Современное положение искусства. Роль искусства во времена апокалипсиса — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Современное положение искусства. Роль искусства во времена апокалипсиса

2018-01-30 168
Современное положение искусства. Роль искусства во времена апокалипсиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

06.07.34 Все, что Вы пишете о положении театра, крайне грустно, но во всех странах оно не лучше. Ведь радио и кино вытеснили истинное искусство и непосредственное воздействие огня духотворчества. Также и фотография при своей неизменности во многих областях вытеснила в большей мере художественные произведения, картины из среднего обихода. К сожалению, и эту ступень в медленной эволюции человеческого духа приходится пережить. Но при росте и утончении сознания, при правильном воспитании молодого поколения в уважении к творческому гению человека, все найдет себе должное место. Но для этого придется немало потрудиться. Именно, насколько возможно, всеми способами следует поднимать уровень вкуса и понимания обывателей и масс во всех областях творчества, и, конечно, театр для этого прекрасный медиум. Но пока во главе правительств стран не будут стоять высококультурные люди, до тех пор трудно ожидать истинного расцвета культурных достижений. Ведь именно правители дают всему тон, и, несмотря на так называемую демократичность и воспеваемую всеми индивидуальность, все, как зачарованные, следуют за установленным правительством стандартом. И, конечно, этот стандарт часто не на высоте.

Прекрасны драмы Калидаса и пьесы Тагора, но я советовала бы не избегать характерных легенд и исторических, красивых эпизодов из жизни Вашей страны. Каждая страна имеет жемчужины, которые полезно напоминать. Каждый народ должен знать свою основу, на которой слагался его особый характер. Мы подходим сейчас, вернее, подошли ко времени грозному, времени героическому, когда многим народам придется выдержать экзамен. Потому мне кажется все героическое, все, что поднимает сознание народа на подвиг духа, должно быть сейчас особенно отмечено. Вы знаете, что я против узкого национализма или шовинизма, но уважение и любовь народа к прекрасным, героическим выявлениям своей страны меня всегда глубоко трогают. Не подумайте, что это военный клич. Нет, но события таковы, что все мы должны готовиться стать воинами и, прежде всего, воинами духа и духовного меча, именно найти в себе мужество отстаивать свои духовные завоевания. Отрадно слышать об искании молодого поколения, и нужно ловить этот момент и дать именно то, что жаждет дух. Учение Жизни и дает такие неисчерпаемые ответы на все запросы духа! Ведь ни одна область, ни одна проблема жизни не обойдена в этих заветах молчанием, наоборот, все положения рассмотрены со многих сторон и под разными углами зрения, именно в жизненном приложении. Сколько перекрещенных собеседований можно иметь с ищущими душами! Лишь бы не отринуть стук! И в то же время нужно проявить великое распознавание ликов и уметь держать на расстоянии шатающихся.

ЧУВСТВО КРАСОТЫ

06.12.34 Многие пишут о величайших понятиях, но, лишенные чувства красоты, они не стесняются подводить самое высокое под скальпель или аптекарские формулы.

Как величественны и прекрасны мифы древности! Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство красоты, стараясь все снизить и приурочить к сознанию масс. Как выразился один писатель: «Чудесные краски мира погибают, над ними превалирует защитный цвет. Как больно жить в нашу эпоху. Как тяжко видеть прикасание всенивелирующей руки». Потому пишите, облекайте прекрасные Понятия в «сверкание и звучание духа» Вашего.

ГЛАВА 2ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ)

УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ БОЖЕСТВЕННОГО

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОСТОКА О БОЖЕСТВЕННОМ НАЧАЛЕ (О ПОЭЗИИ Р. ТАГОРА)

27.08.38 Высшее Существо восточного сознания бесконечно разнится от Высшего Существа в представлении Запада. Его Высшее Существо неотделимо от своего Творения.

Его Творение и есть Он Сам. Восточное сознание в противоположность западному в основе своей синтетично и привыкло все объединять и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути принадлежат Ему.

В Упанишадах сказано: «Высшее Существо все проникает собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого». И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя как частицу единой беспредельной жизни, проявляющейся в бесконечной фантасмагории сменяющихся миров и тварей, легко вмещает все формы таких проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа, которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной сущности.

Риши Индии, в глубокой мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами.

Потому наряду с высшим представлением Несказуемой Тайны Бытия они дали ему величественную скалу прекраснейших Образов, чтобы вызвать и воспитать в нем всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представления о Высшем Существе всегда вполне соответствуют той ступени развития, на которой находится человек.

Великая красота заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства человечества. Но не меньшая красота и в представлении беспредельной мощи человеческого ума и его мыслетворчества. Высшая жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, ее создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам их сердца.

Умение отобразить в своем творчестве всю скалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых им звучаний и видений.

Восток говорит: «Не поклоняются Богу, как человеку, два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу, как Он есть».

Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания.

Судя по приведенной выдержке из статьи «Poet’s Religion»[64], Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия, а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен или, как их называют иногда, манвантар (манвантара Вселенной, миров и человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать новую грань в Алмазе беспредельного Познания.

Вдумайтесь также, насколько многообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов Истины приходится Им одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой Свет ослепляет, слишком малый отемняет, потому осторожными касаниями возводится человеческое сознание в сужденный ему Чертог Прекрасный под Куполом Всевмещающим. Но бывают периоды, когда сознание заходит как бы в тупик и без особой помощи не может выйти из него, тогда приходят очищения, выражающиеся в революциях, в низвергании старых догм и ценностей. Тяжки эти периоды, но они приносят и оздоровление; и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как Целители духа и тела, но последователи Их не понимали Их бережных касаний и вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.

Так примем все выражения Истины и будем оценивать их лишь по их красоте.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.