Романтизм русской литературы начала XIX века и неоромантизм Горького. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Романтизм русской литературы начала XIX века и неоромантизм Горького.

2018-01-30 443
Романтизм русской литературы начала XIX века и неоромантизм Горького. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реальное и фантастическое в повестях Гоголя и Булгакова.

Судьба человека на войне в рассказе Шолохова и в произведениях других русских писателей XX века.

4. Тема семьи и дома в рассказе «Матренин двор» и в других произведениях русской литературы XIX – XX веков.

 

Приложение I

Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе

 

1. Выбрав тему исследования, внимательно прочитайте её формулировку. Убедитесь в том, что вы понимаете предложенную вам познавательную проблему. Помните, что главным требованием к научно-исследовательской работе является глубина понимания проблемы.

2. Определите цели и задачи своего исследования. Цель — это конечный результат деятельности. Задачи — это средства и действия, направленные на достижение цели.

3. Подберите необходимую литературу для работы: тексты художественных произведений и литературоведческие работы по теме исследования (см. список рекомендуемой литературы в Приложении II).

4. Продумайте план вашей работы. Помните о последовательности и связности изложения своих мыслей.

5. Проведите реферирование выбранных вами литературоведче­ских работ. Реферирование — это отбор и обработка информации, содержащейся в тексте.

6. Сформулируйте свою позицию по предложенной проблеме.

7. Обоснуйте свои рассуждения примерами из текста художественного произведения. Используйте разные формы привлечения текста: цитаты, комментарии и интерпретации фрагментов, краткий пересказ, ссылки на текст и т.п.

8. Чётко сформулируйте результаты своих наблюдений, сделайте выводы, ответьте на поставленный в теме исследования вопрос.

9. Помните, что в исследовательской работе по литературе необходимо продемонстрировать владение теоретическими знаниями, уметь использовать литературоведческие термины при анализе текста.

10. Убедитесь, что в вашей работе отсутствуют речевые, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.

 

Приложение III

 

Агиография – жизнеописания святых, житийная литература.

Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

Аллитерация — звукоподражание, основанное на повторении согласных звуков. Например, повторяющийся звук «р» создает эффект карканья:

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит...

(А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит...»)

Аллюзия – прием, представляющий собой намек, указание на что-либо.

 

Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге (È ¾ È):

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел...

(М.Ю. Лермонтов. «Ангел»)

Анапест — трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на третьем слоге (È È ¾):

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом...

(Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»)

Анафора — одинаковое начало строк в стихотворении

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянна младость,

Где легкокрылая мне изменила радость.

(А.С. Пушкин. «К морю»)

Антитеза — художественный прием, основанный на резком противопоставлении тем, образов, понятий, придающий эмоциональную выразительность идее произведения.

Баллада — поэтический жанр. Сначала песня танцевального, хороводного характера, на любовный сюжет. Позднее — лиро-эпическое произведение (В.А.Жуковский. «Лесной царь»).

Гротеск – прием, представляющий собой искажение форм и сути реального мира до такой степени, что художественный образ приобретает фантастический характер.

Дактиль —трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге (— ÈÈ):

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

(Н.А. Некрасов. «Железная дорога»)

Драма — литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, предназначенное для постановки в театре.

Жанры — устойчивые группы произведений.

• Эпические жанры: миф, сказка, былина, историческая песня, басня, рассказ, повесть, роман, героическая поэма.

• Лирические жанры: различные виды лирических стихотворений (дружеское послание, любовное стихотворение, элегия и др.), народные песни.

• Драматические жанры: комедия, трагедия, драма.

Завязка — сюжетный эпизод, задающий начало конфликту. Взавязке обозначается главное противоречие сюжета, из которого развивается действие.

 

Закон трех единств – в драматургических произведениях классицизма: единство времени, места и действия.

Идея литературного произведения — главная мысль, которую автор стремится сообщить читателю.

 

Катрен – четверостишие.

Кольцевая композиция – повторение в конце произведения каких-либо элементов или образов его начала.

Композиция — расположение элементов сюжета относительно друг друга.

Конфликт — столкновение, на основе которого строится развитие сюжета. Особенно важное значение конфликт имеет для сюжета в драме и обнару­живается благодаря драматургическому действию.

Кульминация — высшая точка развития действия. Кульминация является самым напряженным моментом в сюжете.

Лирический герой —(термин Ю.Н.Тынянова) герой лирического стихотворения. Лирический герой — образ многомерный, он складывается из отношения поэта к миру: его чувств, переживаний, размышлений. Характер лирического героя формируется на протяжении всей поэзии художника, от первого до последнего его стихотворения.

Лирическое послание — стихотворение, написанное в форме обращения к кому-либо (А.С. Пушкин «Няне, «И.И. Пущину»).

Лирическое стихотворение — небольшое по объему поэтическое про­изведение, цельность, красоту и мелодичность которому придают ритм и рифма.

Литературный стиль – совокупность и единство литературных приёмов и языковых средств, используемых для изложения содержания и выражения идей литературного произведения.

Литературный тип – это художественный образ индивидуального человек, в котором воплощаются общие черты группы людей, народа, человечества.

 

Литературный характер – образ героя, в котором объединяются общие, типические, повторяющиеся черты и индивидуальные, неповторимые, присущие только герою данного литературного произведения.

Метафора — перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. Например: «звучал булат, картечь визжала» (М.Ю.Лермонтов. «Бородино»).

Метонимия – перенос признаков изображаемых предметов по принципу смежности, а не по принципу сходства, как в метафоре. Например: «грохочущая слякоть» (Б.Л.Пастернак. «Февраль…»)

 

Метр — регулярное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке.

Монолог — речь героя, не прерываемая чужими репликами, обращенная к самому себе, другим героям или читателям.

Новелла — малый повествовательный жанр, подобный рассказу (П. Мериме «Маттео Фальконе»).

 

Неологизм – новое слово или словосочетание, созданные поэтом, писателем.

 

Оксюморон – прием, заключающийся в соединении противоположных по смыслу понятий и определений, в результате чего возникают новые значения. Например: «Дорого долгая – легка» (А.А.Блок. «Родина»)

Олицетворение — вид метафоры, когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ, например способностью говорить, мыслить и чувствовать. Например, о цветах колокольчиках: «что глядите на меня...», «о чем звените вы...», «головой качая» (А.К. Толстой «Колокольчики мои»).

Параллелизм — художественный прием, основанный на сходстве, общности характерных черт сопоставляемых образов. Например, душевные переживания героини передаются через образы зимней стужи:

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

(А.К. Толстой. «Не ветер, вея с высоты...»)

Пафос литературного произведения — основное чувство, пронизывающее все произведение, идейно-эмоциональная оценка описываемых в нем событий. Виды пафоса:

• героический (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»);

• сатирический (Д.И. Фонвизин. «Недоросль»);

• трагический (Эсхил «Прикованный Прометей»);

• дидактический (А.С. Пушкин «Дубровский»),

Пиррихий – стопа ямба (или хорея) с ослаблением (пропуском) ударения (ÈÈ). Например: «Шумит Арагва предо мною» (А.С.Пушкин. «На холмах Грузии…»)

Повесть — средняя эпическая форма. Ее сюжетную основу составляет история из жизни героя, группы людей или даже народа. Поэзия и проза — типы литературной речи, повествования. Проблема литературного произведения — вопрос, который, по замыслу автора, должен возникнуть у читателя в процессе чтения литературного произведения.

Проблематика — многообразие проблем в произведении. Проблематика бывает:

• общественная/социальная — о жизни общества и отношениях людей в обществе;

• бытовая — вопросы дома, семьи, повседневной личной жизни;

• нравственная — проблемы любви, дружбы, жизненного выбора.

Развязка — исход событий, разрешение противоречий, послуживших основой конфликта.

Рассказ — малая эпическая форма. В основе сюжета рассказа лежит случай, событие, эпизод из жизни.

Рефрен — регулярно повторяющееся в поэтическом произведении слово или фраза.

Ритм — регулярное чередование в стихотворной строке различных элементов: звуков, слогов и их сочетаний.

Рифма — звуковой повтор окончаний поэтических строк.

Кольцевая рифма — первая и последняя строфы имеют одинаковую рифму.

Парная рифма — строки в середине строфы, имеющие одинаковую рифму. Например:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

(М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой...»

Род литературы — способ отображения действительности в литературном произведении и способ создания художественного мира. Существуют три основных рода литературы: эпос, лирика, драма.

Рождественский рассказ — события происходят в рождественские дни, со­вершается чудо (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»).

Роман — произведение большой эпической формы. В нем описывается жизнь во всем ее объеме. Сюжет романа составляют жизнь и судьба человека, многих людей или всего народа.

Романс — музыкальный жанр, объединяющий поэзию и музыку; небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с музыкальным аккомпанементом.

Символ — образ, максимально обобщенно выражающий идею какого-либо события или явления. Сказ — рассказ о событиях устами героя.

Сонет — стихотворение-размышление, состоящее из 14 строк, располо­женных по определенной схеме рифмовки.

Сравнение — средство художественной выразительности, при котором одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим. Например: «Как пир на празднике чужом» (М.Ю. Лермонтов. «Дума»).

Стилизация – подражание какому-либо стилю в литературе и использование в произведении присущих ему художественных средств.

Стихотворные размеры — разные типы чередования слогов, частные слу­чаи метра. Бывают двух- и трехсложные размеры.

Стопа — единица метра, ритмическая единица длины строки, регулярное повторение сочетания ударных и безударных слогов. Ударный слог обозна­чается чертой (—), безударный — нижним полукругом (È).

Строфа — строки, фрагмент стихотворения, объединенные общей рифмовкой и представляющие собой единое целое.

Сюжет — совокупность событий произведения, действий и поступков героев, изображенных в нем. В лирическом стихотворении, понятию «сюжет» соответствует лирическая ситуация

 

Тема — то, о чем рассказывается в произведении. Бывает основная, побочная, «вечная».

Тематический анализ — выделение тем и проблем в произведении.

Терцет – трехстишие

Трилогия — литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных частей.

Физиологический очерк —литературный жанр, в котором основное внимание уделяется тщательному и подробному описанию деталей жизни, как будто фотографированию действительности (И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»).

Фольклор — устное народное творчество.

Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге (— È):

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя...

(А.С. Пушкин. «Зимний вечер»)

Элегия — древний лирический жанр, стихотворение грустного содержания (В.А. Жуковский. «Сельское кладбище»).

Эпиграф — небольшой текст, цитата, которую автор помещает перед своим произведением, чтобы обратить внимание читателя на какую-то особую мысль в нем.

Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге (È —):

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

(Ф.И. Тютчев. «Весенние воды»)

 

Содержание 2 часть

4 Введение ……………………………………………………………………………………….

Русская литература XIX века

2 Русская литература первой половины XIX века …………………………………………

3 Василий Андреевич Жуковский ……………………………………………….……………

5 Лирика В.А.Жуковского: «Вечер», «Невыразимое», «Море» ……………….……………

3 Александр Сергеевич Пушкин: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина ……..……….

5 Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Осень», «Туча», «Я памятник себе воздвиг…» ………………………………………………………………………

4 Романтический период творчества Пушкина …………………………………………

5 Поэма А.С.Пушкина «Цыганы» …………………………………………

4 Структура и содержание конфликта (проверить название по рукописи) …………..

4 Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии………………

5 «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина: «Моцарт и Сальери» ………………………………

4 Тема судьбы в творчестве Пушкина …………………………………………………….

5 Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» ……………………………………………………

4 Основные темы и образы творчества Пушкина 1820-х гг. …………………………..

5 Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1830) ………………………………………

4 История создания романа …………………………………………………………….

4 Своеобразие жанра романа «Евгений Онегин» ……………………………………….

4 Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин» ……………………………………

4 Историческая основа и проблематика романа «Евгений Онегин» …………………

4 Язык и стиль романа …………………………………………………………………..

3 Поэты пушкинской поры …………………………………………………………………..

3 Михаил Юрьевич Лермонтов ………………………………………………………………

5 Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу» ………..

4 Поэмы Лермонтова ………………………………………………………………………

5 Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». ……………………………………………………….

4 Композиция, сюжет, жанр поэмы «Мцыри» …………………………………………

4 Проблематика поэмы «Мцыри» ………………………………………………………

4 Стиль поэмы «Мцыри» ……………………………………………………………….

5 Проза М.Ю.Лермонтова: роман «Герой нашего времени» ………………………………

4 Герой романа «Герой нашего времени» ………………………………………………

4 Конфликт романа «Герой нашего времени» …………………………………………

4 Сюжет, композиция, жанр романа «Герой нашего времени» ……………………….

3 Николай Васильевич Гоголь: Драматургия Гоголя ……………………………………….

4 История создания, жанр и сюжет комедии ……………………………………………..

4 Система образов комедии …………………………………………………………..

4 Комическое в «Ревизоре» …………………………………………………………..

4 Композиция и идея «Ревизора» ……………………………………………………..

4Тема души а творчестве Гоголя ……………………………………………………….

4 История создания и жанр поэмы Гоголя «Мёртвые души» ………………………

4 Идея поэмы …………………………………………………………………………….

4 Сюжет и композиция поэмы …………………………………………………………..

4 Галерея образов поэмы ……………………………………………………………….

4 Пафос поэмы ……………………………………………………………………………

3 Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века …………….

3 Иван Сергеевич Тургенев ……………………………………………………………………

5 Стихотворения в прозе И.С.Тургенева: «Враг и друг», «Русский Язык» ………………….

3 Фёдор Иванович Тютчев ………………………………………………………………………

5 Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»……

3 Афанасий Афанасьевич Фет …………………………………………………………………

5 Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у берёзы…»

3 Николай Алексеевич Некрасов ……………………………………………………………..

5 Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…» ………………………………………………………………………………………….

Русская литература XX века

2 Русская литература XX века ……………………………………………………………….

3 Максим Горький ……………………………………………………………………………….

5 Рассказ М.Горького «Макар Чудра» ………………………………………………………..

3 Михаил Афанасьевич Булгаков ……………………………………………………………

5 Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» ………………………………………………….

3 Михаил Александрович Шолохов …………………………………………………………

5 Повесть М.А.Шолохова «Судьба человека» …………………………………………………

3 Александр Исаевич Солженицыно. ………………………………………………………….

5 Рассказ А.И.Содженицино «Матрёнин двор» ……………………………………………..

 

2 Приложение I ………………………………………………………………………………..…

2 Приложение II …………………………………………………………………………………

2 Приложение III ………………………………………………………………………………..

 

 


[1] Цевница – поэтич. свирель

[2] Струга – лодка.

[3] Оратай – поэтич. пахарь

[4] Петел – петух

[5] Филомела – поэтич. соловей.

[6] Стезя – поэтич. путь.

[7] Минвана – условно-поэтическое имя, заимствованное из оссиановских песен Д.Макферсона.

[8] Альпин – вымышленное имя, заимствованное из оссиановских песен Д.Макферсона.

[9] Зени́ца – устар. зрачок глаза.

[10] Десница – устар. правая рука.

[11] Прочь, непосвященные (лат.)

[12] Кумир Бельведерский – имеется в виду статуя Аполлона Бельведерского. Аполлон в древнегреческой мифологии – бог наук и искусств, покровитель муз.

[13] Армиды – здесь волшебницы.

[14] Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади.

[15] Имеется в виду древнеримский поэт Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.), сосланный из Рима на далёкое побережье Чёрного моря императором Августом (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

[16] Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) – австрийский композитор, известный своими операми, в том числе «Ифигения в Авлиде»

[17] Никколо Пиччини (1728—1800), итальянский композитор, оперы которого пользовались успехом у современников.

[18] О вы, кому известно (итал.)

[19] Франц Йосиф Гайдн (1732-1809) – выдающийся австрийский композитор.

[20] Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) – знаменитый французский драматург и публицист, автор комедий «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

[21] «Тарар» (1787) - опера Антонио Сальери, написанная на либретто Бомарше.

[22] Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, мыслитель и поэт, один из выдающихся деятелей эпохи Возрождения.

[23] Именно «больно», а не «трудно», как, например, в 10-титомнике. Там неточный перевод. Эту сноску снять.

[24] Борей – в греческой мифологии олицетворение северного ветра.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.