Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кризис юношеского возраста в концепции Э.Эриксона. Синдром социальной патологии идентичности.

2018-01-05 734
Кризис юношеского возраста в концепции Э.Эриксона. Синдром социальной патологии идентичности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

- (короткий вариант) Три линии развития приводят к этому кризису: бурный физический рост и половое созревание, необходимость найти своё профессиональное призвание.

Юношеский возраст – наиболее важный период развития, так как человек должен переосмыслить все предыдущие критические моменты. В конце юношеского возраста человек обретает либо «взрослую идентичность», либо происходит «диффузия идентичности».

Синдром социальной патологии идентичности – регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских; презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного. В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности. -

Э.Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности и его не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение. Его эго-идентичность достигает реальной силы только тогда, когда он понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни, которые значимы для данной культуры.

Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание ("физиологическая революция"); озабоченность тем, "как я выгляжу в глазах других", "что я собой представляю"; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

Юношеский возраст – наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности".

Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э.Эриксон назвал "психическим мораторием". Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Э.Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс"); презрение ко всему американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет"). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения.

Еще несколько важных наблюдений Э.Эриксона, относящихся к периоду юности. Влюбленность, возникающая в этом возрасте, по мнению Э.Эриксона, первоначально не носит сексуального характера. "В значительной степени юношеская влюбленность есть попытка придти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально не отчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам", – писал он. По логике развития личности молодым людям присущи избирательность в общении и жестокость по отношению ко всем "чужакам", отличающимися социальным происхождением, вкусами или способностями. "Часто специальные детали костюма или особые жесты временно избираются в качестве знаков, помогающих отличать "своего" от "чужака"... такая нетерпимость является защитой для чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения".

Подростковый возраст - латентная стадия, цельное осознание себя и неуверенность в понимании ”Я”, характеризует самый глубокий жизненный кризис. На него приходится основной кризис идентичности. Интервал между юностью и взрослым состоянием Эриксон назвал психическим мораторием. Синдром патологии идентичности - это желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса. Имеет место поиск негативной идентичности.

Основные понятия в американской психологии развития. Понятие социализации. Механизму приобретения нового опыта. Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка. Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.

(Вместо вступления: вся американская психология развития по сути состоит из двух взаимосплетенных разделов – детская психология и поведенческая психология /бихевиоризм/.)

Немного про научение. Изначально его определяли как «модификация поведения в результате внешней стимуляции» (S-R). Постепенно понятие расширялось (еще и «научение посредством наблюдения»; основанное на собственно познавательных процессах и т.д.).

Уотсон: развитие = изменения в поведении ребенка, происходящие по мере взросления; научение = изменение поведения в результате внешних воздействий. По сути, развитие дольше и зависимо от процессов органического созревания.

 

2. Социализация – процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе.

Сирс – 3 фазы развития ребенка:

1). Фаза рудиментарного поведения (врожденные потребности и научение в раннем младенчестве)

2). Фаза первичных мотивационных систем (научение внутри семьи; это основная фаза социализации)

3). Фаза вторичных мотивационных систем (научение вне семьи; начинается с поступления в школу)

Много о социализации говорил Эриксон, (он же выделял групповую и личную идентичность), Он говорил, что в процессе социализации общество оказывает влияние на личность по принципу «плюс/минус»-подкрепления (если индивид оправдывает надежды общества – он этим обществом принимается).

 

3. Стандартный бихевиоральный механизм формирования условного рефлекса: стимул à реакция à формирование поведения à новые стимулы àetc.

 

4. Подкрепление бывает положительным (добавление чего-то: еды, зарплаты, одобрения) и отрицательным (когда делаешь что-то неприятное; или что-то отменяют). Наказание чаще всего подавляет поведение. Скиннер говорил, что наказание дает быстрый, но непродолжительный эффект, а позже и вовсе не действует. Положительное же подкрепление не имеет быстрого эффекта, но зато длится дольше и не вызывает отрицательных эмоций, что особенно важно для ребенка à необходимо акцентировать внимание на хорошем поведении, всячески закреплять его.

Аронфрид, наоборот, говорил, что общество передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослого, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка, поэтому наказание необходимо.

 

5. Сначала считалось, что среда – это только источник стимулов. Затем она «дифференцировалась» (на физические/социальные, межличностные, исторические аспекты), но ядро осталось тем же: «широкий комплекс сил, воздействующий на развитие ребенка в его семейной, социальной и культурной обстановке» (т.о., к среде относятся и учреждения по воспитанию и обучению детей).

Понятие «среда» в американской психологии развития практически не связано с идеями общественно-исторической и деятельностной сущности человека.

И еще среда – «контекст для реагирования».

 

6. Гевриц говорил, что младенцы (их смех, улыбка, вокализации) являются положительным подкрепляющим стимулом для родителем; плач – это отрицательный сигнал, а его прекращение – тоже положительный.à Младенцы могут контролировать поведение людей. Родители – источник подкреплений для младенца (пища, любовь); они же помогают формирование подражание у ребенка.

Бронфенбреннер писал о проблемах в стране: люди много работают, гонятся за деньгами; много разводов; возросло количество телевизоров; происходит изоляция ребенка в собственной комнате; много нянь. В результате случается отчуждениеà страдает психическое развитие ребенка, с ранних стадий (сначала возникают проблемы в эмоциональной, мотивационной сфере, затем – в формировании познавательных процессов).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.