Урока-беседы по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Урока-беседы по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

2018-01-29 405
Урока-беседы по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Проведен 10 декабря 2009 в Сретенской СОШ, Рыбинского р-на Ярославкой области)

О каком времени рассказывает «Песнь о вещем Олеге»? – о древнерусской истории.

Почему называется «Песнь…», а не песня? Ее поют? – такой фольклорный жанр.

А как назывался человек, который пел или сказывал? – баян.

Итак, получается, что песнь – жанр фольклора. А что такое фольклор? – народное творчество.

Народное творчество, т.е. нет автора. А кто написал «Песнь о вещем Олеге?» - Пушкин.

Значит, это не фольклорное произведение. Вспомним, когда жил Пушкин. – называют даты жизни.

Пушкин жил в древней Руси? – нет

А в каком году написал стихотворение, сколько лет ему было? – в 1822, 23 года.

Хорошо, значит, Пушкин не древнерусский поэт, он использовал древнерусскую историю в своем стихотворении.

И давайте вернемся к вопросу, почему песнь, а не песня. Вы знаете такое слово хотя. А есть хоть. Оно означает то же самое, т.е. есть чередование а/ь. Теперь подумайте, песнь – старое или новое, торжественное или обычное? – старое, торжественное.

Правильно. Поэтому Пушкин выбрал для своего произведения название «Песнь…»

 

Кто такой Олег? – князь

Пушкин называет его «Вещий». Что это значит? – мудрый, знающий будущее.

Это Пушкин его так назвал? – нет, до него

А где его так называли? – в книгах по истории.

Совершенно верно, а еще раньше – в летописях. Вы читали о князе Олеге в «Повести временных лет». Пушкин же использовал как источник книгу по истории Карамзина «История государства Российского». Этот источник был очень популярен в начале 19 в.

А кто еще Олег, кроме того, что он князь? – завоеватель, человек.

А помните, чей он родственник? Он племянник Рюрика, первого князя на Руси.

 

О чем это произведение? Что заинтересовало Пушкина? – Поход Олега. Как он умер.

А почему заинтересовало? – умер из-за коня.

Да., т.е. это непонятная, загадочная смерть.

 

Любая история делится на части. В «Песни…» есть части, этапы истории князя Олега? Давайте разделим.

1. Поход

2. Встреча и предсказание.

3. Потом проходят годы. Пир

4. Смерть Олега

Теперь откроем учебники на стр 229. Прочитай (какому-либо ученику) 1ый этап. Остановись, когда закончится. Обрати внимание, что читать быстро нельзя. Пушкин выбирает неспешный ритм, которые соответствует теме. – читает

 

В этой части какие есть исторические имена или названия? – Вещий Олег

Когда жил Вещий Олег? Посмотрите в рабочей тетради. – называют годы жизни.

Сколько лет он жил? – 33 года

В каких веках? - В 9 и 10

 

Есть еще исторические слова? – хозары.

Да, коротко о них.

Хозар называют «неразумные». Почему? Они неумные? – обозвался.

А может быть, по мнению князя Олега, они ведут неправильную жизнь.

За что отомстил Олег? – за набег

Что такое «буйный набег»? – очень сильный.

 

Следующая строчка «С дружиной своей в цареградской броне». Есть историческое? – цареградская

Что значит? – очень хорошая.

Да, а откуда она? Посмотрите в рабочей тетради – из Царьграда.

Что такое дружина? – войско

Это современное слово? Сейчас есть? – нет

 

Теперь вторая часть. – кто-то читает

Найдите в прочитанном отрывке неупотребляемые сейчас слова. – вещий, сбирается (нет, собирается) отмстить (нет – отомстить), набег, обрек (нет – обрёк) цареградская броня, кудесник.

А кто такой кудесник? – волхв, волшебник.

 

Провести эту работу до конца: выделить в каждой части а) историзмы б) малоупотребительные слова

 

Зачем написана эта история? Почему это произошло? – Он хотел избежать того, что будет

Зачем знать, что будет? – можно предотвратить. Но можно ждать и бояться.

 

Мы с вами подошли к важнейшей теме для Пушкина: не бояться своей судьбы, жить активной жизнью, т.е. делать, что делаешь. Нельзя сомневаться, это ошибка. – Князь Олег умер по своей глупости

Да, князь Олег умер из-за своего сомнения. В самом ли деле Олег вещий? Что имел в виду Пушкин? – вещий как хороший военный. Для своего времени

 

Совершенно верно. А оказало, что не совсем вещий.

- почему гробовая змея?

Что такое гроб, ты знаешь. Змея предвещает смерть. В поэтическом языке змея, несущая смерть – гробовая (вспомнить о метафоре)


Лирическое стихотворение

Галкина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Белосельская сош Пошехонский район

Урок «А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Беседа.

Дома вы работали со статьёй учебника «Лирическое стихотворение». Основные положения этой статьи.

-Какие способы отражения мира в художественном произведении ты знаешь?

- Какой род литературы тебе ближе?

- Чем стихотворная речь отличается от прозаической?

- Какое стихотворение можете прочитать в классе? Прочтите и объясните свой выбор.

- Какое стихотворение подобрали к картине Грабаря «Февральская лазурь»? Прочитайте его, обоснуйте свой выбор.

Сегодня продолжим знакомство с непревзойдённым мастером лирических стихотворений А.С.Пушкиным.

- Подумайте, почему у него много стихотворений, в названии которых употреблено существительное в дательном падеже: Дельвигу, Пущину и т.д.?

2. Слово учителя.

Одним из излюбленных жанров у поэта был жанр послания, посвящения, так как он был человеком сильных чувств и выше всего ценил и воспевал чувство любви и дружбы.

Самым близким лицейским другом его был И.И.Пущин.

3. Работа с учебником.

Чтение и беседа по прочитанной статье учебника на стр. 23.

Выразительное чтение стихотворения «И.И.Пущину».

- Какие черты обращения к близкому человеку увидели вы в этом послании?

Другим близким человеком А.С.Пушкина была его няня.

- Что вы о ней знаете? (Ответы учащихся).

Чтение и беседа по прочитанной статье учебника «Няне».

- Послушайте, как обращается к Арине Родионовне поэт.

Выразительное чтение стихотворения «Няне» учителем.

4. Беседа по вопросам учебника на стр.26.

- Объясните, почему эти два стихотворения называются посланиями?

- Случайны ли в них совпадения однокоренных или близких по смыслу слов и выражений? Найдите их и объясните.

- Какое из посланий кажется вам более оптимистичным, энергичным, а какое – более печальным, лиричным и нежным? Почему? Какие слова, выражения показались вам особенно выразительными? Почему употреблена форма местоимения ТЫ?

5. Работа с учебником. Прочитайте памятку на стр. 252 и приготовьтесь к выразительному чтению стихотворений.

6. Выразительное чтение стихов учащимися.

7. Домашнее задание: выучить стихотворения наизусть; задание Ж на стр. 26.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.