ступеней над низшими противоречит истине. По его мнению, эти три независимые друг от друга линии развития возникают на определенном этапе животного царства. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует интеллекту.

Спор психологов о том, что же определяет процесс детского развития — наследственность или среда —-привел к теории КОНВЕРГЕНЦИИ (от лат. приближаться, сходиться). В.Штерн считал, что психическое развитие — результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни, то есть действует то и другое, только в разных соотношениях.

Он полагал, что оба фактора значимы для психического развития ребенка, и определяют его две линии. Одна — созревание наследственных данных, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка. Когда эти факторы пересекаются, происходит конвергенция.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Он считал, что наследственность присутствует в развитии всех психических процессов ребенка, но имеет как бы разный удельный вес.

Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятий) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок психического развития. Чем сложнее функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. С другой стороны, среда тоже участвует в развитии.

 

Теория Зигмунда Фрейда

 

Исходя из концепции двух факторов развития, 3. Фрейд разработал метод анализа психических явлений. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества (Схема 21)

Схема 21

Структура личности по 3. Фрейду

Сознательное   Бессознательное  
«Я»   «Оно»   «Сверх-я»  
Рациональное поведение   «Желаю»   «Должен»  
1. Восприятие информации: — об окружающем мире — о состоянии организма   Средоточение инстинктов — сексуальных — агрессивных   Возникает по механизму идентичности ребенка со взрослыми — проявляется в виде совести, чувства страха, вины  
2. Сохранение в памяти   Быстрое удовлетворение   Если требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-я» несовместимы, то возникает конфликт. Это создает напряжение  
3. Ответные реакции для самосохранения       Спасение достигается с помощью «защитных механизмов»: — вытеснения — рационализации — сублимации — регрессии и др.  
4. Приспособление к реальности   Энергетический источник   Моральные стандарты, запреты и поощрения  

 

Термин бессознательное применялся Фрейдом во многих различных значениях. Он был применен:

а) в чисто описательном смысле (то содержание, которое не проявляется);

б) в динамическом смысле (относится не к психо-логическим состояниям, а к его функциям);

в) в систематическом смысле.

Таким образом аппарат психики рассматривается как совокупность различных зон и инстанций, каждая из которых отвечает за различные функции.

По Фрейду психика состоит из 3-х систем:

1. Собственно бессознательного (Бсз) —то что было подавлено (в т.ч. первичное подавление и постподавление);

2. Предсознательного (Псз) — то, что еще не осознанно, способно к осознанию (т. е. не подавлено);

3. Система осознанных восприятий (Сз) — все, что

может быть осознано.

Подавление происходит на границе между системами Бсз и Псз /Сз/. Эта теория динамична, т. е. она может быть понята только на основе понимания психического аппарата как системы сил, неизбежно входящих во взаимные конфликты. Причем конечной базой этого психического конфликта является двойственность инстинктов.

На основе отдельной идеи, воспоминания, определенного действия психическая энергия, связываясь с мыслью, и извлекается из психики в системе Псз.

В случае постподавления имеет место одновременно отталкивание психики со стороны Псз или ее притягивание к Бсз.

Грубо говоря, есть принцип удовольствия и принцип реальности. Первичный процесс идет через удовольствие, вторичный — через реальность.

Бессознательное - ОНО следует за принципом удовольствия, оно стремится удовлетворить инстинкты и желания; ОНО подобно миру сновидений, исполненному странных эмоций.

Но принцип реальности модифицирует принцип удовольствия и управляет жизнью инстинктов.

Для Фрейда инстинктивные влечения — основа формирования жизни _ личности. Эти инстинктивные влечения существуют всегда, это сила, которая всегда может

взорваться, но может и быть направлена в разные стороны. Важнейший из них — сексуальный инстинкт, который Фрейд назвал ЛИБИДО.

Главное утверждение Фрейда в том, что тот способ, которым индивид направляет свое либидо или подчиняется ему, определяет его личность. Подавление либидо может вызвать истерию, тревогу, взрывное извержение психического расстройства.

Важную роль в формировании мотивации отводится детству, считая, что оно определяет характер и установки взрослой личности.

Двигателем поведения считается бессознательное насыщение сексуальной энергией и энергией агрессии. Сексуальное развитие, по 3. Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детскую сексуальность 3. Фрейд понимает широко: все, что приносит телесное удовольствие (поглаживание, сосание, освобождение кишечника и др.).

Стадии развития связаны со смещением зон — тех областей тела, стимуляции которых вызывает удовольствие. (См. схему 22).

 

Схема 22

Стадии психосексуального развития по З. Фрейду
Стадии развития   Эрогенные зоны Тип секс. проявления (удовольствие) Психические образования Формирующиеся черты личности
1. Оральная стадия 0-1 г.   Слизистая рта и губ   Сосание, укус. В отсутствие пищи: собственный палец, предмет   Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым. Не все желания удовлетворяются. 1-е ограничения, кроме бессознательного, инстинктивного начала личности «оно», развивается 2-ая инстанция «я»   Ненасытность, жадность, требовательность. Оптимизм и пессимизм  
2. Анальная стадия 1-3 г.   Слизистая кишечника. Либидо вокруг ануса   Функции дефекации, выделения   Идет приучение к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего формируется 3-я инстанция: свое «я» как воплощение социальных норм, внутренней цензуры, совести   — опрятность, аккуратность; — пунктуальность; упрямство, агрессивность — скрытность; — накопительство и др.  
3. Фаллическая стадия 3-5 л.   Высшая ступень сексуальности. Эрогенная зона: гениталии   Раньше сексуальность была направлена на себя, то сейчас на других. Секс, привязанность к взрослым: у мальчиков «Эдипов комплекс», у девочек «комплекс Электры»   Время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «сверх-я». Все 3 инстанции сформированы и входят в конфликт друг с другом   Формируется главные структуры личности: — самонаблюдение; — благоразумие; — рациональное мышление; — агрессивность (мужская)  
4. Латентная стадия 5-12 л.   Снижение полового интереса   Общение со сверстниками. Школьное обучение и др.   Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: — общение, игры; — физические упражнения   — общительность; — трудолюбие  
5. Генитальная стадия 12-18л. Происходит собственно половое развитие   Объединяются все эрогенные зоны. Появляется стремление к нормальному сексуальному общению   Биологическое начало «ОНО» усиливает свою активность. Подростку приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты: 1. Аскетизм (внутренние запреты); 2. Интеллектуализация (освобождения от навязчивых желаний)   Качества личности, выражающие отношение к себе и окружающим людям.  

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.