Опросные методы изучения психики ребенка — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опросные методы изучения психики ребенка

2018-01-30 419
Опросные методы изучения психики ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К опросным методикам относятся и такие проективные приемы, как дополнение незаконченных рассказов и предложений, рассказы детей по картине и т. д. Во всех случаях, когда используются опросные методики, особое значение имеет искусство ставить вопросы: каждый вопрос должен преследовать достижение определенной цели; при формулировании вопроса нужно избегать малораспространенных слов и слов с двойным значением;вопросы не должны быть слишком длинными; необходимо избегать сдвоенных вопросов, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них; следует так формулировать вопрос, чтобы избежать шаблонных ответов; в вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают отрицательное (или положительное) отношение ("Тебе нравятся дети, которые постоянно нарушают дисциплину"); вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ. Преимущество хорошо спланированной беседы или другого вида опроса не только в том, что они дают более достоверные результаты, но и в том, что ответы детей можно обрабатывать статистически.

 

19. Изучение продуктов деятельности детей

Изучение продуктов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформирванность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.Поэтому в широком плане изучение продуктов деятельности — это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе отношений и ценностей человека.В более узком плане речь может идти, если так можно выразиться, о материализованных результатах деятельности воспитанников: сочинениях, контрольных и проверочных работах, рисунках, поделках, моделях и др. Например, просмотр нарисованных испытуемым картин может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, выработанности навыков, уровня развития творческих возможностей. При изучении детских рисунков анализируется их сюжет, содержание, манера изображения, сам процесс рисования (время, затраченное на рисунок, степень увлеченности) и т. д. Особенно важным диагностическим показателем следует считать цвет, который используется ребенком не столько как изобразительное средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому. Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках - желтой, оранжевой, красной, голубой, изумрудно-зеленой. По содержанию «красивое» в изображении детей - это орнаменты, впечатляющие явления природы, приятные животные, одобряемые окружающими поступки и т. д. Неприятное изображается темными красками. Это различные отталкивающие и пугающие персонажи сказок, осуждаемые социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы) и т. д. Анализ детских рисунков дает возможность изучить и отношение детей к окружающим людям. Так, при использовании варианта социометрической методики «выбор в действии» детям предлагается нарисовать подарок товарищам по группе.

Об отношении к сверстникам в данном случае можно судить по двум основным показателям:

1) для кого именно хочет ребенок исполнить рисунок;

2) как исполняется рисунок, если адрес задается экспериментатором.

20. Близнецовый метод исследования факторов, влияющих на вариативность индивидуальных различий детей

Надежно показано, что существуют два типа близнецов - моно- и дизиготные (МЗ, ДЗ). Первые - МЗ - развиваются из одной яйцеклетки, оплодотворенной одним спермием, т. е. из одной зиготы, которая в первых, фазах деления образует вместо одной две эмбриональные структуры, дающие начало двум генетически идентичным организмам. Вторые - ДЗ - сточки зрения генетической - обычные сибсы (От английского sibs (или siblings) - братья и сестры, дети одних родителей.), поскольку они развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя спермиями, и, следовательно, имеют в среднем лишь половину общих генов. Сравнивая МЗ близнецов, у которых 100% общих генов, с ДЗ близнецами, имеющими, в среднем, 50% общих генов, можно достаточно обосновано судить о роли генетических и средовых факторов. Так, если внутрипарная корреляция МЗ близнецов по какой-то характеристике приближается к 1, а внутрипарная корреляция ДЗ близнецов равна приблизительно 0,5, то можно уверено говорить о наследственной детерминации этой характеристики. Если МЗ близнецы похожи друг на друга не больше, чем ДЗ близнецы, то это означает, что характеристика, по которой проводилось сравнение близнецов, формируется под влиянием средовых факторов.

21. Социометрический эксперимент, его модификации

Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами, по мнению профессора Я. Л. Коломинского, является тот факт, что «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей», при этом «словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека» В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности (сидеть в школе за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность. По условиям эксперимента испытуемый должен ответить на вопрос или несколько вопросов, декларируя тем самым факт своих персонифицированных межличностных предпочтений. Результаты заносятся в социометрические таблицы, представляются графически в виде социограмм.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги. Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает. К.Н. является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др. Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.

23. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка. Условия образования первых условных рефлексов

Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого - либо предмета перед лицом - зажмуривание, а резкое увеличение яркости света - сужение зрачка и т. д. Эти реакции - защитные рефлексы кроме защитный, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо. Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения.

Условные рефлексы - индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).

Условные рефлексы всегда индивидуально своеобразны. Для образования условного рефлекса необходимы следующие важнейшие условия:

1. Наличие условного раздражителя

2. Наличие безусловного подкрепления;

Условный раздражитель должен всегда несколько предшествовать безусловному подкреплению, т. е. служить биологически значимым сигналом, условный раздражитель по силе своего воздействия должен быть слабее безусловного раздражителя; наконец, для формирования условного рефлекса необходимо нормальное (деятельное) функциональное состояние нервной системы, прежде всего ее ведущего отдела - головного мозга. Условным раздражителем может быть любое изменение!

24.Развитие эмоциональной сферы

Известно, что с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте - радость, гнев и нейтральные выражения и затем научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики, начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица. Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Меняются и способы реагирования на те или иные эмоции. С возрастом у ребенка развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности. В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению лица. В возрасте 11-13 лет наблюдается временный регресс в распознавании ряда эмоций. С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий «приятное - неприятное». Границы эмоциональных понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. Увеличивается число параметров, по которым характеризуются эмоции; вначале их два - «возбуждение - успокоение» и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т. п. Развитие эмоциональной сферы ребенка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи. Таким образом, в развитии эмоций намечаются следующие ступени:

1. элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

2. разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;

3.обобщенные мировоззренческие чувства.

25.Комплекс оживления

Комплекс оживления - эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. К.О. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. К.О. возникает в конце первого - начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Благодаря К.О. устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие К.О. в младенчестве является диагностическим признаком задержки психического развития у ребенка.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.