Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-13 | 532 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Жанры всегда возникают ко времени»[4]… Эту формулу как нельзя лучше иллюстрирует современное российское телевидение. Приоритет одних и забвение других жанровых форм напрямую зависит от ориентиров общества, продиктованных временем. С этим трудно не согласиться: именно с информационными потребностями и коммуникативными предпочтениями той или иной эпохи априори связывают процессы жанрообразования, которые, наряду с собственно тематическими «пристрастиями» аудитории, участвуют в формировании телевизионного контента.
Современная организация телевизионного вещания рассчитана прежде всего на потребление информационного продукта развлекательной направленности – на этой тенденции в своих оценках российского медиапространства делают акцент как теоретики, так и практики журналистики. В частности, речь идет о том, что сейчас «парадоксально устойчиво развивается сектор развлекательного телевещания»[5], что зритель находится под «сильным прессом развлекательности»[6], что «бренд «развлечения» захватил все форматы»[7], наконец, что «стремление к «инфоразвлечению»[8] – свойство всех массмедиа без исключения.
Развлекательный формат современного российского телевидения во многом обуславливает возникновение тех или иных жанровых тенденций, в основе которых стремление создать яркую, броскую «упаковку», чтобы подаваемая информация как можно легче воспринималась аудиторией, увлекала зрителя, создавала иллюзию радости, беззаботности, легкости бытия. В итоге, содержание медиатекста, уступая формальным характеристикам, отходит на задний план, мельчает, становится поверхностным, легковесным.
На индустрию развлечений сегодня работают все телевизионные каналы – в конкуренции за целевую аудиторию ими создаются все новые и новые телепродукты, по задумке создателей притягивающие зрителя как магнит. Первый канал не является исключением.
|
Пожалуй, по степени многочисленности, разнообразия, инвариантности развлекательных программ Первый выступает бесспорным лидером на медийном рынке России. Более того, с увеличением сегмента развлекательного телевидения его содержание обретает более качественный уровень: хорошая драматургия и режиссура во многом меняют наше представление о рейтинговых шоу, современных телевизионных играх и т.п. В частности, сетка вещания Первого канала – свидетельство движения не только к количеству, но и к качеству подобных телепередач. И это несмотря на то, что многое из телевизионного «прошлого» Первого канала время от времени возвращается на экраны, правда, в измененном виде, но все же легко узнаваемом.
«Поле чудес», «Клуб веселых и находчивых», «Пусть говорят», «Модный приговор», «Давай поженимся!», «Кто хочет стать миллионером?», «Минута славы», «ПрожекторПерисХилтон», «Южное Бутово», «Мульт личности» - вот далеко не полный список ныне действующих развлекательных проектов Первого канала.
Совсем недавно на Первом в ряду телепрограмм гедонистической направленности одним из лидеров по своей продолжительности было шоу на льду с участием звезд. Его отличительная особенность – популяризация такого эффектного и зрелищного спортивного направления, как фигурное катание. Однако проект «Ледниковый период», несмотря на клонированность (широко известен, например, его аналог на канале «Россия», а его предшественниками на Первом были программы «Танцы со звездами», «Цирк со звездами»), выходит за рамки традиционных, привычных представлений о таком жанре, как шоу. Интерактив со зрителем, постоянная смена партнеров, бесконечность выхода в эфир – все это «раздвигает» рамки этого жанра и делают его сродни сериальному фильму. Зрители не успевают и даже порой устают следить за соревнованиями выступающих пар: возникает эффект некой – конечно же, виртуальной – реальности, существующей по ту сторону экрана и не зависящей от человеческой воли и сознания (оторваться от нее невозможно!). В ней мало что меняется от серии к серии – ее можно наблюдать еженедельно в одно и то же время и практически с одним и тем же составом участников, членов жюри. Главными, первостепенными в проекте становятся не столько «баллы» и «победа» (то есть не оценка мастерства, таланта, артистизма выступающих), сколько постоянство их выступлений в эфире и незыблемость самого действа.
|
Не будет преувеличением сказать, что современное ТВ перестает реализовывать свои основные информационно-образовательные функции. Даже в программах, наиболее ориентированных на просветительские аспекты, на первый план выходит гедонистическая составляющая.
Одна из таких передач - «Достояние республики». Здесь отчетливо прослеживается поворот в сторону интерактива – за рейтинг той или иной песни прошлых лет голосуют «старшее» и «младшее» поколения. С одной стороны, передача просвещает – дает представление об истории песенного творчества в нашей стране, о музыкальных тенденциях в России (Советском Союзе). С другой – зачастую спор «отцов» и «детей» режиссирован таким образом, что именно он, а не какой-то определенный хит, послуживший собственно поводом для «жаркого» разговора, становится «гвоздем» программы.
Жанровые метаморфозы российского телевидения поистине впечатляют. Так, «ПрожекторПерисХилтон» представляет собой причудливый сплав различных жанровых установок. В нем сатирический комментарий зачастую уступает место стебу, анализ подменяется иронической репликой, анекдотом, элементы критики – нарочитым передергиванием контекста. Так или иначе, за каждым словесным пассажем ведущих стоит конкретная цель – эпатировать публику. При этом от выпуска к выпуску программа словно бы теряет свою остроту, критическую направленность: ведущие слишком заняты тем, чтобы одержать верх в негласном словесном поединке «кто кого переговорит-переюморит». Так, налицо гиперболизация и абсурдность формулируемых в эфире оценок современной действительности (например, «Нет зимы – нет олимпиады – нет проблем»[9].
|
Еще один телевизионный проект, интересный с точки зрения жанрового наполнения, – «Большая разница». В его основе достаточно профессиональные и талантливо выполненные пародии на рейтинговые передачи и фильмы, словом, ту продукцию, которая так или иначе имеет отношение к современному телевизионному контенту. Можно сказать, что данный проект является эксклюзивным, поскольку он не имеет аналогов ни на российском, ни на западном телевидении. Тщательная работа с гримом, декорациями, реквизитом, костюмами, основательный подбор актеров на роль объектов той или иной пародии – все это делает проект заметным явлением не только на Первом канале, но и на российском телевидении в целом.
Не совсем верно относить программу «Большая разница» к телевизионной критике. Цель пародии, скорее, – «создать некую модель явления, ставшего предметом внимания пародиста»[10], сымитировать его. Главное, на что направлена имитация такого плана, – вызвать смех у аудитории как реакцию на знакомые, всеми узнаваемые сюжеты. Представляется очевидным, что программа «Большая разница» в этом смысле успешно справляется со своими задачами. Жанровая природа этого телевизионного продукта существенно усложняемся за счет того, что в программе не только пародируются известные актеры, ведущие, звезды шоу-бизнеса, телевидения, кино. В целом, этот проект - «пародия в пародии», поскольку представляет собой пародию на известные церемонии вручения премий в той или иной области искусства («Оскар», «Ника», «Тэффи», «Золотая маска» и т.п.). Не случайно премией «Большой разницы» является знаковая фигурка «Золотая тормашка» - своеобразный символ общей направленности передачи в ее стремлении перевернуть привычное с ног на голову, посмотреть на мир – в данном случае телевизионный – новыми глазами, под другим углом зрения… и от души рассмеяться.
Наконец, особого разговора в связи с жанровыми ориентирами современного телевидения заслуживают программы «Южное Бутово» и «Мульт личности». Эти телепроекты успешно демонстрируют новую ипостась российского ТВ – в сфере развлечений на «голубом» экране начинает реализовываться тенденция АРТизации, еще малоизученная и, соответственно, требующая серьезного теоретического исследования.
|
Так, в основе действа, разворачивающегося в программе «Южное Бутово», - импровизация. На глазах у зрителей происходит акт театрализации – каждый из участников выступает в роли демиурга, творца, создающего новую реальность. Выполняя спецзадания ведущего-режиссера, герои успевают за короткий промежуток времени примерить на себя множество «масок».
Жанровая палитра современной телеиндустрии отличается существенным многообразием и причудливым сочетанием форм. Кардинально изменилось содержание не только привычных для нас интервью, репортажей, очерков, комментариев и т.п. Жанровым метаморфозам подвергся и столь популярный на телевидении жанр, как шоу, характеризующийся бесспорной инвариантностью, успешно реализуемой практикой современного ТВ («экстремальное шоу», «романтическое шоу», «интеллектуальное шоу», «шоу о моде и стиле», «судебное шоу» и т.д.).
Традиционная система телевизионных жанров в современных условиях оказывается не очень жизнеспособной, да и не слишком востребованной телевизионщиками-профессионалами. Не исключено, что в скором времени зритель окажется один на один с такими жанровыми гибридами, как «шоу-репортаж», «ироническое интервью», или «очерк-стеб» на российском ТВ вдруг приобретет статус «короля жанров» (совсем как классический газетный очерк, который уже однажды пережил пик популярности – тогда, в советские 70-е). А в учебниках по теории журналистики появится тема «Зрелище как жанр современного российского телевидения».
7 марта 2010 года на Первом стартовал еще один телевизионный проект под названием «Жестокие игры», заявленный в сетке вещания как «экстремальное шоу». По всей видимости, это клон известного реалити-шоу «Последний герой». Его еще предстоит оценить (и в жанровом отношении тоже).
«Жанры всегда возникают ко времени»... С этим трудно не согласиться. Тем более, что в наше время жизнеспособной оказывается и другая формула: «аудитория смотрит все жанры, кроме скучного»[11]. Представляется, что именно в ней – ключ к пониманию жанровых метаморфоз современного российского телевидения.
Глава 2.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!