Предмет и объект философии. Структура философского знания. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Предмет и объект философии. Структура философского знания.

2018-01-29 442
Предмет и объект философии. Структура философского знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и объект философии. Структура философского знания.

Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:

 

1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

 

2) философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;

 

3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать такое определение, которое устраивало бы всех мыслителей;

 

4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии.

 

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром - природой, обществом, культурой.Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно- принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

 

Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т.д.

 

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела:

 

собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия;

логика - учение о формах умозаключения и доказательства;

 

эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном;

 

этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни.

 

Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы следующие основные разделы:

 

• онтология - философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;

 

• гносеология - философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;

 

• эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

 

• философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

 

• аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

 

• праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

 

• социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.

 

Данные разделы философского знания - при всей их автономности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

Функции философии.

Функции философи – это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.

 

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.

 

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы – мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.

 

Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.

 

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

 

Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.

 

Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

 

1. Гуманистическая подфункция – одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

 

2. Информационно-отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

 

3. Идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.

 

4.Социально-нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

5. Художественно-эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.

 

6. Аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – XX вв. и др.).

 

7. Практическая подфункция – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

 

8. Социальная подфункция – объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

 

9. Культурно-транслирующая функция – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

 

10. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

 

Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

1. Логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

2. Эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

3. Селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.

4. Интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом.

Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

5. Прогностическая подфункция – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.

6. Критическая подфункция, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.

 

Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) продолжил изучение проб­лем гносеологии с точки зрения логики, он по праву считает­ся основателем логики.

Гносеология Декарта.

Идеалистический рационализм. Следуя традиции, Декарт разделяет всё человеческое познание на чувственное и рациональное.

Чувственное познание – даёт мнимое знание. Чувства фиксируют в предмете лишь изменения свойств. Отсюда все заблуждения в суждениях, основанных на чувствах.

Рациональное познание – даёт истинное знание. Разум – это способность правильно судить о вещах и отличать истинное от ложного.

Декарт был рационалистом. Он впервые заговорил о высшей форме познания – интуиции.

Интуиция – прямое непосредственное усмотрение истины.

К такому знанию Декарт относил аксиомы логики и геометрии, идеи чисел и существования бога.

Интуитивные идеи являются врождёнными и не приобретаются из опыта, а имеют божественное происхождение.

Они получили название врождённых идей. Признание врождённых идей – главная черта рационалистов.

Главным началом Декарт провозгласил мышление (Cogitoergosum" – "Мыслю – следовательно существую").

Духовное бытиё по Декарту первеефизического (идеалист).

К этой мысли Декарта привёл тотальный скептицизм: "Во всём можно усомниться, кроме того, что я сейчас сомневаюсь". Сомнение – это мысль, а если я мыслю – значит я существую, ибо не может не существовать то, что не мыслит. Это положение Декарт считал непрекословной истиной.

Декарт развивает учение дуализма (due).

Дуализм – равноправность материального и духовного начала (двойственность).

Весь мир Декарт разделял на две противоположных субстанции: материальную и духовную.

Материальная субстанция – природа (она делима). Её неотъемлемым атрибутом Декарт считал протяжённость – т.е. способность занимать определённую часть пространства.

Всё остальное – модусы - не основные свойства (движение, форма).

Духовная субстанция – душа (она неделима). Главный атрибут – мышление, модусы – желания.

Дуализм проявляется в попытке совместить эти субстанции, не имеющие точек соприкосновения. Дух – только мысль, а тело – лишь протяжённо.

Однако человек в жизни демонстрирует единство души и тела.

Декарт объясняет это своеобразно – Бог – творец обеих субстанций, следовательно, все вопросы к нему.

Бог – последняя субстанция, к которой Декарт обращается в затруднительных ситуациях.

 

Философия Просвещения.

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., пред­ставители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества лю­дей, и что путем просвещения, возможно переустроить общественный порядок на разум­ных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и куль­туры), в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвеще­ние - течение в области культурной и духовной жиз­ни, ставящее своей целью заменить воззрения, осно­вывающиеся на религиозном или политическом авто­ритете, такими, которые вытекают из требований че­ловеческого разума.

Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутст­вует как материалистическая, так и идеалистическая мировоз­зренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди(1592-1655), его атомистическим материализмом, пропа­гандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоласти­ки, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Характерные особенности Просвещения:

1. Рационализм как общая вера в разум;

2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - цер­ковный) - направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;

3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обосно­вание принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) вза­мен феодальных (зависимость, сословность, условная собствен­ность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

 

Философская система Гегеля.

Основные работы Г. Гегеля: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики» (1812—1816); «Энциклопедия философских наук» (1817).

Г. Гегель был первым, кто попытался представить при­родный, исторический и духовный мир в виде диалектиче­ского процесса. Им было разработано целостное диалекти­ческое миропонимание и соответствующий ему диалектиче­ский метод. Философская система Г. Гегеля включает: ло­гику; философию природы; философию духа, к которой непосредственно примыкают: философия права, философия истории, эстетика, философия религии и история филосо­фии. Гегель – автор концепции «абсолютного идеализма», согласно которой основой всего существующего выступает «мировой дух», а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявления. В силу присущей абсолютной идее противоречивости она постоянно развивается и порождает все новые, более богатые по содержанию понятия. И так до тех пор, пока идея не исчерпает себя, не развернет все свое содержание. Развернув и выразив все богатство своего содержания в понятиях, идея порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных вещей и явлений, то есть природы. Здесь сначала идея выступает в виде механических явлений, затем химических соединений и, наконец, порождает жизнь, а потом человека и человеческое общество. С появлением человека идея начинает существовать в форме сознания, мышления людей. Итак, философия Гегеля - яркий пример объективного идеализма. Разрабатывая свою систему и показывая, что абсолютная идея порождает свое содержимое, а затем и материальный мир, Гегель, во-первых, представил мир в развитии, во-вторых, универсальным образом развернул содержание основных законов диалектики; показал, что это развитие осуществляется через борьбу противоположностей, что в ходе его совершается отрицание одних понятий другими и повторение пройденного на высшей основе и т.п. История есть «развитие духа во времени», а цель истории – «свобода гражданина в гражданском обществе». История проходит три этапа: древние восточные народы полагали, что свободен один человек, греки и римляне – определенная группа людей, и лишь германские народы осознали, что свободны все. История имеет свою логику, суть которой составляет «воля мирового духа» (исторические деятели, герои и т.п.). Гегелю принадлежит одно из самых содержательных учений об искусстве. Прекрасное определяется им как «чувственное явление идеи», т.е. такое, которое берется не в логической форме, а в единстве со всем многообразием наличных «земных обнаружений», в которых реализуется внешняя действительность. Поэтому художник, изображающий увиденное, должен воссоздать его так, чтобы «излучался» скрытый за ним смысл.

Философия марксизма.

Одной из наиболее влиятельных философских систем XX века был марксизм. В Советском Союзе, странах восточной Европы, Азии, Америки философия марксизма была официальной философской доктриной, определяя мировоззрение огромного количества людей. В социалистических странах она выполняла функцию государственной идеологии.

Анализ философии марксизма следует начать с того, что марксизм и философия марксизма не совпадают по объему. Марксизм как идеологическая доктрина состоит их трех составных частей: социально-политическая часть (научный социализм, коммунизм), экономическая часть (политэкономия) и собственно философия. Теоретики марксизма четко определяли теоретических предшественников каждой составляющей марксизма. Теоретическими предшественниками социально-политической доктрины определялись представителем французского утопического социализма в лице Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Фурье (1772 – 1837гг.). В заслугу им ставилась идея перехода от капиталистического общества к обществу без частной собственности. Теоретическими предшественниками экономической теории марксизма считались английские экономисты А. Смит и Д. Риккардо, создавшие трудовую теорию. И, наконец, теоретическими источниками философии марксизма была немецкая классическая философия в лице Г. Гегеля (диалектика) и Л. Фейербаха (материализм).

Основные идеи философии марксизма следующие:

1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.

4. Сущностью революционного переворота, совершенного К.Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

6. Материя – это основная категория философии. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время. Движение – это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

7. Практика – основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия.

8. В мире действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания.

9. Составной частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Определенная фаза единства производительных сил и производственных отношений получила название «способ производства». Прогресс общества понимается как переход от одного способа производства к другому, более совершенному и экономически более эффективному. Общество, взятое в своем единстве (способ производства плюс политическая надстройка) получило в марксизме название «Общественно-экономическая формация».

На базе выработанной философской методологии самодвижения общества была выработана политическая цель - уничтожение капиталистического общества и переход к следующей фазе общественного развития – коммунизму. Этот переход К. Маркс считал не насилием над историей, а наоборот – совершенно естественным процессом, что вполне укладывалось в его концепцию истории как естественно-исторического процесса. Капитализм погибнет, когда перестанет быть эффективной частная собственность, лежащая в основе капиталистического производства. При этом у К. Маркса речь не идет о дележе частной собственности, как это было у некоторых представителей утопического социализма. Речь идет об уничтожении частной собственности вообще как общественного явления. При этом справедливости ради следует заметить, что К.Маркс ни в одной из своих работ не говорит о сроках перехода общества от капитализма к коммунизму, а лишь показывает логику этого перехода.

Философия К.Маркса, как и все его социально-политическое учение, оценивается по-разному. Например, К. Поппер, автор работы «Открытое общество и его враги» дает следующий комментарий: «Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства». Но далее продолжает: «Несмотря на все его несомненные достоинства, я считаю Маркса ложным пророком. Он был пророком, указывающим направление движения истории, и его пророчества не сбылись».

Первой самостоятельной философской работой можно считать «Экономическо-философские рукописи 1844 года», написанные К. Марксом в 26-летнем возрасте. Анализируя положение рабочего в системе капиталистического производства, он вводит понятие «отчужденный труд», как наиболее точную характеристику положения рабочего в условиях тогдашнего капитализма. К. Маркс пишет: «Конечно, труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит отрицание рабочего. Он создает дворцы, но также и трущобы для рабочих. Он творит красоту, но также и уродует рабочего». И далее: «Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут как от чумы». И завершает анализ отчужденного труда следующим образом: «В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще, расположась у себя в жилище, украшать себя и т.д. – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным.

В теории К. Маркса рабочий класс (пролетариат) становится не только главной жертвой капиталистических общественных отношении, но и главным действующим субъектом при освобождении общества от капиталистического гнета. Его борьба должна завершиться установлением диктатуры пролетариата, которая уничтожит частную собственность и капиталистическую эксплуатацию.

Если отвлечься от таких сторон теоретической деятельности Маркса и Энгельса, как экономических, исторических, политических и пр. и вести речь только о философском наследии, то можно вполне обоснованно сказать, что центральной темой марксизма стала идея материалистического понимания истории. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих." И еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы". Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к "Критике политической экономики", введя целый ряд философско-социологических понятий ("производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "социальная революция"), резюмируя сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Хотя общество и состоит из великого множества людей, у каждого из которых своя голова на плечах, свои цели, но действия миллиардов людей как бы уравновешивают друг друга. В целом развитие общества, по Марксу, - процесс естественно- исторический. "Общество не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отклонить последние декретами". Общественное производство есть как материальное производство, так и производство духовное (производство сознания). Первое из них является определяющим. Оно же обусловливает и образ жизни, и сущность людей той или иной исторической эпохи (общественно-экономической формации) как "совокупности всех общественных отношений".

Материализм Маркса отнюдь не подчиняет духовные ценности материальным (как это нередко приписывается). Духовная жизнь выше жизни материальной. Однако именно поэтому она требует для себя фундамента. На протяжении веков и тысячелетий на строительство такого фундамента уходило почти все время, все жизненные силы человечества. Духовное творчество было уделом немногих. Но когда сущностные производительные силы труда достигают гигантской мощи, материальное производство теряет свой самодовлеющий характер, оно как бы "спрятано" от глаз, чтобы освободить место, "на земле" для жизни подлинно человеческой. Гегель - Фейербах – Маркс - таков классический (рационалистический) вектор развития европейской философии XIX в.

В конце XIX – начале XX вв. марксизм проникает в Россию, где становится идеологией большевизма. Первым распространителем марксизма в России был Г.В. Плеханов, однако «монополией» на него в конечном итоге овладела партия большевиков во главе с В.И. Лениным (1870 – 1924 г.г.). Сами большевики определяли ленинизм как марксизм XX в., эпохи крушения империализма.

Философская составляющая советского марксизма представлена, прежде всего, главной философской работой В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в годы эмиграции после поражения первой русской революции 1905 – 1907 г.г. Внешней причиной написания работы стало развитие физики микромира. В.И. Ленин не был физиком, но в результате развития естествознания обострились мировоззренческие, философские проблемы. Выявленные в результате физических исследований новые свойства природы, повлекли, по мнению В.И. Ленина, неверные философские выводы. Так среди физиков появился лозунг «Материя исчезла», что вызвало негативную реакцию материалиста В.И. Ленина. Он настаивает на том, что не «материя исчезла», а исчез тот предел, до которого мы материю знали. В этой же работе он дает свое определение материи, где связывает свойство «материальности» не с физическими свойствами объекта, а с объективностью его существования. Быть материальным – значит существовать независимо от нашего сознания. Главный предмет ленинской критики – не физические выводы, а выводы философские, которые делались сторонниками эмпириокритицизма. Из лозунга «материя исчезла» делался вывод о непознаваемости мира вообще и непознаваемости исторических закономерностей. А марксизм всегда настаивал на том, что исторические законы объективны и познаваемы. Идея коммунистической революции базируется на выявлении объективных законов мировой истории и их реализации на практике. Это не насилие над историей, а ее реализация.

Философское творчество В.И. Ленина завершается статьей «О значении воинствующего материализма», опубликованной в журнале «Под знаменем марксизма». Эта статья - его философское завещание. Одна из основных идей статьи – ведущая роль партии, пролетариата в борьбе против свергнутой, но удесятерившей свое сопротивлении. Применительно к области философии указанный принцип требует, по Ленину, союза марксистских философов с последовательными материалистами, не принадлежащими к партии коммунистов.

Ленин обращает внимание на те идеалистические выводы, которые делаются буржуазными учеными из новейших открытий в области естествознания. Для успешной борьбы с ними необходимо совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, которые выдвигает новейшая революция в естествознании.

Борьба В. Ленина против своих философских оппонентов завершилась в России в 1923 г. высылкой из страны ведущих ученых, которые не придерживались ленинских взглядов на философию на знаменитом «философском пароходе».

 

 

Философия жизни» Ф. Ницше.

Другим крупнейшим представителем философского иррационализма во второй половине 19 века и являющимся основоположником нового направления в философии, философии жизни был Фридрих Ницше (1844-1900). При всей противоречивости идей и изменчивости взглядов Ницше в его произведениях можно проследить развитие одной идеи – это концепция воли к власти как основа всякой жизни, всего общественного и культурного процесса, а в связи с ней идея переоценки всех ценностей, идея сверхчеловека и идея вечного возвращения, правда, две последние идеи по сути лишь обозначены.

Уже в своем первом сочинении "Происхождение трагедии", где Ницше находится еще под влиянием Шопенгауэра, он рассматривает искусство как проявление воли или жизни вообще и противопоставляет "жизненное" искусство, символизируемое Дионисом интеллектуальному, символизируемому Аполлоном. Для Ницше однозначно, что интеллектуальное отношение к жизни разлагает и умерщвляет жизнь в теории, интеллект парализует волю. И мысль о противоположности "жизни" и "разума" становится центральным пунктом все его последующей философской деятельности, порождая иррационализм. Отдавая приоритет дионисическому, он не отвергает напрочьаполлоническое, а требует их гармонического сочетания. И если он призывает к дионисизму, на нем больше акцентирует внимание, то только потому, что дионисическое начало в современном ему мире, как полагает Ницше, утрачено, а без него невозможно творчество, творческое бытие и происходит крушение, деградация культуры.

Учение о воле как первооснове всего сущего было сформулировано Шопенгауэром, но у Ницше речь уже идет о множестве воль, конкурирующих между собой и сталкивающихся в смертельной борьбе. Воля к жизни – это всегда воля к власти, а воля к власти – это неистощимая, творящая воля к жизни, утверждает Ницше. Воля к власти – это воля к господству, но это господство, прежде всего над собой, это постоянное преодоление себя, это творчество и стремление к высшему себе. Нет преодоления себя, творчества и стремления к высшему, нет и господства. Воля к власти есть альфа и омега этого мира, ибо, согласно Ницше, воля к власти – это элементарный факт, из которого только и возникает становление, действие. Отсюда следует простой вывод,– жизнь есть единственная абсолютная ценность, безусловная ценность, существующая прежде разума и разум лишь средство для жизни.

Если Декарт заявил "мыслю, следовательно, существую", то Ницше утверждает иное, – живу, следовательно, м


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.