Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-30 | 443 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Реальное и фантастическое в повестях Гоголя и Булгакова.
Судьба человека на войне в рассказе Шолохова и в произведениях других русских писателей XX века.
4. Тема семьи и дома в рассказе «Матренин двор» и в других произведениях русской литературы XIX – XX веков.
Приложение I
Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе
1. Выбрав тему исследования, внимательно прочитайте её формулировку. Убедитесь в том, что вы понимаете предложенную вам познавательную проблему. Помните, что главным требованием к научно-исследовательской работе является глубина понимания проблемы.
2. Определите цели и задачи своего исследования. Цель — это конечный результат деятельности. Задачи — это средства и действия, направленные на достижение цели.
3. Подберите необходимую литературу для работы: тексты художественных произведений и литературоведческие работы по теме исследования (см. список рекомендуемой литературы в Приложении II).
4. Продумайте план вашей работы. Помните о последовательности и связности изложения своих мыслей.
5. Проведите реферирование выбранных вами литературоведческих работ. Реферирование — это отбор и обработка информации, содержащейся в тексте.
6. Сформулируйте свою позицию по предложенной проблеме.
7. Обоснуйте свои рассуждения примерами из текста художественного произведения. Используйте разные формы привлечения текста: цитаты, комментарии и интерпретации фрагментов, краткий пересказ, ссылки на текст и т.п.
8. Чётко сформулируйте результаты своих наблюдений, сделайте выводы, ответьте на поставленный в теме исследования вопрос.
9. Помните, что в исследовательской работе по литературе необходимо продемонстрировать владение теоретическими знаниями, уметь использовать литературоведческие термины при анализе текста.
|
10. Убедитесь, что в вашей работе отсутствуют речевые, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Приложение III
Агиография – жизнеописания святых, житийная литература.
Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.
Аллитерация — звукоподражание, основанное на повторении согласных звуков. Например, повторяющийся звук «р» создает эффект карканья:
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит...
(А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит...»)
Аллюзия – прием, представляющий собой намек, указание на что-либо.
Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге (È ¾ È):
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел...
(М.Ю. Лермонтов. «Ангел»)
Анапест — трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на третьем слоге (È È ¾):
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом...
(Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»)
Анафора — одинаковое начало строк в стихотворении
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянна младость,
Где легкокрылая мне изменила радость.
(А.С. Пушкин. «К морю»)
Антитеза — художественный прием, основанный на резком противопоставлении тем, образов, понятий, придающий эмоциональную выразительность идее произведения.
Баллада — поэтический жанр. Сначала песня танцевального, хороводного характера, на любовный сюжет. Позднее — лиро-эпическое произведение (В.А.Жуковский. «Лесной царь»).
Гротеск – прием, представляющий собой искажение форм и сути реального мира до такой степени, что художественный образ приобретает фантастический характер.
Дактиль —трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге (— ÈÈ):
|
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
(Н.А. Некрасов. «Железная дорога»)
Драма — литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, предназначенное для постановки в театре.
Жанры — устойчивые группы произведений.
• Эпические жанры: миф, сказка, былина, историческая песня, басня, рассказ, повесть, роман, героическая поэма.
• Лирические жанры: различные виды лирических стихотворений (дружеское послание, любовное стихотворение, элегия и др.), народные песни.
• Драматические жанры: комедия, трагедия, драма.
Завязка — сюжетный эпизод, задающий начало конфликту. Взавязке обозначается главное противоречие сюжета, из которого развивается действие.
Закон трех единств – в драматургических произведениях классицизма: единство времени, места и действия.
Идея литературного произведения — главная мысль, которую автор стремится сообщить читателю.
Катрен – четверостишие.
Кольцевая композиция – повторение в конце произведения каких-либо элементов или образов его начала.
Композиция — расположение элементов сюжета относительно друг друга.
Конфликт — столкновение, на основе которого строится развитие сюжета. Особенно важное значение конфликт имеет для сюжета в драме и обнаруживается благодаря драматургическому действию.
Кульминация — высшая точка развития действия. Кульминация является самым напряженным моментом в сюжете.
Лирический герой —(термин Ю.Н.Тынянова) герой лирического стихотворения. Лирический герой — образ многомерный, он складывается из отношения поэта к миру: его чувств, переживаний, размышлений. Характер лирического героя формируется на протяжении всей поэзии художника, от первого до последнего его стихотворения.
Лирическое послание — стихотворение, написанное в форме обращения к кому-либо (А.С. Пушкин «Няне, «И.И. Пущину»).
Лирическое стихотворение — небольшое по объему поэтическое произведение, цельность, красоту и мелодичность которому придают ритм и рифма.
Литературный стиль – совокупность и единство литературных приёмов и языковых средств, используемых для изложения содержания и выражения идей литературного произведения.
Литературный тип – это художественный образ индивидуального человек, в котором воплощаются общие черты группы людей, народа, человечества.
|
Литературный характер – образ героя, в котором объединяются общие, типические, повторяющиеся черты и индивидуальные, неповторимые, присущие только герою данного литературного произведения.
Метафора — перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. Например: «звучал булат, картечь визжала» (М.Ю.Лермонтов. «Бородино»).
Метонимия – перенос признаков изображаемых предметов по принципу смежности, а не по принципу сходства, как в метафоре. Например: «грохочущая слякоть» (Б.Л.Пастернак. «Февраль…»)
Метр — регулярное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке.
Монолог — речь героя, не прерываемая чужими репликами, обращенная к самому себе, другим героям или читателям.
Новелла — малый повествовательный жанр, подобный рассказу (П. Мериме «Маттео Фальконе»).
Неологизм – новое слово или словосочетание, созданные поэтом, писателем.
Оксюморон – прием, заключающийся в соединении противоположных по смыслу понятий и определений, в результате чего возникают новые значения. Например: «Дорого долгая – легка» (А.А.Блок. «Родина»)
Олицетворение — вид метафоры, когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ, например способностью говорить, мыслить и чувствовать. Например, о цветах колокольчиках: «что глядите на меня...», «о чем звените вы...», «головой качая» (А.К. Толстой «Колокольчики мои»).
Параллелизм — художественный прием, основанный на сходстве, общности характерных черт сопоставляемых образов. Например, душевные переживания героини передаются через образы зимней стужи:
Житейский вихрь ее терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
(А.К. Толстой. «Не ветер, вея с высоты...»)
Пафос литературного произведения — основное чувство, пронизывающее все произведение, идейно-эмоциональная оценка описываемых в нем событий. Виды пафоса:
• героический (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»);
• сатирический (Д.И. Фонвизин. «Недоросль»);
• трагический (Эсхил «Прикованный Прометей»);
• дидактический (А.С. Пушкин «Дубровский»),
|
Пиррихий – стопа ямба (или хорея) с ослаблением (пропуском) ударения (ÈÈ). Например: «Шумит Арагва предо мною» (А.С.Пушкин. «На холмах Грузии…»)
Повесть — средняя эпическая форма. Ее сюжетную основу составляет история из жизни героя, группы людей или даже народа. Поэзия и проза — типы литературной речи, повествования. Проблема литературного произведения — вопрос, который, по замыслу автора, должен возникнуть у читателя в процессе чтения литературного произведения.
Проблематика — многообразие проблем в произведении. Проблематика бывает:
• общественная/социальная — о жизни общества и отношениях людей в обществе;
• бытовая — вопросы дома, семьи, повседневной личной жизни;
• нравственная — проблемы любви, дружбы, жизненного выбора.
Развязка — исход событий, разрешение противоречий, послуживших основой конфликта.
Рассказ — малая эпическая форма. В основе сюжета рассказа лежит случай, событие, эпизод из жизни.
Рефрен — регулярно повторяющееся в поэтическом произведении слово или фраза.
Ритм — регулярное чередование в стихотворной строке различных элементов: звуков, слогов и их сочетаний.
Рифма — звуковой повтор окончаний поэтических строк.
Кольцевая рифма — первая и последняя строфы имеют одинаковую рифму.
Парная рифма — строки в середине строфы, имеющие одинаковую рифму. Например:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
(М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой...»
Род литературы — способ отображения действительности в литературном произведении и способ создания художественного мира. Существуют три основных рода литературы: эпос, лирика, драма.
Рождественский рассказ — события происходят в рождественские дни, совершается чудо (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»).
Роман — произведение большой эпической формы. В нем описывается жизнь во всем ее объеме. Сюжет романа составляют жизнь и судьба человека, многих людей или всего народа.
Романс — музыкальный жанр, объединяющий поэзию и музыку; небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с музыкальным аккомпанементом.
Символ — образ, максимально обобщенно выражающий идею какого-либо события или явления. Сказ — рассказ о событиях устами героя.
Сонет — стихотворение-размышление, состоящее из 14 строк, расположенных по определенной схеме рифмовки.
Сравнение — средство художественной выразительности, при котором одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим. Например: «Как пир на празднике чужом» (М.Ю. Лермонтов. «Дума»).
Стилизация – подражание какому-либо стилю в литературе и использование в произведении присущих ему художественных средств.
|
Стихотворные размеры — разные типы чередования слогов, частные случаи метра. Бывают двух- и трехсложные размеры.
Стопа — единица метра, ритмическая единица длины строки, регулярное повторение сочетания ударных и безударных слогов. Ударный слог обозначается чертой (—), безударный — нижним полукругом (È).
Строфа — строки, фрагмент стихотворения, объединенные общей рифмовкой и представляющие собой единое целое.
Сюжет — совокупность событий произведения, действий и поступков героев, изображенных в нем. В лирическом стихотворении, понятию «сюжет» соответствует лирическая ситуация
Тема — то, о чем рассказывается в произведении. Бывает основная, побочная, «вечная».
Тематический анализ — выделение тем и проблем в произведении.
Терцет – трехстишие
Трилогия — литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных частей.
Физиологический очерк —литературный жанр, в котором основное внимание уделяется тщательному и подробному описанию деталей жизни, как будто фотографированию действительности (И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»).
Фольклор — устное народное творчество.
Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге (— È):
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя...
(А.С. Пушкин. «Зимний вечер»)
Элегия — древний лирический жанр, стихотворение грустного содержания (В.А. Жуковский. «Сельское кладбище»).
Эпиграф — небольшой текст, цитата, которую автор помещает перед своим произведением, чтобы обратить внимание читателя на какую-то особую мысль в нем.
Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге (È —):
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
(Ф.И. Тютчев. «Весенние воды»)
Содержание 2 часть
4 Введение ……………………………………………………………………………………….
Русская литература XIX века
2 Русская литература первой половины XIX века …………………………………………
3 Василий Андреевич Жуковский ……………………………………………….……………
5 Лирика В.А.Жуковского: «Вечер», «Невыразимое», «Море» ……………….……………
3 Александр Сергеевич Пушкин: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина ……..……….
5 Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Осень», «Туча», «Я памятник себе воздвиг…» ………………………………………………………………………
4 Романтический период творчества Пушкина …………………………………………
5 Поэма А.С.Пушкина «Цыганы» …………………………………………
4 Структура и содержание конфликта (проверить название по рукописи) …………..
4 Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии………………
5 «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина: «Моцарт и Сальери» ………………………………
4 Тема судьбы в творчестве Пушкина …………………………………………………….
5 Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» ……………………………………………………
4 Основные темы и образы творчества Пушкина 1820-х гг. …………………………..
5 Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1830) ………………………………………
4 История создания романа …………………………………………………………….
4 Своеобразие жанра романа «Евгений Онегин» ……………………………………….
4 Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин» ……………………………………
4 Историческая основа и проблематика романа «Евгений Онегин» …………………
4 Язык и стиль романа …………………………………………………………………..
3 Поэты пушкинской поры …………………………………………………………………..
3 Михаил Юрьевич Лермонтов ………………………………………………………………
5 Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу» ………..
4 Поэмы Лермонтова ………………………………………………………………………
5 Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». ……………………………………………………….
4 Композиция, сюжет, жанр поэмы «Мцыри» …………………………………………
4 Проблематика поэмы «Мцыри» ………………………………………………………
4 Стиль поэмы «Мцыри» ……………………………………………………………….
5 Проза М.Ю.Лермонтова: роман «Герой нашего времени» ………………………………
4 Герой романа «Герой нашего времени» ………………………………………………
4 Конфликт романа «Герой нашего времени» …………………………………………
4 Сюжет, композиция, жанр романа «Герой нашего времени» ……………………….
3 Николай Васильевич Гоголь: Драматургия Гоголя ……………………………………….
4 История создания, жанр и сюжет комедии ……………………………………………..
4 Система образов комедии …………………………………………………………..
4 Комическое в «Ревизоре» …………………………………………………………..
4 Композиция и идея «Ревизора» ……………………………………………………..
4Тема души а творчестве Гоголя ……………………………………………………….
4 История создания и жанр поэмы Гоголя «Мёртвые души» ………………………
4 Идея поэмы …………………………………………………………………………….
4 Сюжет и композиция поэмы …………………………………………………………..
4 Галерея образов поэмы ……………………………………………………………….
4 Пафос поэмы ……………………………………………………………………………
3 Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века …………….
3 Иван Сергеевич Тургенев ……………………………………………………………………
5 Стихотворения в прозе И.С.Тургенева: «Враг и друг», «Русский Язык» ………………….
3 Фёдор Иванович Тютчев ………………………………………………………………………
5 Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»……
3 Афанасий Афанасьевич Фет …………………………………………………………………
5 Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у берёзы…»
3 Николай Алексеевич Некрасов ……………………………………………………………..
5 Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…» ………………………………………………………………………………………….
Русская литература XX века
2 Русская литература XX века ……………………………………………………………….
3 Максим Горький ……………………………………………………………………………….
5 Рассказ М.Горького «Макар Чудра» ………………………………………………………..
3 Михаил Афанасьевич Булгаков ……………………………………………………………
5 Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» ………………………………………………….
3 Михаил Александрович Шолохов …………………………………………………………
5 Повесть М.А.Шолохова «Судьба человека» …………………………………………………
3 Александр Исаевич Солженицыно. ………………………………………………………….
5 Рассказ А.И.Содженицино «Матрёнин двор» ……………………………………………..
2 Приложение I ………………………………………………………………………………..…
2 Приложение II …………………………………………………………………………………
2 Приложение III ………………………………………………………………………………..
[1] Цевница – поэтич. свирель
[2] Струга – лодка.
[3] Оратай – поэтич. пахарь
[4] Петел – петух
[5] Филомела – поэтич. соловей.
[6] Стезя – поэтич. путь.
[7] Минвана – условно-поэтическое имя, заимствованное из оссиановских песен Д.Макферсона.
[8] Альпин – вымышленное имя, заимствованное из оссиановских песен Д.Макферсона.
[9] Зени́ца – устар. зрачок глаза.
[10] Десница – устар. правая рука.
[11] Прочь, непосвященные (лат.)
[12] Кумир Бельведерский – имеется в виду статуя Аполлона Бельведерского. Аполлон в древнегреческой мифологии – бог наук и искусств, покровитель муз.
[13] Армиды – здесь волшебницы.
[14] Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади.
[15] Имеется в виду древнеримский поэт Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.), сосланный из Рима на далёкое побережье Чёрного моря императором Августом (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.).
[16] Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) – австрийский композитор, известный своими операми, в том числе «Ифигения в Авлиде»
[17] Никколо Пиччини (1728—1800), итальянский композитор, оперы которого пользовались успехом у современников.
[18] О вы, кому известно (итал.)
[19] Франц Йосиф Гайдн (1732-1809) – выдающийся австрийский композитор.
[20] Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) – знаменитый французский драматург и публицист, автор комедий «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».
[21] «Тарар» (1787) - опера Антонио Сальери, написанная на либретто Бомарше.
[22] Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, мыслитель и поэт, один из выдающихся деятелей эпохи Возрождения.
[23] Именно «больно», а не «трудно», как, например, в 10-титомнике. Там неточный перевод. Эту сноску снять.
[24] Борей – в греческой мифологии олицетворение северного ветра.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!