Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-30 | 120 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Когда в повестку дня встает необходимость адекватного ответа миграции, автоматически возрастает роль существующих концепций безопасности. И вопрос, в какой мере и каким образом их исходные посылки способствуют или мешают творческой реконструкции системы безопасности с участием мигрантов и с их включением в нее, становится далеко не праздным.
Согласно концепции национальной безопасности государство обладает исключительными правами в обеспечении безопасности, а более всего должно печься о безопасности собственного территориального "тела" и его властной оболочки. Но раз так, то оно, во-первых, должно с подозрением относиться к любым перемещениям людей в пределах и за пределы национальных границ, а во-вторых, полагает, что только оно правомочно решать, не создают ли эти перемещения действительную угрозу безопасности, и регулировать их с помощью специального законодательства, пограничных кордонов и полицейских мер. В областях права и правоприменения, непосредственно касающихся мигрантов, суверенитет национального государства поколеблен менее всего. Правда, бурное разбухание потоков межстрановой миграции ввело-таки ее в сферу международного права: появились Конвенция о беженцах 1951 г. и Протокол 1967 г., были заключены двусторонние и многосторонние соглашения по регулированию трудовой миграции и т. п. Но все это не могло устранить кардинального неравенства значимостей, которые концепция национальной безопасности приписывает безопасности "константы" и безопасности "непостоянной величины". Благо в случае с мигрантами качество непостоянства и временности выражено значительно сильнее, чем в случае с обычными гражданами, и тем легче позволяет пренебрегать целями их безопасности.
|
Таким образом, подчеркнутый этатизм концепции национальной безопасности отрицательно сказывается на безопасности мигрантов. Но одновременно нельзя утверждать, что следование этой концепции дает эффективную защиту обществу. В отношении межгосударственной миграции концепция подталкивает политику к тому, чтобы перевести амбивалентный вызов этого вида миграционных перемещений в разряд однозначных угроз. Фактически - хотя и против своей воли - она поощряет формирование потоков нелегальной миграции со всеми сопутствующими им явлениями: образованием целых секторов занятости, не поддающихся законодательному регулированию, появлением криминальных групп, специализирующихся на подпольной "доставке" мигрантов и их эксплуатации, общим ухудшением климата социальных отношений в местах оседания нелегалов. Концепция плохо приспособлена и к тому, чтобы налаживать действенное международное сотрудничество по вопросам трансграничных перемещений граждан разных государств. По отношению к внутригосударственной миграции она выглядит относительно нейтральной. Безусловно, жесткие ограничения, налагаемые на миграцию из-за рубежа, являются одним из исходных параметров, определяющих конфигурацию внутреннего рынка труда и в этом смысле влияют и на национальные миграционные потоки. Однако ситуация в разных странах настолько различна, что вряд ли целесообразен поиск некоего общего знаменателя такого влияния. Но в любом случае претензии государства на исключительное положение в области обеспечения безопасности могут осложнить движение внутренних миграционных потоков - хотя бы потому, что не устраняют, а только подпитывают типичные бюрократические пороки служб, связанных с урегулированием вопросов безопасности, возникающих в ходе и в результате миграции.
В рамках концепции общей безопасности миграция уже не выглядит источником угроз по преимуществу. Проблемы самого незащищенного отряда мигрантов - беженцев вообще признаются входящими в круг тех важнейших проблем, которые должны находиться в "фокусе расширенной концепции безопасности"[61]. И все мигранты признаются общностью, имеющей такое же право на человеческую безопасность, как и другие общности. Приоритетное звучание получает принцип расширения "мягкого" контроля над миграцией за счет ее легализации, а не охранительных мер (хотя последние не исключаются вовсе). Достигается и целостное видение миграции как проблемы безопасности государства. Так, становится ясно, что вряд ли имеет смысл решать ее без участия организаций самих мигрантов, без межобластного и международного сотрудничества, за счет одних лишь нескоординированных усилий регионов и государств отдельно в отправных и конечных точках миграционных маршрутов. Вместе с тем невнимание к этнокультурному аспекту безопасности и, как следствие, слабая его разработанность в концепции общей безопасности не позволяют в полной мере оценить (и даже просто увидеть) угрозы идентичности мигрантов и принимающего общества, их роль в формировании миграционных потоков и трудностях взаимной адаптации "пришельцев" и "старожилов".
|
Концепция социетальной безопасности дает двусмысленные ответы. Она, несомненно, поощряет создание либерального миграционного режима в полюсах выхода, раздвигает пределы однородного пространства безопасности, внутри которого возможно практически ничем не стесняемое движение мигрантов. Но для одной их части эта возможность открывается автоматически - наследуемым по рождению гражданством, для другой - жестко обусловлено разрешительной процедурой въезда на территорию богатства и свободы. Формально процедура не нарушает баланса между правами человека и законным правом каждого общества или сообщества государств на защиту собственной безопасности. Фактически баланс не достигается, безопасность западного мира получает приоритетное значение по отношению к правам соискателей на вход в него. Видимо, не случайно то обстоятельство, что в списке социетальных угроз Западу миграция с Востока и Юга ставится на первое место. Это своего рода неосознанная проговорка.
Не случайно и другое: хотя миграция извне квалифицируется как "низкоинтенсивная" угроза, она в то же время рассматривается как системный компонент почти всех прочих угроз, в том числе и более опасных, а ее возможное отрицательное воздействие фиксируется и на других уровнях, выше и ниже социетального [62]. Сама по себе данная оценка справедлива. Но она не уравновешивается оценкой возможного позитивного вклада мигрантов. Она также неявно отождествляет цивилизационные различия с различиями преимущественно разрушительными по своему потенциалу. Тут она не только следует за прогнозами С. Хантингтона, но и фактически солидаризируется с теоретиками геополитики, убежденными в том, что и на межгосударственном уровне какой-либо ценностный консенсус между странами атлантической цивилизации и странами, в нее не входящими, может быть лишь временным и негарантированным [63]. Раз так, то единственный способ снять противоречие между правами мигрантов и безопасностью западного мира заключается в том, чтобы сделать миграционный приток в него по возможности умеренным и равномерным, обеспечить дисперсное расселение мигрантов и скорейшее усвоение ими основных ценностей принимающего общества. И если для достижения этих целей необходима практика двойного стандарта, разделение мигрирующего населения на "свое" и "чужое", то приходится на это идти, правда, действуя неявным образом. Опять-таки и с этим можно согласиться, поскольку всякая политика, вне зависимости от того, какие идеальные принципы положены в ее основание, вынуждена ими то и дело поступаться. Но даже если вы совершаете беззаконное для вас действие, так сказать, в сомнамбулическом состоянии, а не в полном сознании, то и тогда, сталкиваясь с недоброжелательной реакцией аудитории, которой проповедуете свои принципы, вы, как минимум, должны задуматься, в чем тут дело: в ее непреодолимом несовершенстве или в том, что вы сами, пусть не по злому умыслу, утратили моральное право на проповедь...
|
В заключение обратимся к официальной концепции безопасности России. Она была утверждена в конце 1997 г., в январе 2000 г. была принята ее новая редакция [64]. Что представляют собой эти официальные документы, какой из трех авторитетных концепций безопасности они соответствует или к какой выраженно тяготеют по своей идеологии, освещена ли в них проблема "миграция и безопасность" и если да, то каким образом?
|
Прежде чем отвечать на эти вопросы, необходимо подчеркнуть, что вторая редакция Концепции сохраняет очень большую преемственность с первой. Концепция варианта 2000 г. короче, чем ее предшественница, очищена от повторов и избыточных деталей. Опыт политического развития России и мира, накопленный за трехлетие 1997-1999 гг., обусловил появление новых акцентов в оценке международного положения, места России в мире, основных угроз ее безопасности. В частности, в новой редакции резко усилено внимание к такому источнику угроз, как терроризм. Но, несмотря на все эти отличия, мы действительно имеем перед собой родственные тексты, предлагающие два варианта одной системы взглядов, а не принципиально разные документы. За отдельными исключениями это позволяет рассматривать их в совокупности как единый дискурс.
В обеих редакциях Концепции в одной связке упоминаются сразу три объекта безопасности - личность, общество и государство. Безусловно господствует представление о важности разных и многих аспектов безопасности: специально говорится о безопасности экономической, социальной, экологической, военной, пограничной, информационной, безопасности как государства, так и населения, его здоровья и воспроизводства. Субъектами внутренней безопасности наряду с федеральной властью признаются субъекты Федерации и органы местного самоуправления, внешней - все мировое сообщество и различные межгосударственные организации, действующие на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях.
Очевидно, что в этих положениях отразилось влияние нового понимания безопасности, распространившегося в мире в последние десятилетия. Однако в целом авторы разбираемого документа так и не вырвались из плена традиционных представлений о национальной безопасности. На первом месте у них по-прежнему безопасность государства. Положим, такое предпочтение оправдывается самим характером и предназначением документа; но уж никак не спишешь на этот счет то обстоятельство, что везде, где речь идет о конкретных угрозах национальной безопасности и мерах по их отражению, личность и общество фактически отсутствуют. Их упоминание в качестве объектов безопасности - формальное; возможность для них выступать в качестве сопоставимых с государством субъектов не предусматривается. Простые граждане в лучшем случае мобилизуются на поддержку безопасности институтами местного самоуправления по указке вышестоящих властей, но нигде не сказано, что они могут организовываться с теми же целями по собственной инициативе. Более того, в первой редакции даже прямо запрещались любые законодательно не предусмотренные действия по защите групповой безопасности. А поскольку ни в одном из двух документов не упоминается (и значит, даже гипотетически не допускается) вероятность столкновения целей безопасности индивидов и общества с целями государства, это означает, что государство оставляет за собой монопольное право на понимание угроз безопасности и целеполагание в области ее защиты.
|
В первом варианте Концепции присутствовал специальный абзац, посвященный миграции. Она, таким образом, была официально признана явлением, имеющим отношение к национальной безопасности. Вот только интерпретация этого отношения вызывает серьезные возражения. Буквально в 1997 г. было записано следующее:
"К числу факторов, усиливающих угрозу нарастания национализма, национального и регионального сепаратизма, относятся массовая миграция и неуправляемый характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов страны. Основными причинами этого являются последствия распада СССР на национально-территориальные формирования, провалы национальной и экономической политики как в России, так и в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве".
То есть была выделена связь между миграцией, с одной стороны, и национализмом и сепаратизмом - с другой. Это совершенно справедливо. Но разве в способности миграции подпитывать национализм и сепаратизм заключается все ее значение для национальной безопасности? Разве негативное воздействие миграции на безопасность этим исчерпывается? И, самое главное, разве значение миграции для безопасности российского государства и его граждан только негативно?
В то же время ни слова не было сказано о нуждах и заботах самих мигрантов. В качестве участников миграции они подразумевались в тексте, но не как живые люди, соотечественники, возвращающиеся в Россию, и даже не как пассивный объект безопасности, а исключительно как "фактор", т. е. нечто стороннее, обособленное, социально безликое и лишь подлежащее простой калькуляции при расчете политического курса. И это при том, что в Концепции образца 1997 г. защита жизни и достоинства "соотечественников", оставшихся за пределами России, их гражданских прав и свобод была гордо включена в перечень национальных интересов!
В обновленном тексте сугубо негативная оценка миграции сохранена:
"Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов".
Правда, при этом по-иному производится уточнение, о какой миграции идет речь. В первом варианте был использован количественный признак "массовая", во втором - более уместный качественный признак "неконтролируемая". Благодаря этому со всякой другой миграции клеймо угрозы снимается: но оборотная сторона такой смены определений - чрезмерно узкий подход к миграции как к предмету государственной политики. Не случайно в разделе об обеспечении национальной безопасности России миграция всплывает только раз, в одном ряду с транснациональной организованной преступностью, и проходит при этом по разряду основных задач, которые России предстоит решать в "пограничной сфере" (sic!). Естественно, что в этой сфере единственное, чего может удостоиться незаконная миграция, - пресечение.
Вместе с тем если в более ранней редакции миграция интерпретируется не только как усугубляющая причина национализма и сепаратизма, но и как их страдательное следствие, то в документе 2000 г. она фигурирует уже только в качестве причины - усиливает национализм, экстремизм и этносепаратизм, создает условия для возникновения конфликтов. Вольно или невольно сокращение и редактирование первоначального текста привели к тому, что отношение к мигрантам как к субъектам миграционного процесса фактически ужесточилось: в 1997 г. подразумевалось, что участники "массовой" миграции хотя бы отчасти являются жертвами, в 2000 г. участники "неконтролируемой" миграции однозначно предстают злодеями.
Негативистское отношение к миграции, сквозящее в Концепции, обусловлено в первую очередь нынешним положением России, которая по возможностям экономически обеспечить процесс приема и интеграции мигрантов, конечно, далеко отстает от благополучного Запада. Но только ли этим? Не сказывается ли здесь еще и давление на власть изоляционистских, местами ксенофобских настроений, которые всегда имеют шанс распространиться в обществе, переживающем кризис идентичности? Если это так, то мы опять находим причину свою, местную, российскую. Но сколь бы специфичным ни был набор причин, побуждающих видеть в мигрантах исключительно угрозу национальной безопасности, сути дела это не меняет: по своей позиции в отношении "чужаков" Россия оказывается в одном ряду с "обществом безопасности", которое мы так любим осуждать.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!