Раздел 1. Теоретико - методологические основы социальной работы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Раздел 1. Теоретико - методологические основы социальной работы

2018-01-29 555
Раздел 1. Теоретико - методологические основы социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Экономические основы социальной работы выступают специфической областью деятельности государства. Сознательно ориентированной на развитие личности и социальный прогресс. Основными критериями социально-ориентированной экономики являются стабильность экономического роста государства, повышение жизненного уровня населения, гарантированная социальная защита людей, незанятых в сфере материального производства. Всё вышеперечисленное требует создания специального института социальной защиты населения – профессиональной социальной работы, формирование которой невозможно без прочной экономической базы. Социальная работа тесно связанна с социальной экономикой.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины, необходимы для объективной оценки социально-экономического состояния российского общества во время масштабных социальных реформ, проводимых правительством, для более полноценного понимания основ функционирования и финансирования системы социальных служб, учреждений и организаций.

Раздел 1. Теоретико - методологические основы социальной работы

1.1. Предмет и задачи курса. Особенности рыночной экономики и ее влияние на социальную работу

Предмет и задачи курса

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определением государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, реализацией конституционных прав граждан на социальное обеспечение через систему социальной защиты.

Таким образом, с точки зрения объекта исследования разделы курса рассматривают различные аспекты, связанные с микро- и макроэкономикой как двумя аспектами концепции социальной защиты населения. С одной стороны, они предполагают создание условий для самообеспечения, а с другой - помощь тем, кто объективно не может создать себе нормальный уровень жизни. С микроэкономикой связан анализ, причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных социальных субъектов в рыночной экономике (социальных служб, семейных, производственных коллективов, инициативных групп граждан и т.п.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики материального благосостояния, определяет закономерности и социальную направленность государственной экономической политики.

Предметом изучения курса «Экономические основы социальной работы» являются закономерности экономических процессов в социальной сфере, в системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирования рыночных отношений.

Задачи курса «Экономические основы социальной работы»:

-изучить экономические связи в социальном организме общества, направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические и социальные права;

- выявить влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом;

- рассмотреть процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье;

- определить роль государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся граждан;

- изучить закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и их использования для достижения целей функционирования и развития социальной работы;

- рассмотреть эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и выявить критерии этой эффективности.

Принципы социальной работы

Социальная работа реализуется в рамах социальной системы. Социальная система относится к особенному классу систем, в элементный состав которых включены люди и отношения между ними.
Система социальной защиты населения - одна из наиболее развитых видов социальной системы, включающая в себя в качестве элементов не только человека, но и элементы иной природы: социотехнические (предприятия, учреждения, организации), экосоциальные (географические районы и административные районы). По сравнению с системами биологическими, техническими и другими система социальной защиты населения обладает большей сложностью. Это связано с тем, что ее базовый элемент - человек имеет собственную субъективность и широкий диапазон выбора поведения. «Субъект-объектный» характер деятельности человека усложняет практическое использование закономерностей в социальной работе и учет их специфики.

Для социальной системы характерны такие системные свойства и принципы, как цель, иерархия, управление, синергия, адаптивность, достаточное и необходимое разнообразие и пр. Присущи они и системе социальной защиты. Так, например, социальная защита населения пронизывает все уровни государства - от федерального до местного. Объединение усилий субъектов социальной работы в рамках социального партнерства усиливает эффективность социальной работы. Однако, имея определенную автономию, она имеет и собственные принципы, закономерности и методы организации социальной работы.
принципы экономики социальной работы, гуманизма, социальной справедливости, экономической справедливости, общественной целесообразности,приоритета государственных начал в социальной защите населения,экономической самостоятельности местных органов, повышения качества жизниидругие. Реализация этих принципов в практике социальной работы невозможна без обобщения, анализа информации, постановки цели и выбора эффективных путей ее достижения. Способствуют эффективности работы применяемые методы.

1.2.2. Методы социальной работы

Опираясь на экономические принципы, с использованием экономических методов, социальная работа достигает заявленных социальных целей. Социальная цель - обеспечить единство интересов общества, групп и отдельных личностей. Экономические методы социальной работы призваны обеспечить эффективность реализации социальной защиты, с одной стороны побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой - оказывая человеку, семье, социальной группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях возникновения кризисной ситуации. Эффективность применения экономических методов в социальной работы оценивается достижением наибольшего социального эффекта для потребителя социальной услуги и общества при оптимальных затратах ресурсов.

Социально-экономические методы на государственном уровне решают эти задачи через правовую и социальную политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние - свое, своей семьи и всего общества. К основному экономическому методу решения этой комплексной социальной задачи можно отнести введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов - это возмещение расходов населения различных социальных групп органами власти в связи с ожиданием или наступившим ростом цен в связи с:

- катастрофами природного или антропогенного харак­тера;

- затратами на рождение ребенка;

- по уходу за инвалидами и др.

В целях социальной защиты применяются и такие социально-экономические методы, как система льгот и компенсаций, а также система государственных пособий отдельным категориям населения, определяемых законодательно.

В экономике социальной работы используются также методы позитивного и нормативного анализа, экономико-математического моделирования, экономического эксперимента и др. Эти методы, являясь методами научного познания в экономической теории, имеют важное прикладное значение.

Социальная помощь

Социальная помощь - это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и др.
Федеральный закон “О государственной социальной помощи” был принят 17 июля 1999 года. Названный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам со среднедушевым доходом ниже величины ПМ. Фактически речь идет об оказании строго адресной социальной помощи. Помощь эта может быть предоставлена в виде социального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров. Основные понятия:

1. Под социальным пособием Закон подразумевает безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Субсидия - это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

3. Компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Установленные виды социальной помощи являются дополнительными гарантиями. Понятие «гарантия» - обязательство, при невыполнении или ненадлежащим исполнении которого гарант несет ответственность в установленном законом порядке. В качестве государственных гарантий выступают наиболее значимые права человека, закрепленные конституцией. Механизм гарантирования предусматривает специализированные юридические нормы, определяющие порядок действия гарантий, организационные структуры. Управляющие системой их реализации, финансово – экономические рычаги и источники обеспечения.

Минимальные гарантии – гарантии, обеспечивающие удовлетворение жизненно важных потребностей человека на минимальном уровне. Основа государственных социальных гарантий – минимальные социальные стандарты - единые минимальные социальны нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели. Минимальные социальные стандарты выражаются в системе минимально допустимых показателей: труд (оплата и условия труда), пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, обеспечение жильем, медицинское обслуживание, образовательные услуги, культура, окружающая среда. Разрабатываются стандарты на Федеральном и региональном уровнях, причем в субъектах РФ они могут корректироваться только в сторону увеличения.

Социальные льготы

Льготы - это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Социальные льготы предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения. (Национальный доход распадается на фонд потребления и фонд накопления). Льготы выполняют важные социальные функции:
1. Средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам).

2. Способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих).

3. Компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации и др.).

4. Средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др).

Основой для получения социальных льгот являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот. Льготные категории: граждане, имеющие детей, дети – сироты и дети, оставшимся без попечения родителей, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиды; участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, члены их семей; ветераны труда и др.

Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу.
Например, дети первых двух лет жизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов. Дети до трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача. Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет бесплатно получают лекарства по рецептам, бесплатно посещают музеи, парки культуры и отдыха. Так же они бесплатно обеспечиваются школьной и спортивной формой на весь период обучения (в соответствии с нормами) или им затраты компенсируются. Социальные льготы для различных категорий населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения. Так, в сфере занятости льготные условия труда предоставляются беременным женщинам, при организации и оплате труда есть список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и пр.

Предоставление социальных льгот опирается на дифференцированный подход. Категории льготников разделены на группы. В основу отнесения к той или иной группе применеяются различные меры социальной защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принцип адресности, повышение заработной платы и денежного довольствия некоторым категориям льготников.

Основные понятия

Гражданский кодекс РФ в ст. 2 определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Одним из источников финансирования социальной сферы законодательно признано использование средств от предпринимательской деятельности в социальной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям.

В настоящее время социальные услуги в государственной системе в основном оказываются бесплатно. В постановлении Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г. № 1151 определены категории граждан, получающих бесплатное социальное обслуживание, его виды и размеры.

12 января 1996 г. вступил в силу федеральный закон «О некоммерческих организациях», в котором определены основные нормы деятельности некоммерческих организаций, в том числе и в социальной сфере. В федеральных законах «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ отражен порядок оказания платных и частично оплачиваемых социальных услуг государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения. Деятельность учреждений социальной защиты населения может быть представлена двумя типами предпринимательства:

1. Операциями по производству и реализации товаров и оказанию услуг.

2. Внереализационными мероприятиями, к числу которых относятся сдача имущества в аренду, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности.

За собственником и учредителем оставлено право решать, какие из внереализационных мероприятий и видов деятельности по производству и реализации товаров и услуг может осуществлять учреждение.

Согласно законодательству, многие виды деятельности в России подлежат обязательному лицензированию. Перечень лицензируемых видов деятельности и общий порядок их лицензирования определен постановлением Правительства РФ.

Одним из наиболее прибыльных видов предпринимательской деятельности для социальных учреждений является сдача в аренду имеющейся недвижимости и имущества. Собственник определяет условия договора, в частности, величину арендной платы и порядок ее перечисления.

Доходы от предпринимательской деятельности поступают в самостоятельное распоряжение предприятий.

Основные понятия бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основные задачи бухгалтерского учета: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Для решения указанных задач бухгалтерский учет выработал определенный метод, включающий следующие элементы: инвентаризация - фиксируется наличие учетных объектов; документация - отражает хозяйственные операции; счета-рубрики, по которым регистрируются данные о хозяйственных операциях; двойная запись - принцип регистрации фактов хозяйственной деятельности посредством корреспонденции счетов; бухгалтерский баланс - отчетная форма, дающая представление о финансовом положении организации; оценка - денежное выражение стоимости учетного объекта; калькуляция - исчисление стоимости процессов, связанных с производством и продажей учетных объектов; отчетность - набор итоговых форм, позволяющих оценить хозяйственную деятельность организации за определенный период. В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета, приказом Минфина России утверждаются Единые планы по отраслям и Инструкции по их применению. Для установления единого порядка бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями также утверждается Единый план счетов с соответствующей инструкцией применения.

Финансирование культуры

Реализация деятельности в сфере культуры определяется полномочиями органов власти, определяющих работу учреждения культуры.

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области экономики культуры относится формирование федерального бюджета в части расходов на культуру. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относится организация и поддержка учреждений культуры и искусства. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

- содержание музеев;

- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

В условиях рынка и реформ социальной сферы происходит резкое сокращение объемов бюджетного финансирования, изменяются организационно – правовые формы учреждений культуры для обеспечения большей хозяйственной самостоятельности (казенные учреждения). Используются различные источники финансирования- бюджеты, целевые программы, гранты, субсидии, предпринимательская деятельность.

Сфера труда

Важное место в экономическом пространстве социальной работы занимает сфера труда и быта.Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на ре­гулирование качества трудовой жизни. Субъектами трудовых отношений являются наемный работник, работодатель и государство. Государство в системе социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор регулирования этих отно­шений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах. Роль государства в социально-трудовых отношениях может меняться и определяется историческими, политическими и экономическими условиями его развития. Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный уровень, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях, групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей, и смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство. Кроме того, социально-трудовые отношения могут быть выделены на уровне региона, отрасли, организации, рабочего места и др.

Все многообразие предметов социально-трудовых отношений можно свести к трем группам:

- социально-трудовые отношения занятости. Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, трудовой доход. Безработица - социально-экономи­ческое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей, части экономически активного населения, способной и желающей трудиться;
- социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;

- социально-трудовые отношения, возникающие по поводу воз­награждения за труд.

На одно из первых мест выходит проблема стабильной занятости населения, ибо она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Опасно то, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы порождает опасность невозможности трудоустройства безработных.

Особую значимость приобретают вопросы адресной и социально ориентированной государственной поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума. Основной целью социальной политики государства в социально-трудовой сфере становится опора на социальное партнерство. Партнерами являются работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Критерии эффективности

Критерий -это признак, на основании которого оценивается результативность социальном работы, мерило оценки ее эффективности. Определение критериев эффективности социальной работы имеет важное значение как для научной, так и для практической деятельности. Критерии могут содержать количественные и качественныепоказатели, т.е. индикаторы социальной работы должны носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой — систему показателей, отражающих состояние клиентов социальной работы. Поэтому эффективность социальной работы может определяться на основе как общих, так и специфических критериев, причем общие служат для оценки ее эффективности в целом, а специфические — для оценки конкретных форм и методов социальной работы, деятельности социальных работников и учреждений, социальных служб.

Критерии социальной работы обусловливаются целями и задачами социальной работы, предоставлением социальных услуг и степенью их реализации. К р и т е р и и эф ф е к т и в н о с т и с о ц и а л ь н о й работы, во-первых, призваны стать выражением действенности всех видов, форм и методов социальной работы. Во-вторых, они должны показать, насколько продуктивна деятельность органов, учреждений, социальных служб. В-третьих, критерии и показатели должны отражать степень действенности руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в профессиональной социальной помощи. Вместе с тем критериями могут быть не все признаки состояния социальной работы, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть объективны, отражать не второстепенные, случайные, а существенные и повторяющиеся признаки, а также необходимые и достаточные; быть мерилом оценки результатов деятельности, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы.

Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия, нормы- пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.). В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми производится оценка результатов достижения цели.

Непременным условием достижения результата в социальной работе должна стать научная разработка социальных программ и их оценка с точки зрения эффективности. Цель оценки социальных программ состоит в том, чтобы получить информацию, которая может быть использована для повышения их результативности. Может быть выделено пять моделей для оценки социальных программ:

1) модель результата', в ней оцениваются все достижения программы;

2) модель цели фиксирует внимание лишь на результатах в рамках декларированных целей;

3) системный анализ изучает степень позитивного и негативного воздействия других организаций и окружения на социальные программы;

4) стоимостная аналитическая модель — использует затраты для определения их влияния на результат действия программы, что характеризует ее эффективность;

5) дискрептивная модель служит для корректировки программ, опирающихся на предписанные стандарты; целью оценивания является наблюдение за тем, в какой степени персонал и управляющие

программами придерживаются стандартов.

Американские исследователи Э. Беннет и М. Визингер называют пять крит ериев, используемых п р и оценк е с о циа л ьных программ:

1) затраченные усилия— использованные ресурсы, объем и характер действий, предпринятых для достижения целей;

2) воздействие программы — ее результаты с точки зрения широких социальных изменений;

3) эффективность — воздействие программы на конкретного клиента, достижение результатов, позволяющих судить о том, насколько удалось выполнить поставленные цели; для этого нужно выяснить, изменила ли программа действия и поведение клиентов в ожидаемом направлении;

4) производительность, отражающая методы предоставления услуг в рамках программы и позволяющая установить, были ли эти методы лучшими;

5) качество — критерий, предполагающий судить о компетентности, а также приемлемости услуг и способов их оказания.

При оценке могут быть использованы математические, статистические и описательные методы.

 

Введение

Экономические основы социальной работы выступают специфической областью деятельности государства. Сознательно ориентированной на развитие личности и социальный прогресс. Основными критериями социально-ориентированной экономики являются стабильность экономического роста государства, повышение жизненного уровня населения, гарантированная социальная защита людей, незанятых в сфере материального производства. Всё вышеперечисленное требует создания специального института социальной защиты населения – профессиональной социальной работы, формирование которой невозможно без прочной экономической базы. Социальная работа тесно связанна с социальной экономикой.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины, необходимы для объективной оценки социально-экономического состояния российского общества во время масштабных социальных реформ, проводимых правительством, для более полноценного понимания основ функционирования и финансирования системы социальных служб, учреждений и организаций.

Раздел 1. Теоретико - методологические основы социальной работы

1.1. Предмет и задачи курса. Особенности рыночной экономики и ее влияние на социальную работу

Предмет и задачи курса

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определением государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, реализацией конституционных прав граждан на социальное обеспечение через систему социальной защиты.

Таким образом, с точки зрения объекта исследования разделы курса рассматривают различные аспекты, связанные с микро- и макроэкономикой как двумя аспектами концепции социальной защиты населения. С одной стороны, они предполагают создание условий для самообеспечения, а с другой - помощь тем, кто объективно не может создать себе нормальный уровень жизни. С микроэкономикой связан анализ, причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных социальных субъектов в рыночной экономике (социальных служб, семейных, производственных коллективов, инициативных групп граждан и т.п.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики материального благосостояния, определяет закономерности и социальную направленность государственной экономической политики.

Предметом изучения курса «Экономические основы социальной работы» являются закономерности экономических процессов в социальной сфере, в системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирования рыночных отношений.

Задачи курса «Экономические основы социальной работы»:

-изучить экономические связи в социальном организме общества, направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические и социальные права;

- выявить влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом;

- рассмотреть процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье;

- определить роль государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся граждан;

- изучить закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и их использования для достижения целей функционирования и развития социальной работы;

- рассмотреть эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и выявить критерии этой эффективности.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.