Позиционирование социолога по отношению к изучаемым общностям. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Позиционирование социолога по отношению к изучаемым общностям.

2018-01-30 160
Позиционирование социолога по отношению к изучаемым общностям. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТВЕТЫ ММСИ ЭКЗАМЕН ЯНВАРЬ 2015 3 КУРС

Количественный подход

· ключевые слова: измерение, протяженность, рациональность.

· логика верификации (подтверждение/опровержение гипотез)

· синхронность (изучение событий сегодняшнего дня)

· Теоретико-методологическая база: реализм, подход естественных наук, все существует реально и независимо от нашего сознания; достоверное знание и воспроизводимость результатов; описание логических связей между параметрами; априорно все значимое известно.

· Фокус анализа: макроанализ (общность); структуры и внешнее объективное; контекст предполагается заданным и постоянным.

· Единица анализа: факты, события.

· Цели исследования: дать причинные объяснения, измерить взаимосвязи.

· Стиль: жесткий, холодный.

· Достоверное повторение установленных связей.

· Позиционирование социолога: конкретный познающий человек выводится за скобки процесса познания.

· Логика анализа: метод дедукции.

· Полевая фаза: кавалерийская атака на респондентов (анкетирование).

 

Качественный подход

· ключевые слова: понимание, глубина (меньше случаев, но больше деталей); понимающая, индуктивная социология.

· логика открытия

· диахронность (изучение явлений на шкале времени)

· Теоретико-методологическая база: феноменология (уникальность дискурса); релятивизм; описание общей картины события с упором на детали; априорно все может быть значимым.

· Фокус анализа: особенное, частное - микроанализ (человека как общество); сам человек, его тело - внутреннее субъективное, эмоции; контекст выявляется и анализируется.

· Единица анализа: субъективное значение и чувство.

· Цели исследования: интерпретировать и понять наблюдаемое.

· Стиль: мягкий, теплый.

· Реальное насыщение информацией.

· Позиционирование социолога: личность познающего человека становится рабочим инструментом.

· Логика анализа: метод индукции (от фактов к концепциям и теориям).

· Полевая фаза: длительное пребывание на изучаемом объекте.

История вопроса

В течение длительного времени в западной социальной науке почти безраздельно господствовала позитивистская методология с ее ориентацией на естественнонаучные исследовательские схемы, критерии и стандарты. Многие годы доминирующее положение в эмпирической социологии занимали исследования, цель которых состояла в проверке заранее выдвинутых гипотез с помощью формализованных методов и измерительных процедур. Лишь начиная с 50-х годов стала звучать усиливающаяся критика традиционной эмпирической социологии, которая стала определяться в научной литературе как количественная, позитивистская, нормативная и тд. Эта критика исходила главным образом от сторонников феноменологических, интернационистских и этнометодологических направлений и сосредотачивалась не только на применяемых в количественной социологии процедурах формализации и квантафикации, но была нацелена на базисные (часто имплицитные) предпосылки о природе социальной реальности, лежащие в основании количественного подхода. В ходе дискуссии с позитивистски ориентированной социологией развивались не только альтернативные теоретические программы, но и осуществлялась активная полевая работа, в которой ставка делалась на так называемые свободные, неструктурированные, интерпретативные, качественные методы сбора данных. В конечном итоге эта исследовательская сфера стала рассматриваться как вполне самостоятельная область социологии со своим собственным теоретическим, методологическим и методическим арсеналом, а для ее характеристики в настоящее время все чаще используют термин "качественная социология". В западной социальной науке качественная социология представляет собой научное направление, имеющее парадигмальные характеристики, проявляющиеся в общности и взаимосвязанности теоретических концепций, методологических подходов и конкретных методов исследования".

 

Методология длинного стола.

«Длинный стол» — это метод групповой работы научного коллектива по созданию и применению методологии и методики социологического исследования и организации всех этапов полевого исследования от подготовки программы и инструментария до анализа первичной информации и представления отчетных документов.

«Длинный стол» как способ организации работы социологов над разработкой программы качественного социологического исследования, его проведения, необходимой коррекции инструментария и уточнения понятий, как работа по постановке новых задач и анализу собранного в поле материала сочетал в себе элементы различных методов групповой работы: «мозгового штурма», групповой дискуссии, фокус группы, ЕСG (расширенные креативные группы) и даже групповой психотерапии.

Как в любой рабочей группе «Длинный стол» осуществлял три основные функции, необходимые для длительного межличностного взаимодействия научного коллектива:

— решения исследовательских задач социологического проекта (организация эффективной коллективной и индивидуальной работы исследовательской группой на всех этапах работы);

— психологической поддержки членов коллектива (обеспечение оптимального социально-психологического климата в научном коллективе, обеспечение психологической и моральной поддержки полевых исследователей);

— контроля и проверки исполнения рабочих заданий в ходе исследования.

Правила и ритуалы длинного стола:

• правила ведения групповой дискуссии (не перебивать друг друга, высказываться по очереди, все разговоры «в круг», т. е. во время дискуссии не разговаривать с соседом и т. п.)

• критикуй работу, а не коллегу

• каждая группа отчитывается по очереди, выступает один из группы, остальные дополняют

• не принято выделять лидера в группе

• не принято придираться к словам

Сценарии заседаний «Длинного стола»

Работа Длинного стола строится в основном по трем сценариям, отражающим этапы качественного социологического исследования:

1) подготовка программы нового исследования;

2) анализ результатов текущей полевой работы и корректировка задач исследования и его инструментария;

3) завершение цикла исследования и подготовка отчетных материалов.

Общие моменты:

• план работы на время встречи (не менее трех дней)

• политинформация – методологические и организационные проблемы проекта

требования к ведущему стола – как в фокус группе. Но ведущий «Длинного стола» после начала работы активно включается в обсуждение как обычный участник, а не устраняется. Руководитель в процессе может менять роли от участника к руководителю и обратно несколько раз, и этих ролей может быть много.

Пересекающиеся трансакции

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем *пересекающейся* трансакцией. наиболее обычная пересекающаяся трансакция, которая вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или работы.

Двойная трансакция

Двойной трансакцией называется такой обмен репликами, в которых вербальное содержание не соответствует невербальному оформлению. Это несоответствие оказывает весьма негативное влияние на ход общения!

Возможная проблема: Двойная трансакция заставляет того, кто ее воспринимает, задуматься: чему верить – вербальному или невербальному ее содержанию. Как правило, наши собеседники скорее поверят невербальному сообщению, сынтерпретируют его по-своему; очень может быть, что ошибутся; в результате ход процесса общения нарушится!

Что касается двойной трансакции личности при изучении успешности. В социологии существует 2 позиции: 1)успешными людьми рождаются; 2) успешными людьми становятся. Двойная трансакция предполагает изучение социальных и генетических предпосылок становления в процессе жизни. Т. е. необходимо изучить, где человек был запрограммирован на подобное действие, а где он действовал самостоятельно. Необходимо проследить периоды ламинарности (то есть те периоды, когда человек исходил из условий, в которых он родился и жил), обратить внимание на атракторы (сгустки энергии). Иногда периоды ламинарности попадают в сгустки турбулентности, то есть когда на человека начинают действовать какие-то обстоятельства. Т. е. в жизни может наступить момент, когда равнодействующая сил равна нулю, и достигнув точки бифуркации (Термин "точка бифуркации" пришел из теории хаоса и описывает такое состояние системы, при котором любое, сколь угодно малое воздействие способно привести к любому, сколь угодно большому изменению состояния системы. В житейском смысле точка бифуркации - это точка перелома, такой момент времени в жизни индивида, когда малейшее стечение обстоятельств круто меняет жизнь этого самого индивида.), на человека действует какой-нибудь импульс, который и ведет к значительным изменениям в его жизни.

Скрытая трансакция

Скрытой трансакцией называется такой обмен репликами, когда произносящий первую часть речевой пары хочет уяснить для себя определенную часть сообщения, но явно не сообщает об этом. Скрытые трансакции также оказывают серьезное негативное влияние на ход общения!

Возможная проблема: В подавляющем большинстве случаев скрытые трансакции разрушительны. Не понимая, о чем идет речь, и чего хочет добиться своими вопросами собеседник, мы запутываемся в интерпретации его сообщений и самом ходе процесса!

 

Методология исследования.

В отношении сексуальности исследователи из области общественных наук не могут прибегать к непосредственному наблюдению. Верно так же то, что для объективирования сексуальных практик у них нет другого выбора как осуществлять исследования с помощью анкет или при помощи интервью.

Из-за либерализация нравов, желания экстимности (движение, которое подталкивает каждого из нас выставлять на показ часть своей интимной жизни), поощрившее, таким образом, свободу высказывания по отношению к сексуальности, у социологов была возможность использовать эти методы и получать очень ценные материалы для анализа. Однако ни один из методов не обошелся без того, чтобы не стать объектом споров.

Первая проблема: с каким доверием можно отнестись к тому, что “декларативно заявляется”? Именно так ставится вопрос, когда мы знаем, что существует некоторая сдержанность со стороны опрашиваемых говорить о некоторых практиках (к примеру, о женской мастурбации).

Полностью проблему они не решили, но для того, чтобы свести к минимуму отрицательные эффекты, свойственные отношениям лицом к лицу, они отдали предпочтение методу, предназначенному для получения рассказов (письменных), когда всем предлагался один и тот же текст с мотивирующей преамбулой. В общем они обратились к группе относительно молодых людей, которые удерживают еще в памяти первый сексуальный опыт и которые с достаточной легкостью изложили бы его в письменном виде, не испытывая при этом чрезмерного сопротивления.

ТЕКСТ-ОБРАЩЕНИЕ

СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ АНКЕТА

I. Ваш пол:

1. мужской

2. женский

II. Профессия вашего отца:.......................................................

III. Профессия вашей матери:......................................................

IV. Ваш возраст во время первого полового отношения (вашего

первого флирта):...............лет

V. Где вы познакомились с тем/ той, с кем у вас имело место

ваше первое половое отношение (первый флирт):.........................

VI. Через какое время после этой встречи (в тот же вечер,

через несколько дней, недель, месяцев) вы начали проводить

время вместе (поцелуи, поглаживания)..........................................

VII. Через какое время (в тот же вечер,

несколько дней, недель, месяцев) после начала совместного

проведения времени вместе (поцелуи, поглаживания) имело

место ваше первое половое отношение?............................................

VIII. Назовите то место, произошло ваше первое половое

отношение (у вас дома, у него/нее дома, у друзей, в гостинице,

за городом, в машине и т.д.).............................................................

Было собрано 161 рассказ, 4 студента отказались. Из собранных – 5 отбраковано, 13 девушек и 3 юноши этого еще не испытывали, т.е. работ анализировалось 140.

В итоге, для большинства наших студентов первое полное сексуальное отношение знаменует собой вхождение в сексуальность взрослых. Но есть два возможных отличающихся сценария:

ü Некоторые считают, что телесные обмены без проникновения, которые они имели с партнером, в которого они были сильно влюблены, знаменует этот этап.

ü Другие же наоборот отказываются рассматривать как первый раз свое первое полное сексуальное отношение именно потому, что речь шла только о физическом отношении, говоря другими словами, об отношении отстраненном от всякого аффективного инвестирования.

Заключение. Рассказы студентов показывают, что ритуал потери девственности в течение свадебной ночи для девушек, а также обращение к помощи профессионалки для юношей, ушли в далекое прошлое. Тем не менее, они не описывают переход к взрослой сексуальности как простую формальность, которую выполняют в нужный момент, как могло бы показаться исходя из общих представлений, которые мы вынесли из либерализации нравов 50-70 годов.

Совсем наоборот, эти рассказы намечают контур “нормальной” формы вхождения в относительно структурированную и требовательную взрослую сексуальность: после встречи первый поцелуй провоцирует все более и более “продвинутый” флирт и в течении периода от нескольких дней до нескольких месяцев, конечной точкой чего является соитие. Этот процесс “последовательного освоения тела, реакций и чувств другого, так же как и своих восприятий, меняющихся в зависимости от пола”, сопровождается интенсивными вербальными обменами, которые устанавливают климат доверия, соучастия, которые являются необходимыми предпосылками для перехода к акту.

Однако это первое отношение по настоящему становиться валидным как “первый раз" только в том случае, когда составляющая его рамки любовная история “прорывается наружу” и вслед за этим следуют более продвинутые отношения. Наступит этот счастливый момент перехода к взрослой сексуальности, “высоко символичный этап”, как писал о нем М. Бозон, который даже либерализация нравов не сделала банальным. Впрочем, в подтверждение этому свидетельствует употребление некоторыми юношами в этот день окрыляющих субстанций (спиртное, легкие наркотики).

Если 60-70 годы, а затем и следующее десятилетие с приходом риска СПИДА, способствовали расцвету свободного слова в отношении сексуальности, то мы должны констатировать, что юноши и девушки вовсе не были склонны объективировать этот телесный обмен.

Если оставить в стороне отношения по принуждению, некоторые рассказы не затрагивают или даже отказываются затрагивать первое сексуальное отношение с проникновением, так как их авторы (всегда девушки) считают, что их “первый раз” был раньше (в данном случае без проникновения) или позже по отношению к этому торжественному акту вхождения во взрослую сексуальность.

Рассказы, которые подталкивают нас к проведению различия между “первым полным сексуальным отношением” и “первым разом по любви”, показывая нам лишний раз в какой степени сексуальное и аффективное взаимосвязаны, так как при любых обстоятельствах “первый раз”- это то, что идет в счет.

Сексуальность стало частным делом, поэтому в существующем климате требований к отношениям можно понять, почему некоторые студентки, определяя “маркер” вхождения во взрослую сексуальность, могут отдавать предпочтение не тому отношению, в котором они потеряли свою девственность, а другому отношению, эмоционально насыщенному и прожитому по полной мере. Либерализация нравов сильно трансформировала отношение к девственности, но, тем не менее, не сделала банальной первую встречу тел.

Метод GROUNDED THEORY.

В качественной методологии акцент ставится на создания мини-теории, а не на верификации гипотез, вытекающих из уже существующих, более общих теорий. Исследовательский опыт показывает, что без опоры на конкретные данные общие теории носят спекулятивный характер, не заслуживают доверия и оказываются неэффективными на практике. Далее ми хотели бы остановиться более подробно на одной из стратегий анализа – «Grounded theory», или восхождение к теории, стратегии, впервые представленной в 1967 г. в книге американских социологов Ансельма Страусса и Берни Глэйзера «Открытие восхождения к теории.

«Grounded theory», то есть восхождение к теории, происходит непосредственно на основе концептуализации наблюдаемых фактов и интерпретации всего или узкого аспекта всесторонне проанализированного случая из жизни. Другими словами, речь идет о поэтапном восхождении ко все более высокому уровню обобщения, вплоть до создания "мини-теории данного случая". Создаваемые здесь гипотезы и теории проверяются только в одном аспекте - насколько они адекватны по отношению к конкретным данным. Поэтому записи интервью, дневники, стенограммы митингов, заседаний судов, полевые наблюдения, а также такие материалы, как ответы на вопросы анкет, статистические данные переписи населения составляют неоценимую информацию для исследователя.

Необходимо помнить, что в рамках этого основополагающего метода анализа наряду с центральной авторской тенденцией существует великое множество различных интерпретаций.

Само название метода - «восхождение к теории», главной целью является скорее не создание законченной теории, которая бы была универсальной и пригодной на все случаи жизни, а непосредственно процесс теоретизирования применительно к конкретному случаю или случаям в рамках исследования. Под теоретизированием мы будем понимать приведение изучаемых явлений к новому пониманию, к введению изучаемых явлений в новый объясняющий контекст. Мы как бы создаем схему, включающую в себя действующих лиц, интеракции и развертывающиеся процессы в различных средах.

Адекватность между эмпирическим материалом и получаемыми теоретическими конструкциями в методе "восхождения к теории" достигается, таким образом, с помощью постоянного сравнения между конструируемой теорией и эмпирическим состоянием, то есть между результатами анализа и полевыми данными. Конкретно это означает, что получаемые в ходе анализа категории, гипотезы или выводимые теоретические связи должны подвергаться проверке на явлениях, которые мы описываем или пытаемся теоретизировать.

Качественный анализ, направленный на теоретизирование, проводится в несколько этапов.Следует целая серия встреч с респондентами и наблюдений, но уже более конкретно ориентированных, которые позволяют оттачивать конструируемую теорию, т.е. анализ начинается в тот же момент, что и сбор данных.

На практике это может выглядеть следующим образом:

§ анализируется первое интервью;

§ в ходе анализа выдвигаются первичные категории и субкатегории;

§ выдвигаются первичные гипотезы;

§ выдвинутые категории и гипотезы подвергаются проверке во втором интервью, где эмпирически фиксируемое явление рассматривается уже в новом свете, и так далее;

процедура выведения заключений и верификации начинается с этапа сбора данных, когда исследователь пытается установить хотя бы приближенно закономерности и представить возможные объяснения (обоснованность и детализация таких выводов приобретаются лишь на завершающих этапах исследования). Идеи, которые возникли на полевой стадии или при прочтении полевого журнала, организуются в виде аналитических записок - мемосов и диаграмм.

26. Исследовательские вопросы в качественных исследованиях

Предварительная формулировка исследовательских вопросов

После того, как выбрана тема и определена главная цель исследования, необходимо прояснить на какие наиболее важные вопросы должно ответить ваше исследование. Содержание перечня исследовательских вопросов может варьироваться в зависимости от исследуемой проблемы. Как сузить его до выполнимых размеров?

Особенность исследования в стиле кейс стади состоит в том, что исследовательский вопрос или вопросы формулируются на самом начальном этапе исследования, однако это не означает, что исследовательский вопрос – это застывшая схема. Поскольку фокус исследования в поле может измениться, то также может измениться и исследовательский вопрос.

Составление первоначального списка исследовательских вопросов не должно быть очень быстрым. А.Страус и Д.Корбин советуют потратить на это, по крайней мере, несколько часов и, кроме того, делать при этом несколько перерывов. Далее эти авторы рекомендуют несколько возможных источников для формулировки исследовательских вопросов:

1. Вы попросите помощь у преподавателя, ведущего долгосрочные исследовательские проекты в интересующей вас области. Часто он или она будут рады, что студент или аспирант возьмет на себя небольшую часть проекта. Этот путь отыскания проблемы повышает возможность включения в “выполнимую” и “подходящую” исследовательскую тему.

2. Специальная литература. Она может указывать на относительно неисследованную область или предлагать тему, требующую дальнейшей разработки.

3. Личный и профессиональный опыт часто служит источником вопросов.

Способ, которым задается исследовательский вопрос, крайне важен, так как он в значительной степени определяет исследовательский метод, который используется: видеть решение проблемы в качественной или количественной перспективе.

Другой важный аспект исследовательского вопроса состоит в установлении границ того, что будет изучаться. Начинать надо с достаточно общих исследовательских вопросов, а затем переходить к более четким.

Формулировка десяти и более общих вопросов – это путь, который скорее приведет к сложности. Одним из возможных решений при большом числе исследовательских вопросов может быть использование одного главного исследовательского вопроса и подвопросов, каждый из которых может быть сформулирован более четкое и ясно по сравнению с главным исследовательским вопросом.

Во множественном кейс стади надо быть уверенным, что все исследователи одинаково понимают суть исследовательского вопроса и всю его важность.

Метод геносоциограммы

Метод геносоциограммы

Проблематика биологического обоснования социального поведения занимает в социологии маргинальное место. На сегодняшний существует и начинает активно использоваться метод геносоциограммы, позволяющий изучать отношение индивида к обществу, его место и его идентичность, увязывая их с положением в семейном роду.

Работа с генеалогической информацией требует определенных навыков и умения ориентироваться в ситуации. Важно иметь хорошую память и умело направлять беседу, совмещая интерес как к линейной генеологии, основанной на перечислении цепочки рождений, так и к рассказам о самих людях и связанных с ними историями. Любая генеалогии отличается той или иной степенью мифологизированности. Важно не перебивать информатора, фиксируя все имена, проявляя уважение к их памяти.

Данные генеалогических исследований являются ценнейшим и, к сожалению, пока слабо вовлеченным в социологические исследования источником, открывающим такие стороны социального и исторического бытия, до которых не достучаться с помощью большей части традиционных методов и источников.

30. Биографический метод изучения жизненных стратегий на примере исследования создателей малых предприятий в России.

Методология

При описании методологии исследования, вы должны представить достаточно информации о том, как вы провели исследование. Постарайтесь представить его логику от самой первой стадии до последней. Постарайтесь отразить то, как менялся исследовательский вопрос на протяжении вашего исследования, как вы отбирали своих респондентов, сколько человек, в конечном счете, вы опросили. Вы также можете представить гид или опросник, который вы использовали, в качестве приложения.

Рефлексия

 

В качественных исследованиях огромную роль играет позиция самого исследователя, имеющиеся у него предрассудки. Они оказывают воздействие на формируемые им теории. Поэтому в этой части, как правило, делается акцент на том, как траектория становления исследователя, его взгляды могли повлиять на выводы. Отслеживаются другие факторы, которые могли повлиять на его взаимодействие с респондентами.

Таким образом, в конце вашего отчета было бы полезно остановиться на том, какие факторы повлияли на ваше исследование на каждой его стадии. Как ваш пол, ваше происхождение, ваш возраст могли повлиять на результаты вашего исследования?

Представление информации в форме ответов на нижеследующие вопросы может также служить в качестве дополнительных оценочных критериев (Страус, Корбин, 2001).

Как была отобрана первоначальная выборка? На какой основе?

Какие более важные категории возникли?

Какие события, инциденты, действия и тому подобное (как индикаторы) указывали на некоторые из этих более важных категорий?

На основе каких категорий происходила теоретическая выборка? То есть, как теоретические формулировки направляли сбор данных? После того как теоретическая выборка была сделана, насколько репрезентативными оказались эти категории?

Каковы были некоторые из гипотез, относящиеся к концептуальным связям (т.е., между категориями) и на каких основаниях они были сформулированы и проверены?

Были ли случаи, когда гипотезы не поддерживались тем, что наблюдалось в действительности? Как учитывались эти разногласия? Как они влияли на гипотезы?

Как и почему была выбрана центральная категория? Был этот выбор сделан сразу или постепенно, трудно или легко? На каких основаниях были приняты окончательные аналитические решения?

Возможно, что в результате этой рефлексии вам захочется переписать какие-то части вашего исследования.

 

Заключение

 

В заключении исследователь должен представить в лаконичной форме основные результаты исследования. Возможно, что это будет определенным повторением того, что было уже сказано. Однако это должно быть выражено в очень краткой форме, в качестве перечисления. Исследователь, таки образом, суммирует те выводы и заключения, к которым он пришел за период работы над проектом.

Метод геносоциограммы

Проблематика биологического обоснования социального поведения занимает в социологии маргинальное место. На сегодняшний существует и начинает активно использоваться метод геносоциограммы, позволяющий изучать отношение индивида к обществу, его место и его идентичность, увязывая их с положением в семейном роду.

Работа с генеалогической информацией требует определенных навыков и умения ориентироваться в ситуации. Важно иметь хорошую память и умело направлять беседу, совмещая интерес как к линейной генеологии, основанной на перечислении цепочки рождений, так и к рассказам о самих людях и связанных с ними историями. Любая генеалогии отличается той или иной степенью мифологизированности. Важно не перебивать информатора, фиксируя все имена, проявляя уважение к их памяти.

Данные генеалогических исследований являются ценнейшим и, к сожалению, пока слабо вовлеченным в социологические исследования источником, открывающим такие стороны социального и исторического бытия, до которых не достучаться с помощью большей части традиционных методов и источников.

социологическое сообщество как разработчики объяснительной теории "коллективной субъективности" несут ответственность за существующую ситуацию.

Социологическая интервенция имеет различные формы: исследование действием, оргдеятельностные и инновационные игры, социальное проектирование, социальная инженерия.

Качественный подход опирается на важное средство для определение целей и этапов изменения с учетом потребностей, желаний, ожиданий и стремлений клиента. Таким средством является заключение контракта. Применимый как для личностного развития, так и для развития организаций контракт представляет собой договор, заключаемый между социологом (социо)терапевтом или консультантом и его клиентом с целью достижения ясно обозначенной цели.

При заключении контракта социолог должен руководствоваться следующими рекомендациями.Заключение контракта предполагает: постановку цели; спецификацию желаемых результатов; исследование мотивации и выявление установок, которые могут помешать достижению цели.

Рассмотрим главные условия успеха контракта более подробно.

1. Изменение в ограниченном и точно обозначенном аспекте. В контракте акцент смещается с самой проблемы на цель изменения., ограничив поле исследования, выделив в непрерывной цепочке одно - единственное звено и усовершенствовав его, мы инициируем все последующие изменения, поскольку жизнь человека и его взаимодействие с другими - это целостный комплекс.

2. Продвижение вперед маленькими шагами. Достаточно изменения в одном звене, чтобы получить значительный выигрыш в системе отношений в целом. Самая незначительная деталь может либо все испортить, либо, наоборот, все изменить к лучшему.

3. Развитие того, что мы когда-то уже умели делать. Контракт не направлен на ломку личности, группы. Он развивает то, что каждый уже умеет делать в соответствии со своим стилем, наклонностями и чувствительностью, пожиная плоды со своего природного дара, трансформируя негативный опыт в позитивный.

4. Побуждение начинать с себя, а не с других. Контракт обращен на изменение и отвечает на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы разрешить ситуацию и при этом принимать других такими, какие они есть? " Когда начинаешь с себя, это действует, как стартер.

5. Тщательность в анализе и подготовке. Довольно редко выпадает возможность продуктивно поразмыслить над возможным улучшением своего поведения в момент действия. Чаще всего мы слишком затронуты событием. Поэтому лучше это сделать до или после действия.

Здравствуйте, можно войти?

Вхождение прошло хорошо, помог личный опыт.

Он же немного помешал – употребление марихуаны в ее тусовке обозначалось по другому.

Когда хорошие варианты не срабатывают

Был готовый пропуск(бывший респондент - Наташа), но потерялся номер. Нашлась замена, но она не сработала. Позже нашлась Катя – не очень помогла.И нашлась Наташа, в конце концов

«Вся этнография на фиг»1: в поисках объекта

Таким образом, спустя десять дней с момента приезда я познакомилась с тремя различными людьми, которые не могли или не хотели ввести меня в свои компании. Мной овладевало отчаяние. Я злилась на моих инфор­мантов за то, что они — несмотря на все обещания помочь — избегали меня, когда я просила о встречах, демонстрировали сильную занятость и не желали общаться со мной иначе, нежели tet-a-tet2.

Я пошла гулять С Наташей, познакомилась с компанией скейтеров, и особенно близко с тремя девушками. Постепенно отношения с тремя девочками стали настолько близки­ми, что они начали приглашать меня в гости и не отпускали вечером до­мой. Мы ходили с ними гулять отдельно от остальной компании, сидели в. кафе, ходили на концерты. Каким-то образом я восполнила существующий у них дефицит общения, а будучи старше и информированнее, была для них источником новых знаний и жизненного опыта. Чувствовала я себя настоящим психотерапевтом: мне рассказывали про личную жизнь, про­блемы с родителями, учителями, разборки в школе, а насыщенность нар-ративов о наркотических практиках — собственных и чужих опытах — превосходила все мои первоначальные ожидания. Некоторые члены этой компании — те, кто появлялся нечасто — восприняли меня как «новень­кую» и спрашивали, из какого я района и кто меня привел.

Чужая или все-таки своя?

Одним из самых волнующих в исследовании стал эпизод, когда двое мальчиков, наиболее активно экспериментирующих с наркотиками, поз­вали меня курить с ними траву. Не скажу, что предложение было для меня неожиданным, т. к. еще задолго до поля я размышляла о том, как далеко смогу зайти, насколько готова включиться в общие практики. Употребле­ние наркотических веществ противоречило моим ценностям и представ­лениям о безопасности. Буду откровенной: наркотики всегда вызывали у меня внутренний протест, и мне было крайне неприятно общаться с «на­куренными» людьми, не говоря уже о том, чтобы самой попробовать. Но я исследователь, и отказ может вызвать недоверие и подозрение, т. к. я окажусь единственной «некурящей», а значит — «не такой как все». Кроме того, без личного наблюдения (подразумевающего участие) трудно узнать важные этнографические подробности и групповые ритуалы, сопровожда­ющие эту практику.

В итоге я попробовала. Думаю, что любой исследователь попадает время от времени в подоб­ную ситуацию выбора между исследовательской необходимостью и собст­венными ценностными установками. И однозначного ответа, что стоит предпочесть, наверное, не существует, т. к. даже заранее принятое реше­ние может корректироваться «на месте».

Трансформация идентичности: за что боролись...

В итоге двухнедельного интенсивного общения наблюдаемый мной объект разросся до пяти довольно многочисленных и очень различных между собой компаний, две из которых вдобавок тусовались в одном мес­те, но враждовали друг с другом (что выражалось в демонстративно-пре­зрительном поведении, а иногда и в групповых «разборках»).

Я общалась с многими кампаниями. Они не хотели делить меня, были проьлемы с записью информации. В результате, устав от собственных эмоциональных переживаний, многочисленных претензий и обид со стороны моих новых знакомых, я пошла «на жертву» и ограничила свое общение только компанией Анд­рея и скейтерами, т. к. посчитала, что достигла здесь больших исследова­тельских успехов, и они являются самым информативным объектом для наблюдения. С другими компаниями я встречалась только эпизодически и случайно.

Границы участия

На третьей неделе пребывания в Сочи я достигла полного физического и психологического изнеможения: мне пришлось совершенно поменять режим дня, к которому я привыкла (спать приходилось гораздо меньше), плюс к этому я начала курить «за компанию» с моими информантами, т. к. ВСЕ они были курящими и постоянно «угощали» меня сигаретами, особенно девочки, которым я была симпатична. Посидеть-поговорить редко удавалось без алкоголя.

. И только однажды я «отбилась», во время поездки на турбазу с кампанией, в которой были люди с криминальным опытом. В один момент ситуация вышла из-под контроля, и я, поставив ультиматум Андрею и Оле, уехала оттуда, воспользовавшись первой возможностью. Чув-ство безопасности оказалось сильнее исследовательского интереса.

«Поле», которое всегда со мной

Итак, моя работа была завершена, приближалось время отъезда. Чувства, которые я испытывала, были очень противоречивы. С одной стороны, я с нетерпением ждала посадки в поезд, т. к. мой психологический дискомфорт достиг предела. Длительное пребывание в непривычной ситуации, в малознакомой среде, общение с людьми, которые только становились мне близкими, требовало немалых усилий. Мой «привычный» мир и круг общения были где-то далеко и проявлял


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.