Д.п.н., профессор В.И. Мареев — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Д.п.н., профессор В.И. Мареев

2018-01-13 280
Д.п.н., профессор В.И. Мареев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра детской психологии

«УТВЕРЖДАЮ»______________

Руководитель ПИ ЮФУ,

Д.п.н., профессор В.И. Мареев

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ: РАЗДЕЛ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

(для студентов заочного отделения факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ, обучающихся по специальности 050703 – «Дошкольная педагогика и психология»)

 

 

УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

____________________2009 г.

Ростов-на-Дону

Г.

Составитель: д.пс.н., профессор Черная Анна Викторовна

УМК утвержден на заседании кафедры

Протокол №______от «_______»_______________200 г.

Заведующая кафедрой: д.пс.н., профессор Черная Анна Викторовна

УМК утвержден ученым советом ПИ ЮФУ пр. №_______от «_____»_________

Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

Руководитель ПИ ЮФУ, профессор В.И. Мареев

1. Содержание государственного образовательного стандарта ВПО по дисциплине «Возрастная психология и психология развития» для специальности - 050703 –Дошкольная педагогика и психология

ОПДП.Ф.01 Возрастная психология и психология развития   Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития. Подход к проблеме психического развития в основных психологических школах. Механизмы развития психики. Механизмы психологической защиты Основные закономерности психического развития. Предпосылки и условия психического развития. Взаимосвязь развития и деятельности, понятие ведущей деятельности. Взаимосвязь развития и обучения; подход к проблеме соотношения обучения и развития; понятие «развивающее обучение». Роль общения в процессе формирования психики, появление и развитие разных форм общения. Социальная ситуация развития и её роль в процессе становления психики. Периодизация психического развития; генетическая и функциональная периодизация. Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Методы исследования развития психики в онтогенезе. Детство как социокультурный феномен, особенности становления психики в разных общественных и исторических условиях. Понятие и содержание возрастной нормы; возрастная и индивидуальная норма. Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза. Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Особенности обучения 6-летних детей. Значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития ребенка. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные новообразования младшего школьного возраста. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии Специфика социальной ситуации развития подростков. Особенности когнитивного и личностного развития в подростковом возрасте. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность подросткового периода. Социальная ситуация развития юношества. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность периода. Основные новообразования юношеского возраста. Общая характеристика зрелого возраста. Молодость, расцвет, собственно зрелость. Кризисы середины жизни. Проблема поиска смысла жизни в зрелости. Изменение социальной ситуации в связи с уходом от профессиональной деятельности. Возможности продуктивной зрелости и бескризисное прохождение этого периода. Психология старости.    

 

2. Программа дисциплины

Пояснительная записка

Программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО для специальности 050703 –Дошкольная педагогика и психология (заочное отделение). Дисциплина входит в блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.01) в составе комплекса психологических дисциплин общая психология, история психологии, педагогическая психология, социальная психология общим объемом 230ч. В соответствии с этим изучение дисциплины предполагает межпредметные связи. Содержание дисциплины представляет собой совокупность теоретических и прикладных аспектов психологического знания, необходимого для формирования у студентов системного видения закономерностей развития человека в онтогенезе.

Цель дисциплины: формирование у студентов представлений об общих закономерностях и механизмах развития психики на разных этапах онтогенеза, изменениях, происходящих в структуре личности, мотивационно-потребностной и когнитивной сферах, в деятельности и общении; об индивидуальных особенностях и возрастных закономерностях; о взаимосвязи и взаимовлиянии биологического, социального и психического.

Задачи дисциплины:

· сформировать понятийный аппарат дисциплины;

· сформировать базовые знания об основных закономерностях сформировать систему формировании у студентов понимания общих закономерностей и механизмов развития психики; осознании ими причин разнообразия форм генезиса, их зависимости от культуры, социальных установок, индивидуальных особенностей, возраста, наследственности.

· развитие у студентов способностей к сравнительному анализу психологического содержания различных этапов онтогенетического развития;

· создание установки на перенос полученных в курсе знаний в практическую деятельность.

Занятие 1. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Соотношение понятий Рост. Созревание. Дифференциация. Научение. Запечатление. Социализация.
  2. Теоретические подходы к определению ключевых понятий дисциплины
  3. Биогенетический и социогенетический подход в определении характеристик развития

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000.
  4. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. Для студ. высш. учеб. завед. – 11-е изд., переаб. и доп. М., 2007.
  3. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. – 1991. – N 2.
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  5. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. – М., 1997.
  6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

Модуль 1

1. Психоанализ и экспериментальное изучение детского развития.

2. Психоаналитическое направление: теория психосоциального развития Э. Эриксона.

3. Когнитивное направление: Ж.Пиаже и женевская школа психологии.

4. Направление социализации: Л.С. Выготский и его школа (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).

5. Концепция феноменологии развития В.С. Мухиной.

6. Социально-экологическое направление в психологии развития

7. Нарративный подход в психологии развития

Модуль 2

1. Возрасты жизни в исторической ретроспективе

2. История и историография детства и детского развития

3. Возрастные нормативные кризисы развития

4. Возрасты жизни в антропологической парадигме

Модуль 3

5. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка дошкольника

6. Роль игры в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

7. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

8. Проблемы школьной дезадаптации первоклассников

9. Особенности психического развития в младенческом возрасте

10. Дружба и любовь в подростковом и юношеском возрасте

11. Особенности развития самосознания в подростковом и юношеском возрасте

12. Подростки группы «риска»

13. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

14. Профессиональная карьера

15. Особенности психического развития пожилых и старых людей

16. Психологические секреты долгожительства

Модуль 4

1. Психологическое сопровождение детских деятельностей

2. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения

3. Возрастно-психологический подход в психологическом сопровождении

Работа с глоссарием

Глоссарий – словарь, раскрывающий смысл используемых терминов (дескрипторов). Дескриптор – наиболее существенное понятие в виде слов или словосочетаний, обладающее семантической устойчивостью и контрастностью, основной носитель учебной информации в информационной модели обучения. [БЭС,с.345] Это может быть базовое понятие, умение, навык, порция учебного материала. Здесь необходимо отметить следующее. Изначально, глоссарий понимается как собрание глосс – непонятных слов и выражений. Такое понимание позволяет развести ведение глоссария и словаря, как сходных, но не однозначных видов учебных заданий. Например, глоссарий можно составлять по заранее заданным преподавателем, терминам и понятиям. Тогда ведение словаря, можно рассматривать как более свободное учебное задание, когда раскрываются, например, иные значения тех или иных терминов (например, инструментализм Дж.Дьюи и современная теория проблемного обучения).

Словарь (как и глоссарий) может иметь предметный, именной или смешанный характер. В дальнейшем мы не будем подчёркивать сходство словаря и глоссария.

Предметный словарь составляется студентом, по какой-либо выбранной самостоятельно или указанной преподавателем теме учебного курса. Например «Психологи античности».

Именной словарь (или словарь персоналий) должен представлять собой указатель персоналий психологов, принадлежащих к тому или иному направлению в психологии, занимавшихся или занимающихся той или иной проблемой и т.д. Конкретный критерий даёт преподаватель при выдаче учебного задания.

Словарь смешанного типа может представлять собой именной указатель исследователей, занимавшихся проблемой и одновременно содержать список терминов, понятий и т.д., введенных ими в психологию (например, «Гештальтпсихология», «Психоанализ» и т.д.).

Студентам предлагается заполнить психологический словарь, используя следующие термины: / http://slovari.yandex.ru /Психология развития. Словарь Под. ред. А.Л. Венгера [17]

1. Адаптивность

2. Акселерация

3. Амбивалентность

4. Антропогенез

5. Ведущая деятельность

6. Взрослость

7. Внутренняя речь

8. Возраст

9. Генеративность

10. Геронтопсихология

11. Гетерохронность

12. Движущие силы психического развития

13. Дезадаптация

14. Депривация

15. Детство

16. Жизненный кризис

17. Зона актуального развития

18. Зона ближайшего развития

19. Идентичность

20. Интериоризация

21. Интимно-личностное общение

22. Интрапсихический

23. Инфантилизм

24. Кризис

25. Локус контроля

26. Лонгитюдный метод исследования

27. Новообразование психическое

28. Одиночество

29. Онтогенез

30. Ответственность

31. Половое поведение

32. Пренатальное развитие

33. Психологическая готовность к школьному обучению

34. Рефлексия

35. Самоактуализация

36. Самоопределение

37. Самосознание

38. Самооценка

39. Сензитивность

40. Социализация

41. Социальная ситуация развития

42. Социогенез

43. Суицид

44. Эгоцентризм

45. Экстериоризация

46. Эпигенез

47. Ценностные ориентации

Оформление психологического глоссария осуществляется в виде таблицы в печатном или письменном (разборчиво) виде на бумажном носителе с указанием:

Термин Автор термина Содержание термина Источник
         

 

Критериями для оценивания составленного студентами словаря являются:

-соответствие терминов заданной направленности словаря;

-полнота словаря;

-наличие альтернативных толкований того или иного термина.

Задания по работе с литературой по теме

План работы с литературой

1. История становления возрастной психологии.

2. Актуальные проблемы современной психологии развития.

3. Связь возрастной психологии с другими науками.

4. Возрастная психология в системе психологической науки.

Литература

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 1998.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  4. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981
  5. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1996.

План работы с литературой

  1. Биологические предпосылки.
  2. Взаимодействие биологического и социального факторов.
  3. Социальное наследование. Социальные условия и возраст.
  4. Закономерности развития.
  5. Внутренняя позиция и развитие.

Литература

  1. Мухина В.С. Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 1998. – С. 38-51
  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С. 26-28
  3. Грэйс Крайг. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – С. 110-136
  4. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, 2002. – С. 15-22, 35-56

План работы с литературой

  1. Понятие метода исследования в возрастной психологии.
  2. Характеристика метода наблюдения (суть метода, процедура, требования к проведению, достоинства метода, недостатки, виды).
  3. Характеристика эксперимента.
  4. Проективные методы.
  5. Близнецовый метод, дневники развития ребенка.

Литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001

2. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – С. 13-19

3. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования и исследования детского мышления // Вопросы психологии. – 1966. - № 4

4. Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка: дневник матери. –М., 1957

5. Мухина В.С. Таинство детсва (любое из 3-х изданий)

Тема 4. Автобиографический подход к изучению детства

План работы с литературой

1. Автобиография как способ получения информации о жизненном пути личности

2. Фактология автобиографических свидетельств

3. Детские автобиографии (воспоминания о детстве) в творчестве великих людей.

Литература

1. Антипова Т.В. Композиторы о своем детстве // Вестник Университета РАО. 2000. №1 (9). С. 102—109.

2. Астафьева Е.Н. Анализ поведения ребенка по материалам воспоминаний о детстве // Вестник Университета РАО. 2002. № 4. С. 142—151.

3. Астафьева Е.Н. и др. Биографическое интервью: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. 88 с.

4. Астафьева Е.Н. Межличностные конфликты в воспоминаниях о детстве // Вестник Университета РАО. 2002. № 3. С.125—146.

5. Безрогов В.Г. Как и во что верят дети? //Мир образования. 1997. № 5. С. 68—73.

6. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М., 2000.

7. Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего Нового времени (III—XVI вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии. М.: Изд-во УРАО, 2001. 164 с.

8. Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве эпохи Рационализма и Просвещения (XVII—XVIII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии. М.: Изд-во УРАО, 2001. 172 с.

9. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии /Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. М.: Изд-во РОУ, 1998. 432 с.

10. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. М., 2000. 180 с.

11. Астафьева Е.Н. и др. Биографическое интервью. М., 2002.

12. Рыбников Н.А. Биографический метод в изучении детства // Педология. 1928. №2.

План

1. Акцентуации в понимании периодизации психического развития:

· Биогенетический подход в понимании периодизации развития (Ст. Холл, Гетчинсон);

· Периодизация Ж. Пиаже;

· З. Фрейда;

· Эрика Эриксона.

Тема 6. Понимание периодизации психического развития отечественными психологами:

· Л.С. Выготский;

· Д.Б. Эльконин;

· Л.И. Божович;

· Д.И. Фельдштейн;

· А.В. Петровский

· В.И. Слободчиков

Литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001

2. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – С. 109-146

3. Выготский Л.С. Полное собр. соч. в 6 т. Т.4

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968

5. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрай». – М., 2001

План работы с литературой

1. Понятие социальной ситуации развития.

2. Определение возраста в культурно-исторической теории.

3. Определение возраста в теории деятельности.

4. Стабильные и критические периоды развития. Новообразования стабильных периодов.

Литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч. в 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 244-269

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998

План работы с литературой

1. Понятие кризиса развития. Общая характеристика.

2. Социальная ситуация развития в кризисе.

3. Структура возрастного кризиса.

4. Характеристика возрастных кризисов развития.

Литература

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности // Проблемы формирования личности: Избранные психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., Воронеж, 1995 (б). – С. – 213-228, 228-244

2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч. в 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С. 244-269

3. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч. в 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С. 244-269

4. Гуткина Н.И. Психологические особенности проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. – 1984. - № 2

5. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. – 1994. - № 1. – С. 61-69

Тема 9. Одаренность

План работы с литературой

1. Понятие одаренности. Возрастная одаренность.

2. Виды одаренности.

3. Факторы наследственности и среды.

4. Одаренные и творческие дети. Проблемы адаптации одаренных детей: ребенок в семье и обществе.

5. Одаренный ребенок в школе: аспекты проблемы и пути решения. Ролевые модели общения родителей и педагогов.

6. Изучение интеллекта.

Литература

1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 448 с.

2. Лейтес Н.С. Проблема соотношения умственного развития и способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 163-168

3. Теплов Г.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 31-35

4. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб., 2002. – Гл. 8. – С. 189-209

План работы с литературой

1. Первый год жизни. Физическое развитие и моторное развитие новорожденного. Возможности новорожденного.

2. Сенсорное и перцептивное развитие.

3. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве.

4. Психосоциальное развитие в младенчестве.

Литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ.вузов. – М., 1998. – С. 100-106

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Триволи, 1995. – С. 193-212

3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1997

4. Грэйс Крайг. Психология развития. – СПб., 2000

План работы с литературой

1. Роль общения со взрослым в развитии ребенка.

2. Формирование предпосылок усвоения речи.

3. Лицо младенца.

4. Развитие движений и действий.

5. Развитие ориентировки в окружающем мире.

6. Психосоциальное развитие в младенчестве.

Литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ.вузов. – М., 1998. – С. 106-120

2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 216-226, 267-250

3. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т. Т. 4. – С. 269-318

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979

5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1999

План работы с литературой

1. Социальная ситуация развития ребенка раннего детства.

2. Предметно-орудийная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего детства. Соотносящие и орудийные действия, их роль в психическом развитии ребенка.

3. Развитие речи – сензитивный период раннего детства.

4. Умственное развитие и особенности мышления.

5. Зарождение самосознания. Предпосылки формирования личности. Знаковая функция сознания.

6. Кризис 3-х лет. Пути решения кризиса.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. Т.4. Кризис 3-х лет. Ранний возраст. – М., 1992

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

4. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

5. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – М., 1998

План работы с литературой

1. Социальная ситуация развития дошкольника. Дошкольное детство – сензитивный период формирования личности.

2. Условия формирования личности.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Игра – ведущий вид деятельности. Структура сюжетно-ролевой игры.

5. Роль игры в психическом развитии ребенка.

6. Мотивы поведения дошкольника. Соподчинение мотивов – основное новообразование дошкольного детства.

7. Особенности физического и психического развития 6-летних детей.

8. Кризис 7-ми лет.

9. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Литература

1. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе. – М., 1996

3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. – С. 204-251

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001. – С. 281-320

6. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1989

7. Венгер Л.А. Развитие умственных способностей детей. – М., 1991

8. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

План работы с литературой

1. Социальная ситуация развития младшего школьника. Смена ведущей деятельности. Новая социальная роль.

2. Учение – ведущий вид деятельности. Структура учебной деятельности.

3. Мотивы учения младших школьников. Динамика развития мотивов.

4. Основные новообразования: внутренний план действий, произвольность психических функций, рефлексия.

5. Психологические трудности младшего школьника. Проблемы школьной дезадаптации.

6. Младшие школьники «группы риска».

7. Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

Литература

1. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учебн. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. – С. 221-228

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001. – С. 312-336

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М., 1995

4. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

5. Цукерман Г.А., Романеева М.А. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников // Вопросы психологии. – 1982. - № 1

6. Цукерман Г.А., Фокин Н.Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. – 1983. - № 4

План работы с литературой

1. Анатомо-физиологические особенности перестройки организации у подростков и их отражение в психологических особенностях возраста.

2. Критика психологических умений о доминирующем знании полового созревания для психики подростка.

3. Социальная ситуация развития современных подростков. Потребность занять свое место среди сверстников.

4. Подростковый кризис. Специфика подросткового кризиса.

5. Особенности учебной деятельности подростка. Качественные изменения в познавательной сфере подростка. Формирование мышления в понятиях.

6. Особенности самосознания подростка. Развитие воли и стремление к самовоспитанию.

7. Проблемы общения со взрослыми. Смысловые барьеры. Типы смысловых барьеров. Пути их решения.

8. Проблемы общения со сверстниками. Подростковая субкультура. Чувство взрослости.

9. Проблемы полового воспитания.

10. Семейное воспитание. Роль ошибок семейного воспитания.

11. Предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968

3. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

4. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учебн. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ.вузов. – М., 1998. – С. 347-408

6. Фельдштейн Л.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995

7. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург, 1999

8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2000

9. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя к подросткам // Вопросы психологии. – 1984. - № 2

План работы с литературой

1. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.

2. Физическое развитие юношей и девушек.

3. Профессиональное самоопределение и психологические особенности выбора профессии.

4. Осознание себя как личности и индивидуальности.

5. Причина возникновения кризисов в юношеском возрасте.

6. Любовь и дружба в юношеском возрасте.

7. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни.

8. Курение, алкоголь, психотропные средства.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968

2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1987

4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. – С. 342-354

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2000

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000

Тема 17. Социально-психологическая характеристика личности студента

План работы с литературой

1. Психология молодости: авторство собственного образа жизни. Адаптация к особенностям обучения в высшем учебном заведении и ее специфика на ранних курсах.

2. Ценностные ориентации и их формирование в процессе профессиональной подготовки.

3. Студент как субъект учебной деятельности. Формирование профессиональной направленности, знаний, умений, навыков.

4. Студенческая семья.

5. Психологический портрет студента психолого-педагогического факультета вуза.

6. Социально-психологическая характеристика студенческой группы.

7. Условия перехода к зрелости.

Литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1996. – С. 422-426

2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г.. Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999

4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2000

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000

7. Толстых Н.Н. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового возраста к юношескому возрасту. – М., 1987

План работы с литературой

1. Современная периодизация зрелости.

2. Социальная ситуация жизни человека в период зрелости.

3. Общественно полезный труд как ведущая деятельность. Этапы профессионального пути по Суперу и Хейвигхерсту.

4. Личность, семья, работа: контекст развития взрослого человека.

5. Личное Я: идентичность, близость, генеративность.

6. Я – концепция и взрослость.

Литература

1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие. – Л., 1990

2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2000

3. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999

4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991

5. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития локуса контроля личности // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. - № 4

План работы с литературой

1. Значение социальной активности в позднем возрасте.

2. Кризис идентификации со своей внешностью и физическим «Я» в позднем возрасте.

3. Притязание и формы участия в общественной жизни.

4. Кризис предпенсионного и послепенсионного периода.

5. Психологические новообразования пожилого человека.

6. Социальная необходимость молодых поколений в общении с людьми пожилого и старческого возраста.

Литература

1. Грейс Крайг. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 878-895

2. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 2001. – С. 213-219

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999

4. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. - № 3. – С. 99-105

 

6. Контрольные вопросы по дисциплине

1. Предмет возрастной психологии и психологии развития.

2. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии.

3. Место возрастной психологии и психологии развития в системе психолого-педагогических дисциплин.

4. Теоретические и практические задачи возрастной психологии и психологии развития.

5. Социальная детерминация развития. Соотношение биологического и социального в развитии

6. История психологии развития (возрастной психологии).

7. Становление психологии развития как науки и экспериментальной практики.

8. Развитие психологии развития в России.

9. Эндогенное направление в психологии развития. Общая характеристика теорий эндогенного направления.

10. Биогенетический подход в объяснении развития (концепции рекапитуляции). Нормативный подход к исследованию развития (теории А. Гезелла, Л. Термена).

11. Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерна.

12. Экзогенное направление в психологии развития. Общая характеристика теорий экзогенного направления.

13. Классический психоанализ и детство.

14. Психоаналитическое направление: теория психосоциального развития Э. Эриксона. Характеристика стадий развития, выделенных Э. Эриксоном.

15. Когнитивное направление: Ж. Пиаже и женевская школа психологии. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж. Пиаже.

16. Когнитивное направление: теория морального развития Л. Колберга, теория развития умений К. Фишера, теории Р. Кейза, Д. Клара.

17. Направление социализации: Л.С. Выготский и его школа (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).

18. Новые концепции в отечественной психологии развития (Б.Д. Эльконин).

19. Проблема возраста в психологии развития.

20. Понятие периодизации развития. Анализ вариантов "классических периодизаций" развития в работе Л.С. Выготского "Проблема возраста".

21. Современные подходы к периодизации психического развития человека.

22. Периодизация Э. Эриксона.

23. Периодизация В.И. Слободчикова.

24. Историография возрастного развития. Идеи Ф.Арьеса об историографии развития.

25. Детство как историческая категория.

26. Общепсихологическая характеристика новорожденности.

27. Общепсихологическая характеристика младенчества.

28. Основное психологическое новообразование младенческого возраста.

29. Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте.

30. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

31. Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте.

32. Ранние формы наглядно-действенного мышления.

33. Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирования образа «Я». Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.

34. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста.

35. Особенности развития форм общения со взрослым и со сверстниками.

36. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.

37. Характеристика «детских» деятельностей.

38. Развитие мышления в дошкольном возрасте.

39. Развитие личности в дошкольном возрасте.

40. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе.

41. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.

42. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

43. Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью.

44. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда).

45. Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе. Теория планомерного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).

46. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте.

47. Развитие личности младшего школьника. Особенности развития Я-концепции.

48. Проблема «кризиса» подросткового возраста.

49. Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л.С. Выготского. Развитие интересов (доминант) в подростковом возрасте.

50. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б. Эльконин).

51. Формирование личности в подростковом возрасте. Задача реконструкции телесного образа Я.

52. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла. Переходный характер юношеского возраста.

53. Психологические особенности выбора профессии.

54. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры».

55. Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологиче


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.237 с.