Социальная ситуация развития в раннем возрасте — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Социальная ситуация развития в раннем возрасте

2018-01-30 284
Социальная ситуация развития в раннем возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года - 6-7 лет). Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

31. Развитие предметной и других видов деятельности в раннем возрасте

Д.Б. Эльконин выделил 2 направления в деятельности:

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

2. Развитие средств и способов ориентация ребенка в условиях осуществления действия.

Она проходит 3 этапа.

Первый этап:

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);

б) использовании предмета, когда еще несформулированы способы его применения (н., ребенок знает для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко.

в) овладение специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации, т.е перенос действия с предметом на другой.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия.

Предметная деятельность в качестве основной единицы рассматривает понятие - предметное действие.

Предметное действие - это употребление предмета по его назначению (Н., мячик - бросать, катать, кусать, облизывать не предметное действие).

Психологи выделяют 2 вида предметных действий:

- орудийное - это действия, в которых предмет выступает, как орудие(н., ложка). Орудийные действия проходят путь в своем развитии: орудие, как продолжение руки; овладения схемой действия; само действие, соотносящие действия - это выполнение действий с предметами, которые между собой как-то связаны (н., коробочки, пирамидка, конструктор, матрешка и т.д.). Эти действия тоже проходят путь в своем развитии. Этим действиям ребенка надо обучать.

Результатом обучения будут перцептивные действия, т.е. действия восприятия - (н., выделение предмета, анализ свойств, сравнение, соотношение, классификация и т.д.). К 3 годам в ПД зарождается игра.

Эльконин выделил 2 стороны предметных действий:

- техническая (как делать?);

- смысловая (что делать?).

32. Предпосылки формирования личности

 

Ребёнок стремится удовлетворить не только биологические потребности, но и социальные, познавательные. Ребёнок начинает в раннем возрасте выделять себя из окружающих (Я и другие). Если в начале ребёнок говорит о себе в 3-ем лице, то к концу раннего возраста он использует местоимение «Я». У ребёнка выражается потребность в самостоятельности. Он заявляет «Я сам». У ребёнка закладываются основы самосознания (имя, пол). Начинает формироваться характер, формируется эмоциональная сфера (ребёнок обижается, гордится и т.п.). Это и является личностным образованием. К 3-м годам закладывается фундамент будущей личности.

33. Кризис трёх лет

«Кризис трёх лет» - его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни детей. Благодаря ведущей, предметной, деятельности в раннем возрасте появляются такие новообразования, как речь, развитие репродуктивного воображения, наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное. Однако, самым важным, центральным новообразованием является возникновение феномена «Я сам». Именно это новообразование и является тем стимулом, благодаря которому распадается старая социальная ситуация развития, которая проявляется в кризисе 3-х лет. Э. Келер дал характеристику кризисным явлениям:

1) негативизм – нежелание ребенка подчиняться установленным правилам и выполнять требования родителей;

2) упрямство – когда ребенок не слышит, не воспринимает чужих доводов, настаивая на своем;

3) строптивость – ребенок не принимает и выступает против заведенного домашнего уклада;

4) своеволие – желание ребенка быть независимым от взрослого, т. е. быть самостоятельным;

5) обесценивание взрослого – ребенок перестает уважительно относиться к взрослым, может даже оскорблять их, родители перестают быть для него авторитетом;

6) протест-бунт – любое действие ребенка начинает походить на протест;

7) деспотичность – ребенок начинает проявлять деспотизм по отношению к родителям и взрослым в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.