МИНЕРАЛЬНые ИКОНОПИСНЫЕ краски — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

МИНЕРАЛЬНые ИКОНОПИСНЫЕ краски

2018-01-29 279
МИНЕРАЛЬНые ИКОНОПИСНЫЕ краски 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНЕРАЛЬНАЯ ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА

Краски – это вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал, не соединяясь с ним химически.

Для изготовления пигментов используют химические соединения, обладающие повышенными цветовыми качествами. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на 2 вида: минеральные (неорганические соли или окислы металлов) и органические (сложные соединения растительного или животного происхождения).

И те, и другие пигменты могут быть естественными (природными) и искусственными.

По своим качествам краски подразделяются тоже на 2 вида: кроющие, или корпусные, дающие малопросвечивающий плотный слой, и на лессировочные, дающие прозрачный слой.

Природные минеральные краски получают из сырья, встречаемого в окружающей среде. В готовом виде и их можно подразделить на две большие группы:

1. Большая группа природных железо-окисных красок – глины и руды (мягкие землистые, иногда рыхлые наносные, глинистые породы и твердые горные породы; также минералы, образующие самостоятельные геологические тела).

Это пигменты желто-коричневых и красно-коричневых цветов – охры, сиены и умбры, а также мумии и сурики – пигменты красных, оранжевых и коричневых цветов, а также кремнеземистые краски – волконскоит, глауконит зелёных оттенков. Цвет железо-окисного сырья может быть очень разнообразным: от желтого, светло-коричневого до темно-коричневого и даже черного. Кроме этого, существуют разнообразные красные, зеленые, зелено-голубые, голубые и даже синие цвета минералов.

2. Различные цветные минералы.

Термин «минерал» происходит от среднелатинского слова minera, «кусок руды», «камень, из которого получают металл». Его возникновение теряется в глубине средних веков. Согласно другой версии, слово «минерал» произошло от латинского слова mina – «подземный ход», «штольня».

Русское слово «руда»» является производным от старинного славянского слова «рудой» или «рудый», означающий рыжий, жарко-красный цвет. В ряде западно-славянских языков слово «руда» означает «кровь». Под этим можно понимать глубинный смысл горняцкого термина «руда» как «кровь горных (рудных) жил».

Как правило, в древнерусской иконописи применялись минеральные пигменты, в основном натуральные, в редких случаях некоторые из них изготовлялись искусственным путем.

Палитра древнерусских мастеров состояла из небольшого количества красок, и из этого малого количества создавалось благолепное колористическое построение иконы Это подобно тому, как в музыке всего из 7 нот происходит всё многообразие музыкальных произведений. Иконописцы были людьми высокой художественной культуры, о чем говорят те тончайшие цветовые нюансы в тонах, которых они достигали.

Как показали химические и оптические исследования древней живописи, в процессе работы художники редко пользовались чистыми красками, почти всегда составлялись цветовые нюансы, так называемые замесы. При составлении тона к основной краске добавляли небольшое количество других пигментов. Промежуточные тона, как и основные, готовили в сосудах, тщательно перемешивая краски, иначе после высыхания на живописи могли появиться пятна. Краски различных тонов накладывались послойно, каждый слой обязательно просушивался.

Краски для живописи состоят из твердого пигмента – цветовой основы красок и жидкого связующего, которое со временем твердеет, образуя единую с красочным порошком твердую массу. Краски приготовляются иконописцем перед началом работы: их затирают на эмульсии.

Цветовой тон, или колер, замес составлялся главным мастером и замешивался на связующем, то есть на эмульсии. О ней и пойдёт речь в следующем разделе.

 

Эмульсия

В качестве связующего для иконописных красок русские мастера употребляли, в основном, желток куриного яйца, разбавленный хлебным квасом. Итальянские мастера использовали слабые растворы виноградного уксуса, сок фигового дерева, молодое вино, разбавленное водой. Немецкие художники предпочитали разбавленное водой пиво. В России в качестве консервирующего вещества иногда добавляли поваренную соль, а в краску ярь-медянку – небольшое количество мёда.

Что такое эмульсия? «Если взболтать масло с водой, получится мутная жидкость, легко распадающаяся на составные части. Если же в эту мутню ввести клеющее вещество, то такое химическое соединение масла называется эмульсией. Желток соединяет в себе 51,5% воды, 15% альбумина и витамина, 22% яичного масла и ~11,5% других веществ. Если его вынуть из белка и смешать механически с водой, мы получим естественную желтковую эмульсию. Но т.к. подобная эмульсия способна к быстому загниванию, в неё вводят кислое, слегка клеющее вещество, обеспечивающее её стойкость.»* (* Шнейдер, Фёдоров. По другому источнику, состав желтка:20-25%яичного масла, 15-16%альбумина и вителлина, 7-9%лецитина и ~50%воды.)

Яичное масло относится к полувысыхающим маслам. Оно состоит, в основном, из олеиновой кислоты и небольшого количества пальмитиновой и стеариновой кислот. Оно имеет насыщенный жёлтый цвет, густую консистенцию, легко делается прогорклым. Высыхают очень медленно – в течение несколких месяцев. Высыхание, вернее, отвердение яичного масла, происходит в результате окисления и полимеризации. После отвердения масла краски, затёртые на желтке, не размываемы водой.

Содержащиеся в желтке альбумин и вителлин – это энергичные эмульгаторы масел, поэтому желток не расслаивается и обладает способностью дополнительно эмульгировать растительные масла в 1,5 раза больше собственного объёма. Это свойство используется для получения красок на жирных эмульсиях.

Лецитин – жирное гигроскопическое вещество, имеющее воскообразную консистенцию, которая замедляет высыхание (отвердение) яичных и других масел.

Прозрачная часть яйца – “ glarea ovi” – представляет собой белок, применявшийся в ранней средневековой живописи в качестве основного связующего вещества темперных красок. Применялись белковые краски для миниатюр и живописи на бумаге.

Так как желтковая эмульсия способна к быстрому загниванию, в нее вводят консервант – кислое вещество, замедляющее этот процесс.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.