Основные формы кадровых стратегий — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные формы кадровых стратегий

2018-01-13 301
Основные формы кадровых стратегий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Генеральная стратегия Кадровая стратегия
1. 1. Стратегии функционирования 1.1. Лидерство в низких издержках ориентирует организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах, образующихся в результате максимизации объемов продаж стандартных товаров по­вседневного спроса и завоевания на основе снижения цен новых рынков.   Привлечение и закрепле­ние работников массовых профессий средней квалификации (нет необходимости привлекать научные кадры, обладающие высоким уровнем творческого потенциала). Ме­неджеры предпочтительнее административного склада.
1.2. Стратегия дифференциации. Органи­зация концентрирует свои усилия в нескольких приоритетных направлениях, где пытается достичь превосходства над другими. Привлечение персонала узкой специали­зации и максимально высокой квалификации: научных работни­ков, исследователей, разработчиков. Менеджерам необходимы лидерские задатки и предпринимательская жилка.
1.3. Стратегия фокусирования: выбор фир­мой того или иного из сегмента рынка и реализацию на нем одной из двух предыдущих стратегий. Соответствует одной из описан­ных выше, но требуются работники более узкой специализации, особенно в случае следования стратегии дифферен­циации.
1. 2. Стратегии развития 2.1. Стратегия роста присуща организациям с постоянно высокими темпами увеличения масштабов деятельности, измеряемыми десятками процентов в год (молодые организации, либо те, кто находится на “острие” НТП). Организация стремится к лидирующим позициям за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производст­ва, постоянных нововведений.   Привлечение персонала особо высокой квалификации, с творческими и предпринимательскими задатками. Создание эффективной системы мотивации; формирование благоприят­ного морально-психологического климата, способствующего твор­честву; постоянное повышение квалификации; обеспечение возмож­ностей служебного и научного роста.
2.2. Стратегия умеренного роста присуща организациям с темпами роста объемов производства не­сколько процентов в год (традиционные сферы, например, в автомобилестроении, с/х машиностроение и др. отрасли I сферы АПК, где нет необходимости в быстром росте т.к. спрос на продукцию ограничен). Привлечение и закрепление кадров, стабилизация персонала. Большее значение имеют процессы внутреннего перемещения кадров, и их переподготовки, усиления социальных гарантий, организации ухода на пенсию (так как в структуре коллектива значительное место занимают лица предпенсионного возраста).
2.3. Стратегия сокращения масштабов дея­тельности осуществляется в периоды перестрой­ки деятельности предприятия, когда нужно произвести ее «сана­цию», избавиться от всего устаревшего. Организация массовых увольнений и помощь в трудоу­стройстве, стимулирование досрочного выхода на пенсию, сохране­нии наиболее ценной части персонала, отвечающей будущим на­правлениям работы предприятия, переподготовка работников.
2.4. Комбинированная стратегия включает в том или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения или рыночные сегмен­ты организации развиваются быстро, другие - умеренно, третьи — стабилизируются, четвертые — сокращают масштабы своей деятельности. В итоге в зависимости от конкретного сочетания данных подходов будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение потенциала и масштабов деятельности. Содержит элементы трех предыдущих стратегий.

 

7. Кадровая политика организации: сущность и задачи

кадровая политика, которая представляет собой механизм по выработке тактических действий и управленческих решений, позволяющих сохранить, укрепить и развить кадровый потенциал, создать ответственный и высокопроизводительный сплоченный коллектив, способный своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом кадровой стратегии организации.

Суть кадровой политики - это, прежде всего четкое определение целей работы с кадрами на данном отрезке времени и в перспективе.

Кадровая политика не только определяет новые задачи, но и указывает, что устарело, тормозит развитие, что должно быть устранено.

Задачи кадровой политики в современных условиях сводятся к следующему:
1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой - динамичной, т. е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.

3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т. е. исходить из его реальных финансовых возможностей.

4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.
Задачи кадровой политики носят и общий характер, когда касаются кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируются на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).

Кадровая политика формирует:

§ требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т. п.)

§ отношение к "капиталовложениям в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы

§ отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части)

§ отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также переподготовке кадров

§ отношение к внутриорганизационному движению кадров и т. д.

8. Концептуальные кадровые документы

К концептуальным кадровым документам относятся:

- Устав (положение организации)

- Правила внутреннего трудового распорядка

- Положение о персонале. Положение об оплате труда и премировании

- Коллективный договор

9. определение в потребности персонала

Определение потребности в персонале осуществляется через процесс кадрового планирования. Кадровое планирование - это процесс обеспечения потребностей организации персоналом соответствующей квалификации в необходимом количестве в определен­ном временном периоде.

Различают планирование общей потребности в персонале, планирование дополнительной потребности и потребности в специалистах и служащих. Планирование делится на три этапа:

1. Разработка кадровой стратегии предприятия, включая создание предпосылок для должностного и профессионального роста работников организации и планирования необходимых условий труда.

2. Непосредственная работа по количественному и качественному комплектованию организации работниками на каждое рабочее место и в соответствующий период времени.

3. Развитие персонала с определением конкретных целей и интересов каждого работника, планирование его индивидуальной деловой карьеры.

Общая потребность в персонале равно количеству работников, необходимых для решения задач, поставленных в инвестиционных, производственных, финансовых, маркетинговых и других планах и программах, и прогнозируется ся на основе их анализа Она дифференцируется в разрезе профессий, специальностей, профилей и уровня подготовкии.

Потребность в персонале может быть двух видов:

Качественная – связана с категориями, специализациями и квалификационными требованиями. Менеджеру, занимающемуся планированием численности сотрудников, стоит изучить данные об их навыках, чтобы иметь представление об уровне их профессионализма. Например, чтобы реализовать больше единиц товара, не всегда нужно увеличивать число продавцов. Кроме того, надо помнить, что при расширении объема продаж нагрузка возрастает не только на коммерческое подразделение.

Количественная – потребность в персонале без учета квалификационных требований и особенностей предприятия. Ее можно проиллюстрировать таким примером: при увеличении объема продаж на 20 % и сохранении существующей рентабельности в компании предполагается расширение штата на 15–30 % (в зависимости от типа организации).

 

10.Классификация и структура персонала организации.

Персонал (трудовые ресурсы) предприятия — это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку и опыт практической работы (деятельности).

Кадры — чаще всего это определенная совокупность работников данного предприятия, которые имеют достаточно высокий уровень квалификации и значительный стаж работы.

Трудовой потенциал — потенциал (возможность деятельности) всей совокупности работников с учетом не только количественных, но и качественных характеристик, то есть уровня образования, деловых качеств и т. п.

Персонал предприятия классифицируется по таким признакам:

по участию в производственной деятельности — персонал, занятый в основной деятельности (производственный персонал), и персонал, занятый в неосновной деятельности (непроизводственный персонал);

по характеру выполняемых функций - руководители, специалисты, служащие, рабочие.

Персонал, занятый основной деятельностью (производственный персонал) — совокупность работников основных, вспомогательных и обслуживающих производств, научно-исследовательских подразделений и заводоуправлений, то есть все работники, занятые в сфере производства или его обслуживания.

Персонал неосновной деятельности (непроизводственный персонал) — работники организационных образований, непосредственно не связанных с производством, — работники жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных и медицинских учреждений, дворцов и домов культуры, учебных центров и других учреждений социального назначения.

Руководители — работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений, с заместителями руководителей и главными специалистами включительно.

Специалисты — работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и прочие работы, в частности, инженеры, экономисты, нормировщики, юрисконсульты, социологи, менеджеры по разным видам деятельности.

Служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформление управленческой документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, то есть выполняющие сугубо техническую работу (делопроизводители, учетчики, архивариусы, чертежники, стенографисты, офис-леди и т. п.).

Рабочие — работники, непосредственно создающие материальные ценности или предоставляющие разнообразные услуги.

По квалификационному уровню специалисты подразделяются на специалистов: высочайшей, высшей, средней квалификации и специалистов-практиков.

Специалисты высочайшей квалификации — работники, имеющие научные степени и ученые звания.

Специалисты высшей квалификации — работники с высшим образованием и значительным практическим опытом.

Специалисты средней квалификации — работники со средним образованием и определенным практическим опытом.

Специалисты-практики — работники, занимающие определенные должности (инженерные, экономические), но не имеющие специального образования.

По степени участия в производстве рабочие подразделяются на основных и вспомогательных; по уровню квалификации — на рабочих высокой квалификации, квалифицированных рабочих, рабочих низкой квалификации и неквалифицированных рабочих.

Высококвалифицированные — рабочие со сроком профессиональной подготовки более 2-3 лет и большим практическим опытом, которые могут выполнять самые сложные и ответственные работы.

Квалифицированные — рабочие со сроком профессиональной подготовки 1-2 года и немалым опытом, которые могут выполнять сложные работы производственного характера.

Низкой квалификации — рабочие со сроком профессиональной подготовки в несколько недель и определенным опытом работы, которые выполняют несложные работы производственного характера.

Неквалифицированные рабочие - вспомогательный и обслуживающий персонал без специальной подготовки.

Профессия — вид трудовой деятельности, осуществление которой требует соответствующего комплекса специальных знаний и практических навыков.

Специальность — более или менее узкая разновидность трудовой Деятельности в границах профессии.

11. Внутренние и внешние источники привлечения персонала.

Для привлечения кандидатов предприятие может использовать методы поиска внутри организации и привлечение кандидатов со стороны.

Собственная организация рассматривается в качестве внутреннего источника покрытия потребности в персонале, которое осуществляется за счет:

· перемещения сотрудников в рамках одного или нескольких подразделений,

· перемещения сотрудников на более высокий иерархический уровень организации

· наделение сотрудника новыми функциями, которые он будет выполнять в рамках прежнего рабочего места

o вторичный найм – набор среди сотрудников во временные подразделения и творческие группы. Это снижает издержки по привлечению кадров, позволяет закрыть наиболее важные вакансии быстрым перемещением и поддержать стабильность коллектива, создает для персонала стимулы для роста компетенции (знания, навыки, способности), обеспечивает работников дополнительным доходом. Однако сама сверхурочная работа ведет к усталости, снижению производительности труда, увеличению производственного травматизма.

К внешним источникам привлечения персонала относят: государственные и коммерческие агентства по трудоустройству, ярмарки вакансий, случайных претендентов, самостоятельно обращающихся по поводу работы, набор через объявления в СМИ, Интернете, на специальных стендах и рекламных щитах, поиск среди выпускников учебных заведений, использование личных связей и рекомендаций знакомых и коллег, Хэдхантинг (метод прямого поиска кандидата, осуществляется в основном посредством переманивания ценного специалиста у конкурентов) и др.

Прежде чем начать набор персонала вне организации администрации следует предложить своим работникам занять вакантные места, а так же оповестить их обо всех ожидаемых перемещениях.

Как внутренние так и внешние источники привлечения персонала имеет свои достоинства и недостатки.

 

12. Типовые документы для приема и оформления на работу

Документы, предъявляемые работником при заключении трудового договора:

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

-трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

-страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

-документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

-документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

-справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Если заявление о приеме на работу работником все же подано и принято работодателем, то его регистрируют в установленном у работодателя порядке, например, в журнале регистрации заявлени Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составления трудовых договоров в большем количестве экземпляров. й работников.

13. Принципы научной организации труда.

К ним можно отнести 12 принципов производительности Г. Эмерсона:

1. Точно поставленные идеалы или цели.

2. Здравый смысл. Следует искать специальные знания и компетентные советы повсюду, где только можно их найти.

3. Компетентная консультация. Компетентный совет не может исходить от одного человека, компетентная консультация должна быть разносторонней и пронизывать предприятие сверху донизу.

4. Дисциплина, строжайшее соблюдение всех прочих 11 принципов производительности и подчинение им.

5. Справедливое отношение к персоналу, но этому должен предшествовать тщательный отбор «первосортного человеческого материала».

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. 7. Диспетчирование как предварительное планирование и точнейшее повседневное выполнение поставленных планов.

8. Выработка рациональных трудовых норм и работа по расписанию. 9. Нормализация условий, приспособление их соответственно своим потребностям.

10. Нормирование операций, разработка тщательного плана выполнения каждой работы.

11. Разработка писаных стандартных инструкций как свод законов и практических приемов, регистрируемое движение вперед.

12. Вознаграждение за производительность, основанное на точных трудовых эквивалентах.

Научная организация труда (НОТ) — это такая организация труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются надостижениях современной науки и передовой практики.

Прежде всего, выделим принципы всеобщие, характерные для всех случаев организации труда и обязательные для применения, если организаторы труда намерены решать вопросы по-научному. Такими принципами являются принципы системности, комплексности, экономичности, гуманизации труда.

 

Принцип системности – термин «система» (от гр. systema – целое, составленное из частей) имеет несколько значений, одно из которых – множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих целостное образование. Системность, системный подход к организации труда означает, что она должна рассматриваться, во-первых, как явление, имеющее сложную внутреннюю структуру, образованную из взаимосвязанных элементов; во-вторых, как явление, представляющее часть структуры более высокого порядка и имеющее многочисленные внешние связи и зависимости.

Принцип комплексности – состоит в том, что проблемы организации труда должны решаться одновременно разными научными дисциплинами, такими, например, как организация труда, экономика труда, социология труда, психология труда, социальная психология, трудовое право, эргономика и др. комплексный подход – это всесторонний подход с точки зрения многих наук, занимающихся вопросами организации труда.

Принцип экономичности – состоит в том, что одни и те же вопросы организации труда можно решить разными способами, с разными затратами ресурсов.

Принцип гуманизации – учет человеческого фактора при организации труда. Необходимо создавать такие условия в организации, в которых бы в наибольшей степени учитывались психофизиологические и социальные потребности работников.

Проектирование рабочих мест

Проектирование рабочего места заключается в разработке оргтехдокументации (проекта,поясни тельной записки, карт организации рабочих мест, чертежей), содержащей обоснование и характеристики его основных элементов и схему их расположения в пространстве. Проектные решения должны обеспечивать организационно-технические условия для максимальной эффективности труда рабочего; санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда, соответствующие установленным требованиям и стандартам; безопасность труда.

Площадь рабочего места должна быть достаточной для размещения всех элементов оснащения рабочего места и для того, чтобы исполнитель в условиях комфортности и безопасности мог выполнять все необходимые движения и перемещения в пределах рабочей зоны с минимальными затратами труда и времени как при выполнении трудовой операции, так и организационно-техническом обслуживании оборудования.

Проектирование рабочего места (ПРМ) выражается в структурировании основных элементов, задач и обязанностей, связанных с рабочим местом, с целью достижения оптимального выполнения служебных обязанностей и удовлетворения сотрудника. Известно много методов для ПРМ. Одним из основных методов является рациональный подход.

К проектированию рабочих мест на практике предъявляются определенные требования, которые частично могут быть выражены в количественных показателях — нормах и нормативах, а частично поддаются лишь качественному описанию.

Ряд требований, прежде всего в области санитарии, техники безопасности, правил эксплуатации оборудования и т.п., являются обязательными, и за их нарушение руководитель может понести ответственность, вплоть до уголовной. Другие требования относятся пока к желательным (эстетичность, эргономичность и проч.), но их соблюдение или несоблюдение непосредственно отражается на производительности труда, а поэтому для предприятия имеет жизненно важное значение.

Существуют следующие правила организации рабочего места:

1. Учет взаимосвязи работников в процессе трудовой деятельности, особенно совместной, а также последовательности выполнения тех или иных операций, позволяющий сократить перемещения людей, рационализировать их движения, снизить усталость.

2. Обязательное соблюдение действующих санитарных норм в отношении площади, освещенности, чистоты, удобства мебели, что дает возможность сохранить здоровье работникам, а следовательно, деньги организации.

3. Соответствие номенклатуры и количества оборудования, других технических средств, особенно связанных с приемом и передачей информации, характеру выполняемой работы и личности сотрудника.

Важнейшим элементом организации рабочего места является его планировка, т.е. оптимальное расположение в пределах рабочего места оборудования, оснастки, мебели, светильников, материалов и других средств, необходимых для выполнения работы.

При проектировании обычно составляется ее схема в масштабе 1:100 или 1:200, с помощью которой производится разбивка рабочей и вспомогательной зоны, уточняются маршруты перемещений, тип и расположение вспомогательного оборудования, величина подходов; выполняется привязка организационной и технологической оснастки, рассчитывается площадь рабочего места. В настоящее время для этой цели все больше используются компьютеры, однако в маленьких организациях их применение не всегда экономически оправдано.

Рациональная планировка обеспечивает экономию рабочих движений в зоне деятельности;— пространстве, в границах которого человек может выполнять работу, не перемещаясь в горизонтальной или вертикальной плоскости, например, сидя за письменным столом. Максимальная зона деятельности охватывается вытянутыми руками, т.е. составляет около 1,5 м, а нормальная — предполагает возможность работать кистями рук и пальцами при фиксированных локтях и равна примерно 1 м.

В вертикальной плоскости зоны работы делятся на три категории: до 75 см и после 192,5 см — неудобные, между 92,5 и 167,5 см — удобные, остальные — менее удобные.

Для работы в офисе предпочтительнее использовать двухтумбовые или однотумбовые (с левосторонней тумбой) столы с ящиками разных размеров (для папок, канцелярских принадлежностей и текущих бумаг).

 

15.Обеспечение охраны и безопасности труда согласно с ТК РФ

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда;приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.