Чекаурова Светлана Станиславовна — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Чекаурова Светлана Станиславовна

2018-01-29 297
Чекаурова Светлана Станиславовна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из опыта работы учителей литературы школ Ярославской области

Можно сделать другой заголовок, можно никакой не делать

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа «Холодное сердце»

Тема добра и зла в сказке В.Гауфа «Холодное сердце»

Предварительное домашнее задание:

1. Прочитать сказку Гауфа «Холодное сердце».

2. Подумать над вопросами на с.212, 213.

3. Для любознательных: Найти дополнительную информацию о писателе или истории создания сказки.

4. Нарисуйте одного из героев сказки. Подготовьтесь к защите своего рисунка.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о писателе и истории создания сказки.

Каковы ваши впечатления от сказки?

Что вы можете сказать о её авторе? (свои мысли и биографическая информация).

Читали ли раньше сказки В.Гауфа? Какие из них понравились? Почему?

2. Работа с учебником: чтение статьи на с.212.

3. Анализ начала сказки.

Как обычно начинаются сказки? Чем отличается от традиционных начало «Холодного сердца»?

Кто населяет этот край?

Какие ценности важны для людей?

Чем персонажи В.Гауфа отличаются от героев фольклорных сказок?

4. Образ Петера Мунка.

Какое ремесло досталось Петеру Мунку от отца? Как он к нему относится? Почему?

О чем мечтает Петер? Как родилась эта мечта?

Кого избирает Петер своим идеалом? Что привлекает его в этих людях? Что у них общего?

Какие шаги предпринимает герой, чтобы разбогатеть?

Почему сначала Петер не принимает предложение Михеля-великана?

Расскажите об этом герое. Какие фольклорные образы можно назвать прототипами Михеля?

Почему Петер переменил свое решение и все-таки обратился к Михелю за помощью?

5. Работа с текстом произведения. Чтение и анализ эпизода «Петер в доме Михеля-великана».

Чьи сердца видит герой в доме Михеля?

Почему в обмен на богатства герой забирает сердца? Чем подменяет их?

Как изменился Петер после сделки? Что чувствует? Какой образ жизни ведет?

Что отличает героя от остальных жертв Михеля? Как понимаете его слова: «словно я живу наполовину»?

6. Работа с текстом произведения. Анализ эпизода «Исцеление Петера».

Что помогло герою пройти испытания? Похожи ли они на испытания из народных сказок?

Почему Петер считал, что когда он был богат, он был беден, а богат – когда беден?

Можно ли историю Петера Мунка назвать абсолютно сказочной? В чем отличие от фольклорных сказочных историй?

7. Работа с текстом произведения. Чтение и анализ эпизодов. Образ Стеклянного человечка.

Какую роль играет в сказке Стеклянный человечек? Есть ли у него сказочные прототипы?

Чтение в лицах разговора Петера и Стеклянного человечка. Почему он назвал Петера глупцом? Почему отсрочил 3-е желание?

Как помог Стеклянный человечек герою? Почему не всегда его помощь приносила пользу?

В чем, по мнению Стеклянного человечка, состоит истинное счастье?

8. Работа над названием сказки.

Почему сказка называется «Холодное сердце»?

Подберите синонимы к слову «холодное».

А какое сердце мы называем «горячим»? Есть ли в этой сказке герои с горячим сердцем?

Грустная или веселая сказка Гауфа? Чему она учит?

9. Творческая работа учеников. Работа с иллюстрациями, созданными ребятами.

Кого изобразили? Какие черты героя постарались передать в рисунке? В какой обстановке изобразили?

8. Подведение итогов урока.

 

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

Нет сказки причудливей, чем сама жизнь

(Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа «Холодное сердце»)

Ход урока

1. Вступительное слово о писателе.

Мы длительное время изучали сказки, многое о них узнали. Назовите основные черты сказки как литературного жанра.

Вспомните, на какие две группы делятся сказки. Охарактеризуйте каждую из групп.

Кого из писателей-сказочников вы знаете? Какие их произведения помните?

Читали ли вы когда-нибудь произведения В.Гауфа? Какое впечатление они на вас произвели?

Что вы знаете о самом писателе? (Чтение статьи на стр. 212)

Какие особенности его сказок названы в статье?

2. Выяснение первоначального восприятия текста.

Можно ли сказать, что сказка «Холодное сердце» - это размышление о добре и зле, о справедливости?

Кто в сказке воплощает в себе зло, а кто добро?

Похож ли Петер Мунк на традиционного сказочного героя? (выявление сходств и различий).

Как вы поняли название сказки – «Холодное сердце»? Подберите синонимы к слову «холодное» (равнодушное, бесчувственное, злое, каменное).

Каким сердцем должен обладать настоящий герой? Как вы понимаете выражение «горячее сердце»?

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как сердце человека из горячего превращается в холодное и должно ли сердце непременно быть горячим.

3. Анализ 1-ой части сказки.

Чтение начала сказки. Почему вступление к сказке не похоже на традиционный сказочный зачин? В чем отличие?

Кто населяет эти края? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его уважали?

Почему Петер Мунк стесняется своего ремесла? Чем измеряет он счастье и почет?

Есть ли в селении такие люди? Как относятся к ним окружающие?

О чем мечтает Петер? Каким способом он хочет разбогатеть? Есть ли другие способы разбогатеть? Почему герой выбирает самый простой?

К кому может обратиться за помощью Петер? Что мы знаем об этих сказочных существах? Почему герой отказывается от помощи Михеля-великана?

Прочитаем в лицах встречу Петера со Стеклянным Человечком и подумаем, как характеризуют героя его желания (со слов «Но Петер не стал долго раздумывать» до слов «…когда тебе не будет хватать ума-разума»).

Почему Стеклянный Человечек то и дело называет Петера глупцом?

Какие советы дает он герою? Послушался ли их Петер? Изменился ли характер героя?

Почему помощь Стеклянного Человечка не принесла Петеру счастья? Кого винит герой в своих неудачах?

4. Анализ 2-ой части сказки.

Почему Петер обращается за помощью к великану?

Какую цену назначает Михель? Что, по мнению великана, мешает человеку обрести долгожданное счастье?

Чьи сердца хранятся у Михеля? Кто такие судейские, ростовщики, скупщики?

«Зачем сердце непременно должно быть горячим?» - спрашивает Михель Петера Мунка. Как бы вы ответили на этот вопрос?

Как изменилась жизнь Петера? Что он чувствует, путешествуя по миру? Возвратившись домой? Как ведет себя с односельчанами, матерью, женой? Что обрел, а что потерял Петер?

Счастлив ли Петер Мунк? (словно живу наполовину).

5. Анализ финала сказки.

Какие испытания должен был пройти герой, прежде чем обрел свое «веселое, славное сердечко»? (краткий пересказ)

Перечитайте последний абзац сказки. Как Петер Мунк понимает счастье? Согласны ли вы с ним?

6. Подведение итогов беседы.

С какими традиционными сказочными приемами мы встретились в произведении Гауфа? Чем отличается «Холодное сердце» от народных сказок?

Можно ли назвать сказку Гауфа современной? Аргументируйте свой ответ.

7. Домашнее задание.

По выбору: составить сборник авторских сказок (Г с.213) или нарисовать иллюстрацию к сказке Гауфа и защитить ее.

 

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

План урока по легенде «Томас Лермонт»

1. Рассказ о поэте М.Ю.Лермонтове. Происхождение рода Лермонтова.

2. Беседа по тексту.

Где происходит действие? Что знаете о Шотландии?

Кто герой легенды? Почему получил прозвища Рифмач и Правдивый?

Какой дар имеет? Кто наделил Лермонта этим даром?

Почему подарок феи называет «страшным»?

Какие чудеса увидел герой в волшебном королевстве?

Почему выигрывает турнир певцов?

Чем заканчивается легенда?

Какие человеческие ценности провозглашает?

3. Составление сравнительной таблицы «Сказка и легенда. Основные различия».

В ходе аналитической беседы заполняется таблица:

Сказка Легенда
1. Вымышленные события и герои 1. Подразумеваются реальные исторические события и люди
2. Фантастические (сказочные) чудеса 2. Волшебство с реальным, философским подтекстом
3. Сказка – ложь 3. Объясняет происхождение некоторых явлений, событий
4. Традиционные сюжеты, устоявшаяся композиция 4. Элементы сказок при разнообразии сюжетов, отсутствие единой композиции
5. Добро всегда побеждает 5. Философский, не всегда счастливый финал

Вывод: и сказки, и легенды учат добру и справедливости.

 

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

ЖЕЛАНИЕ

Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной?Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я, Где цветут моих предков поля,Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах. На древней стене их наследственный щит И заржавленный меч их висит.Я стал бы летать над мечом и щитом, И смахнул бы я пыль с них крылом; И арфы шотландской струну бы задел, И по сводам бы звук полетел;Внимаем одним, и одним пробужден, Как раздался, так смолкнул бы он. Но тщетны мечты, бесполезны мольбы Против строгих законов судьбы.Меж мной и холмами отчизны моей Расстилаются волны морей. Последний потомок отважных бойцов Увядает среди чуждых снегов;Я здесь был рожден, но нездешний душой... О! зачем я не ворон степной?..

29 июля 1831, Середниково.

8. Домашнее задание.

Подумайте, как могла бы выглядеть история Томаса Рифмача, если бы она была не легендой, а сказкой. Запишите эту сказку.

Приложение к уроку – компьютерная презентация.

 

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

Ход урока

V. Оценки за урок.

 

Царева Елена Николаевна,

учитель сош№76 г.Ярославль

Ход игры

1. Организационный момент. Объяснение условий игры. Представление жюри.

2. Представление команд. Название и эмблема. Максимальный балл – 6 (3 за название и 3 за эмблему).

3. Разминка «Угадай героя по предмету». Каждая команда представляет по 4 предмета, которые принадлежат какому-то сказочному герою. За правильную отгадку команда получает 1 балл (жетон).

4. Аукцион. О сказке нужно говорить на её языке. Что вы знаете о нем? Данный конкурс позволит выяснить, как хорошо вы знаете сказочные слова и выражения. Каждая команда имеет право назвать одно из традиционных сказочных выражений. Проигрывает та команда, которая первой замолкает.

5. Вставь словечко. Каждая команда получает текст, в котором пропущены некоторые слова. Дайте определение этого понятия. Вставьте в текст пропущенные слова, характерные для русских народных сказок. Максимальный балл - (1 за определение постоянных эпитетов, по 1 баллу за каждое вставленное слово).

6. Конкурс загадок (конкурс для болельщиков). Отгадай загадку. За каждый правильный ответ – 1 балл, за правильное название сказки – еще 1 балл.

7. Конкурс диафильмов. Команды представляют диафильмы к русским народным сказкам. Оценивается качество рисунков (3 балла), удачность подписей (3 балла) и мастерство «сказителя» (3 балла).

8. Кроссворд. Команды обмениваются составленными кроссвордами. Максимальный балл по количеству отгаданных слов.

9. Конкурс капитанов. Установите соответствие между произведениями, их авторами и жанрами. Максимальный балл – 5 (по количеству произведений).

10. Сочини сказку. Команда выделяет по 3 человека. Участники тянут по жребию начало сказки. Задание – по началу текста сочинить маленькую сказку за 5 минут. Максимальный балл – 5.

11. Тест. Команды получают тестовые листы. В каждом из них по 5 заданий. Максимальный балл – 5.

12. Подведение итогов игра. Награждение команд.

Приложение

К конкурсу «Аукцион». Сказочные выражения:

· Ехал он три дня и три ночи

· Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

· В некотором царстве, в некотором государстве

· Ни в сказке сказать, ни пером описать

· Не сносить тебе головы

· Долго ли коротко ли

· Выше леса стоячего, выше облака ходячего

· Мой меч – твоя голова с плеч

· Встань к лесу задом, ко мне передом

· Закатили пир на весь мир

· Я там был, мед-пиво пил

· Утро вечера мудренее

· За тридевять земель

· Ни конному, ни пешему

· Только его и видели

· И был таков

· Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли

· Это присказка покуда, сказка будет впереди

· Вот тебе сказка, а мне бубликов связка

· Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец

· Стали они жить-поживать, да добра наживать

К конкурсу загадок

Что всего сильнее и быстрее? Что всего жирнее? Что всего мягче? Что всего милее? (Дочь-семилетка) Ветер (мысль), земля, рука, сон
Высоко ли небо от земли? А широка ли земля? А глубока ли земля? (Мудрые ответы) Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно. Вон там солнце всходит, а там заходит - столь широка! Да был у меня дед, умер тому назад с девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока!
«Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела; когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?» «Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?» «А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?» (Елена Премудрая) «Это день мой ясный», - отвечала баба-яга. «Это мое солнышко красное!» - отвечала баба-яга. «Это ночь моя темная - всё мои слуги верные!»
Явись ни пешком, ни на лошади, ни голым, ни одетым, ни с гостинцем, ни без подарочка. (Дочь-семилетка) Верхом на зайце, одетая в сеть, в руках птица
Была у девицы нитка золотая с золотой иголкой, она ту иголку потеряла и найти не чаяла, а теперь она нашлась. (Заколдованная королевна) Нитка – жена, иголка – муж
Возле дороги добро, а в добре добро бродит. Взял я добро да добром-то из добра и выгнал. (Наказанная царевна) В овсе пасется бык. Взял пучок овса и с поля прогнал
Видел я по дороге мужика — засевал полянку. Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать — в подать взношу, двадцать — долгу плачу, двадцать — взаймы даю да двадцать — за окно кидаю. Долг плачу — отца содержу, взаймы даю — сына кормлю, за окно кидаю — дочь питаю.
Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку.   А ну-ка, ребята, Кто угадает: На десятерых братьев Двух шуб хватает.   Птичка - невеличка: Носик стальной, Хвостик льняной. (Нитка с иголкой)   Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры – Помчались с горы. (Санки)   На пальце одном Ведерко вверх дном. (Наперсток) Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут. (Ноги)   Толстый тонкого побьет. Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди)   Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка. Раньше всех встает, Голосисто поет. (Петух) Сижу верхом, Не ведаю на ком. (Шапка) Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Ягода)   У батюшки жеребец — всему миру не сдержать, У матушки коробья — всему миру не поднять, У братца кушак — всему миру не скатать. Ответ: (Ветер, земля, дорога). Кто не ведает границ? Кто летит быстрее птиц? Он то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен. Кто свободней всех на свете? Догадались? Это... (Ветер)

К конкурсу кроссвордов

 

                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

По вертикали:

1. Автор фольклорных произведений.

2. Любимое сказочное число.

3. Литература.

4. Народная сказка.

По горизонтали:

5. Должность героя сказки «Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что».

6. Тип народной сказки.

7. Элемент композиции сказки.

К конкурсу капитанов

1. «Два клена» 1. Николай Гоголь 1. Авторская сказка
2. «Кладовая солнца» 2. Коллективное творчество 2. Пьеса-сказка
3. «Ночь перед Рождеством» 3. Михаил Пришвин 3. Сказочная повесть
4. «То, чего не было» 4. Евгений Шварц 4. Бытовая сказка
5. «Как старик домовничал» 5. Всеволод Гаршин 5. Сказка-быль

К конкурсу «Сочини сказку»

1. Жили-были Боровик с Боровихой. И было у них три сына-боровичка: двое умных, а третий – дурачок…

2. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Поехал он как-то в лес за дровами…

3. Давно это было. Встретились однажды в поле лошадь, корова и овца и заспорили…

4. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь. Задумал он выдать замуж свою дочь Елену-царевну. Условие для женихов поставил: кто сможет с неба звезду достать, тот и будет ей мужем…

Тест

1. Укажите номер строки, в которой правильно дано определение понятии фольклор:

1) Произведения устного народного творчества

2) Наука, изучающая произведения устного народного творчества

3) Устное народное творчество

2. Укажите номер строки, в которой правильно указаны все типы фольклорных сказок:

1) Волшебные, авторские, бытовые.

2) Волшебные, бытовые, о животных.

3) Авторские, бытовые, о животных.

3. Укажите номер строки, в которой правильно указан порядок расположения композиционных частей сказки:

1) Развитие действия, зачин, концовка.

2) Зачин, концовка, развитие действия.

3) Зачин, развитие действия, концовка.

4. Укажите номер строки, в которой перечислены только названия народных сказок:

1) Конек-горбунок, Как старик домовничал, Холодное сердце.

2) Пойди туда – не знаю куда…, Лиса и тетерев, Хрустальная гора.

3) Дочь-семилетка, Золотой петушок, Щелкунчик.

5. Укажите номер строки, в которой перечислены названия волшебных сказочных помощников:

1) Скатерть-самобранка, меч-кладенец, мед-пиво.

2) Золотое яблочко, клубок ниток, аленький цветочек.

3) Шапка-невидимка, живая вода, сапоги-скороходы.

6. Укажите номер строки, в которой перечислены имена писателей-сказочников:

1) Ершов, Андерсен, Перро.

2) Пушкин, Гоголь, Платонов.

3) Линдгрен, Гауф, Лондон.

7. Укажите номер строки, в которой перечислены названия сказок: А.С.Пушкина:

1) Два клена, Сказка о мертвой царевне, Сказка о царе Салтане.

2) Сказка о рыбаке и рыбке, Руслан и Людмила, Ночь перед Рождеством.

3) Сказка о попе и работнике его Балде, Сказка о золотом петушке, Сказка о медведихе.

Царева Елена Николаевна,

учитель сош№76 г.Ярославль

(В 2009 году в городе Ярославле проводился творческий конкурс. Учителя и учащиеся участвовали в конкурсе сказок, сочиненных и инсценированных самостоятельно).

Цыганкова Вера Васильевна,

учитель сош№3 г.Тутаев

Для учащихся 5-х классов

Ход игры

Встреча гостей.

Хозяйка:

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие,

люди свойские, простые,

заходите, проходите кашки свеженькой откушать,

сказок наших послушать.

Хозяин:

Добро пожаловать, гости дорогие!

Давно уж вас поджидаем,

Без вас речей не начинаем.

Хозяйка:

Для каждого найдётся глоток воды из колодца.

Хозяин:

Подарки есть на каждый вкус.

Кому – сказка, кому – быль,

Кому – песенка в прикус.

Хозяйка:

И хлеб-соль как в старину.

За хлебом и солью всякая шутка хороша.

Ведущий:

Времена теперь другие, как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Русь святую бережёт умный, сильный наш народ.

А преданья старины мы беречь должны.

Наш праздник мы посвящаем устному народному творчеству.

И встречаемся мы в конце октября неслучайно. Именно в конце октября на Руси отмечался всеми любимый народный праздник – день первой каши, каши, сваренной из нового урожая.

Конкурс «Разбери крупу».

Частушки о каше.

1. Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы стало веселей.

2. Посвятим частушки наши

Мы сегодня славной каше,

Пшённой, манной, овсяной,

Крупяной и овощной.

3. Нам тихонько подпевает

Тот, кто кашу обожает.

Кто не любит, пусть сидит,

Только смотрит и молчит.

4. На уроке физкультуры

Боря осрамился.

Каши съел сегодня много

И с бревна свалился.

5. Мама заставляет Сашу

Каждый день есть разну кашу

Саша кушать не желает,

Над тарелкой он рыдает.

6. Н, зачем же так рыдать,

Должен, Саша, ты понять,

Чтобы смелым, сильным быть,

Кашу должен полюбить.

7. Лучше каши блюда нет.

Ешь на завтрак, на обед.

Ешь на завтрак, на обед,

Таков будет наш совет.

8. На Руси поесть любили

И особо каши чтили,

Пшённые, овсяные,

Гречневые, манные.

9. Мы напели вам частушек

И хороших, и плохих,

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Ведущий:

Ребята, может быть, кто-нибудь знает стихи о каше или сочинил их сам?

7. Домашнее задание: Стихи о каше. Сретенская сош.

Ведущий:

В день, когда варилась первая каша из нового урожая, устраивались посиделки. Молодые парни и девушки собирались у кого-нибудь в избе, где были радушные, гостеприимные хозяева. В одной избе из соломки и лозы делали красивые прочные лапти, плели корзины, блюда под хлеб и картошку. В другой лепили из глины посуду, игрушки, расписывали их замысловатыми узорами. В третьей избе при лучине или свече девушки готовили себе приданое: шили, вышивали, вязали, ткали, пряли. А какими орудиями труда пользовались и что у них получалось, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Конкурс загадок.

1. Чем дольше я верчусь, тем толще становлюсь (веретено).

2. Ныряла в холст – тащила хвост. А из холста вышла без хвоста (иголка с ниткой).

3. Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь (клубок).

4. Инструмент бывалый, не большой, не малый – у него полно забот. Он и режет, и стрижёт (ножницы).

5. Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется (топор).

6. Всё на свете обшивает, что сама не надевает (игла).

7. Говорит дорожка – два вышитых конца: помойся хоть немножко, чернила смой с лица! Иначе ты в полдня испачкаешь меня (полотенце).

8. Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок (пила).

Ведущий:

Сидят девушки, работают, вдруг самая голосистая или сама хозяйка песню заведёт.

Исполнение русской народной песни.

Ведущий:

Молодцы, ребята, все задания выполнили, все загадки отгадали.

А мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни грусти, ни скуки.

Мастера там на все руки

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Приглашаю вас на хоровод.

Хоровод.

Ведущий:

Напоются девушки и парни, напляшутся, и начинаются сказки. Болельщики, напомните нам, что такое сказка. Давайте посмотрим сказку в исполнении нашего школьного кукольного театра «Весёлые человечки». Кукольный театр возник ещё в Древней Руси и назывался он театром Петрушки по имени главного героя. На одной из фресок Софийского собора в Киеве изображено поднятие занавеса в кукольном театре, где можно разглядеть Петрушку, Коня и Цыгана, продающего Коня. Действие в первом кукольном театре происходило в виде беседы петрушечника (Кукловода-музыканта) с Петрушкой. За 10 столетий кукольный театр очень изменился, и героем представления может стать любой персонаж любого произведения. В этом вы убедитесь, посмотрев сказку в исполнении нашего театра.

Конкурс «Просто сказка».

В названии русских народных сказок изменена одна буква. Найдите эти буквы и восстановите подлинное название сказок.

1. Кепка (Репка).

2. Лиса и мак (Лиса и рак).

3. Мурочка (Курочка).

4. Гули-лебеди (Гуси-лебеди).

5. Царь-певица (Царь-девица).

6. Шар-птица (Жар-птица).

7. Полк и семеро козлят (Волк и семеро козлят).

8. Иван – солдатский сон (Иван – солдатский сын).

9. Хрустальная нора (Хрустальная гора).

10. Кот и киса (Кот и лиса).

Игра с болельщиками.

1. Как называли Василису? (Премудрая, Прекрасная).

2. Имя царя, жившего так давно, что в это уже никто не верит (Горох).

3. Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар-птицей (Берендей).

4. Яблоки, дающие молодость (Молодильные).

5. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри (Меч).

6. Река, у которой сражался Иван-крестьянский сын (Смородина).

7. Животное, в которое была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

8. Сказочная героиня – владелица первого летательного аппарата (Баба-Яга).

9. Сказочное существо, так называемый дух леса (Леший).

10. Самый одинокий представитель нечистой силы (Водяной).

11. Как зовут сестру Бабы-Яги, хозяйку болот? (Кикимора).

12. Назовите сказочный персонаж. Лезущий из кожи вон (Лягушка).

13. Какую награду обещают сказочные цари сказочным героям? (Полцарства, дочь в жёны)

14. Позовите Сивку Бурку.

15. Сколько человек тянуло репку? (3).

16. Герой какой сказки рисковал жизнью 5 раз, а на 6-ой погиб? (Колобок).

17. В какой сказке живут 2 шагающих ведра? (По щучьему велению).

18. Кто и с кем устроил делёж «Твои вершки, а мои корешки»? (Мужик и медведь).

14. Домашнее задание: представление альбома иллюстраций к разделу «Устное народное творчество». Каменниковская сош Рыбинского района.

Конкурс «Дополни имя».

Кащей…

Елена…

Василиса…

Сестрица…

Мальчик…

Иван…

Братец…

Змей…

Андрей…

Крошечка…

Финист…

Пословицы о каше

1. Щи да каша – кормильцы наши.

2. Быть бы хлебу, а каша будет.

3. Горе наше – гречневая каша, есть не хочется – покинуть жаль.

4. Когда дрова горят, тогда и кашу варят.

5. Без каши не помрёшь, а без хлеба не проживёшь.

6. Один и у каши сирота.

7. С ним каши не сваришь.

8. Сам кашу заварил – сам и расхлёбывай.

9. Щи да каша – пища наша.

10. Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

11. Без каши и обед не в обед.

12. Хороша каша, да в чужой печи стоит.

13 Кашу маслом не испортишь.

14. Гречневая каша – матушка наша.

15. Каши не – щей больше лей.

16. Хороша кашка, да мала чашка.

17. Густая каша семьи не прогонит.

18. Не наша еда орехи – каша - наша еда.

19. На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

20. Каша – мать наша, а хлеб - кормилец.

21. Каша-то густа, да чашка-то пуста.

22. Кашевар живёт сытее князя.

23. Кашу свари, да ещё и в рот положи.

24. Русского мужика без каши не накормишь.

25. Любо брюху, что глаза кашу видят.

26. Сыт татарин, коли каши не ест.

27. Мать наша – гречневая каша: не перцу чета - не прорвёт живота.

28. Где щи да каша, там и место наше.

29. Молод – кости гложи, стар кашу ешь.

30. Кашка на ложки, а молодец на ножки.

31. Без кашки-то что-то зябнется.

 

 

Петрова Наталия Николаевна,

учитель Каменниковской сош

Рыбинский район

Устный журнал

Цель: в творческой формеповторить иобобщить знания по литературе за 1 полугодие 5 класса; представить творческие работы учащихся к произведениям.

Аннотация: занятие готовилизаранее; класс был разделён на группы, каждая готовила свою «страницу журнала»; подготовлены индивидуальные задания.

Ход занятия

Страница 1. «Фольклор»

Фольклор – это устное народное творчество. Создаётся оно не одним человеком, а всем народом. Слово «фольклор» происходит от английских слов folk – «народ» и lore – «мудрость», т.е. народная мудрость. Как маленькие пчёлы создают удивительные по архитектуре восковые соты и собирают душистый мёд, так и народ по крупицам накапливает поэтическое слово и мудрую мысль, отливая их в совершенные творения.

Многие произведения народного творчества дошли до нас благодаря людям, которые их собирали и записывали. Среди них знаменитые фольклористы Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871) и Буслаев Фёдор Иванович (1818–1897). Они заложили основу науки, которая изучает фольклор, - фольклористики.

К жанрам фольклора относятся:

· былины

· сказки

· легенды

· песни

· анекдоты

· загадки

· пословицы и поговорки

· потешки

· заклички

Страница 3. «Загадки»

1) Загадка – это краткое иносказательное наименование или описание предмета (явления), содержащее в себе отгадку. Загадка появилась вместе с человеком. Это – древнейший способ познания мира. Наблюдая мир, человек замечал, как много похожего и непохожего в нём. Владимир Иванович Даль, известный учёный и автор словаря, писал, что загадка предлагается для разгадки. И действительно, в разные времена загадки служили способом испытания человека, частью ритуала (например, свадьбы), проверкой ума и сообразительности.

Мы подготовили вот такие книжки-малышки, в которые включили разные загадки. (Показать).

2) Конкурс загадок.

Страница 4. «Сказки»

1) Презентация «Что такое сказка» (индивидуальное задание).

2) Инсценировка сказки «Лиса и тетерев» – стр.25 учебника.

3) А теперь – авторская сказка. Отличие авторской сказки от фольклорной (народной) – это то, что авторская сказка сочиняется и записывается одним или несколькими писателями, т.е. имеет автора. Вот они – писатели-сказочники (презентация):

· Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837)

· Жуковский Василий Андреевич

· Шарль Перро

· Братья Гримм

· Эрнест Амадей Гофман

· Шварц Евгений Львович (1896–1958)

· Ганс Христиан Андерсен

· Бажов Павел Петрович (1879–1950)

· Ершов Пётр Павлович (1815–1869)

· Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1859)

4) В 5 классе мы читали и обсуждали сказку А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - рисунки представлены на выставке.

А сейчас – монолог царевны перед зеркалом (читает победитель классного конкурса чтецов).

5) Евгений Львович Шварц – известный писатель и драматург – создал для детей замечательную пьесу-сказку «Два клёна». Вот как ребята написали, о чём эта сказка:

· «Это сказка о том, как злая Баба-Яга заколдовала двух братьев, а мама и третий брат пощли их спасать»;

· это сказка о том, как «дети не послушались маму и были наказаны, а маме пришлось многое испытать, чтобы спасти своих детей от злой Бабы-Яги»;

· это сказка о взаимовыручке, добре и любви; это сказка о добре и зле, о зависти и понимании, о дружбе и одиночестве.

Инсценировка первого эпизода сказки – диалог двух братьев-клёнов.

Вот так за непослушание злая и завистливая Баба-Яга превратила двух братьев в клёны. Помочь им может, конечно, самый близкий человек – это мама, Василиса-работница. А пройти тяжёлые испытания, чтобы спасти своих детей, помогли жизненные правила Василисы(цитаты из текста) – чтение по цепочке (группа ребят)

· «А что если с лаской подойти?»

· «Пока трёх сыновей вырастила – всему научилась».

· «Работа меня от всех бед спасла».

· «Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее».

· «Разве малые дети без толку пищат? Они маму зовут, помощи просят. А как поможешь им, тут они и улыбнутся. А матери только этого и надо».

· «Разве дети нарочно грубят? Просто у них добрые слова на донышке лежат, а дурные на самом верху. Тут надо терпение иметь».

А вот и сама Баба-Яга и её жизненные правила(цитаты из текста) – чтение-инсценировка (группа ребят).

· «Я очень ловко приспособилась ловить вас, людишек. Я, Баба-Яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка».

· «Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь».

· «Меня в тысячи мест ждут. Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что».

· «Совести у меня нет и не было».

· «Неужели мне, жабе зелёненькой, придётся собственную свою служанку хвалить? Да ни за что! Мне, гадючке, это вредно».

· «Я, умница, больше люблю в спину бить».

· «Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то».

· «Я терпеть не могу, когда люди радуются».

- Мы убедились, что жить по законам Бабы-Яги нельзя. Автор показал нам, что злоба, ненависть, неумение радоваться за других будут непременно побеждены с помощью добра, дружбы, взаимовыручки, смекалки и трудолюбия.

- Жизненный урок для нас: «Кто из дому без толку сбежал – не растёт и не умнеет» (цитата из текста).

Рисунки к этой сказке также представлены на выставке.

6) В этом году мы прочитали ещё одну очень интересную сказку зарубежного писателя Амадея Гофмана - «Щелкунчик и Мышиный Король». На итоговом уроке провели ролевую игру «Создаём фильм». Ребята были разделены на группы: режиссёры, сценаристы и художники. И сейчас представляем вашему вниманию рисованный фильм по сказке (группа сценаристов прочитывает титры иллюстраций сказки).

На нашей выставке – герои сказки: бесстрашный Щелкунчик и Мышильда, сделанные учеником вместе с мамой.

Учитель: Спасибо, ребята, за сегодняшний урок-праздник! Я уверена, что вы и сами получили большое удовольствие, и порадовали ваших мам и бабушек, которые пришли сегодня к нам в гости. Спасибо всем за работу! Открытий и хороших знаний вам, ребята!

Материал к странице 2. Выберите нужные пословицы из предложенных для составления Устава школы

1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

3. Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

4. В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.318 с.