Экономика как социальный институт. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Экономика как социальный институт.

2018-01-13 357
Экономика как социальный институт. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.

 

Можно выделить три основных типа экономической организации: примитивную, аграрную, индустриальную.

 

Примитивная экономическая организация присуще первобытному обществу, она отличалась коллективной формой собственности на землю, орудия и средства производства.

 

В аграрном типе экономической организации главная роль принадлежит сельскохозяйственному труду, а владение землей является источником власти, богатства, престижа.

Индустриальная экономическая система радикально отличается от предшествующих. Для нее характерны углубленное разделение общественного труда, развитая материально-техническая база, наличие класса наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд заработную плату, размер которой зависит от качества и количества произведенного продукта.

 

34 Социальное взаимодействие и его виды

Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.» Социальное взаимодействие родственно понятию «социальное действие».)

 

Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.

 

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

 

Механизм С.В. включает участников и их действия, изменения вызванные этими действиями, влияние этих перемен на людей и окружение и обратная реакция.

 

Классификация социального взаимодействия

Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),

по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,

Разнонациональные,

Между людьми разного достатка, и т. д.

 

Проблема социальных взаимодействий наиболее основательно рассматривается в символическом интеракционизме (17.7), теории социального обмена (17.8) и феноменологии (17.6). Основные положения теории социальных взаимодействий сводятся к следующему.

 

Социальное взаимодействие – один из видов социальной связи – взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями (2.1; 17.2) между двумя и более индивидами. Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении).

 

Есть два типа связей: непосредственные (как правило, визуальные, межличностные) и опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации – иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).

 

Виды связей: 1) социальный контакт (единичный или регулярный) – связь поверхностного, мимолетного характера при отсутствии сопряженных (взаимозависимых, взаимообусловленных) действий партнеров по отношению друг к другу (Вы спросили у прохожего: "Как пройти в аптеку?"; Вы регулярно ходите в булочную и вступаете в контакт с продавцом); 2) социальное взаимодействие (интеракционизм) – систематические, достаточно регулярные социальные действия индивидов, направленные друг на друга и имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. При этом ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего (то есть возникает система действий партнеров по отношению друг к другу).

 

Черты социального взаимодействия: 1) сопряженность действий обоих партнеров; 2) возобновляемость действий; 3) устойчивый интерес к ответным действиям партнера; 4) координация действий партнеров.

 

Типы социальных взаимодействий: 1) жесткий обмен (обмен на основе определенных договоренностей (чаще всего в экономической сфере, во взаимоотношениях руководитель–подчиненный, в политической жизни)); 2) диффузный (нежесткий) обмен (преимущественно в морально-этических взаимодействиях: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство); 3) прямые–косвенные интеракции (прямые – непосредственные (двусторонние) взаимодействия между индивидами, косвенные – сложные, опосредованные через 3–4 лица (в современном обществе преобладают косвенные интеракции)); 4) индивидуальные–групповые интеракции (индивид–индивид, индивид–группа, группа–группа).

 

И. Гоффман в рамках феноменологической перспективы предлагает несколько иной взгляд на социальные взаимодействия. Для их анализа он использует "драматургический подход", основанный на посылке, что индивиды – это актеры, играющие социальные роли. Соответственно, интеракция – это "представление", "актерская игра", сконструированная актером с целью "произвести впечатление", соответствующее его целям. Действия актера, по мнению И. Гоффмана, соответствуют концепции "презентации себя и управления впечатлением". "Презентация себя" включает жесты, интонации, одежду, с помощью которых индивид стремится произвести на партнера определенное впечатление, вызвать у него ту или иную реакцию. При этом индивид в процессе интеракции, как правило, предоставляет о себе лишь избранную, частичную информацию, стремясь управлять впечатлением, которое он производит на других.

Именно социальный обмен в значительной степени определяет взаимодействия каждого индивида. Успех или неудача наших взаимодействий в конечном счете зависят от знания и умения (или незнания и неумения) практически использовать принципы их регуляции, сформулированные в рамках теории обмена.

 

35 Понятие социальной группы.

Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.

 

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

 

Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

Группа сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности.

 

Виды групп:

 

По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.

 

Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

 

Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение).

 

В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

 

Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

 

В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.

 

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

 

Проведенный Юбэиком анализ позволил ему разработать семь основных признаков классификации:

на основе этнической или расовой принадлежности;

на основе уровня культурного развития;

на основе типов структуры, существующей в группах;

на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;

на основе преобладающих типов контактов между членами группы;

на основе различных видов связей, существующих в группах;

на других принципах.

 

Основания классификации зависят от цели исследования, которая, как правило, содержится в классификации лишь имплицитно (скрыто).

Разнообразие исследовательских интересов делает невозможным описание всех имеющихся в научном обиходе оснований классификации социальных групп. Однако наиболее репрезентативные группы необходимо рассмотреть. К таким типам относятся "малые группы".

 

 

36 Первичные и вторичные группы

 

Первичная группа - это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство "мы".

 

Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: "малочисленный состав, пространственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов" [II. С.53].

 

Впервые понятие "первичная группа" было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отношения. Ч.Кули считал семью "первичной", потому что она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации младенца. К "первичным группам" он также относил группы друзей и группы ближайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].

 

Позднее данный термин стал использоваться социологами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

 

Значение первичных групп очень велико, в них, особенно в период раннего детства, происходит процесс первичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в обществе. Первичные группы формируют личность. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов.

 

Первичная группа - это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.

 

Ч.Кули отмечал две основные функции малых первичных групп:

 

1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.

 

2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].

 

Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная - на цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

 

Основное значение в этих группах придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Например, на заводе должность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особенности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, личностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.

Так как во вторичной группе все роли уже четко распределены, то ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними, как известно, нет эмоциональных отношений, что свойственно для членов семьи и друзей. Например, в организациях, связанных с трудовой деятельностью, основными будут производственные отношения. Во вторичных группах не только роли, но и способы коммуникации уже заранее четко расписаны. В связи с тем, что проведение личной беседы не всегда бывает возможным и эффективным, коммуникация часто приобретает более формальный характер и осуществляется благодаря телефонным звонкам и различным письменным документам.

 

Но, естественно, не следует считать, что все вторичные группы безличны и лишены какого- либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения друг с другом и часто образуют первичные группы.

 

Например, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, между которыми возникают более или менее часто межличностные контакты. При руководстве вторичной группой обязательно следует учитывать первичные социальные образования.

 

Ученые-теоретики отмечают, что в течение последних двухсот лет произошло ослабление роли первичных групп в обществе. Проведенные западными социологами в течение нескольких десятилетий социологические исследования подтвердили, что в настоящее время господствуют вторичные группы. Но также были получены многочисленные данные, свидетельствующие, что первичная группа все еще вполне устойчива и является важным связующим звеном между личностью и обществом. Исследования первичных групп проводились в нескольких областях: выяснялась роль первичных групп в промышленности, во время стихийных бедствий и т.д. Изучение поведения людей в разных условиях и ситуациях показало, что первичные группы все еще играют важную роль в структуре всей социальной жизни общества

 

 

37 Структура группы

Структура группы. Под структурой группы мы понимаем следующие ее компоненты: формальное лидерство- роли; нормы; статус; размер; состав.

Формальное лидерство. Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и в конечном счете эффективность его работы.

Роли. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли, т.е.

модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в

группе, которое они занимают. При этом не возникает проблем, если каждый

постоянно играет только одну роль. В действительности же все намного

сложнее. Каждому из нас приходится играть не одну, а несколько ролей.

Например, менеджер по персоналу одновременно может являться председателем

комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению

рабочей силы с предприятия, вице-президентом Ассоциации специалистов

кадровых служб. К тому же он может выполнять еще целый ряд социальных

ролей: мужа, отца, сына, брата, а также председателя садового товарищества

или капитана футбольной команды. В ряде случаев эти роли могут оказаться

несовместимыми и противоречить одна другой. Там, где поведение работника

приходит в противоречие с тем, чего от него ожидают окружающие, возникает

ролевой конфликт. Типичный пример: работающая женщина, которой с трудом

удается совмещать успешное выполнение своей роли на производстве с теми

стереотипами, которые существуют в обществе и семье относительно ее роли

жены и матери.

Нормы. Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают

определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри

группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть

формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и

процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носят

неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболее

существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его

работы. Условно может быть выделено три совокупности норм.

Первая совокупность норм касается непосредственно выполнения работы и ее

качества (какова интенсивность работы, насколько терпимо группа относится к

браку и просчетам в работе, нарушению сроков выполнения заданий и т.п.).

Вторая совокупность норм касается таких внешних факторов, как форма одежды

(некоторые коллективы для поддержания определенного имиджа достаточно

жестко регламентируют форму одежды сотрудников и ее цвет), отношение к

сверхурочной работе (в ряде случаев она поощряется, но может

рассматриваться и как неумение организовать на должном уровне собственную

работу и работу подчиненных) и др.

Третью совокупность образуют нормы, регламентирующие распределение ресурсов

внутри группы. В одних, группах, например, все ее члены имеют одинаковый

доступ к компьютерам и другому офисному оборудованию, в других этот доступ

зависит от продолжительности работы в данном коллективе и занимаемого

положения.

Для того чтобы быть принятым в группу и чувствовать ее поддержку,

необходимо уметь приспосабливаться к ее нормам. Обычно сама группа

оказывает определенное давление и пытается скорректировать поведение тех

своих членов, которые поступают вопреки нормами правилам, существующим в

ней.

Статус. Под статусом в группе мы понимаем положение или ранг, который

присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус

также может быть формальным (например, победитель конкурса «Лучший по

профессии») и неформальным (уважение, соответствующее заслугам, знаниям и

т.п.).

Размер группы. Эффективность работы группы наряду с другими факторами

определяется ее размером. Результаты исследований показывают, что при

выполнении конкретной задачи малые группы (примерно 7 человек) оказываются

наиболее продуктивными, в то время как при обсуждении и коллективном

принятии решения лучшие результаты показывают группы, в которые входят 12

человек и более.

Распространенное мнение состоит в том, что дух коллективизма и

состязательность в группе приводят к повышению производительности ее членов

и группы в целом. Вместе с тем специалистами была выявлена и тенденция

другого рода: стремление работников делать в группе меньше, нежели

индивидуально (имеется в виду решение той же самой задачи). В связи с этим

коллективная работа в сочетании с учетом трудового вклада каждого и его

ответственностью за результаты работы позволит устранить возможные проблемы

и противоречия. Исследования показали, что группы, состоящие из 5—7

человек, как правило, наиболее эффективны. С одной стороны, они являются

достаточно большими, чтобы принимать разносторонние решения, учитывающие

опыт и мнения коллектива, ас другой — в такого рода группах хорошо виден

вклад каждого. К тому же в таких группах обычно не возникает субгрупп и на

выработку коллективного решения требуется не так много времени. Специалисты

также считают оптимальным, если такие группы включают в себя нечетное

количество членов, что облегчает групповое принятие решений.

Состав группы. Работа, выполняемая в группах, как правило, требует

различных знаний, умений, навыков и личностных качеств. В этой связи

принято считать, что разнородные по составу группы (по полу, возрасту,

стажу работы в организации) работают более эффективно, чем группы

относительно однородные по своему составу. Вместе с тем в разнородных по

составу группах могут возникать такого рода проблемы, как конфликты из-за

недопонимания среди их членов, борьба за власть, более высокая текучесть

кадров. Однако при умелом управлении эти проблемы весьма успешно

преодолеваются.

 

 

Способы формирования групп.

 

Почему люди объединяются в группы? Наиболее частыми причинами, которые

заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности- в достижении целей; усилении власти; обеспечении безопасности; самоуважении;

общении; получении определенного статуса.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом

трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе,

например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену

престижное положение в обществе, в. коллективе, среди друзей и

родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в

самоуважении. Объединение в группы может также увеличивать власть ее

членов: то, чего подчас трудно добиться одному, вместе, оказывается,

добиться намного проще. Именно поэтому люди объединяются в союзы, коалиции

с тем, чтобы усилить свою власть для достижения поставленных целей. Обычно,

объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько

насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные союзы,

работники одновременно могут удовлетворять свои потребности в защите прав и

социальных гарантий, усилении своей власти для достижения конкретных целей,

таких, как улучшение условий труда на предприятии, а также потребности в

самоуважении и. общении.

Стадии развития группы. Каждая группа формируется и развивается по-

своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены

некоторые общие закономерности.

Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые

формируют 5-ступенчатую модель развития группы: начальная стадия

формирования; внутригрупповой конфликт;

обеспечение сплоченности членов группы; стадия наивысшей работоспособности

и производительности; заключительная стадия (для временных групп).

Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, характеризуется

неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно,

кто является лидером этой-группы и какой тип поведения в ней наиболее

приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо

понимать, что они являются частью данной группы.

Внутригрупповой конфликт. Вторая стадия развития группы обычно

характеризуется развитием внутригруппового конфликта. Идет борьба за

лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта

стадия будет завершена, становится ясно, кто лидер в данной группе (если

это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения между

членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно

появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения

ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии

группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на

распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение

эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных на

время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится

заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над

проектом или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем

больше ее члены начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит

свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом

коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно

снижаться.

Безусловно, что рассмотренные стадии развития группы дают лишь упрощенное

представление о достаточно сложных процессах, протекающих в реальной жизни.

В действительности бывает достаточно трудно отделить одну стадию развития

группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновременно. Возможен

переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по

поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой

стадии ее развития, в том числе и на заключительной).

Специалисты, анализировавшие стадии функционирования групп, выявили еще

одну интересную закономерность развития временных групп. Было установлено,

что производительность работы группы колеблется в разные периоды,

существенно увеличиваясь во второй половине периода ее деятельности. Первая

фаза деятельности группы по решению какой-либо задачи характеризуется

относительной инерцией. Существенные изменения происходят лишь в конце этой

фазы, после того, как истекает примерно половина времени, отпущенного на

решение данной задачи. В этот период часто становится ясно, что время,

которое отпущено на решение стоящей перед группой задачи, ограничено и,

чтобы успешно прийти к финишу, необходимо сконцентрировать усилия и

ускорить работу. На второй фазе производительность группы обычно

увеличивается, что в конечном счете позволяет успешно достичь намеченной

цели. Практика работы над различными проектами и групповыми докладами во

многих случаях является убедительным тому подтверждением.

 

39 Почему социологию называют междисциплинарной наукой?

 

Социология — наука о жизни общества, и она тесно взаимосвязана с другими общественными науками, отражающими его сложную многогранную жизнедеятельность.

 

Взаимосвязь социологии и других общественных наук

 

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальных общностях и индивидах. И здесь прежде всего необходимо сопоставить социологию и социальную философию, у которых очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки.

 

Как соотносятся общественные науки: психология и социология? Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального “Я”.Сфера социологии- это проблемы межличностного взаимодействия “Мы”. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

 

40 Понятие социального конфликта

Все социальные явления, события, а также социальные общности

(семью, классы, социальные слои, политические партии) можно рассматривать с

позиций конфликта, результатом которого могут быть как борьба и разногласия, так и сплоченность и солидарность

людей. В этом — двойственная природа конфликта, выражающая его

разрушительное и созидательное начало, и одновременно — та двоякая роль,

которую он играет в развитии общества. Социальный конфликт может быть

фактором разрушения общества, а может стать своеобразным двигателем его

развития.

В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются по

вертикальным и горизонтальным уровням.

Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты

конфликта (т. е. взаимодействующие стороны). Выделяются четыре уровня:

конфликт между отдельными личностями (ролевые конфликты); конфликт между

личностью и обществом; конфликт между социальными группами; межнациональный

и межгосударственный конфликты наиболее крупных социальных общностей, целых

обществ. На этом уровне анализ конфликтов переходит из области социологии в

сферу политологии.

Основанием же классификации по горизонтальным уровням являются цели

конфликтующих сторон, которых они пытались достичь в процессе

взаимодействия, но не смогли, в результате чего возник предмет конфликта.

По горизонтальным уровням можно выделить три типа конфликтов:

— конфликты в сфере труда и распределения. Их причинами служат

отношения по поводу труда и распределения, которые обычно складываются в

процессе совместной деятельности людей и их общения;

— конфликты в сфере власти и в политической структуре общества.

Причиной служат отношения по поводу власти;

— конфликты в сфере культуры. Причиной могут служить столкновения

представителей различных культур, уровней развития отдельных наций и

народов.

Рассмотрим каждую группу конфликтов более подробно.

1. Конфликт между отдельными личностями. В основе этого конфликта

находятся такие противоречия, которые возникают между отдельными людьми.

Источники и средства разрешения такого конфликта связаны с общением между

людьми.

2. Конфликт между личностью и обществом. Он затрагивает производство,

распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей, необходимый

для поддержания целостности общества. Может выражаться в отношении человека

к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них.

3. Конфликт между социальными общностями, группами и слоями.

Конфликтная ситуация заключается в противоборстве групп, преследующих

несовместимые цели. Источником противоположных интересов этих групп

являются общественные потребности, поэтому возникновение конфликтов прямо

связано с возможностью удовлетворения этих потребностей.

4. Конфликты на межнациональном и межгосударственном уровне. Они

могут иметь такие проявления, как:

— аномия — разрушение культурного единства из-за отсутствия четких

социальных норм. Причины анемии — ослабление влияния религии и политики,

растущее значение торгово-промышленного класса, что вызывает распад когда-

то прочной системы нравственных <


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.