Очно-заочная форма обучения. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Очно-заочная форма обучения.

2018-01-30 199
Очно-заочная форма обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  Виды учебной работы Объем дисциплины Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№ п/п Всего часов В т.ч. контактная работа (час.)*  
1. Аудиторные занятия      
2. Лекции      
3. Практические занятия      
4. Лабораторные работы      
5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации   7,2  
6. Промежуточная аттестация   2,33 Э
7. Общий объем по учебному плану, час.   57,53  
8. Общий объем по учебному плану, з.е.   1,6  

 

 

Заочная форма обучения.

 

  Виды учебной работы Объем дисциплины Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№ п/п Всего часов В т.ч. контактная работа (час.)*  
1. Аудиторные занятия      
2. Лекции      
3. Практические занятия      
4. Лабораторные работы      
5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации   1,8  
6. Промежуточная аттестация   2,33 Э
7. Общий объем по учебному плану, час.   16,13  
8. Общий объем по учебному плану, з.е.   0,45  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

[Дисциплина может содержать деление только на разделы, без указания тем]

Код разделов и тем Раздел, тема дисциплины* Содержание
Р1 Историческая мысль Древней Руси и Русского государства в X–XVII вв.  
Р1Т1 Введение в курс. Исторические знания и историописание в Древней Руси Введение в курс. Предмет, объект, задачи и методы истории исторической науки. Основные понятия. Изучение истории исторической науки в различные эпохи. Этапы возникновения и развития исторической мысли Древней Руси. Историческое знание в древности. Устная история. Мифы, эпос, легенды как формы исторического знания. Начало письменной фиксации исторических событий на Руси. Видовая классификация русской средневековой историографии. Относительная ценность и достоверность летописей, исторических повестей, житий святых, хронографов, исторической публицистики. Начало русского летописания. Состав летописных сводов. Летописные факты: верифицируемые, уникальные, цитаты. «Повесть временных лет» как историографический источник. Историософия средневековой Руси и ее связь с христианской традицией Западной и Восточной церквей. Историософская проблематика «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Провиденциализм. Ключевые сюжеты историописания XI–XIII вв. Проблема христианского самоопределения Руси как центральная проблема русской средневековой историософии. Дискурс единства Русской земли. Исторические оценки монголо-татарского нашествия. Роль исторических знаний в Древней Руси.
Р1Т2 Историописание в Московском государстве второй половины XV – XVII в. Историческая мысль периода становления Московского централизованного государства. Историософия Московской Руси. Хронографы как вид исторических сочинений. Концепция «Москва – третий Рим» и ее влияние на исторические представления XVI–XVII вв. Сказание о князьях владимирских. Конструирование истории. Появление новых персонажей. Воскресенская и Никоновская летописи. Степенная книга. Идея самодержавия. Новые явления в развитии отечественной исторической мысли конца XVI–начала XVII в. «Новый летописец», «Временник» И. Тимофеева. Осмысление событий Смуты. Русская историография XVII в. и предпосылки перехода к рационалистическому взгляду на историю. «Синопсис» как отражение процесса смены исторических парадигм. Проникновение античного понятийного аппарата. «Предисловие к учению историческому». Библеизация и антикизация российской истории под влиянием польской и западноевропейской историографии. Роксоланская концепция этногенеза русских. Теория «Мосох-Москва». Влияние зарубежных исторических сочинений на российскую историческую мысль.
Р2 Становление рационального исторического знания в России (XVIII – начало XIX в.)
Р2Т1 Новые подходы к историописанию. Исторические сочинения первой четверти XVIII в. Петровские преобразования и историческая мысль первой четверти XVIII в. Поворот от провиденциализма к рационализму в историческом знании. Новые методы, требования к системе аргументации. Попытки создания целостной истории России. А. И. Манкиев, Ф. Поликарпов. Исторические сочинения по эпохе Петра I: Ф. Прокопович, Б.И. Куракин, П.П. Шафиров.
Р2Т2 Возникновение исторической науки в России. Историки в Академии наук и вокруг нее Петербургская академия наук и историческая наука. Роль немецких ученых в формировании методологических основ и конкретных методик научного исследования в отечественной историографии. Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлецер и их вклад в становление исторической науки в России. Возникновение скандинавской концепции происхождения варягов и полемика вокруг нее. М. В. Ломоносов и его исторические работы. Влияние идей европейского Просвещения на становление исторической науки в России. «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева. Новые историко-философские основания и методы. Рационально-просвещенческие основы подхода к истории. Татищев как источниковед. Проблема уникальных источников и известий у Татищева. Значение труда В. Н. Татищева для развития исторической науки в России.  
Р2Т3 История между наукой и литературой: от Эмина до Карамзина М. М. Щербатов и его историко-публицистическая деятельность. Аристократическая концепция русской истории и ее отражение в «Истории Российской от древнейших времен». Жанровая и содержательная специфика исторических работ И. Н. Болтина. Исторические взгляды И. Н. Болтина и его место в русской исторической науке. Историки «второго плана»: И.И. Голиков, П.И. Рычков, С.А. Десницкий, В.В. Крестинин, М.Д. Чулков, Ф.А. Эмин, Екатерина II, И. Нехачин, И.С. Барков и другие. Деятельность Н.И. Новикова, кружка А.И. Мусина-Пушкина. Исторические труды Н. М. Карамзина: «Записка о древней и новой России», «История государства Российского». Особенности карамзинского понимания целей и задач исторического знания. Историософские и политические взгляды Н.М. Карамзина, его концепции русской истории, его взгляды на ключевые проблемы отечественной истории. Влияние взглядов Н. М. Карамзина на современников. Полемика вокруг карамзинского наследия в русской исторической науке первой половины XIX в.
Р3 Профессиональная историческая наука в России в XIX в.  
Р3Т1 Теоретико-методологические походы в историографии первой трети XIX в. Теоретико-методологические изменения в историографии первой половины XIX в. Европейская историософия и ее влияние на русскую историческую мысль. И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг. Г.В. Гегель, Л. фон Ранке, Б. Нибур. Новые методы исторического исследования. Развитие вспомогательных исторических дисциплин. Прогресс исторической лингвистики. Деятельность Археографической экспедиции и археографической комиссии. П.М. Строев. Организация научных обществ. Г. Эверс и его концепция российской истории. Внимание к юридическим аспектам. Родовая теория происхождения государства. «Скептическая школа» русской историографии, критика М. Т. Каченовским и его сторонниками карамзинской трактовки истории Древней России. Взгляд скептиков на древнерусские письменные источники. Связи «скептической школы» с зарубежной историографией. «История русского народа» Н.А. Полевого. Философия романтизма в историописании. Требование философского обоснования истории. Критика Н.М. Карамзина.
Р3Т2 Историософские аспекты идейной полемики в русском обществе 30–60-х гг. XIX в.   Специфика исследовательского подхода М. П. Погодина. Трактовка им основных проблем русской истории, обоснование тезиса о «параллельных» путях развития России и Западной Европы. Исторические взгляды Н.Г. Устрялова: обоснование официально-охранительной идеологии. Философия истории П. Я. Чаадаева. Место России в пространстве и времени мировой истории, роль России в мировом историческом процессе в прошлом и настоящем, роль раскола христианства. Эволюция историософских представлений П. Я. Чаадаева. Влияние идей П. Я. Чаадаева на современников и на развитие русской исторической мысли. Основные аспекты идейных споров западников и славянофилов 30–40-х гг. Т. Н. Грановский и его роль в формировании исходных мировоззренческих и исторических представлений западников. Историософская платформа русского западничества. Соотношение русской и мировой истории. Противопоставление Московской и Петербургской Руси. Оценка роли церкви. Движущие силы и перспективы русской истории. П.Н. Кудрявцев. Историософия славянофильства. Взгляды К.С. Аксакова на народ, государство и общину в русской истории. Проблема завоевания и призвания князей. Братья Киреевские. А. С. Хомяков о мировой истории и специфике исторического пути России. Панславистские мотивы в историософии отечественного славянофильства. П.Д. Беляев как историк славянофильского направления.
Р3Т3 Государственная школа в русской исторической науке XIX в. Возникновение и эволюция государственного (государственно-юридического) направления в отечественной историографии. С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин как создатели основ государственной школы. Гегелевская философия истории как методологическое основание государственной школы. Специфика понимания смысла истории и отношений между государством и обществом в трудах историков-государственников. Общеисторическая концепция С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Д. Чичерина: сходство и различия. Концепция русской истории в трудах основоположников государственной школы. Роль географического фактора в русской истории. Ключевые проблемы русской истории в освещении С. М. Соловьева. Значение «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева для развития отечественной исторической науки. Полемика вокруг исторической концепции государственной школы в русской исторической науке.
Р3Т4 Теория, методология и организация исторической науки второй половины XIX в. Теоретико-методологические изменения в историографии второй половины XIX в. Историко-философские основы исторической науки: позитивизм, эмпириокритицизм, марксизм, неокантианство. Развитие вспомогательных исторических дисциплин. Археография, археология, источниковедение.
Р3Т5 Историки второй половины XIX в. и их концепции Попытки модернизации монархического подхода к русской истории в трудах Д. И. Иловайского, Н. К. Шильдера, С. С. Татищева и др. Эклектические основы модернизации монархической концепции и ее неудача. К. Н. Бестужев-Рюмин и его роль в исторической науке последней трети XIX в. Историографическая деятельность К. Н. Бестужева-Рюмина. «Русская история» и ее значение для отечественной исторической науки. К.Н. Бестужев-Рюмин как источниковед. Демократические (народнические) тенденции в русской исторической мысли последней трети XIX в. Влияние взглядов П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского на исторические представления демократической части интеллигенции. А. П. Щапов, В. И. Семевский и их вклад в развитие отечественной исторической науки. Академическая историография. А.А. Куник, В.И. Герье. Становление археологической науки. Научная деятельность Н. И. Костомарова. Борьба двух начал в русской истории. Вклад Н. И. Костомарова в историко-этнографические исследования, изучение истории народных движений и истории Юго-Западной Руси (Украина). Н.Я. Данилевский как представитель локально-цивилизационного подхода в исторической науке. Концепция культурно-исторических типов. В. О. Ключевский и его научная деятельность. Отражение позитивистских идей в методологии В. О. Ключевского. В. О. Ключевский и государственная школа: соотношение традиции и новаций. Концепция русской истории в трудах В. О. Ключевского. Взгляды В. О. Ключевского на ключевые проблемы отечественной истории. Роль колонизации в русской истории. Роль социально-экономических факторов в русской истории. «Курс русской истории» и его значение для развития исторической науки в России. П.Н. Милюков. Теоретико-методологические основы его взглядов. Концепция русской истории. Своеобразие российской истории. Оценка деятельности Петра I. Новые явления в развитии исторической науки в конце XIX в. и складывание предпосылок для нового качественного обновления отечественной историографии.
Р4 Историческая наука в России в начале XX в.
Р4Т1 Тенденции развития отечественной исторической науки в конце XIX – начале XX в. Трансфер западноевропейских теорий. Интереск позитивизму. «Мода»на марксизм. Наукаи политика. Потребностьвсубъективизме. «Философия истории» и «методология истории». Социально-экономическаяистория. Демократизация русскойисторической науки. Формы и способы научной комму­никации. Проблема кризиса исторической науки на рубеже XIX—XX вв.: датировка, этапы, содержание, осмысление в исторической и философской литературе.  
Р4Т2 Проблематика исторических исследований. Основные концепции рубежа XIX – XX в. С.Ф. Платонов и его труды по истории России ХVI – начала ХVII вв. «Лекции по русской истории». Платонов о своеобразии исторического процесса в России. Н.П. Павлов-Сильванский. Эволюция его мировоззрения. Идея «торжества» русского и западного европейского исторического процесса. Периодизация русской истории. Разработка им проблем феодализма в России. Исследование петровских преобразований. Общественная мысль и революционное движение ХVIII – XIX вв. в оценке Павлова-Сильванского. А.С. Лаппо-Данилевский. Формирование общественно-политических и философских взглядов. Проблемы истории России ХVII – ХVIII вв. в трудах Лаппо-Данилевского. «Методология истории». Попытка сформировать концепцию истории России в контексте всемирной истории. Становление марксистской концепции истории России. Г.В. Плеханов. Плеханов о развитии капитализма в пореформенный период. Особенности исторического процесса в России. «История русской общественной мысли» и ее место в отечественной историографии. М.Н.Покровский. Формирование и развитие общественно-политических и философских взглядов. «Русская история с древнейших времен». Его схема русской истории. Теория о роли торгового капитала в истории России. Н.А.Рожков. Проблемы социально-экономической истории России в его трудах. Вопросы истории России в трудах В.И.Ленина.  
Р5 Советская историческая наука
Р5Т1 Феномен советской исторической науки Постановка вопроса о советской историографии как явлении. Отношение к феномену советской историографии в работах перестроечного и постперестроечного периодов (середина 80-х – 90-е гг.). Проблема периодизации истории советской исторической науки. Место, роль и функции исторической науки в советском обществе. Превращение исторической науки в элемент политико-государственной системы. Внутренние черты советской исторической науки. Примат марксистско-ленинской методологии в структуре исторического знания. Исторический источник, археографическая и архивная политика. Концептуальная предопределенность исследования. Складывание типа советского историка и проблема сохранения профессионализма. Проблема изоляционизма советской исторической науки.
Р5Т2 Становление советской исторической науки в 1917 – начале 1930-х гг. Два направления исторической науки – традиционная российская и марксистская. Две сети научно-исторических учреждений. РАН (с 1925 г. – АН СССР), университеты, РАНИОН и ее исследовательские институты. Социалистическая (с 1924 г. – Коммунистическая) академия общественных наук и ее институты, Истпарт, Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Институт В.И. Ленина, Институт красной профессуры, коммунистические университеты. Местные учреждения исторической науки. Установление контроля за «старой» наукой: преобразование РАН в АН СССР, «пролетаризация» и преобразование университетов и исторического образования. Исторические общества: ликвидация старых (Общество истории и древностей российских и др.) и образование новых (Общество историков-марксистов, историко-революционные общества). Краеведческие общества. Реорганизация и централизация архивного дела, создание двух сетей архивов (партийные и государственные). Постепенная ликвидация «старой» периодики («Русская старина», «Русский исторический журнал» и др.), возникновение и судьба новых («Пролетарская революция», «Красный архив» и др.). Депортация творческой интеллигенции в начале 20-х гг., эмиграция историков. Развитие русской исторической науки в эмиграции. Евразийство. Репрессии в отношении историков. Значение «Дела Академии наук» для полного искоренения немарксистской историографии в СССР. Превращение общественных наук в инструмент пропаганды и агитации. Издание работ классиков марксизма-ленинизма. Изменение системы подготовки кадров. Ликвидация исторического образования в высшей и средней школе и замена его курсом обществоведения. Проблематика марксистской науки: история «общественных форм», пролетариата, классовой борьбы и революционного движения, история социал-демократии и большевизма, Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны. Научные дискуссии по проблемам истории во второй половине 20-х – начале 30-х гг.
Р5Т3 Историческая наука СССР в середине 1930 – начале 1950-х гг. Историки о влиянии И.В. Сталина на советскую историческую науку. Влияние 50-летнего юбилея Сталина на возвышение роли его личности в истории. Утверждение принципа партийности и прекращение научных дискуссий. Возрастание роли идеологического руководства исторической наукой. «Краткий курс» и его значение в пропаганде марксистской концепции отечественной истории. Передача архивного дела в ведение НКВД. Сокращение публикации исторических источников. Начало подготовки учебников и обобщающих трудов по истории. Восстановление преподавания гражданской истории в школах и вузах страны. Организация исторических факультетов университетов, Института истории АН СССР. Центры историко-партийной науки. Пропаганда «иллюстративного» метода в исторических исследованиях. Советские исторические журналы в 1930-е гг. Прекращение международных контактов советских историков и переход к критике «буржуазных фальсификаторов» отечественной истории.Репрессии в отношении советских историков. Негативная оценка деятельности и исторической концепции М.Н. Покровского. «Дело Невского». Труды К.В. Базилевича, С.В. Бахрушина, Б.Д. Грекова, Е.В. Тарле, М.Н. Тихомирова, С.В. Юшкова и др. по истории Древнерусского государства Первые попытки осмысления послереволюционной истории страны в обобщающих трудах по истории партии и революции. Труды по истории фабрик и заводов. Влияние Великой Отечественной войны на изменение задач советской исторической науки. Изучение военной истории, национальной государственности, внешней политики. Пропаганда национализма и патриотизма в исторической литературе. Совещание историков в ЦК ВКП(б) 1944 г. Значение эвакуации научных центров на восток страны для развития науки на периферии. Борьба двух тенденций в советской исторической науке в послевоенный период. Реорганизация исторических учреждений. Роль журнала «Вопросы истории» в первое послевоенное десятилетие. Дискуссии по теоретическим проблемам обществоведения и их влияние на историческую науку.
Р5Т4 Историческая наука в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.   Начало критики отдельных положений официальной концепции отечественной истории после смерти И.В. Сталина. Историография в период «оттепели». Развенчание культа личности Сталина и создание новых условий для развития советской исторической науки. Попытки пересмотра и некоторой переоценки советской историографии 1920-х – начала 1950-х гг. Изменение режима хранения документов в архивных учреждениях, широкая публикация исторических источников. Расширение проблематики исторических исследований. Создание новых исторических журналов и академических институтов. Интеллектуальное оживление в эпоху «оттепели» и быстрый откат назад. Постановление ЦК КПСС «О деятельности журнала «Вопросы истории» и разгром редакции журнала (1957 г.). «Дело Московского университета». Возвращение советских историков на международную арену, возобновление контактов с западной наукой. Подготовка первых совместных обобщающих работ по истории социалистических стран. Организация научных дискуссий о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности и феодальной зависимости, товарном производстве, природе мануфактуры, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте и т.д.
Р5Т5 Развитие советской исторической науки в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг.   Курс на ресталинизацию. Восстановление практики идеологического руководства исторической наукой. Ограничение доступа к использованию исторических документов. Приоритет историко-партийных исследований. Создание официальной концепции отечественной истории периода капитализма и советского общества. Сужение практики научных дискуссий по этим проблемам. Репрессии в отношении инакомыслящих. Дело Некрича. Изменения в системе организации исторической науки. Обновление методологического инструментария исторических исследований. И.Д. Ковальченко и создание отечественной школы по применению количественных методов в исторических исследованиях. Ю.М. Лотман и формирование советской семиотической школы. «Новое направление» в советской исторической науке (П.В. Волобуев, К.Н. Тарновский, М.Я. Гефтер). Обсуждение проблемы многоукладности в экономике России, дискуссии об «азиатском» способе производства. Споры о личности Ивана IV. Дискуссии по истории крестьянских войн в России, о народничестве и народовольчестве, о роли пролетариата в освободительном движении. Новые подходы к изучению истории революции 1917 г., Гражданской войны, новой экономической политики, Великой Отечественной войны. Попытка обсуждения проблемы сталинизма (А.М. Некрич, Р.А. Медведев, А.И. Солженицын).
Р5Т6 Историческая наука и «перестройка»   Советская историческая наука во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. Переход советского руководства к политике «гласности» и постановка проблемы сталинизма в художественной литературе и публицистике. Роль «шестидесятников» в обновлении исторического знания по советской истории. Привлечение внимания общественности к альтернативам сталинизму: «политическое завещание» В.И. Ленина, новая экономическая политика, «бухаринская» альтернатива и т. д. Начало реабилитации политических противников Сталина в большевистской партии. Роль доклада М.С. Горбачева «Октябрь и перестройка: революция продолжается» в раскрепощении исторической мысли в стране. «Круглые столы» по отдельным проблемам советской истории. Повышение интереса общественности к отечественной истории. Начало обсуждения вопроса о «кризисных явлениях в советской исторической науке». Активное изучение «белых пятен», «фигур умолчания». Начало изучения истории политических оппонентов большевиков. Начало идейно-политического размежевания в среде советских историков под влиянием политизации общества. Обсуждение проблемы научного плюрализма. Начало критики отдельных постулатов марксистско-ленинской теории. Проведение дискуссий по теоретическим вопросам осмысления отечественной истории: «Формация или цивилизация», «Реформа или революция» и др. Дискуссии о судьбе социализма и марксистско-ленинской методологии как основы исторической науки. Расширение публикации источников из отечественных и зарубежных архивов. Новая историческая периодика («Известия ЦК КПСС», «Родина» и др.). Публикация работ опальных советских историков, западных и эмигрантских авторов, дореволюционных историков. Влияние западной историографии на обновление проблематики исторических исследований, формирование новых подходов к ее изучению, внедрение в исторические труды новых методов исследования (историческое моделирование, метод альтернатив). Интерес к исторической демографии в связи с изучением проблемы численности жертв сталинизма и советского политического режима в целом. Отмена преподавания курса «История КПСС» в вузах и введение нового лекционного курса «Социально-политическая история XX века». Подготовка альтернативных трудов по политической истории России.
Р6 Историческая наука в России на современном этапе
Р6Т1 Историческая наука в 1990-е – 2000-е гг.   Отечественная историческая наука в 1990-е – 2010-е гг. Традиции и инновации в российской исторической науке. Обсуждение проблемы «кризиса исторической науки». Обсуждение концепций и понятий «формация», «цивилизация», «исторический прогресс», «советский тоталитаризм», «традиционное» и «индустриальное» общество», «модернизация». Оценка «феномена» советской историографии. Дискуссии о цивилизационной принадлежности России. Междисциплинарные связи. Развитие исторической антропологии, этнопсихологии, исторической демографии. Публикация трудов западных и эмигрантских историков по методологическим вопросам. Изменения в архивном деле России. Публикация источников. Изменения в проблематике исторических исследований. Появление новых «сквозных» тем, объединяющих различные крупные периоды истории России: «аграрная история», «социальная история», «урбанизация» и др. Реорганизация системы исторического образования.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.