Установленная либо признанная государством форма внешнего выражения содержания правовых норм — это — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Установленная либо признанная государством форма внешнего выражения содержания правовых норм — это

2018-01-29 473
Установленная либо признанная государством форма внешнего выражения содержания правовых норм — это 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  источник права в генетическом смысле
  источник права в формально-юридическом смысле
  источник права в материальном смысле

 

Формальное равенство является основополагающим признаком права

  в либертарно-юридической теории права
  в психологической теории права
  в марксистской теории права

 

Б) Задания открытого типа

1. Перечислите основные типы и виды правовых идеологий

2. Перечислите виды субъектов правового отношения

3. Дайте определение понятия правонарушения

Примерная тематика текущих контрольных работ

Контрольная работа это текущих метод проверки знаний и сформированности компетенций студента. Проводятся они в форме индивидуальных конкретных и небольших по объему вопросов по разным темам раздела для каждого студента. Контрольная работа это одна из форм проверки усвоения знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Контрольная работа может проходить во время аудиторного занятия и должна содержать ответы на поставленные вопросы с указанием используемых нормативно-правовых актов. Возможно проведение внеаудиторной контрольной работы. В ходе контрольной работы студенты могут пользоваться учебниками, конспектами и т.п.

Примерные задания по выполнению контрольных работ:

1. Ответьте на вопрос: что является предметом теории государства и права?

2. Выберите правильный ответ: представителем какой теории происхождения государства является Дж. Локк?

а) патриархальной; б) органической; в) договорной; г) насилия

3. Укажите критерии формационного подхода к типологии государства?

4. Покажите схематично классификацию форм государственного правления.

5. Докажите, почему государство занимает центральное место в политической системе общества?

 

12.4. Практические задания (кейс-задачи, юридические казусы и др.)

Основная цель проведения практических заданий: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний. В данных заданиях приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике.

Практические задания рекомендуется выполнять в ходе проведения семинарских занятий, так и в качестве самостоятельной подготовки студентов.

Решение задачи - это поиск нормы права, оптимально отвечающей и разрешающей фактическую ситуацию. Приобретенные в процессе решения задач знания и навыки способствуют формированию профессиональных компетенций юриста у студентов. При устном разборе решения задачи студент должен аргументировать свой вариант ответа со ссылками на действующие правовые нормы. Юридические казусы - представляют собой спорную проблемную ситуацию по применению конкретных норм российского законодательства к конкретным правовым отношениям. Студенту необходимо ответит на поставленные в задаче вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов.

Например, практические задания по теме «Источники (формы) права»:

Задание 1. Определите, о каком виде источников права идет речь в приведенных ниже отрывках, взятых из различных документов?

1.1. В 1875 г. Суд казначейства определил «встречное удовлетворение» следующим образом: «Действительное встречное удовлетворение с правовой точки зрения может состоять в некотором праве, интересе, прибыли и выгоде, приобретаемой одной стороной, или в некотором воздержании, ущербе, убытке или ответственности, претерпеваемой или принимаемой на себя другой стороной. Суды «не спросят», приносит ли в действительности то, что составляет встречное удовлетворение, выгоду кредитору или третьему лицу и представляет ли оно вообще значительную ценность для кого бы то ни было».

1.2. Статья 3.

1. Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

2. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая в соответствующих случаях существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

1.3. Статья 33.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1.4. В Западной Европе XI-XII вв. после заключения брака муж должен был давать так называемый «утренний дар» – своеобразную плату за подчинение власти мужа. За это получал право наказывать жену, прогонять ее, а также получать плату за убийство или обиду жены. «Утренний дар» составлял вдовью долю, которую получала жена в случае смерти мужа. Также в этом случае она получала и женскую долю, т.е. домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.

 

Задание 2. Приведите примеры источников права следующих видов: закон, кодекс, указ, устав, положение, постановление, распоряжение, инструкция. Укажите, какие органы (организации) имеют право издавать свои акты в названных формах.

 

Задание № 3. Решите представленные задачи. Свою точку зрения обоснуйте ссылками на законодательство.

4.1. Посол Российской Федерации в государстве Республика Панама, находясь за рулем собственного автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин этого государства.

Будет ли посол Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности на территории Республики Панама?

4.2. Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Мурманска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного РОВД привлечь к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому должен в данном случае обратиться потерпевший?

4.3. Десятилетний сын депутата Государственной Думы РФ по неосторожности разбил автомобиль соседа по дому.

Требуется ли предварительное согласие Государственной Думы РФ или ее Совета для возложения на депутата гражданско-правовой ответственности?

 

Терминологический словарь

Примерная тематика для составления терминологического словаря:

1. Соотношение государства и права

2. Государство, право и экономика

3. Социальная ценность и функции права

4. Механизм правового регулирования

5. Юридическая практика в правовой системе общества

6. Законность и правопорядок

7. Стимулы и ограничения в праве

8. Правовые льготы и поощрения

9. Правосознание и правовое воспитание

10. Юридический процесс

11. Юридические коллизии

12. Правомерное поведение и правонарушение

 

12.6. Образовательные технологии

В процессе обучения дисциплины «Теория государства и права» применяется компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования. Используемые в процессе обучения данной дисциплины образовательные технологии направлены на оптимизацию и на повышение эффективности учебной работы студента в целях формирования у него необходимых конечных результатов обучения, т.е. компетенций.

Для достижения поставленных целей изучения дисциплины Теория государства и права используются традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, при этом основными формами являются лекции и семинарские занятия.

При изложении учебного материала лекторы используют как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения лекций. В частности, используются такие формы, как:

1. Традиционная лекция – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме вопроса и т.п. Студент воспринимает информацию на лекции, осознает ее и конспектирует. Конспект является продуктом мышления обучающегося. Целью традиционной лекции является подача обучающимся современных, целостных, взаимосвязанных знаний, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной проблеме или теме.

2. Проблемная лекция начинается с вопросов или с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения. Целью проблемной лекции является усвоение студентами теоретических знаний, развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего профессионала.

3. Лекция-визуализация подразумевает использование принципа наглядности, т.е. подача лекционного материала в визуальной форме с использованием технических средства обучения (слайды, презентации и т.п.) или с использованием специально изготовленных схем, рисунков, чертежей и т.п. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний. В зависимости от содержания учебного материала могут использоваться различные виды визуализации – натуральные, изобразительные, символические, схематические и т.п.

4. Лекция-беседа или «диалог с аудиторией» предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности студента.

5. Лекция-дискуссия предполагает, что преподаватель при изложении лекционного материала организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Лекция-дискуссия активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.

Семинарские занятия являются одним из основных звеньев процесса изучения курса Теории государства и права. Цель занятий заключается в уяснении и усвоении студентами важнейших правовых категорий и понятий, выработанных юриспруденцией и имеющих принципиальное методологическое и практическое значение для всего комплекса правовых наук.

В ходе семинаров студент закрепляет и углубляет знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки, приобретает навыки научного мышления, обработки общей и специальной информации о праве, умение последовательно, четко и аргументировано излагать свои мысли, отстаивать собственные позиции.

Семинарские занятия по учебной дисциплине Теория государства и права проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и (или) в ходе самостоятельной работы с источниками права, учебной, специальной и (или) дополнительной литературой. По отдельным темам семинарских занятий предусмотрено написание рефератов, подготовка докладов, эссе, иных творческих занятий, а также выполнение тестов.

В рамках реализации компетентного подхода в процессе обучения дисциплины Теория государства и права предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, которые позволяют активизировать мышление студентов, вовлечь их в учебный процесс; стимулируют самостоятельное, творческое отношение студентов к предмету; повышают степень мотивации и эмоциональности; обеспечивают постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей. В частности, используются такие формы, как:

1. Традиционный семинар – форма организации практического занятия, по заранее определенной теме или группе вопросов, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний и практических навыков студентов, развитию навыков самостоятельной работы с нормативными, учебными и научными источниками, обмена взглядами, знаниями, позициями, точками зрениями.

2. Групповая дискуссия (групповое обсуждение) используется для выработки разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса. Предметом групповой дискуссии, могут быть: спорные вопросы из области профессиональной деятельности участников дискуссии; противоречивые интересы участников группы; проблемные ситуации, в том числе предложенные к обсуждению самими участниками групповой работы; совместные или привнесенные проекты, модели, типологии; разнообразные технологии и пути их применения.

3. Анализ конкретной ситуации является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности студентов. Ситуация - это совокупность фактов и данных, определяющих то или иное явление или казус. Возможен случай, когда ситуация, кроме материала для анализа, содержит и проблемы, требующие решения. Анализ и разрешение ситуации осуществляется методом разбора.

4. Имитационное упражнение (решение задач) характеризуется признаками, сходными с теми, которые присущи методу конкретных ситуаций. Специфическая черта имитационного упражнения – наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. Имитационное упражнение – своеобразный экзамен на знание тех или иных законоположений правил, методов, инструкций.

5. Ситуационно-ролевая или деловая игра – это имитационное моделирование профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения игры - дать студентам практику принятия решений в условиях, максимально приближенным к реальным. Игра позволяет моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

6. Также практикуется проведение семинарских занятий в компьютерном классе в интерактивной форме (обучающие игры, тестирование).

7. Совещания это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы. Цель совещания это взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.

8. Мастер-класс это занятие, которое проводит эксперт в определенной области или по определенным вопросам, для студентов, что позволит улучшить их теоретические знания и практические достижения в области теории государства и права. Ведущие мастер-класс делятся со студентами некоторыми профессиональными секретами и могут указать начинающим на ряд недостатков или особенностей. Для проведения мастер-классов могут привлекаться представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, эксперты и специалисты.

9. Творческие задания – разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, представлением знаний о государстве и праве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия. По решению преподавателя выполненные творческие задания могут быть засчитаны взамен реферата или эссе.

В процессе изучения дисциплины Теория государства и права предусматривается взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов, направленной на изучение теоретических положений, анализ учебной и научной литературы, нормативных источников, выполнение практических заданий.

В таблице приведено примерное распределение образовательных технологий по разделам и темам дисциплины. Распределение является примерным, т.к. лектор и преподаватели семинарских занятий могут варьировать образовательные технологии в зависимости от конкретной темы по желанию.

 

 

№ п/п Образовательная технология Раздел и тематика дисциплины
Лекции
  Традиционная лекция Раздел 1: Введение в теорию государства и права Тема: Теория государства и права как учебная дисциплина
  Проблемная лекция Раздел 7: Личность, общество, государство и право. Тема: Гражданское общество и государство. Тема: Правовое и социальное государство
  Лекция визуализация Раздел 3: Основы теории права. Тема: Понятие, сущность, принципы и функции права» Раздел 2: Теория государства. Тема: Форма государства
  Лекция беседа или «диалог с аудиторией» Раздел 5: Восприятие и действие права Тема: Правомерное поведение и правонарушение
  Лекция-дискуссия Раздел 5: Восприятие и действие права Тема: Юридическая ответственность
Семинарские занятия
  Традиционный семинар Тема: Типология государства и права Вопрос: Характеристика исторических типов права
  Анализ конкретной ситуации Тема: Правовые отношения. Вопрос: Анализ структуры гражданско-правовых отношений на примере договора купли-продажи
  Групповая дискуссия (групповое обсуждение) Тема: Правовое воспитание и правовая культура. Вопрос: Правовой нигилизм и правовой идеализм в современном обществе (причины, формы проявления, пути их преодоления)
  Ситуационно-ролевая или деловая игра Тема: Правотворчество. Вопрос: Заседание Государственной Думы по принятию федерального закона
  Имитационное упражнение (решение задач) Тема: Правовые отношения Вопрос: Виды правовых отношений Тема: Правомерное поведение и правонарушение. Вопрос: Состав правонарушения.
  Творческое задание (разработка доклада в форме презентации) Тема: Российская правовая система. Вопрос: История формирования российской правовой системы
  Обучающие игры Тема: Происхождение государства и права Вопрос: Теории происхождения государства
  Мастер-класс Тема: Права и свободы человека и гражданина. Вопрос: Внутригосударственная защита прав человека и гражданина

12.7. Учебно-методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Семинары являются одним из важнейших видов теоретического и практического обучения студентов. Целью семинара является углубленное изучение дисциплины, привитие обучающемуся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у него научного и профессионального мышления, умения активно участвовать в дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение, что особо ценно для формирования профессиональных компетенций выпускника.

Подготовка студента к семинару осуществляется на основании задания (плана семинара), которое разрабатывается преподавателем на основе рабочей программы и доводится до сведения студента своевременно. При подготовке к семинару студенту необходимо усвоить основные вопросы темы семинара. Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов, в том числе посещение библиотеки и работа с первоисточниками. С учетом часто изменяющегося отечественного законодательства преподаватель, ведущий семинары, может рекомендовать дополнительные источники для освоения. Для изучения дисциплины студенту следует использовать комплексный подход: работа с литературой (учебной, нормативной, дополнительной), лекции, доклады, рефераты, групповые дискуссии, решение ситуационных задач и коллизий и т.д. Умение искать, анализировать и применять для ответов на вопросы и решения задач и заданий нормативно-правовые источники в значительной степени определяет успешность освоения материала по дисциплине и формирование у студентов соответствующих компетенций. При изучении дисциплины студент обязан применять и ссылаться исключительно на действующие нормативные правовые акты. Утратившие юридическую силу нормативные документы могут рассматриваться как материал по вопросам, содержащим историю развития, становления и т.д.

Входящий контроль

Входящий контроль по Теории государства и права проводится с целью выявления общего уровня подготовки студентов по истории и обществознанию, изучаемых в средних общеобразовательных учреждениях, а также с целью выявления ожиданий аудитории от предстоящего изучения данной дисциплины.

Входящий контроль может проводиться в устной форме (групповой опрос или индивидуальные собеседования со студентами) или письменной форме (ответы на поставленные вопросы в тестовой форме или в форме эссе).

Вопросы для входящего контроля:

1. Что такое общество?

2. Что такое власть?

3. Что собой представляла родовая община?

4. Что такое обычай? Приведите примеры.

5. Что такое государство?

6. Когда и где возникли первые государства?

7. Какие исторические типы государства Вам известны?

8. Что такое политическая, экономическая и правовая сферы общества?

9. Что такое право?

10. Какие правовые источники Вы знаете?

11. Что такое закон?

12. Почему конституция является основным законом государства?

13. Когда и кем была принята Конституция Российской Федерации?

14. В чем отличие монархии от республики?

15. Какие органы государственной власти Вы знаете?

16. В чем особенность федеративного государства?

17. Какие отрасли российского права Вы знаете?

18. Что такое преступление?

19. Что такое общественный порядок?

20. Какие виды прав и свобод человека и гражданина Вы знаете?

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.