Проблема – это всегда обобщение — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Проблема – это всегда обобщение

2018-01-29 252
Проблема – это всегда обобщение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя (озон – нечто вроде защитного «покрывала» нашей планеты). Все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой – какой? – неразумного вмешательства человека в жизнь природы. Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

 
 

 

 


Проблема неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

 


Типы проблем

В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме.

Типы проблем

 

Философские Социальные Политические Нравственные   Экологические   Эстетические  
Общие вопросы развития общества, природы, человека   Устройство и жизнь общества   Деятельность государственной власти   Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей   Взаимодействие человека и окружающей среды   Восприятие человеком прекрасного  
смысл жизни; познание и самопознание; человек и история; свобода и ответственность   соблюдение прав человека; наука и общество; социальная справедливость (несправедливость)   международные конфликты; демократия; национализм;   доброта и жестокость; духовность и бездуховность; честь и бесчестье; конфликт поколений   взаимосвязь человека и природы; экология культуры; экология языка   восприятие искусства; чтение, роль книги в жизни человека; телевидение;  

 

Задание

Определите, к какому типу относятся указанные проблемы.

1. В чём опасность политики национализма? (Политическая)

2. Можно ли избежать социальной несправедливости? (Социальная)

3. В чём смысл человеческой жизни? (Философская)

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? (Нравственная)

5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? (Экологическая)

 

Алгоритм выявления проблемы текста

Выявите основную мысль текста.

 

Запишите её в виде законченного предложения.

 

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.


Запишите этот вопрос, который является проблемой текста

 

Упражнение

Иногда текст начинается с вопроса, поставленного автором. И именно этот вопрос часто является проблемой текста. Но не всегда. Рассмотрим текст В. Распутина.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характери в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Выявляем главную мысль. Текст начинается с риторического вопроса о красоте Байкала. Но именно такая формулировка не может звучать как проблема. Автор говорит о красоте не только Байкала, но и о красоте природы других уголков страны (тундры, Каспия, Сахары…). Следовательно, нужно найти в тексте более важные фрагменты: что хочет сказать автор, восхищаясь красотой Байкала? Выделим наиболее важные фрагменты.

Выделяем основную мысль: Красота родной природы влияет на характер человека и в немалой степени на жизнь.

Ставим вопрос к этому предложению:

Какова роль природы в формировании человека? (Какова роль родной природы в формировании характера человека)?

Если в тесте несколько проблем, надо выбирать ту, которая, во-первых, находится в центре внимания автора, во-вторых, к какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы.


Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы (можно дописать в предыдущие записи)

К сведению! Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения.

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, если их использовать правильно.

 

Проблема (какая?) сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека, отношения к природе, войны и мира, воспитания и образования и т.д.

В тексте

· анализируется

· исследуется

· поднимается

· рассматривается

· затрагивается

проблема (чего?)

нравственного выбора

добра и зла

любви к Родине

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

В центре внимания автора проблема…

В тексте (имя и фамилия автора в род. падеже) поднимается проблема…

Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. падеже) посвящён проблеме…

(Имя и фамилия автора в И. падеже) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме…

 

Автором проблема может быть

v поставлена

v изложена

v затронута

v сформулирована

v рассмотрена

Внимание!

Избегайте предложения с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?


 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.