Арабы в VI-VII вв. Ислам и правление первых четырех халифов. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Арабы в VI-VII вв. Ислам и правление первых четырех халифов.

2018-01-29 1219
Арабы в VI-VII вв. Ислам и правление первых четырех халифов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Мекко-мединский период – домусульманская Аравия и возникновение ислама (6-7вв). начало процесса феодализации. Большая часть Аравии состоит из сухих земель и пустынь, поэтому основная часть население –кочевники-бедуины, разводившие овец, верблюдов,коз. Наиболее земледельческий край-Иемен.

Общественный строй: деление на племена и роды. Существовала кровная месть. Во главе племен и родов шейхи и саиды, являющиеся представителями власти. Однако уже имело место разложение родового строя:родоплеменная знать захватывала лучшие пастбища, оазисы, имели много скота, а также рабов. И развивается другая знать: городская торгово-ростовщическая верхушка (крупные торговые пути Мекка,Ястриб и др.). В Мекке находился храм Кааба. В 6 -нач 7 арабы переживали кризис.недостаток земли, приходила в упадок караванная торговля; в следствии войн Иемен был разорен и опустошен. Народное недовольство арабских народных масс нашло отражение в создании новой религии-ислама.

Возникновение ислама: Мухаммед (570-632) принадлежал к обедневшей семье иорейшитов-племени, господствующего в Мекке. Был сначала пастухом,потом женился,стал купцом. Как религиозный проповедник (пророк) он выступил около 610г. Главная формула ислама: «Нет бога,кроме Аллаха, Мухаммед –пророк его». Аллах-название главного божества у племени иорейшитов.

Основные положения ислама: 1.вера в единого Аллаха; 2. Обязательная ежедневная молитва; 3. Пост-рамазан-один месяц в году; 4. Милостыня (десятина для бедных); 5. Паломничество в Мекку.

Мухаммед признавал законность рабства, санкционировал многоженство, покровительствовал торговле и частной собственности.

Сначала к новой религии отнеслись враждебно, т.к. подрывала основу старого культа. И мухаммед совершил бегство-переселение в 622г (хиджра) в Ястриб. Ястриб потом был переименовал в Медина аль-Наби, т.е. город-пророка. Мухаммед организовал общину правоверных. «Пророк» силой оружия принудил мекканцев подчиниться своей власти. В конце концов Мекка признала ислам. А Мухаммед должен был признать религиозное первенство Мекки, святость Каабы.Фактически сплотились различные арабские племена и у арабов оформилось гос-во. Вскоре после смерти Мухаммеда под флагом ислама арабские племена вышли за пределы Аравийского полуострова и начали завоевание земель.Ближайшие преемники Мухаммеда –халифы-были выборными вождями арабской военной общины и сосредоточили в своих руках религиозную,военную и гражданскую власть. Место пребывания: г.Медина (родственники и близкие друзья Мухаммеда).

В период 632-661гг Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Наибольшее значение правление второго халифа-Омара(634-644). При нем арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, Иран. Победам способствовало истощение обоих крупных гос-в того времени –Византии и Ирана-в рез-те длительных войн с друг другом. Обычно при завоевания арабы захватывали имущество богатых. Арабы предоставляли религиозную свободу покоренному населению, но кто переходил в мусульманство, освобождались от налогов.

Наиболее обширные военные поселения были в Месопотамии-Куфа, Басра и др, а также в Египте–Фустат (в дальнейшем Каир). Когда Али в 661 убили, Муавия объявил себя Халифом, но не поехал жить ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске. Так и начался новый период в истории халифата. Центр политической жизни арабов был перенесен из арабских городов в Сирию, возникДамасский халифат(661-750) просуществовавший около 90лет при правлении династии омейядов.

«Четыре праведных халифа». После смерти Мухаммада не осталось четкого представления о наместнике или какого-либо завещания. Было решено выбирать правителя из ближайших сподвижников Мухаммада — сахабов, один из которых должен был получить титул «халифа» - букв. «заместитель», т. е. преемственность власти по линии Бог-Пророк-халиф. Первые 4 халифа, правившие после смерти Пророка Мухаммада, в суннитской исламской традиции называют «праведными». Шииты же признают законным халифом только Али ибн Абу Талиба.

Абу Бакр (632-634)

Назначение было произведено посредством выборов на одном из собраний в мечети мухаджиров (кто переселился с Пророком из Мекки в Медину) и ансаров (кто воевал за Пророка). Несмотря на объединение в руках халифа светской и духовной власти назвать его власть теократической нельзя. Его функции руководителя общей молитвой не носили сакрального характера и могли в его отсутствие выполняться любым мусульманином, хорошо знающим религию.

Абу Бакру удалось подавить движение сепаратистов, которые совершали «возвращение к язычеству», были не согласны с выборами халифа, или отказывались платить закят (налог в пользу бедных).

Начались походы на Восток — Иран и на Запад — восточное побережье Средиземного моря. За 2 года халифата Абу Бакра положение ислама в Аравии упрочилось. В состав вошли территории Бахрейна, Юж.Аравии, а также часть Сирии и Ирака.633г.арабы взяли бывшую столицу Лахмидов г.Хиру.

Арабы одерживали первые победы в войнах с персами, в начале 634 г. войско Халида бин аль-Валида отправилось на завоевание Сирии. Абу Бакр умер от болезни, и чтобы избавить общину от кризиса власти, своим преемником он назначает Умара бин аль-Хаттаба.

Умар ибн аль-Хаттаб (634-644)

Первым распоряжением Умара было смещение Халида бин аль-Валида с поста главнокомандующего и назначение на его место Абу Убайды.

Арабская историческая традиция приписывает Умару создание всей налоговой системы Халифата, основывавшейся на 2-х типах налога: поземельном налоге — харадже и подушной подати с иноверцев — джизьи (1 динар). Ставка налога была привязана к определенной единице площади. В казну стали поступать значительные суммы денег, встала проблема их распределения.

Были учреждены списки — диваны на выплату жалованья, причем размер опрделялся не столько местом, занимаемым в военной или административной иерархии, а близостью к Пророку, временем принятия ислама (чем раньше-тем лучше) и участием в сражениях, боевыми заслугами.

Система землевладения четко различала территории, полученные мусульманами мирным путем- сулхан, и завоеванные силой- анватан. Жители первых сохраняли свое имущество и вносили коллективную подать. Население вторых теряло права на собственность, но оставалось на своих землях в обмен на уплату налога, назначенного правителем. Земля поступала в собственность Уммы, а крестьяне оставались на ней наследственными арендаторами. Рабской зависимости не было.

В 644г. Умар был убит персом-наемником.

Усман ибн Аффан (644-656)

В отличие от Умара, привыкшему к аскетичному образу жизни, не привыкшему к роскоши и не позволявшему никому жить роскошно, Усман начинает строить роскошные дворцы.

Важнейшим вкладом Усмана в формирование ислама было издание стандартного текста Корана. Усман предложил всем принести имеющиеся у них записи сур и аятов, положив в основу списки писца Зейда и Хафсы, Зейду было поручено составить сводный текст. Однако суры располагались не в хронологическом порядке по времени их ниспослания, а порядке убывания по объему текста.

Интенсивное обогащение верхушки общества и победоносное шествие арабских армий составляло лишь фасадную часть, за которой скрывался кризис. Прежде всего еще не произошло полного слияния мусульманского общества и государства. Умма (община мульсман) не столько управлялась гос-вом, сколько пользовалась продуктами его деятельности. Разнообразные территориальные образования, объединенные в Халифате силой, имели свои автономные административные и хозяйственные системы.

Медина потеряла свое положение столицы, т. к. за годы завоеваний зона военных действий отодвинулась от форпостов мусульманского государства не менее чем на 1000 км. Непосредственное управление войсками из Медины стало невозможным. Фактически реальная власть перешла к наместникам высшего ранга, в руках которых находилась армия. Вмешательство халифа в отношения собственности делало его ответственным за все конфликтные ситуации, т. к. разрешение на любое строительство необходимо было получать у халифа- Усман стал объектом ненависти в провинциях.

Усилилось соц.неравенство. Возникло несколько линий соц.напряженности: между верхушкой общества и массой рядовых воинов, между курайшитами (правящее племя древней Мекки; из этого племени происходит пророк Мухаммед) и остальными арабами, между столицей и гарнизонными городами, а по мере увеличения числа мусульман-неарабов нарастало их противостояние с мусульманами-арабами. Власть халифа при отсутствии развитого аппарата управления держалась на личном авторитете. Однако Усман, опиравшийся в управлении гос-вом на узкий круг своих родственников, многие их которых когда-то были противниками Мухаммада, оттолкнул от себя представителей верхушки мусульманской общины. Летом 656 г. мятежники прибыли в Медину и предъявили халифу свои требования об искоренении неравенства. Конфликт перерос в вооруженное противостояние, в ходе которого Усман был убит.

После смерти Усмана халифом люди избрали Али бен Аби Талиба, известного своим мужеством, справедливостью и заслугами перед Исламом. Он начал бороться с коррупцией, пытался сократить разрыв между благосостоянием богатых и бедных за счет справедливого распределения государственных доходов, чем вызвал негодование Омеядов (Омеяды - семейство еще с доисламских времен настроенное враждебно по отношению к Хашимитам, из которых происходили Пророк и Али). Муавия Омеяд стал также обвинять Али в том, что тот убил Османа, а также, в личных письмах, требовал отдать ему в управление Сирию, которую он получил при Османе, в обмен на мир.

Али совершил поход в Сирию и в битве под Сиффином почти победил войска Муавии, но тот приказал поднять на копья свитки Корана. Битва прекратилась, однако Муавия не отказался от своих претензий, правда, теперь он хотел уже весь халифат. Сирийцы активно его поддерживали. А жители Куфы (в Ираке) столицы Али отказывались воевать, искали любой повод, чтобы уклониться от боевых действий, за что в своих письмах Али их неоднократно упрекал. В 660 году Али погиб от рук предателя.

Первые четыре халифа стали известны как халифы праведного пути.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.