Хозяйственная организация как объект социологии — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Хозяйственная организация как объект социологии

2018-01-29 285
Хозяйственная организация как объект социологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная организация —интегрированная совокупность социальных позиций и пронизывающая ее сеть социальных отношений, направленные на совместную реализацию какой-либо существенной социальной функции.

Круг хозяйственных (экономически ориентированных) организаций весьма широк. К ним можно отнести не только собственно "экономические организации", регулируемые материальным интересом, но также неэкономические организации, выполняющие экономические функции, например, государство или церковь; экономические организации, регулируемые неэкономическими способами ("экономически регулятивные"), вроде земельных общин, профессиональных цехов или гильдий; наконец, организации, утверждающие формальный порядок, осуществляющие неэкономической контроль за условиями экономической деятельности (например, правоохранительные органы).

Классифицируя хозяйственные организации по историческим типам, можно выделить три их формы: общину, корпорацию и ассоциацию. Они служат основанием, соответственно, для традиционного, корпоративного и гражданского общества. Под общиной понимается территориальная или кровнородственная общность с формальным равенством членов, общей собственностью, принадлежащей всем и никому в отдельности, нерасчлененностью многих внутрихозяйственных функций, с всеобщим подчинением некоторому неформальному традиционному порядку, распространяющемуся на большинство сторон труда и жизни. Примером может послужить традиционная крестьянская община. Корпорация – тоже относительно замкнутая организация, обладающая, однако, более узкой, нежели община, функциональной нацеленностью, выраженной иерархией и жестким разделением внутренних обязанностей. Впрочем, так же, как и община, она пытается претендовать на регулирование максимально широкого спектра форм социального поведения своих членов. Ассоциация же, в отличие от первых двух исторических типов, - это открытое, свободное объединение индивидов, сохраняющих свои личные права и частную собственность. Ассоциация создается под специальные задачи, и ее деятельность не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида. Примером ассоциации могут послужить современные общества потребителей.

Социальная мобильность

Социальная мобильность — это процесс изменения че­ловеком своего общественного статуса.

Когда люди перемещаются между позициями и группами, находящимися на разных уровнях стратификационных иерархий, мы говорим о вертикальной социальной мобильности.

Горизонтальная мобильность предполагает изменение не статуса, а социальной группы, в которой находится индивид. Примером может служить смена религии, профессии, места жительства. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Она выражается в перемещении из одного региона в другой. Однако если при переезде человека из одного региона в другой у него меняется не только место жительства, но и социальный статус, то говорят не о географической мобильности, а о миграции.

При изучении социальной мобильности выделяют два ее основных вида.

Межпоколенная мобильность. Она предполагает повышение или понижение социального статуса детей по отношению к положению, занимаемому их родителями. Раньше не во всех обществах это было возможно. Межпоколенная мобильность относится к долговременным социальным процессам.

Внутрипоколенная социальная мобильность. Она предполагает изменение статуса самого индивида в течение своей жизни. При этом не затрагивается положение его родителей. Этот процесс называется также карьерой: специалист повышает квалификацию, переходит на новую, более престижную должность. Иногда это сопровождается сменой сферы труда с физической на интеллектуальную.

Изучая структуру типов социальной мобильности, исследователи пришли к выводу, что на нее оказывают влияние такие факторы, как пол человека, его возраст, плотность населения, уровень рождаемости в том или ином регионе. Более мобильными являются молодые люди и мужчины.

Институция и институт

Институты (по Г.Спенсеру) – это образования, возникшие эволюционным путем, их развитие связано с осуществлением определенных функций в обществе.

Социальный институт – это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых строится на основе определенных норм и правил и направлена на выполнение конкретных общественных функций.

Функция института – экономия на необходимом для координации людей знании.

Схема возникновения:

1) Хабитулизация (опривычивание действия)

2) Взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода (институционально)

3) Легитимация института (в языке)

4) Типизация институтом индивидуальных деятелей и индивидуальных действий (создание ролей)

Характеристики института:

1) Универсальность

- принцип общности и абстракции

- принцип определенности

- принцип открытости

2) Дисфункциональная сложность:

- плотность (институты регулируют слишком много, в предписывающей манере);

- техничность (правила не могут быть поняты простыми гражданами, они требуют экспертов для интерпретации и применения);

- дифференциация (частичное дублирование различных правовых органов);

- неопределенность (присутствие слишком большого числа условных правил, ни 1 вопрос не определяет правовой исход).

Функции института:

1) Явные и латентные

- закрепление и воспроизводство соц. отношений;
- обеспечение устойчивости общественной жизни;

- стабилизация деятельности людей путем большей предсказуемости за счет использования образцов соц. ролей

2) Регулятивная – регулирование действий в рамках определенных отношений;

3) Интегративная – интеграция стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечение внутренней сплоченности общества;

Интеграция требует:

- консолидации (совмещение усилий)

- мобилизации (когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей)

- конформности (подчинение личных целей индивидов целям других/группы)

4) Транслирующая – передача опыта через социализацию и обучение

5) Коммуникативная – распространение информации

Функциональные свойства:

1) Координация – способность акторов адекватно прогнозировать вероятностное поведение друг друга;

2) Дистрибуция – способность акторов четко и определенно прогнозировать свои будущие выигрыши в аспекте долевого участия (т.е. определять свою долю в потенциальном выигрыше);

3) Мотивация – способность акторов просчитать выигрыши/проигрыши, которые дает та или иная стратегия.

Институция – это совокупность действующих (формальных и неформ.) норм, предписаний и требований, связанных с определенной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Соц. институция (по Остром) – совокупность действующих правил, устанавливающих:

· Кто имеет право принимать решения в данных областях;

· Какие действия разрешены/ограничены;

· Какие общие правила будут использоваться;

· Каким процедурам необходимо следовать;

· Какая информация должна предоставляться;

· Какой выигрыш получат индивиды от своих действий.

Институционализация

Институционализация – процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений (творческий процесс создания общества). На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности. Иными словами, речь идет о создании социального института как устойчивой, нормативно закрепленной формы социального взаимодействия людей.

Институционализация как процесс образования социального института включает несколько последовательных этапов:

1) возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;

4) возникновение процедур, связанных с этими нормами и правилами;

5) формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы соответствующих статусов и ролей; организационное оформление возникшей институциональной структуры.

Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Сами социальные институты выступают в качестве символов порядка и организованности в обществе.

Развитие институционализации может осуществляться двумя путями:

1) появление новых социальных институтов;

2) изменение и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Первый путь, как правило, достигается радикальными переменами в жизни страны, когда, например, она становится независимой, создает свою систему управления, включает систему международных связей и отношений. Так, получившие статус независимых государств бывшие советские республики переживают в настоящее время глубокий процесс институционализации, в ходе которого формируются такие важнейшие социальные институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и др.

Второй путь развития институционализации в большей степени ассоциируется с эволюционными процессами реформирования социальных институтов. Этот путь в свою очередь допускает два варианта: развитие социального института за счет его внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений (так, из общесудебной системы был дифференцирован Конституционный Суд РФ как самостоятельный институт); развитие социального института за счет перерегулирования институциональных связей, исходных норм и норм институализированного взаимодействия (например, в постсоветский период институт образования потребовал кардинального изменения своих основ, создания новой концепции образования, ориентированной на потребности формирующихся рыночных отношений).

Таким образом, институционализация – это процесс создания и развития социальных институтов как устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Она позволяет сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить организованность, регулируемость и эффективность его жизнедеятельности.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.