Составители: к.э.н., доцент Пастухова Е.Я. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Составители: к.э.н., доцент Пастухова Е.Я.

2018-01-13 207
Составители: к.э.н., доцент Пастухова Е.Я. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социология труда

Для направления

080200.62 «Менеджмент» (Б3, ДВ5)

 

 

Профиль подготовки

«Управление человеческими ресурсами»

 

Составители: к.э.н., доцент Пастухова Е.Я.

д.э.н., профессор Морозова Е.А.

 

Кемерово

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан экономического факультета   Е.А. Морозова ______________________ «26» марта 2012 г. Проректор по УОР КемГУ   _____________ ________________________ «___» ___________________ 2012 г.
УМК обсуждено и одобрено Ученым советом экономического факультета Протокол № 9 от «26» марта 2012 г. Председатель ученого совета факультета, Декан экономического факультета   Е.А.. Морозова ______________________ «26» марта 2012 г. УМК обсуждено и одобрено научно-методическим советом КемГУ Протокол №__ от «___» __________ 2012 г. Председатель НМС, проректор по УОР КемГУ _____________________________________ «___» ______________ 2012 г.

 

ОБСУЖДЕНО: РАССМОТРЕНО:
Зав.кафедрой менеджмента   И.П. Поварич _______________________ «15» мая 2008 г. Председатель методической комиссии   О.Н. Козлова ________________________ «19» марта 2012 г.
УМК обсуждено и одобрено на заседании кафедры менеджмента Протокол № 7 от «22» февраля 2012 г. Зав.кафедрой менеджмента   И.П. Поварич _______________________ «22» февраля 2012 г. УМК обсуждено и одобрено Методической комиссией экономического факультета Протокол № 9 от «19» марта 2012 г.   О.Н. Козлова ________________________ «19» марта 2012 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая программа по дисциплине «Социология труда» (см. отдельный файл)

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов (см. отдельный файл)

3. Учебно-методические материалы

3.1. Лекционный материал

3.2. Методические материалы для проведения практических занятий

3.2.1. Методические указания по подготовке практических занятий

3.2.2. Методические указания для преподавателей

3.2.3. Контрольно-измерительные материалы

3.3. Словарь основных понятий по темам курса

3.4. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля

3.5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

4. Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

4.1. Рекомендации по ведению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения

4.2. Рекомендации по ведению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения


Учебно-методические материалы

по дисциплине

«Социология труда»

 

Лекционный материал

Лекционный материал включает в себя:

1) лекции по социологии труда для студентов дневного отделения (печатный и электронный вариант находятся у преподавателя);

2) лекции по социологии труда для студентов заочной формы обучения (печатный и электронный вариант находятся у преподавателя);

3) учебник Ромашова О.В. «Социология труда» (находится в методкабинете экономического факультета)

 

Методические указания для преподавателей

 

Преподаватель, ведущий практические занятия по социологии труда, прежде всего, должен хорошо владеть теоретическим материалом по соответствующим темам, знать содержание лекционного материала. Он должен уметь организовать аудиторию на активную, плодотворную работу, вести дискуссию, поддерживать высокий уровень дисциплины. Очень важным фактором для успешного проведения практических занятий является объективная оценка знаний студентов, их активности, добросовестного отношения к занятиям, других деловых качеств.

К каждому практическому занятию преподаватель должен специально готовиться. Для этого необходимо познакомиться с соответствующим содержанием лекции, освежить сведения из дополнительных источников, детально освоить порядок, методику проведения практического занятия. Если на занятии планируется проводить тестирование, необходимо заранее подготовить бланки тестов; если предполагается выполнение индивидуальных заданий – обеспечить их для каждого студента.

Преподаватель должен вести строгий учет посещаемости занятий, требовать своевременной «отработки» пропусков и полученных неудовлетворительных оценок. Особенно тщательно необходимо наладить учет успеваемости.

В начале каждого практического (семинарского) занятия необходимо ознакомить студентов с планом работы, четко оговорить все требования, условия выполнения различных заданий, критерии оценки. В конце практического задания необходимо подвести итог занятия, объявить индивидуальные результаты работы студентов, обозначить «проблемные» аспекты, выдать рекомендации на будущее, дать задание на следующее занятие.

 

Задание по теме «Введение в социологию труда»

Ниже приводится список элементов производственной и непроизводственной областей деятельности предприятия. Распределите соответствующие элементы на условия труда и содержание труда.

1) разнообразие операций, 2)освещенность рабочего места, 3) загазованность, 4) оплата труда, 5) удаленность предприятия от места жительства, 6) психическое напряжение труда, 7) взаимоотношения между работниками, 8) монотонность операций.

Задание по теме «Трудовые коллективы: особенности становления и функционирования»

Какому типу структуры трудовой организации соответствуют следующие данные?

Численность работников по категориям ООО «КРУ - Сибирит», чел.

 

Категории работников  
Среднесписочная численность работников, чел.  
в т.ч. мужчины  
в т.ч. женщины  
в т.ч. в общей численности имеющие высшее образование  
в т.ч. в общей численности имеющие среднее проф. образов.  

 

Задания по теме «Социальная мобильность в трудовой деятельности»

1.Какие каналы трудовой мобильности наиболее эффективны в современном российском обществе? Объясните свой ответ.

2. Какие каналы трудовой мобильности наименее эффективны в современном российском обществе? Объясните свой ответ.

 

Задание по теме «Адаптация в трудовой деятельности»

О каких видах адаптации идет речь в следующем высказывании?

Моя адаптация к государственной службе началась в тот момент, когда я только принимала решение, связанное с переменой коллектива, условиями работы, готовилась к новым трудностям, связанным с высокой ответственностью и сложностью. По результатам двухэтапного конкурса я приступила к исполнению служебных обязанностей с испытательным сроком - 2 месяца. Началось знакомство с коллегами, руководством, подчиненными, сложившейся системой ценностей в новом для меня коллективе.

Раньше я занимала позицию исполнителя с точки зрения законодательства, а теперь нахожусь по другую сторону баррикад. Занимаюсь контролем за соблюдением законодательства, что требует определенных психологических затрат, даже здоровья. Большая служебная загруженность оставляла мало времени на личные контакты с коллегами. Тем более на новом месте работы не было совместных праздников, корпоративов.

Тяжело было привыкнуть к ношению форменной одежды, к использованию устаревшей организационной техники, к отсутствию служебного транспорта, удаленности головного офиса от объектов, на которые надо было выезжать.

 

Задания по теме «Уровень и качество жизни населения»

1. Какой показатель выше: среднедушевой доход или средняя заработная плата. Объясните свой ответ.

2. Напишите названия статистических показателей, характеризующих состояние системы образования.

 

Задание по теме «Качественные и количественные методы исследования в социологии труда»

О каком методе сбора социологических данных идет речь в следующей цитате? Сначала трудовые биографии были проанализированы по 10 пунктам: дата рождения, родители, образование, места работы, общественная деятельность, исполняемые обязанности, место жительства и т.д. Существенного различия по изучаемым вопросам обнаружено не было. Теперь мы были готовы к более глубокому изучению вознаграждений и глаголов-фраз, используемых для описания развития карьеры.

Образец тестового задания для студентов заочной формы обучения

В предлагаемом тесте необходимо отметить все правильные варианты ответов, которых может быть больше одного. Ответ на последнее задание необходимо сформулировать самостоятельно.

 

1. Отметьте элементы трудовой деятельности, характеризующие содержание труда.

1) разнообразие операций

2) взаимоотношения между работниками

3) психическое напряжение труда

4) оплата труда

 

Тематика контрольных работ

 

Буква алфавита Формулировка темы
А, П Описать содержание трудовой деятельности конкретного человека
Б, Л Описать условия трудовой деятельности конкретного человека
Р, Х Гибкие модели занятости в сфере услуг или в промышленности (описание используемых моделей на примере какого-либо кузбасского предприятия)
К, Ш Численная и финансовая гибкость занятости в условиях финансово-экономического кризиса (на примере одного или нескольких кузбасских предприятий)
В, М, Ф Основные факторы трудовой мобильности (на примере трудовой биографии конкретного человека)
Г, У Описание и анализ функционально-производственной и профессионально-квалификационной структуры Вашего трудового коллектива (организации)
Д, Э, Я Описание и анализ демографической и социально-психологической структуры Вашего трудового коллектива (организации)
Н, Щ Описание конкретного случая трудовой (учебной) адаптации
З, О Описание и анализ социальных свойств Вашего трудового коллектива (отдела, цеха, подразделения или всего предприятия)
И, Ч Описание и анализ трудового конфликта (для описания используйте элементы конфликтной ситуации)
Ж, Ю Основные направления социальной защиты работника(на примере деятельности какого-либо кузбасского предприятия)
С, Ц Факторы трудовой мобильности (описать на конкретных примерах кто более мобилен в трудовой деятельности в зависимости от пола, возраста, образования, национальности, наличия детей в семье и др. факторы)
Е, Т Механизмы социальной защиты (описать на примере коллективного трудового договора какого-либо кузбасского предприятия механизмы социальной защиты работника)

 

Формулировка всех социологических терминов, которые встречаются в тематике контрольных работ, приведена в учебно-методическом комплексе (раздел 3.3 «Словарь основных понятий по темам курса).

Контрольная работа должна носить преимущественно практический характер.Основными источниками информации для написания контрольной работы должны стать сведения, касающиеся Вашей трудовой деятельности в прошлом или настоящем времени(за исключением тем по уровню жизни ). В случае отсутствия подобной информации, можно использовать статьи из периодических изданий, посвященные анализу изучаемых вопросов на примере деятельности какого-либо предприятия (организации). Не забывайте указывать название предприятия (организации), деятельность которого стала объектом Вашего исследования.

Обязательно наличие ссылок на все используемые издания и материалы. Примерный перечень рекомендуемых периодических изданий: «Социологические исследования», «Человек и труд», «Мир России», «Проблемы теории и практики управления», «Общественные науки и современность», «Социологический журнал», «Кадры», «Вопросы экономики». Интернет - ресурс: www.ecsoc.msses.ru. Контрольная работа заканчивается списком использованных источников.

4. Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

 

4.1. Рекомендации по ведению самостоятельной работы

для студентов дневного отделения

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, и представляет собой усвоение курса во внеаудиторное время по темам или разделам тем. Цель самостоятельной работы: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий (лекций и семинарских занятий); формирование исследовательских умений; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда и развитие самостоятельного мышления специалиста.

Посещение лекционных занятий и конспектирование рассматриваемых на них материалов является недостаточным условием для усвоения необходимых знаний по социологии труда. Каждый студент должен индивидуально готовиться по темам дисциплины, читая конспекты лекций и рекомендуемую литературу, заучивая базовые определения, классификации, схемы и типологии. Самостоятельная работа позволяет студенту в спокойной обстановке подумать, разобраться с информацией по теме, при необходимости обратиться к справочной литературе. Внимательное чтение и повторение прочитанного помогает в полном объеме усвоить содержание темы, структурировать знания.

Чтобы содержательная информация по дисциплине запоминалась надолго, целесообразно изучать ее поэтапно - по темам и в строгой последовательности, поскольку последующие темы, как правило, опираются на предыдущие. Именно поэтому большая часть самостоятельной работы приурочена к семинарским занятиям, которые проводятся один раз в две недели. При подготовке к семинарам целесообразно за несколько дней до занятия внимательно 1-2 раза прочитать нужную тему, попытавшись разобраться со всеми теоретическими положениями и примерами. Если возникли трудности, обратиться за помощью к учебной, справочной литературе или к преподавателю за консультацией. За день до семинара необходимо еще 1-2 раза прочитать тему, повторить определения основных понятий, классификации, структуры и другие базовые положения.

Самостоятельная работа студентов не ограничивается лишь подготовкой к семинарским занятиям и выполнением контрольной работы. Отдельные вопросы по изучаемым темам изначально запланированы для самостоятельного изучения. Это такие вопросы как «История становления отечественной социологии труда», «Классификация социально-трудовых отношений», «Причины конфликта в трудовой деятельности», «Основные направления социальной защиты работника». Данные вопросы обеспечены необходимыми библиографическими источниками, которые представлены в Рабочей программе по дисциплине.

 

4.2. Рекомендации по ведению самостоятельной работы

для студентов заочного отделения

 

Самостоятельная работа по дисциплине включает изучение основной и дополнительной литературы, лекционного материала по дисциплине; выполнение контрольной работы; изучение отдельных вопросов, тем, которые не рассматриваются на лекциях; подготовку к сдаче экзамена.

Особое внимание в рамках самостоятельной подготовки студенты заочной формы обучения должны уделить контрольной работе, которая посвящена рассмотрению различных социальных аспектов трудовой деятельности (подробнее см. п. 3.5. «Методические рекомендации по выполнению контрольной работы»).

Относительно небольшой объем лекций на заочной форме (10 часов) не позволяет одинаково полно раскрыть все изучаемые темы. В таких условиях целесообразно предоставить студентам возможность самостоятельно изучить некоторые вопросы по темам «История становления индустриальной социологии», «Социальная адаптация в трудовой деятельности», «Конфликт в трудовой деятельности», «Основные направления социальной защиты работника», «Уровень и качество жизни населения», «Качественные и количественные методы исследования в социологии труда». Необходимая учебная литература и материалы по самостоятельному изучению отдельных тем и вопросов представлены в Рабочей программе по дисциплине.


Особое внимание в рамках самостоятельной подготовки студенты ОЗО должны уделить контрольной работе (подробнее см. п. 3.5. «Методические рекомендации по выполнению контрольной работы»).

Для успешной подготовки студентов к итоговому тесту, который предлагается на экзамене, им целесообразно в режиме самоподготовки выполнить задания (см. п. 3.2.3. Контрольно-измерительные материалы)

Задания построены по принципу теста, то есть предполагают выбор одного или нескольких правильных вариантов ответа из предложенного перечня. Последнее задание в тесте предполагает самостоятельную формулировку ответа. Оценка за тестовое задание ставится, исходя из количества допущенных ошибок. 0 – 2 ошибки – «отлично»; 3 - 4 ошибки - «хорошо»; 5–6 ошибок – «удовлетворительно»; 7 и более ошибок – «неудовлетворительно».

 

Социология труда

Для направления

080200.62 «Менеджмент» (Б3, ДВ5)

 

 

Профиль подготовки

«Управление человеческими ресурсами»

 

Составители: к.э.н., доцент Пастухова Е.Я.

д.э.н., профессор Морозова Е.А.

 

Кемерово

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан экономического факультета   Е.А. Морозова ______________________ «26» марта 2012 г. Проректор по УОР КемГУ   _____________ ________________________ «___» ___________________ 2012 г.
УМК обсуждено и одобрено Ученым советом экономического факультета Протокол № 9 от «26» марта 2012 г. Председатель ученого совета факультета, Декан экономического факультета   Е.А.. Морозова ______________________ «26» марта 2012 г. УМК обсуждено и одобрено научно-методическим советом КемГУ Протокол №__ от «___» __________ 2012 г. Председатель НМС, проректор по УОР КемГУ _____________________________________ «___» ______________ 2012 г.

 

ОБСУЖДЕНО: РАССМОТРЕНО:
Зав.кафедрой менеджмента   И.П. Поварич _______________________ «15» мая 2008 г. Председатель методической комиссии   О.Н. Козлова ________________________ «19» марта 2012 г.
УМК обсуждено и одобрено на заседании кафедры менеджмента Протокол № 7 от «22» февраля 2012 г. Зав.кафедрой менеджмента   И.П. Поварич _______________________ «22» февраля 2012 г. УМК обсуждено и одобрено Методической комиссией экономического факультета Протокол № 9 от «19» марта 2012 г.   О.Н. Козлова ________________________ «19» марта 2012 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая программа по дисциплине «Социология труда» (см. отдельный файл)

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов (см. отдельный файл)

3. Учебно-методические материалы

3.1. Лекционный материал

3.2. Методические материалы для проведения практических занятий

3.2.1. Методические указания по подготовке практических занятий

3.2.2. Методические указания для преподавателей

3.2.3. Контрольно-измерительные материалы

3.3. Словарь основных понятий по темам курса

3.4. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля

3.5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

4. Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

4.1. Рекомендации по ведению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения

4.2. Рекомендации по ведению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.