Раздел 4. Введение в социальную психологию. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раздел 4. Введение в социальную психологию.

2018-01-28 1443
Раздел 4. Введение в социальную психологию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 4. Введение в социальную психологию.

44. Интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы к определению предмета социальной психологии.

 

Американские социальные психологи Макдэвид и Харрари выделили два основных подхода к вопросу: интрадисциплинарный и интердисциплинарный. Таким образом, все существующие позиции в психологии можно свести именно к этим двум подходам, определяющим место социальной психологии либо, внутри одной из дисциплин (интрадисциплинарный подход), либо на границах двух наук (интердисциплинарный).

Насколько бы сильно не разнились между собой существующие на тот момент подходы, суть их едина – обозначить границы, отделяющие социальную психологию от социологии в одном случае, и от психологии в другом, поскольку избежать «пересечения» социальной психологии невозможно ни с одной из этих научных дисциплин.

Опираясь на интрадисциплинарный подход и рассматривая социальную психологию как часть психологии, возникает необходимость выделения именно социально-психологических исследований в структуре самой психологии.

Но и с позиции интердисциплинарного подхода вопрос о границах также остаётся не решённым: что означает «стык» двух наук, и какие конкретно части психологии и социологии подлежат «стыковке»?

В этой связи необходимо осуществлять поиск границ с каждой позиции в отдельности. В структуре современной социологии обычно выделяется несколько уровней, где теоретические уровни имеют точки соприкосновения с проблематикой социальной психологии. Так общая социологическая теория изучает особенности взаимоотношения личности и общества, общественного сознания, исследует специфику таких категорий, как власть или справедливость. Безусловно, такая проблематика имеет место и в социально-психологических исследованиях. Отсюда вывод: это и есть одна из границ, что называется «на стыке» наук.

 

Основные мотивы социального поведения личности.

 

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Социальные мотивы.

Социальные мотивы личности являются следствием ее тяготения к общественной социализации. Привязанность, вот основной социальный мотив, представляющий из себя стремление быть кому-то полезным и необходимым, получать за это одобрение со стороны окружающих. Немаловажны социальные мотивы – самоуважение и признание.

Человеческий индивидуум – существо социальное, живущее в обществе и от общества зависящее и потому всячески стремящееся найти в нем свое собственное место и утвердиться на нем. Именно поэтому, чтобы утвердиться в обществе, человек действует, следуя социальным мотивам. Ввиду сложности собственной природы, человек очень непредсказуем в своих отношениях с окружающими, каждому индивиду свойственно искать такого человека, который бы воспринимал его таким, каким он есть. В контексте этого люди идут на компромиссы, изменяются к лучшему. Нельзя не отметить подчинение людей власти, вне зависимости от недовольства ею, люди обычно признают ее правомочность и потому готовы подчиняться авторитетам, что также относится к социальным личностным мотивам.

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

· потребности и инстинкты как источники активности;

· мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

 

Основные стороны общения.

В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

• Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

• Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

• Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

 

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Раздел 4. Введение в социальную психологию.

44. Интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы к определению предмета социальной психологии.

 

Американские социальные психологи Макдэвид и Харрари выделили два основных подхода к вопросу: интрадисциплинарный и интердисциплинарный. Таким образом, все существующие позиции в психологии можно свести именно к этим двум подходам, определяющим место социальной психологии либо, внутри одной из дисциплин (интрадисциплинарный подход), либо на границах двух наук (интердисциплинарный).

Насколько бы сильно не разнились между собой существующие на тот момент подходы, суть их едина – обозначить границы, отделяющие социальную психологию от социологии в одном случае, и от психологии в другом, поскольку избежать «пересечения» социальной психологии невозможно ни с одной из этих научных дисциплин.

Опираясь на интрадисциплинарный подход и рассматривая социальную психологию как часть психологии, возникает необходимость выделения именно социально-психологических исследований в структуре самой психологии.

Но и с позиции интердисциплинарного подхода вопрос о границах также остаётся не решённым: что означает «стык» двух наук, и какие конкретно части психологии и социологии подлежат «стыковке»?

В этой связи необходимо осуществлять поиск границ с каждой позиции в отдельности. В структуре современной социологии обычно выделяется несколько уровней, где теоретические уровни имеют точки соприкосновения с проблематикой социальной психологии. Так общая социологическая теория изучает особенности взаимоотношения личности и общества, общественного сознания, исследует специфику таких категорий, как власть или справедливость. Безусловно, такая проблематика имеет место и в социально-психологических исследованиях. Отсюда вывод: это и есть одна из границ, что называется «на стыке» наук.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.