Зарисовка поперечного среза спинного мозга. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Зарисовка поперечного среза спинного мозга.

2018-01-29 397
Зарисовка поперечного среза спинного мозга. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На малом увеличении микроскопа рассмотреть поперечный срез спинного мозга экспериментального животного. Зарисовать и, ориентируясь на схемы, обозначить: передние, задние и боковые рога спинного мозга; передние, задние и боковые канатики спинного мозга, переднюю и заднюю срединные щели, центральный канал, участки входа задних канатиков и выхода передних канатиков спинного мозга. Дорисуйте расположение спинального ганглия. Отметьте на схеме локализацию в спинном мозге афферентных, вставочных, вегетативных и эфферентных (двигательных) нейронов.

 

Работа № 2.

Анализ шагательного рефлекса человека

Используя знания о проприоцептивных спинальных рефлексах человека, явлении реципрокного торможения и межсегментарных проводящих путях спинного мозга провести моделирование шагательного рефлекса человека. В протоколе работы зарисовать на схеме поперечного среза спинного мозга основные рефлексы с проприорецепторов мышц (интрафузальных мышечных волокон и рецепторов Гольджи), а также схему реципрокного торможения. В выводах пояснить роль спинного мозга в организации моторики человека.

Для проверки усвоения материала ответьте на следующие вопросы:

1. При поражении каких сегментов спинного мозга наблюдается отсутствие коленных сухожильных рефлексов?

2. У животного после того, как прошел спинальный шок, сделана вторая перерезка спинного мозга непосредственно ниже первой. Возникнет ли при этом второй раз спинальный шок?

3. Какие нарушения могут возникнуть у человека при поражении: 1) задних корешков спинного мозга; б) передних корешков спинного мозга; в) передних рогов спинного мозга.

 

Занятие № 19

Тема занятия: Анатомия и физиология головного мозга. Роль структур ствола мозга в регуляции двигательной функции человека.

Цель занятия: Изучить общие принципы строения головного мозга, роль структур ствола мозга в организации моторики человека; составить представление о статических и статокинетических рефлексах.

Рекомендуемая литература:

1.Лекционный материал.

2. Логинов А.В.Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 363-364, 393-397, 414-415, 416-419, 420 – 422.

3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 75-80.

3.Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С.124-131.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1) Основные анатомические отделы головного мозга; их расположение, общие черты анатомического строения. Понятие гематоэнцефалического барьера.

2) Морфология и функции структур головного мозга, составляющих ствол мозга.

3) Физиологическая роль ретикулярной формации.

4) Черепномозговые нервы – названия и основные функции.

6) Роль в организации моторики вестибулярного ядра продолговатого мозга, красного ядра среднего мозга, ретикулярной формации.

7) Основные статические и статокинетические рефлексы, их роль в организации моторики.

· Письменно ответьте на следующий вопрос: « Черепномозговые нервы, их морфофункциональная характеристика».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Исследование статических и статокинетических рефлексов у животных.

Анализ статических рефлексов.

Статические рефлексы – установочные рефлексы, возникающие при изменениях положения тела, не связанных с перемещением тела в пространстве. Различают рефлексы положения (познотонические) и выпрямительные

А) Познотонические рефлексы – определяют тонус мышц при различном положении тела в пространстве.

Демонстрация рефлексов положения:

1) сажают животное и отмечают нормальное положение его головы, тела, конечностей. Осторожно поднимают голову животного. Наблюдают повышение тонуса мышц-разгибателей передних конечностей и повышение тонуса мышц-сгибателей задних конечностей.

2) сажают животное и отмечают нормальное положение его головы, тела, конечностей. Осторожно опускают голову животного. Наблюдают повышение тонуса мышц-сгибателей передних конечностей и повышение тонуса мышц-разгибателей задних конечностей.

Б) Выпрямительные рефлексы.

Кладут животное на подстилку спинкой и теменем вниз и в течение нескольких секунд удерживают его в таком положении:

А) освобождают голову, наблюдая за изменением ее положения - лабиринтный рефлекс, обеспечивающий нормальное положение головы по отношению к линии горизонта.

Б) освобождают верхние конечности и плечевой пояс - рефлекс с рецепторов шеи, изменяющий положение туловища.

В) освобождают заднюю часть туловища, отпускают животное.

2. Анализ статокинетических рефлексов.

Статокинетические рефлексы -установочные рефлексы, представляющие собой тонические реакции на ускорение при перемещении тела в пространстве. Статокинетические рефлексы отличаются значительной силой, быстротой и сложностью, представляют собой резкие фазные ответы, в отличие от медленных позных реакций, характерных для статических рефлексов.

А) Лифтные рефлекс - реакция на ускорение при подъеме и опускании тела.

Сажают животное на подставку и быстро опускают подставку вниз. Отмечают увеличение тонуса мышц разгибателей конечностей. Затем быстро поднимают подставку вверх – отмечают увеличение тонуса мышц-сгибателей конечностей.

Б) Рефлекс готовности к прыжку: поднимают животное, удерживая его за заднюю часть тела. Быстро продвигают его головой вперед и вниз, наблюдая за положением конечностей.

В выводе отметить расположение рецепторных зон для реализации этих рефлексов и расположение нервных центров. Проанализировать позитивную и возможную негативную роль статических и статокинетических рефлексов в жизнедеятельности человека.

Для проверки усвоения материала ответьте на следующие вопросы:

1. Где локализуется повреждение, если у человека отсутствует реакция в виде поворота головы в сторону внезапного звука и света?

2. Что такое децеребрационная ригидность, когда она развивается? Каким образом можно доказать рефлекторную природу децеребрационной ригидности?

 

 

Занятие № 20

Тема занятия: Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.