Проблема текста. Типы проблем. Алгоритм выявления проблемы. Типичные ошибки и комментарии к ним. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Проблема текста. Типы проблем. Алгоритм выявления проблемы. Типичные ошибки и комментарии к ним.

2018-01-29 544
Проблема текста. Типы проблем. Алгоритм выявления проблемы. Типичные ошибки и комментарии к ним. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема текста. Типы проблем. Алгоритм выявления проблемы. Типичные ошибки и комментарии к ним.

Мы уже знаем, что основные этапы работы над текстом при написании сочинения – это определение темы и идеи текста, определение авторской позиции, подбор аргументации для высказывания собственного мнения. Если тема и идея будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными.

Тема – это то, о чём написан текст, его основное содержание. Сформулировать тему анализируемого текста можно достаточно широко: текст об искусстве, о труде, о природе и т.д.

В непосредственной связи с темой произведения оказывается проблема (круг проблем), то есть тот вопрос, та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Сформулировать проблему можно в форме вопроса или оценивания объекта проблемы.

Идея произведения – это выражение авторского отношения к изображаемому. Верно определённая идея поможет разобраться в авторской позиции.

Тема – то, о чём текст (об искусстве, о труде, о природе).

Проблема – вопросы, над которыми размышляет автор.

Идея – отношение автора к изображаемому.

Иными словами: о чём пишет писатель, зачем он об этом пишет и что хочет сказать.

 

Какие могут быть проблемы?

Какие могут быть предложены выпускникам проблемы? Давайте рассмотрим и сразу попытаемся поставить вопрос к названной проблеме. Чтобы вопрос поставить, нужно прочитать текст. Но всё-таки давайте попытаемся подумать над любыми возможными вопросами по данной проблеме. Надо определить проблему и желательно поставить вопрос. Можно одно из двух.

Проблемы семьи:

- проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

- проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап в жизни человека?);

- проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

- проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

-проблема оценки такого периода жизни, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?)

 

Проблемы экологии:

- проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

- проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу, и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);

- проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

- проблема неразумного вмешательства человека в жизнь природы

 

Человек и общество:

- проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

- проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

- проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человек?);

- проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи и т.д.

По ходу занятий мы будем говорить и о других проблемах, учиться их определять и формулировать.

Типы проблем

В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме.

Типы проблем

 

Философские Социальные Политические Нравственные   Экологические   Эстетические  
Общие вопросы развития общества, природы, человека   Устройство и жизнь общества   Деятельность государственной власти   Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей   Взаимодействие человека и окружающей среды   Восприятие человеком прекрасного  
смысл жизни; познание и самопознание; человек и история; свобода и ответственность   соблюдение прав человека; наука и общество; социальная справедливость (несправедливость)   международные конфликты; демократия; национализм;   доброта и жестокость; духовность и бездуховность; честь и бесчестье; конфликт поколений   взаимосвязь человека и природы; экология культуры; экология языка   восприятие искусства; чтение, роль книги в жизни человека; телевидение;  

 

Задание

Упражнение

Иногда текст начинается с вопроса, поставленного автором. И именно этот вопрос часто является проблемой текста. Но не всегда. Рассмотрим текст В. Распутина.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характери в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Выявляем главную мысль. Текст начинается с риторического вопроса о красоте Байкала. Но именно такая формулировка не может звучать как проблема. Автор говорит о красоте не только Байкала, но и о красоте природы других уголков страны (тундры, Каспия, Сахары…). Следовательно, нужно найти в тексте более важные фрагменты: что хочет сказать автор, восхищаясь красотой Байкала? Выделим наиболее важные фрагменты.

Выделяем основную мысль: Красота родной природы влияет на характер человека и в немалой степени на жизнь.

Ставим вопрос к этому предложению:

Какова роль природы в формировании человека? (Какова роль родной природы в формировании характера человека)?

Если в тесте несколько проблем, надо выбирать ту, которая, во-первых, находится в центре внимания автора, во-вторых, к какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы.


Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы (можно дописать в предыдущие записи)

К сведению! Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения.

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, если их использовать правильно.

 

Проблема (какая?) сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека, отношения к природе, войны и мира, воспитания и образования и т.д.

В тексте

· анализируется

· исследуется

· поднимается

· рассматривается

· затрагивается

проблема (чего?)

нравственного выбора

добра и зла

любви к Родине

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

В центре внимания автора проблема…

В тексте (имя и фамилия автора в род. падеже) поднимается проблема…

Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. падеже) посвящён проблеме…

(Имя и фамилия автора в И. падеже) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме…

 

Автором проблема может быть

v поставлена

v изложена

v затронута

v сформулирована

v рассмотрена

Внимание!

Избегайте предложения с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?


 

Проблема текста. Типы проблем. Алгоритм выявления проблемы. Типичные ошибки и комментарии к ним.

Мы уже знаем, что основные этапы работы над текстом при написании сочинения – это определение темы и идеи текста, определение авторской позиции, подбор аргументации для высказывания собственного мнения. Если тема и идея будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными.

Тема – это то, о чём написан текст, его основное содержание. Сформулировать тему анализируемого текста можно достаточно широко: текст об искусстве, о труде, о природе и т.д.

В непосредственной связи с темой произведения оказывается проблема (круг проблем), то есть тот вопрос, та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Сформулировать проблему можно в форме вопроса или оценивания объекта проблемы.

Идея произведения – это выражение авторского отношения к изображаемому. Верно определённая идея поможет разобраться в авторской позиции.

Тема – то, о чём текст (об искусстве, о труде, о природе).

Проблема – вопросы, над которыми размышляет автор.

Идея – отношение автора к изображаемому.

Иными словами: о чём пишет писатель, зачем он об этом пишет и что хочет сказать.

 

Какие могут быть проблемы?

Какие могут быть предложены выпускникам проблемы? Давайте рассмотрим и сразу попытаемся поставить вопрос к названной проблеме. Чтобы вопрос поставить, нужно прочитать текст. Но всё-таки давайте попытаемся подумать над любыми возможными вопросами по данной проблеме. Надо определить проблему и желательно поставить вопрос. Можно одно из двух.

Проблемы семьи:

- проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

- проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап в жизни человека?);

- проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

- проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

-проблема оценки такого периода жизни, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?)

 

Проблемы экологии:

- проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

- проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу, и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);

- проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

- проблема неразумного вмешательства человека в жизнь природы

 

Человек и общество:

- проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

- проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

- проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человек?);

- проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи и т.д.

По ходу занятий мы будем говорить и о других проблемах, учиться их определять и формулировать.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.