Валютная либерализация: решения и последствия. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Валютная либерализация: решения и последствия.

2018-01-29 172
Валютная либерализация: решения и последствия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность разработки Стратегии повышения конкурентоспособности банковской системы усиливается в связи с избранной Россией моделью либерализации системы валютного регулирования. Принятые в последнее время масштабные решения в области либерализации валютного законодательства, подготовке к вступлению в ВТО, введение системы страхования вкладов, возрастающая вовлеченность в процессы глобализации дают не только новые возможности, но и создают новые риски. Риски эти могут реализоваться в полной утрате национальной банковской системы, ее оффшоризации и маргинализации. Тем самым государство утратит не просто инструменты контроля в финансовой сфере, но и значительную часть того, что является неотъемлемой частью национального экономического суверенитета.

Мировой опыт, в частности Индии и Китая, благополучно миновавших «азиатский» кризис 1997-1998г.г., показывает целесообразность постепенного подхода, приоритета устойчивости национальной экономики и банковской системы. Либерализация банковской деятельности в сочетании с мерами по повышению конкурентоспособности банковской системы позволяют синхронизовать сроки и масштабы перемен в экономике и банковской системе.

Новое российское валютное законодательство основывается на концепции, предусматривающей избирательную либерализацию внешнеэкономических отношений, в частности, снятие ограничений на трансграничное оказание банковских услуг без адекватной либерализации внутреннего финансового рынка. Это может привести к негативным последствиям для российской экономики.

Так, после вступления в силу 18 июня 2005г. нормы, предоставляющей юридическим лицам − резидентам право свободного открытия счетов в зарубежных банках и распоряжения зачисленными на них средствами, ожидаются следующие отрицательные последствия для развития российской банковской системы:

1) переход наиболее надежных и кредитоспособных клиентов на обслуживание в иностранные банки. Дополнительный рост капитала иностранных банков за счёт комиссионных доходов, полученных от операций с российской клиентурой;

2) резкое уменьшение трансграничных денежных потоков вследствие перевода их за рубеж;

3) сокращение ресурсной базы российских банков;

4) сокращение объемов кредитования (особенно долгосрочного, в том числе ипотечного) и предоставления других банковских продуктов российскими банками;

5) повышение рискованности операций российских банков за счёт ухудшения качества клиентуры. В конечном счёте возрастание системного банковского риска;

6) снижение уровня монетизации экономики;

7) снижение темпов роста частного предпринимательства (особенно малого бизнеса);

8) дальнейшее усиление долларизации российской экономики.

В отсутствие должного механизма налогового контроля за операциями по зарубежным счетам данная норма фактически лишает российские налоговые органы возможности проверять представляемую им информацию о сумме подлежащих уплате налогов, в результате чего государство может утратить значительную часть налоговых поступлений.

Не менее серьезные сложности могут возникнуть и в гражданском обороте. Здесь проблемой является отсутствие у России соглашений о взаимном признании судебных решений с рядом крупнейших стран (например, Великобританией, США). В связи с этим даже при наличии решений российских судов о взыскании задолженности с резидентов, имеющих счета в банках за пределами территории Российской Федерации, кредитор не будет иметь юридической возможности осуществить взыскание с указанных счетов.

В результате национальная экономическая и денежно-кредитная политика становится крайне подверженной влиянию извне, лишается важных инструментов защиты от неблагоприятных внешнеэкономических процессов, и как следствие ставится под угрозу национальная экономическая безопасность страны.

Избежать таких угроз для экономики возможно путем введения моратория на действие соответствующих законодательных норм на срок до выравнивания уровня развития иностранных и российской банковских систем, создания эффективного механизма защиты прав кредиторов за рубежом, а также совершенствования международного налогового администрирования.

Если данные меры не будут введены, то отказ от использования инструментов контроля за возможным масштабным притоком и оттоком спекулятивного капитала после 1 января 2007г может привести к непредсказуемым последствиям для внутреннего финансового рынка.

Отсутствие валютных ограничений делает рынок повышенно волатильным, курс национальной валюты - неустойчивым и, тем самым, привлекательным для спекулятивной игры.

Согласно экспертным оценкам, только в результате отказа от основных валютных ограничений приток спекулятивного капитала в Россию в среднем составит около 8% ВВП. Столь значительный приток капитала повлечет существенный рост денежного предложения, что, в свою очередь, приведет либо к дальнейшему укреплению курса рубля, ухудшая конкурентные условия для российских экспортеров, либо к росту эмиссии для покупки иностранной валюты, провоцируя инфляцию.

Помимо системы постоянно действующих валютных ограничений в арсенале Банка России должны находится «сильнодействующие средства» влияния на валютный рынок.

Таким средством может быть возможность введения чрезвычайных мер в виде временного ужесточения правил валютного контроля за валютными операциями, связанными с движением капитала, в случае резкого снижения величины золотовалютных резервов, резкого изменения курса рубля, ухудшения платежного баланса или возникновения кризисных явлений на финансовом рынке.

Законодательное закрепление одной только возможности введения подобных мер исключительно положительным образом скажется на сохранении стабильности внутреннего валютного рынка и на обеспечении национальной финансовой безопасности. В то же время во избежание принятия необоснованных или неадекватных решений о введении указанных мер за ними должен быть установлен парламентский контроль.

Таким образом, банковское сообщество, поддерживая идею создания в России соответствующей мировым стандартам финансовой системы, считает необходимым соизмерять степень либерализации валютного законодательства с повышением конкурентоспособности отечественной банковской системы с целью предотвращения угрозы экономической безопасности страны.

 

3. Показатели роста банковской системы на 2005-2008 гг.

 

Рост активов.

С учетом потребностей экономики и новых аспектов денежно-кредитной политики объём активов российских банков должен увеличиться к 1 января 2009 г. до 23,2 трлн. руб. или 80% ВВП за 2008 год.

 

Показатель 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009
Активы (Пассивы) (млрд. руб.) 7 140 10 300 14 000 18 200 23 200
прирост в % к предыдущему году +27% +44% +36% +30% +27%
в % к ВВП 42% 52% 60% 70% 80%

 

При расчёте ориентировочных показателей роста банковской системы России Ассоциация российских банков исходила из того, что для удвоения ВВП необходимые ежегодные темпы его прироста составляют 7,3%. При расчёте показателей заложено снижение инфляции с 11,7% в 2004 году до 5% в 2008 году.

В течение 2005-2008 годов будет происходить замедление темпов прироста активов банков с 44% в 2005г. до 27% в 2008г., что в первую очередь объясняется "эффектом базы", т.е. увеличением абсолютных объёмов активов банков, используемых для расчёта прироста к предыдущему году.

 

Капитал банков.

При осуществлении мер, направленных на повышение капитализации банковской системы России, объём капитала банков должен достичь уровня 2 670 млрд. руб., что составит 9,2% ВВП за 2008 год. При этом абсолютные показатели ежегодного прироста капитала банков будут расти – с 280 млрд. руб. в 2005 году до 550 млрд. руб. в 2008г.

 

Показатель 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009
Капитал (млрд. руб.)   1 220 1 640 2 120 2 670
прирост в % к предыдущему году +16% +30% +34% +29% +26%
в % к ВВП 5,6% 6,2% 7,2% 8,2% 9,2%

 

Кредитование экономики.

Сумма кредитов нефинансовым предприятиям при условии принятия необходимых мер по совершенствованию залогового законодательства, усилению защиты прав кредиторов, развитию кредитования среднего и малого бизнеса к концу 2008 года должна достигнуть 8 700 млрд. руб., что составит 30% ВВП и 37% активов банков. Ежегодный прирост объёма кредитов должен составить не менее 1 трлн. руб., а в 2008г. - 1,7 трлн. руб.

 

Показатель 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009
Кредиты нефинансовым предприятиям (млрд. руб.) 3 200 4 300 5 500 7 000 8 700
прирост в % к предыдущему году +38% +34% +30% +27% +23%
в % к ВВП 18% 21% 24% 27% 30%
в % к активам банков 44,7% 41,5% 40% 38,7% 37,5%

 

Кредитование населения.

Сумма кредитов физическим лицам должна расти темпами, опережающими темпы роста остальных показателей. Это связано с наличием значительных объёмов неудовлетворённого спроса населения на банковские кредиты, особенно ипотечные. Развитие кредитования населения должно в значительной степени стимулироваться наращиванием объёмов выпуска ипотечных бумаг банками, совершенствованием залогового законодательства и законодательства, направленного на защиту прав кредиторов.

При осуществлении выпуска ипотечных ценных бумаг в 2005 году, объёмы кредитования вырастут не менее чем в 2 раза. К началу 2009г. кредиты физическим лицам в России должны составить не менее 15% ВВП.

 

Показатель 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009
Кредиты физическим лицам (млрд. руб.)   1 300 2 100 3 100 4 300
прирост в % к предыдущему году в 2,7 раза в 2,08 раза +65% +47,4% +39,2%
в % к ВВП 3,7% 7% 9% 12% 15%
в % к активам банков 8,7% 12,5% 15,1% 17,2% 18,8%

 

Вклады населения.

На прирост вкладов населения в ближайшие годы окажет существенное положительное воздействие запуск системы страхования вкладов, а также реализация комплекса мер, направленных на повышение устойчивости и укрепление доверия к банковской системе России, что будет способствовать притоку в банковские вклады как части текущих доходов населения, так и сбережений, находящихся на руках у населения. При реализации необходимых мер к началу 2009г. сумма вкладов населения в банках может достичь 8 трлн. руб., или 27,6% ВВП. Их доля в пассивах банков должна увеличиться с 28% на 01.01.2005г. до 34,5% на 01.01.2009г.

 

Показатель 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009
Вклады населения (млрд. руб.) 2 003 2 950 4 370 6 075 8 080
прирост в % к предыдущему году +30% +47% +48% +39% +33%
в % к ВВП 12% 15% 19% 23,5% 28%
в % к пассивам банков 28% 28,6% 31% 33,3% 35%

 

 

Достижение этих показателей требует расширения источников формирования ресурсов банков, совершенствования законодательства, а также существенной перестройки форм и методов ведения банковского дела.

 

4. Пути развития банковской системы России.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.