Из истории возникновения клинической психодиагностики — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Из истории возникновения клинической психодиагностики

2018-01-05 413
Из истории возникновения клинической психодиагностики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К основным видам деятельности практического психолога отно­сится психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении той или иной проблемы. При этом практический психолог должен использовать такие методические средства, которые давали бы ему наиболее полную картину индиви­дуальных особенностей человека.

Очень часто цель психологического консультирования состоит в выявлении причины конкретного психологического явления (или его нарушения) и оказании соответствующей помощи. Поэтому исполь­зование клинической диагностики, направленной на анализ единич­ного случая, представляется наиболее уместным.

Известно, что создание методов обследования человека возникает на стыке дисциплин — медицины, психиатрии, психологии, психо­терапии.

В конце XIX века Вундтом была разработана методология психо­логического эксперимента. В своих основах она была глубже, чем существовавшая система и техника психологических ответов, так как опиралась на законченные представления о психических про­цессах и принципах их исследования.

Методология Вундта характеризовалась требованием длительного и точного эксперимента, направленного на изучение отдельной пси­хической функции. Чем большей изолированности в исследовании психической функции удавалось достичь, тем выше оценивалось ка­чество эксперимента.

В этот же период или чуть раньше Зоммер вводит в клиническую диагностику психологический эксперимент, который устанавливает, что исследование определенных психических функций больного в значительной степени облегчает постановку диагноза заболевания.

Психологические экспериментальные методы Вундта и его учени­ков начинают использоваться в психиатрических клиниках России. Под руководством В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге, С.С. Корса­кова в Москве проводилось большое количество экспериментально-психологических исследований. Именно с этого периода начинают разрабатываться основные принципы клинической диагностики.

Клиническая диагностика в России имела свою историю. В.М. Бех­терев считал обязательным, чтобы методы, применяющиеся в кли­нике, были предварительно испытаны на большом количестве пси­хически нормальных лиц разного возраста и уровня образования. Это давало возможность обратиться к качественным особенностям изменений психических процессов и позволяло проводить сравни­тельные сопоставления результатов здоровых испытуемых и людей с различными психическими нарушениями (В.М. Бехтерев, 1907).

А.Ф. Лазурский ввел в клиническую диагностику новый методи­ческий прием («естественный эксперимент»), при котором испытуе­мый не подозревает, что на нем производят опыт, и анализируемый психический процесс реализуется в естественной форме.

Постепенно экспериментальные науки стали выходить за рамки изучения отдельных психических функций и изменений в них и на­чали обращаться к особенностям личности, давая ее общую харак­теристику или оценивая отдельные стороны.

Юнг, Врешнер и др. выдвинули новый подход в эксперименталь­ной психопатологии. Идея, которая родилась из взаимодействия клинической медицины и экспериментальной психологии, состояла в необходимости изучения целостной личности, понимании ее ог­ромного влияния на отдельные функции.

Появляются методы для объективно-экспериментальной оценки личности, такие, как шкалы Бине, «профиль» Россолимо, методики А.Ф. Лазурского, А.Н. Бернштейна.

Итак, мы видим, что изменения в способах научного мышления, в основных принципах, которые возникают в психологии под влияни­ем клиники и в медицине, под влиянием психологической мысли, шли постепенно и были плодотворны.

В старой классической психологии, занимающейся детальным изучением отдельных, изолированно рассматриваемых функций, и в клинической медицине, пережившей период, когда она лечила больше болезнь и симптомы, чем больного, начинают появляться новые тенденции рассмотрения целостной личности.

Психологи-экспериментаторы стали замечать, что изучаемые ими отдельные процессы находятся в теснейшей зависимости от устано­вок личности, ее интересов, эмоциональной сферы, характера. Вышедшие из пограничной с медициной области работы Кречме-ра, Лазурского, Юнга, Фрейда, Адлера поставили психологию вплотную перед задачами изучения личности в целом, ее конструк­ции, темперамента, характера.

Благодаря новой методологии психической диагностики совер­шенно естественно появляется новый подход: психологи начинают интересоваться не только количественными показателями, но и ка­чественными закономерностями изучаемых явлений.

Образцом психологического исследования, построенного по типу клинического диагностирования, являются исследования Ж. Пиаже, направленные на изучение особенностей детского мышления. Пиа­же поставил перед собой задачу искать не количественные измене­ния в этом процессе, а качественные особенности мышления ма­ленького ребенка, его логики, речи, восприятия внешнего мира. Описывая «эволюцию» детского мышления, Пиаже проанализировал отдельные качественные стадии развивающегося и усложняющегося детского мышления.

А.Н: Леонтьев психологическое исследование в клинике прирав­нивает к «функциональной пробе» — методу, широко используемо­му в медицинской практике и состоящему в испытании деятельно­сти какого-нибудь органа (1967). По мнению А.Н. Леонтьева, в клинической диагностике психологический эксперимент должен представлять известную модель жизненной ситуации, способную актуализировать не только отдельные действия, но и отношения, установки, направленность человека, которые могут вызвать опре­деленный мотив к действию. Иными словами, ситуация эксперимен­та должна предоставить возможность исследовать деятельность че­ловека.

Таким образом, в психологии существует понимание клинической диагностики как интенсивного изучения отдельного случая. При этом она применима не только в медицинских учреждениях, но и в работе психологических консультационных центров, в учебных за­ведениях, на промышленных предприятиях.

Клиническая диагностика существенно отличается от стандарти­зированных тестов и от других методов с нормативными показате­лями. Чаще всего в результате тестирования можно получить про­филь развития, клиническое же рассмотрение поможет получить подробное описание случая-, качественную характеристику особен­ностей психической деятельности.

Оценка результатов психологического исследования в клиниче­ской диагностике обычно проводится без статистических процедур, главным образом на основе индивидуального профессионального опыта психолога, его интуиции.

«Субъективности суждения» при этом можно избежать созданием специальных условий клинического диагностирования — проведе­нием повторных исследований или использованием широкого спек­тра диагностических методов.

Основные функции клинического диагноста состоят в сборе, ана­лизе и обобщении большого числа необходимых данных. Сведения о жизни клиента, некоторые факты биографии помогают найти основу для его понимания и приводят к большей результативности психо­логической диагностики, расширяют возможности оказания помощи.

У психолога складываются гипотетические представления о кар­тине изучаемого явления, и дополнительные данные о клиенте либо подтверждают эти представления, либо приводят к их пересмотру и отказу от них.

Важная функция клинического диагноста состоит в правильном обобщении полученных данных, который позволяет более полно и всесторонне исследовать какие-либо проявления психической дея­тельности. Рассмотрение результатов тестирования, анализ истории болезни, личный контакт с клиентом дают возможность сформули­ровать предположения в виде заключения, прогнозировать дальней­шее развитие индивида.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.