Тема 2. Период праотцов: от сотворения мира до потопа. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 2. Период праотцов: от сотворения мира до потопа.

2018-01-30 211
Тема 2. Период праотцов: от сотворения мира до потопа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В БИБЛЕИСТИКУ»

направление подготовки

ПОДГОТОВКА СЛУЖИТЕЛЕЙ ИРЕЛИГИОЗНОГО ПЕРСОНАЛА ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

квалификация

БАКАЛАВР БОГОСЛОВИЯ

форма обучения

ОЧНАЯ

 

Вологда


1. Предмет, цель и задачи учебной дисциплины

Предмет изучения дисциплины: события Священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов первоначальное целостное представление о библейских событиях: их содержании, последовательности, а также историческом фоне, на котором эти события происходили.

Задачи:

1) дать студентам элементарное представление о Священном Писании и о его месте в жизни Церкви;

2) дать вводные сведения по исагогике Священных книг Ветхого и Нового Заветов;

3) познакомить студентов с событиями Библейской истории и их последовательностью;

4) сформировать у студентов общее представление об истории регионов, в которых разворачивались основные события Ветхого и Нового Заветов;

5) способствовать образованию навыка ежедневного чтения Священного Писания.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Введение в библеистику» входит в базовую частьБлока 1 (Б 1. Б 5) по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания», и изучается на 1 курсе бакалавриата в 1-ом и 2-ом семестрах в объеме 144 часов (4 з.е.).

Дисциплина «Введение в библеистику» является одним из предметов, определяющих профессиональную подготовку будущих пастырей.

К числу входных знаний, навыков и компетенций студента, приступающего к изучению дисциплины «Введение в библеистику», относятся знания, навыки и компетенции, полученные при освоении общеобразовательной программы по дисциплине «История».

Дисциплина «Введение в библеистику» закладывает фундамент для изучения дисциплин «Священное Писание Нового Завета», «Священное Писание Ветхого Завета», «Догматическое богословие», «Теория и история церковного искусства», «Патрология», «Русская патрология», «Нравственное богословие», «Сектоведение», «Гомилетика», «Церковь, государство и общество», а также способствует успешному прохождению учебной (педагогической) практики, итоговой аттестации (Б.3).

 

3. Требования к уровню подготовки выпускника, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

После изучения дисциплины «Введение в библеистику» студент должен овладеть следующими компетенциями:

а) общекультурные (ОК)

¾ способность работать в коллективе, толерантно восприниматьсоциальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

¾ способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

¾ способность использовать основы теологических знаний в процесседуховно-нравственного развития (ОК-10).

 

б) общепрофессиональные (ОПК)

¾ способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности теолога на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

¾ способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2).

 

в) профессиональные (ПК)

научно-исследовательская деятельность:

¾ способность использовать знание основных разделов теологии и ихвзаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию потеме исследования (ПК-1);

¾ готовность применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания(ПК-2);

¾ способность оформлять и вводить в научный оборот полученныерезультаты (ПК-4);

 

учебно-воспитательная и просветительская деятельность:

¾ способность актуализировать представления в области богословия идуховно-нравственной культуры для различных аудиторий, разрабатыватьэлементы образовательных программ (ПК-5);

¾ способность вести соответствующую учебную, воспитательную,просветительскую деятельность в образовательных и просветительскихорганизациях (ПК-6);

 

экспертно-консультативная деятельность:

¾ способность применять базовые и специальные теологические знания крешению экспертно-консультативных задач, связанных с объектамипрофессиональной деятельности выпускника (ПК-8).

 

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

знать:

¾ элементарные сведения по исагогике Священных книг Ветхого и Нового Завета;

¾ основные события библейской истории и их последовательность;

¾ исторический фон и контекст событий библейской истории на основании текста Священного Писания и археологических данных;

уметь:

¾ ориентироваться в последовательности событий библейской истории;

¾ соотносить основные события библейской истории и события истории стран и народов библейского ареала;

¾ обосновывать историчность Священного Писания;

владеть навыками:

¾ свободно ориентироваться в событиях библейской истории;

¾ ежедневного чтения Священного Писания.

 


4. Структура и содержание учебной дисциплины

 

4.1. Структура учебной дисциплины

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр 1 Семестр 2
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Самостоятельная работа (всего)      
Вид промежуточной аттестации     Дифференц. зачет
Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы 2 зачетных единицы 2 зачетных единицы

 

4.2. Тематическое содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение.

 

Предмет, цели и задачи курса.

Понятие о Священном Писании. Богодухновенность Священного Писания. Понятие о Ветхом Завете и Новом Завете. Понятие о книгах канонических и неканонических. Число книг Священного Писания. Деление библейских книг по содержанию.

Подлинники и важнейшие переводы книг Священного Писания (еврейский и греческий тексты, латинский, сирийский и славянский переводы).

Данные различных наук для уяснения смысла Священного Писания: археологии, географии, истории древней литературы, истории Древнего мира, нумизматики, филологических наук.

Обзор основных источников и пособий по Библейской истории.

Тема 4. Период патриархов.

 

Особенности археологии Палестины. Первые лингвистические и иные сведения о семитских народах с VI до II тыс. до Р. X.

Палестина в среднем бронзовом веке. Появление письменности.

Прародина патриархов - Месопотамия. Ее географическое положение, государства, города, культура, религия. Данные археологических исследований в Месопотамии и «плодородном полумесяце». Этногенез времени патриархов.

История патриархов.

Семья Фарры. Первое Богоявление Авраму. Переселение Аврама в Обетованную землю. Второе Богоявление Авраму.

Аврам в Египте. Разделение Аврама с Лотом. Третье Богоявление Авраму. Пленение и освобождение Лота. Встреча Аврама царем и священником Мелхиседеком. Четвертое Богоявление Авраму. Богоявление Агари. Рождение Измаила. 5-ое Богоявление Авраму. Изменение имен Аврама и Сары. Установление обрезания. Значение обрезания. Шестое Богоявление Аврааму. Ангелы в Содоме. Спасение Лота из Содома. Гибель Содома и других нечестивых городов. Дочери Лота. Авраам и Сарра в Гераре. Рождение Исаака. Седьмое Богоявление Аврааму. Судьба Агари и Измаила. Восьмое Богоявление Аврааму. Жертвоприношение Исаака и его прообразовательное значение. Смерть и погребение Сарры. Женитьба Исаака на Ревекке. Дети Авраама от Хеттуры. Беременность Ревекки. Пророчество о ее сыновьях. Рождение Исава и Иакова. Смерть и погребение Авраама.

Продажа Исавом первородства. Хитрость Иакова и Ревекки. Бегство Иакова к Лавану. Видение Иакову лествицы. Прообразовательное значение этого события. Иаков у Лавана. Женитьба Иакова на Лии и Рахили. Взаимоотношения Иакова, Лии и Рахили. Дети Иакова. Возвращение Иакова в Обетованную землю. Таинственная борьба Иакова у потока Иавок. Наречение Иакову имени Израиль. Встреча Иакова с Исавом. Месть Симеона и Левия. Рождение Вениамина и смерть Рахили. Смерть Исаака.

Иосиф – любимый сын Иакова. Вещие сны Иосифа. Ненависть братьев к нему. Продажа Иосифа братьями. Исторические сведения о ситуации в Египте. Религия египтян. Положение Египта ко времени появления в этой стране Иосифа. Гиксосы. Иосиф в Египте в доме Потифара. Иосиф в темнице. Иосиф толкует сны фараону. Фараон возвышает Иосифа. Государственная деятельность Иосифа. Рождение Манассии и Ефрема. Первое посещение Египта братьями Иосифа. Вторичное посещение Египта братьями Иосифа. Иосиф открывается братьям. Явление Господа в сонном видении Иакову в Вирсавии. Переселение Иакова и его потомства в Египет. Государственная деятельность Иосифа в голодные годы. Благословение Иаковом Ефрема и Манассии. Пророческие благословения Иакова сыновьям. Смерть Иакова и его погребение. Смерть Иосифа.

Свидетельства историчности Св. Писания.

Тема 6. Период судей.

 

Палестина в первой фазе раннего железного века.

Общая характеристика периода судей. Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина.Археологические свидетельства о филистимлянах и хананеях этого периода.

Наиболее знаменитые из судей: пророчица Девора и судья Варак, судья Гедеон, судья Иеффай, судья Самсон.

Идолопоклонство в доме Михи. Идолослужение в Лаисе (Дане). История левита с горы Ефремовой. История Руфи. Потомство Вооза и Руфи.

Книга Царств. Первосвященник и судья Илий, пророк и судья Самуил.

Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


 

Образовательные технологии

Объем аудиторных занятий: всего 74 часа, в том числе лекции 36 часов, практические занятия 38 часа, интерактивные занятия от общего объема аудиторных занятий составляют 34 %.

 

Вид занятия (Л, ПЗ) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов и период проведения
час семестр
I СЕМЕСТР   13  
(Л)Тема 2. Период праотцов: от сотворения мира до потопа Информационно-проблемная лекция    
(Л) Тема 3. Период праотцов: от потопа до Авраама Информационно-проблемная лекция    
(Л) Тема 4. Период патриархов Лекция-визуализация    
(Л) Тема 5. Период Исхода и завоевания Ханаана Информационно-проблемная лекция    
(Л) Тема 6. Период судей Лекция-визуализация    
(Л) Тема 7. Период единого Царства Лекция-визуализация    
(Л) Тема 8. Период разделенного Царства Лекция-визуализация    
(Л) Тема 9. Деятельность ветхозаветных пророков Лекция-визуализация    
(ПЗ): Тема № 1. Введение Тема № 2. Период праотцов: от сотворения мира до потопа Тема № 3. Период праотцов: от потопа до Авраама Тема № 4. Период патриархов Тема № 5. Период Исхода и завоевания Ханаана Тема № 6. Период судей Тема № 7. Период единого Царства Тема № 8. Период разделенного Царства Тема № 9. Деятельность ветхозаветных пророков Коллоквиум    
II СЕМЕСТР   12  
(Л)Тема 10. Период Вавилонского плена Лекция-визуализация    
(Л)Тема 11. Послепленный период: Иудея в составе Персидской державы Лекция-визуализация    
(Л)Тема 12. Послепленный период: Иудея в составе эллинистических государств Лекция-визуализация    
(Л)Тема 13. Период правления Хасмонейской династии и римского владычества Лекция-визуализация    
(Л)Тема 14. Понятие о Евангелиях Лекция-визуализация    
(Л)Тема 15. Палестина во время земной жизни и проповеди Господа нашего Иисуса Христа Лекция-визуализация    
(Л)Тема 16. Период от Рождества Пресвятой Богородицы до выхода Господа Иисуса Христа на общественное служение Лекция-визуализация    
(Л)Тема 17. Период от выхода Господа Иисуса Христа на общественное служение до первой Пасхи Лекция-визуализация    
(Л)Тема 18. Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа Лекция-визуализация    
(Л)Тема 19. Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа Лекция-визуализация    
(Л)Тема 20. Третья Пасха Общественного служения Господа Иисуса Христа Лекция-визуализация    
(Л)Тема 21. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа Лекция-визуализация    
ИТОГ   1/2

 

Перечень используемых интерактивных образовательных технологий:

1. Информационно-проблемная лекция[1];

2. Лекция-визуализация[2].


 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для подготовки к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Определение понятий исагогика, герменевтика, экзегетика.

2. Богодухновенность Священного Писания.

3. Канонические и неканонические книги Священного Писания.

4. Число библейских книг и их деление по содержанию.

5. Подлинники и важнейшие переводы книг Священного Писания.

6. Виды смысла Священного Писания.

7. Способы толкования Священного Писания.

8. Роль различных научных дисциплин в экзегезе Священного Писания.

9. Библейское предание о творении мира.

10. Библейское предание о творении мира и языческие космогонии.

11. Библейское предание о творении человека и проблема антропогенеза.

12. Библейское предание о грехопадении.

13. Библейское предание о Каине и Авеле.

14. Библейское предание о потомках Каина.

15. Библейское предание о потомках Сифа.

16. Древнейшие археологические периоды и проблема их соотнесения с данными библейской истории.

17. Библейское предание о Всемирном потопе.

18. Библейское предание о Всемирном потопе в свете археологических и геологических данных.

19. Всемирный потоп в мифологиях древних народов.

20. Дети Ноя и их потомки.

21. Вавилонская башня.

22. Библейское предание о Вавилонской башне и проблема этногенеза.

23. Особенности археологии Палестины и стран библейского ареала в период с IX по II вв. до Р.Х. (век металла, ранний и средний бронзовые века).

24. Сведения о семитских народах с VI до II тыс. до Р. X.

25. Месопотамия – прародина патриархов: культурно-религиозная характеристика.

26. История патриарха Авраама.

27. История патриарха Исаака.

28. История патриарха Иакова.

29. История патриарха Иосифа.

30. Библейское предание о патриархах в свете археологических данных.

31. Палестина и страны библейского ареала в позднем бронзовом веке.

32. Библейское предание о жизни евреев в Египте в свете археологических данных.

33. История Исхода: от рождения Моисея до перехода через Красное море.

34. История Исхода: от перехода через Красное море до начала сорокалетнего странствования по пустыне.

35. История Исхода: у горы Синай.

36. История Исхода: от начала сорокалетнего странствования до смерти Моисея.

37. История Исхода в свете археологических данных.

38. История завоевания Земли Обетованной.

39. Завоевание Земли Обетованной в свете археологических данных.

40. История расселения колен Израилевых в Земле Обетованной.

41. Расселение евреев в Земле Обетованной в свете археологических данных.

42. Палестина в первой фазе железного века.

43. Политическое положение и религиозное состояние Израиля в период судей.

44. Археологические свидетельства о филистимлянах и хананеях периода судей.

45. История судей пророчицы Деворы и Варака.

46. История судей Гедеона и Иеффая.

47. История судьи Самсона.

48. История Руфи.

49. История первосвященника Илии.

50. История пророка Самуила.

51. Период судей в свете археологических данных.

52. Палестина во второй фазе раннего железного века.

53. История царя Саула.

54. История царя Давида.

55. История царя Соломона.

56. Период единого царства в свете археологических данных.

57. Религиозный быт Израиля периода единого царства.

58. История разделения еврейского царства.

59. Обзор истории Иудейского царства.

60. Обзор истории Израильского царства.

61. История пророка Илии.

62. История пророка Елисея.

63. Религиозная ситуация в Иудейском царстве.

64. Религиозная ситуация в Израильском царстве.

65. Археологические свидетельства эпохи разделенного царства.

66. Пророческое служение в Ветхом Завете.

67. Пророк Исаия.

68. Пророки Израильского царства.

69. Пророки Иудейского царства.

70. Падение Иудеи. Евреи в Вавилонском плену.

71. Пророк Иезекииль.

72. Пророк Даниил.

73. Археологические свидетельства пребывания евреев в Вавилонском плену.

74. Иудея в составе Ахеменидской державы: возвращение из плена, религиозный быт еврейского народа.

75. Деятельность Зоровавеля и священника Иисуса.

76. Деятельность Неемии и священника Ездры.

77. Иудеи и самаряне: история взаимоотношений.

78. Пророк Аггей.

79. Пророк Захария.

80. Пророк Малахия.

81. История Есфири.

82. Археологические свидетельства послепленной эпохи.

83. Палестина в эпоху завоеваний Александра Македонского.

84. Иудея под властью египетских царей: политико-административный и культурно-религиозный аспекты.

85. Иудея под властью сирийских царей: политико-административный и культурно-религиозный аспекты.

86. История восстания Маккавеев.

87. Археологические свидетельства эпохи Эллинизма.

88. История Хасмонейской династии.

89. Иудея в период римского владычества: политико-административный и культурно-религиозный аспекты.

90. Ирод Великий и его династия.

91. Религиозно-политические партии и течения в Палестине II-I вв. до Р.Х.

92. Археологические свидетельства эпохи.

93. Общая характеристика Евангелий.

94. Синоптическая проблема и гипотезы ее разрешения.

95. Хронология Нового Завета.

96. Палестина во время жизни Спасителя: историко-географическая, культурно-религиозная, политико-административная характеристика.

97. Основные богословские темы Пролога Евангелия от Иоанна.

98. Рождество и отрочество Пресвятой Богородицы.

99. История рождества Иоанна Крестителя.

100. Последовательность и хронология событий Рождества Христова (от Благовещения до возвращения святого семейства из Египта).

101. Личность и служение святого Иоанна Крестителя.

102. Крещение Иисуса Христа.

103. Последовательность событий евангельской истории от Искушения Спасителя в пустыне до чуда в Кане Галилейской.

104. Служение Спасителя в Иудее (первый год общественного служения).

105. Служение Спасителя в Галилее (первый год общественного служения).

106. Служение Спасителя в Иудее (второй год общественного служения).

107. Служение Спасителя в Галилее (второй год общественного служения): от события избрания апостолов до чудесного укрощения бури.

108. Служение Спасителя в Галилее (второй год общественного служения): от события чудесного укрощения бури до беседы о Хлебе жизни.

109. Служение Спасителя в пределах Тира и Сидона, районе Десятиградия и Вифсаиды (третий год общественного служения).

110. История служения Спасителя от исповедания апостола Петра в Кесарии Филипповой до Его путешествия в Иерусалим на праздник Кущей (третий год общественного служения).

111. Служение Спасителя в Иудее (третий год общественного служения): от Его прибытия в Иерусалим на праздник Кущей до удаления в Заиорданскую сторону.

112. История служения Спасителя от Его удаления в Заиорданскую сторону до намерения идти воскресить Лазаря (третий год общественного служения).

113. История служения Спасителя от воскрешения Лазаря до решения первосвященников убить Лазаря (третий год общественного служения).

114. Вход Господень в Иерусалим.

115. События Великого Понедельника.

116. События Великого Вторника.

117. События Великой Среды.

118. События Великого Четверга.

119. История страстей Христовых: от событий в Гефсиманском саду до отречения Петра и осуждения Спасителя Синедрионом.

120. История страстей Христовых: от предания Христа Пилату на суд до Крестного пути.

121. История страстей Христовых: от крестного пути Спасителя до поставления стражи у Его гроба.

122. Евангельская история от события Воскресения Христова до Его Вознесения.

123. Новозаветная история от события Вознесения Христова до проповеди апостола Петра.

124. Источники, свидетельствующие об историчности повествования Евангелия.

125. Евангельская история в свете археологических данных.

 

Темы для сочинений-эссе

 

Сочинение-эссе предлагаются преподавателем в конце каждой пройденной темы и оценивается по пятибалльной системе. Объем сочинения-эссе 4-5 тыс. знаков (около 3-х – 4-х листов А4, 14 кеглем 1.5 интервалом).

 

Период праотцев.

 

1.1. Шестоднев: библейское предание о творении мира и языческие мифы.

1.2. Человек – венец творения: проблема антропогенеза в свете библейского предания и научных данных.

1.3. Великий потоп: библейское предание и научные данные.

1.4. Великий потоп: библейское предание и языческие мифы.

1.5. Вавилонская башня: проблема этногенеза в свете библейского предания и научных данных.

 

Период патриархов.

 

2.1. Фарра и его семья в Уре Халдейском: библейское предание и научные данные.

2.2. Авраам – отец верующих: подвиг патриарха.

2.3. Палестина времен патриархов: библейское предание и археологические свидетельства.

2.4. История патриархов и происхождение семитских народов согласно библейскому преданию.

2.5. Библейское предание о патриархах и археологические свидетельства эпохи.

 

 

Период судей.

 

4.1. Религиозно-политическая характеристика периода судей.

4.2. Археологические свидетельства о филистимлянах и хананеях периода судей.

4.3. История Руфи и ее значение в контексте священной истории.

4.4. Значение деятельности первосвященника Илии и пророка Самуила.

4.5. Теократия или монархия: история и оценка перехода к монархическому типу правления в еврейском обществе (на основании библейского предания).

 

Период единого Царства.

 

5.1. Религиозно-политическое состояние еврейского государства эпохи единого царства: библейское предание и археологические свидетельства.

5.2. Царь Саул и царь Давид: сравнительная характеристика.

5.3. Реформы царя Давида: библейское предание и археологические свидетельства.

5.4. Эпоха царя Соломона: библейское предание и археологические свидетельства.

5.5. Важнейшие археологические памятники эпохи единого царства.

 

Период Вавилонского плена.

 

8.1. Пребывание евреев в Вавилонском плену: библейское предание и археологические свидетельства.

8.2. Падение Вавилона: библейское предание и археологические свидетельства.

8.3. Политика Персидских царей относительно захваченных государств и ее значение для еврейского народа.

8.4. Значение деятельности пророка Даниила.

 

Понятие о Евангелиях.

 

12.1. Значения слова «Евангелие».

12.2. Синоптическая проблема и гипотезы ее разрешения.

12.3. Хронология Нового Завета.

12.4. Образы евангелистов.

Разработчик

преподаватель кафедры

библейско–богословских дисциплин ___________ Бородовицын А. В.

 

Программа одобрена

на заседании кафедры библейско–богословских дисциплин

от «___»_____________________ 201_ года, протокол № ____.

 

Зав. кафедрой

библейско–богословских дисциплин _______________ Оботуров А. В.

 


[1]Предполагает изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения.

[2]Лекция-визуализация – это лекция, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения (аудио- и/или видеотехники). Основной целью лекции-визуализации является формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В БИБЛЕИСТИКУ»

направление подготовки

ПОДГОТОВКА СЛУЖИТЕЛЕЙ ИРЕЛИГИОЗНОГО ПЕРСОНАЛА ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

квалификация

БАКАЛАВР БОГОСЛОВИЯ

форма обучения

ОЧНАЯ

 

Вологда


1. Предмет, цель и задачи учебной дисциплины

Предмет изучения дисциплины: события Священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов первоначальное целостное представление о библейских событиях: их содержании, последовательности, а также историческом фоне, на котором эти события происходили.

Задачи:

1) дать студентам элементарное представление о Священном Писании и о его месте в жизни Церкви;

2) дать вводные сведения по исагогике Священных книг Ветхого и Нового Заветов;

3) познакомить студентов с событиями Библейской истории и их последовательностью;

4) сформировать у студентов общее представление об истории регионов, в которых разворачивались основные события Ветхого и Нового Заветов;

5) способствовать образованию навыка ежедневного чтения Священного Писания.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Введение в библеистику» входит в базовую частьБлока 1 (Б 1. Б 5) по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания», и изучается на 1 курсе бакалавриата в 1-ом и 2-ом семестрах в объеме 144 часов (4 з.е.).

Дисциплина «Введение в библеистику» является одним из предметов, определяющих профессиональную подготовку будущих пастырей.

К числу входных знаний, навыков и компетенций студента, приступающего к изучению дисциплины «Введение в библеистику», относятся знания, навыки и компетенции, полученные при освоении общеобразовательной программы по дисциплине «История».

Дисциплина «Введение в библеистику» закладывает фундамент для изучения дисциплин «Священное Писание Нового Завета», «Священное Писание Ветхого Завета», «Догматическое богословие», «Теория и история церковного искусства», «Патрология», «Русская патрология», «Нравственное богословие», «Сектоведение», «Гомилетика», «Церковь, государство и общество», а также способствует успешному прохождению учебной (педагогической) практики, итоговой аттестации (Б.3).

 

3. Требования к уровню подготовки выпускника, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

После изучения дисциплины «Введение в библеистику» студент должен овладеть следующими компетенциями:

а) общекультурные (ОК)

¾ способность работать в коллективе, толерантно восприниматьсоциальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

¾ способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

¾ способность использовать основы теологических знаний в процесседуховно-нравственного развития (ОК-10).

 

б) общепрофессиональные (ОПК)

¾ способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности теолога на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

¾ способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2).

 

в) профессиональные (ПК)

научно-исследовательская деятельность:

¾ способность использовать знание основных разделов теологии и ихвзаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию потеме исследования (ПК-1);

¾ готовность применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания(ПК-2);

¾ способность оформлять и вводить в научный оборот полученныерезультаты (ПК-4);

 

учебно-воспитательная и просветительская деятельность:

¾ способность актуализировать представления в области богословия идуховно-нравственной культуры для различных аудиторий, разрабатыватьэлементы образовательных программ (ПК-5);

¾ способность вести соответствующую учебную, воспитательную,просветительскую деятельность в образовательных и просветительскихорганизациях (ПК-6);

 

экспертно-консультативная деятельность:

¾ способность применять базовые и специальные теологические знания крешению экспертно-консультативных задач, связанных с объектамипрофессиональной деятельности выпускника (ПК-8).

 

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны

знать:

¾ элементарные сведения по исагогике Священных книг Ветхого и Нового Завета;

¾ основные события библейской истории и их последовательность;

¾ исторический фон и контекст событий библейской истории на основании текста Священного Писания и археологических данных;

уметь:

¾ ориентироваться в последовательности событий библейской истории;

¾ соотносить основные события библейской истории и события истории стран и народов библейского ареала;

¾ обосновывать историчность Священного Писания;

владеть навыками:

¾ свободно ориентироваться в событиях библейской истории;

¾ ежедневного чтения Священного Писания.

 


4. Структура и содержание учебной дисциплины

 

4.1. Структура учебной дисциплины

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр 1 Семестр 2
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Самостоятельная работа (всего)      
Вид промежуточной аттестации     Дифференц. зачет
Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы 2 зачетных единицы 2 зачетных единицы

 

4.2. Тематическое содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение.

 

Предмет, цели и задачи курса.

Понятие о Священном Писании. Богодухновенность Священного Писания. Понятие о Ветхом Завете и Новом Завете. Понятие о книгах канонических и неканонических. Число книг Священного Писания. Деление библейских книг по содержанию.

Подлинники и важнейшие переводы книг Священного Писания (еврейский и греческий тексты, латинский, сирийский и славянский переводы).

Данные различных наук для уяснения смысла Священного Писания: археологии, географии, истории древней литературы, истории Древнего мира, нумизматики, филологических наук.

Обзор основных источников и пособий по Библейской истории.

Тема 2. Период праотцов: от сотворения мира до потопа.

 

Периоды священной истории Ветхого Завета, и проблема их соотнесения с данными археологии. Возможные типы периодизации.

Пятикнижие Моисеево. Книга Бытия. Сотворение мира и человека. Дни творения. Различные гипотезы, объясняющие продолжительность дней Творения.Образ и подобие Божие в человеке. 2 рассказа о творении человека. Жизнь прародителей в раю. Грехопадение и изгнание из рая. Первое обетование о Спасителе.

Каин и Авель. Рождение Сима. Потомки Каина (сыны человеческие) и Сима (сыны Божии). Праведный Енох. Смешение племен Каина и Сифа.

Проблема соотнесения данных археологии с богооткровенным учением. Первые люди на земле. Прамонотеизм. Сопоставление библейского сказания о праотцах с «Энумаэлиш» и другими мифологическими сказаниями.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.289 с.