Методы расчета и порядок установления базовых показателей качества продукции — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методы расчета и порядок установления базовых показателей качества продукции

2018-01-13 112
Методы расчета и порядок установления базовых показателей качества продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После создания квалиметрической модели качества дороги необходимо установить значения показателей качества дорожно-строительной продукции. Для этой цели применяют следующие методы /1/: экспериментальный, расчетный, комбинированный, социологический и экспертный.

Среди этих методов основным считают экспериментальный метод, так как в этом случае результаты оценки качества получаются наиболее надежными.

Известно, что достоверность экспериментального метода зависит от точности средств и количества измерений. Применительно к средствам измерений, прошедших государственную или ведомственную проверку, достоверность показателей зависит от количества измерений и способа их обработки. Зачастую количество отбираемых проб и методику обработки их задают в инструкциях и стандартах предприятий. Показатель качества можно принять с помощью среднего арифметического значения результатов измерений по общему числу отобранных проб.

Расчетный метод основан на использовании расчетных зависимостей для определения искомых показателей. Этот метод менее точный. Но он позволяет сократить время и трудоемкость по установлению показателей.

Комбинированный метод основан на экспериментальном определении одной из характеристик, по которой расчетным путем вычисляют искомый показатель. Данный метод также менее точный по сравнению с экспериментальным, так как в этом случае ошибка увеличивается за счет применения погрешности косвенного расчета.

Социологический метод базируется на определении результатов показателей, полученных на основе массового опроса,например анкетным способом, потребителей продукции. Полученные таким способом данные обрабатывают статистическим способом.

Экспертный метод основан на результатах анализа мнений высококвалифицированных специалистов-экспертов.

Существует мнение, что, при определении качества дорожно-строительной продукции, среди этих методов предпочтение следует отдавать экспериментальному, когда речь идет о таких технических показателях, как: плотность слоев, водонасыщение, морозостойкость, толщины слоев, плотность грунта и т.п. Затем рекомендуется использовать комбинированный или расчетный метод. Из сказанного можно полагать, что экспертный и социологический методы стоят на последнем месте. В действительности это не всегда так. Так, например определение таких показателей, как: эстетических, гигиенических, эргономических, соответствия дороги возможностям дороги, и других, адекватных им, невозможно без использования экспертных методов. Однако, если рассматривать отдельные виды широкого спектра существующей продукции, то в ряде случаев качество продукции возможно определить только с помощью экспертных методов; например для продукции парфюмерии, в большинстве случаев пищевой продукции, одежды, обуви, когда на одно из первых мест качества продукции выходит дизайн и т.д.

Как показано в пункте 2.2., для определения единичных (дифференциальных) показателей качества продукции необходимо знать базовые показатели. При сравнительных оценках за базовый показатель качества принимают исходный (эталонный показатель. Достоверность значений базового показателя РiБ существенно влияет на параметры статистического регулирования качества выпускаемой продукции. За базовые образцы может приниматься существующая выпускаемая продукция или перспективная продукция, планируемая к выпуску в ближайшее время.

Существует несколько эталонов базовых образцов продукции, достигнутых в настоящее время;/10/:

* высший мировой;

* средний мировой;

* высший национальный

* средний национальный

* оптимальный уровень качества, экономически рациональный в настоящее время;

* перспективный национальный или мировой уровень качества продукции;

* существующие стандарты.

Первые четыре эталона, как правило, применяются с целью оценки качества продукции, которая будет выпускаться в перспективе. В то же время уровень качества в перспективе зачастую является эталоном для продукции, намечаемой к освоению в ближайшее время.

Считают, что базовый образец - это такой, который выражает четко выраженную представительность на общем фоне, но имеет аналогичный комплекс особенностей, присущих для этого вида продукции. В большинстве случаев за базовый образец принимают стандарты.

Применительно к дорожно-строительной продукции 1-го и 2-го классов оценку дают по базовым образцам, заложенным в СНиПе, инструкциях, указаниях или стандартах предприятий. Эти нормативные документы содержат допускаемые значения показателей качества, которые и представляют собой базовые показатели качества продукции.

 

 

2.5. Методы определения коэффициентов значимости (весомости) показателей качества продукции.

 

Для оценки уровня качества продукции необходимо знать не только относительные значения показателей качества (Кi), но и их вклад в общую оценку качества продукции. Для этой цели необходимо иметь величины коэффициентов значимости или весомости этих показателей качества (mi), которые играют существенную роль в получении комплексной или интегральной оценке качества продукции.

Коэффициенты значимости (весомости) устанавливают методами /1/: стоимостным, предельных значений, статистическим, экспертным, комбинированным.

Стоимостной метод базируется на предположении, что коэффициент весомости продукции пропорционален затратам. В этом случае существует следующая связь между коэффициентом значимости mi и стоимостью Сi:

(2.12)

 

где n - число свойств, показателей качества продукции; SСi - полная стоимость продукции. В этом случаеесли Сi > Сi+1, то mi > mi+1 , и наоборот

Например: При изготовлении сборных железобетонных конструкций на заводе можно записать значение комплексного показателя качества в виде:

 

Кк = m1Ê1 + m2 + m3Ê3 + m4Ê4 + m5Ê5, (2.13)

где m1,..., m5 - коэффициенты весомости (значимости) следующих работ: арматурных, опалубочных, приготовления смеси, укладки и уплотнения, тепловлажностной обработки; К1,..К5 - соответственно, значения дифференциальных показателей качества, т. е. оценки относительно принятого значения, например, 5 баллов. Себестоимость отдельных видов работ и себестоимость изготовления одной плиты несложно установить на заводе. Если записать значение себестоимости в виде:

i = С1 + С2 + С3 + С4 + С5, (2.14)

то по формуле (2.12) можно определить любой из коэффициентов весомости. Так, для арматурных работ получим:

Данный метод можно применить для получения коэффициентов весомости при определении качества продукции любых гидротехнических и других сооружений, а также к различным другим видам продукции. Этот метод используют и при оценке качества дорог. Таким образом, получены коэффициенты весомости конструктивных элементов равнинных дорог, т.е. для I и II категорий рельефа и для горных дорог, когда рельеф относится к III категории. В таблице 2.2. приведены данные по коэффициентам весомости для дорог высшей категории, а в таблице 2.3 - для дорог более низких категорий.

Для определения коэффициентов весомости существуют и другие методы: метод предельных значений показателей качества заключается в том, что в этом случае один из важных показателей принимают за главный, а остальные представляют как производные от него; статистический метод, основанный на вероятностном отношении к качеству продукции; экспертный метод, основанный на анализе результатов исследований мнений специалистов. Имеют место также иные разновидности выше перечисленных методов оценки коэффициентов весомости параметров качества.

 

Таблица 2.2. Значения коэффициентов весомости для конструктивных элементов высших категорий дорог/10/.

 

    Для дорог высших категории
  Элемент I II III Cредн. зн.
дороги Категории рельефа
    I II I II III I II III I-II III
    Коэффициенты значимости (весомости)
1. Подготовительные работы 0,05 0,09 0,04 0,04 0,04 0,02 0,03 0,01 0,05 0,04
2. Дорожное покрытие 0,25 0,22 0,28 0,24 0,15 0,31 0,27 0,16 0,26 0,15
3. Основание дорожного покрытия 0,20 0,18 0,23 0,20 0,12 0,25 0,23 0,14 0,21 0,13
4. Земляное полотно 0,23 0,21 0,19 0,26 0,37 0,16 0,22 0,40 0,22 0,38
5. Трубы, мосты, путепроводы 0,15 0,18 0,12 0,12 0,20 0,06 0,10 0,20 0,12 0,20
6. Сооружения. дорожной службы и озеленение 0,07 0,06 0,10 0,08 0,05 0,14 0,11 0,07 0,09 0,06
7. Обстановка пути 0,05 0,06 0,04 0,06 0,07 0,06 0,04 0,02 0,05 0,04

 

Таблица 2.3. Значения коэффициентов весомости для конструктивных элементов дорог более низких категорий /10/.

 

    Для дорог высших категории
  Элемент IV V VI Cредн. зн.
дороги Категории рельефа
    I II III I II III I II III I-II III
    Коэффициенты значимости (весомости)
  Подготовительные работы 0,02 0,05 0,04 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,03 0,03 0,03
  Дорожное покрытие 0,30 0,23 0,13 0,23 0,18 0,09 0,26 0,18 0,10 0,23 0,11
  Основание дорожного покрытия 0,26 0,21 0,10 0,21 0,15 0,07 0,22 0,15 0,07 0,20 0,09
  Земляное полотно 0,19 0,27 0,33 0,26 0,35 0,41 0,26 0,37 0,49 0,27 0,40
  Трубы, мосты, путепроводы 0,09 0,14 0,33 0,11 0,17 0,33 0,08 0,14 0,20 0,12 0,27
  Сооружения. дорожной службы и озеленение 0,10 0,07 0,04 0,13 0,10 0,04 0,13 0,10 0,05 0,12 0,05
  Обстановка пути 0,04 0,03 0,03 0,03 0,03 0,04 0,03 0,04 0,06 0,03 0,05
                                           

 

 


ГЛАВА 5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (на примере дорожностроительной продукции)

 

 

Рассматриваемый метод основан на дефектном принципе. В начале условно проектно-сметная документация оценивается высшей оценкой, в соответствии с принятой шкалой, например, 5. Затем по мере дефектов в проектно-сметной документации, максимальный оценочный балл снижается.

Таким образом, оценку делают по зависимости:

/1/

Di - коэффициент дефектности проекта; 5 - максимальный возможный оценочный балл.

Если в проекте практически отсутствуют дефекты, то ему дается наивысший балл.

Значение коэффициента D1 = 0,3...0,50 назначается:

* при недостаточно полном технико-экономическом обосновании строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта,

* при неглубоком анализе основных технико-экономических показателей,

* при поверхностном обосновании срока окупаемости капиталовложений,

* когда в проекте недостаточно обоснованы расчеты по исходным данным, но существенно не влияющие на конечный результат,

* когда в проекте отсутствуют данные о сравнении технико-экономических показателей с удельными капиталовложениями или проектами-аналогами данного типа дорог, производственных и искусственных сооружений и др.

Значение коэффициента D2 = 0,2...0,4 назначается:

· при случае, когда не полностью учтены местные климатические, грунтовые и гидрогеологические условия, рельеф местности, местные дорожно-строительные материалы,

· когда имеет место недостаточная глубина проработки решений для сложных участков дороги,

· при условии, если ограничено количество рассмотренных вариантов дорожных одежд, что не позволяет судить о качестве покрытия,

· при условии, если ограничено количество рассмотренных вариантов трассирования дорог, что не позволяет определенно судить о качестве проекта,

· при условии, если ограничено количество рассмотренных вариантов устройства моста, что не позволяет всесторонне судить о качестве проекта.

Значение коэффициента D3 = 0,3...0,5 назначается при условии, если:

· недостаточно внедрены прогрессивные законченные научно-исследовательские и конструктивные разработки,

· не использованы прогрессивные рациональные конструкции земляного полотна, дорожных одежд, мостов,

· плохо или совсем не используются местные слабопрочные, слабоводоустойчивые и морозоустойчивые материалы, которые могут быть применены после соответствующих химико-технологических преобразований или конструктивных решений,

· не внедряется прогрессивная технология строительства полотна, одежд, искусственных сооружений,

· не применяются изобретения и передовые достижения в строительстве дорог и сооружений.

Значение коэффициента D4 = 0,1...0,2 назначается при условии, если:

· не достаточно полно разработаны вопросы организации и производства работ по строительству объекта.

Значение коэффициента D5 = 0,1...0,2 назначается при низком качестве работ, когда:

· в проекте неполно разработаны вопросы охраны окружающей среды, эстетики и безопасности движения.

Значение коэффициента D6 = 0,1...0,2 назначается при низком качестве проекта, недоброкачественном оформление графического материала, недостаточной технической грамотности и слабой редакции текста пояснительной записки, неряшливости выполнения чертежей.

Методически вопрос оценки качества проектно-сметной документации решается с помощью экспертной комиссии, которая устанавливает значения дефектов и параметра Di. После чего по формуле (1) определяется комплексный показатель КК.

Комплексная оценка качества устанавливается по следующим критериям:

КК. ³ 4,6 – «отлично»;

КК. = 3,6...4,6 – «хорошо»;

КК. < 3,6 – «удовлетворительно».

Для получения оценки «отлично», кроме КК. ³ 4:

* необходимо уложиться в объемы и стоимости строительно-монтажных работ, установленные при согласовании проекта;

* необходимо, чтобы принятые в проекте решения не должны ухудшать технико-экономические показатели объекта по сравнению с аналогами;

* планируемые работы должны иметь реальные сроки их выполнения.

Если проект дорабатывался дважды, то его оценка не может быть больше, чем «удовлетворительно».

Причем нельзя считать за доработку, при условии:

* если на это требуется более 10 дней работы;

* возникновения существенных замечаний в процессе установления дефектов, перечисленных под шифром D5, даже при условии удовлетворительной оценки проекта в целом;

* установления неправильной категории дороги, мощности предприятия или сметной стоимости объекта;

* неправильного проведения инженерно-геологических изысканий и др.


 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.