История и география Гештальта . — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История и география Гештальта .

2018-01-05 265
История и география Гештальта . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧТО ТАКОЕ ГЕШТАЛЬТ?

Почему бы нам с вами не поговорить на испорченном английском, как сейчас делают многие?

Вообще-то Gestalt - слово немецкое, оно употребляется сегодня во всем мире, так как точных эквивалентов в других языках у него нет. Поэтому оно так и произносится - "Гештальт"- и пишется с большой буквы, как это принято в немецком языке.

"Gestalten" означает "облечь в Форму, придать значимую структуру". В словарях, даже современных, обычно указывается только одно, первое по времени значение Гештальта, связанное с Гештальт-психологией - теорией, согласно которой наше перцептивное поле (и, кроме того, интеллектуальное и аффективное поля) спонтанно организуется как совокупность структурированных и значимых систем. Восприятие некоего целого, например, человеческого лица, не может быть сведено к сумме воспринятых стимулов, ибо целое - нечто иное, чем простая сумма его частей: так, вода - нечто иное, чем простая смесь кислорода и водорода.

Аналогично, одна и та же системная единица будет изменяться в зависимости от того, входит ли она в состав определенною целого, существует ли она изолированно или оказывается в составе совсем другого целого. Ибо на свойства этой системной единицы влияют ее местоположение и функции: к примеру, крик во время игры - нечто иное, чем крик, раздавшийся на пустынной улице, а голый человек под душем - вовсе не то же, что голый на Елисейских полях. Для понимания всего поведения или ситуации, важен не только их анализ, но и их синтетическое видение в связи с общим контекстом. В данном случае возникает необходимость не только в "метком", но и в широком суждении; вот почему "контекст" нередко дает нам больше для понимания ситуации, чем "текст" (а французский глагол "comprendre" (понимать) буквально означает "взять вместе, целиком" (соmprendre)). Так, для "анализа" кризиса в Персидском заливе нужны не столько глубокие знания об Ираке, сколько синтетическое понимание того, как взаимосвязаны мировой нефтебизнес и крупная политическая игра.

 

ТЕРАПИЯ

 

Все вышесказанное касается Гешталът-теории. Теперь я собираюсь говорить о Гешталът-терапии, и, во избежание возможной путаницы, мне не следовало бы опускать вторую часть этого термина. Однако я намеренно откажусь от его систематического употребления. Ведь тем, кто говорит на французском языке в основном известно только то узкое значение слова "терапия", которое связано с лечением болезней. Однако В.0.3. (Всемирная Организация Здравоохранения) прямо в преамбуле своей декларации указывает: "Здоровье - это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние хорошего общего физического, умственного и социальною самочувствия".

В глобальной "холистической" перспективе целью терапии становится поддержание и укрепление общей гармонии самочувствия в широком смысле этого слова, а не "излечение" или "исправление" каких бы то ни было расстройств. Во втором случае имплицитно подразумевается, что существует некое "состояние-норма", что противоречит самому духу Гештальта, высоко ценящего право человека быть непохожим на других людей, своеобразие каждого живого существа.

Такое представление о терапии смыкается с понятием личностного роста, развития человеческого потенциала, что видимым образом отличается от нормализаторских концепций, нацеленных на социальную адаптацию. Голдштейн, один из первых учителей Перлза, утверждал: "Норма должна определяться не способностью к адаптации, а, наоборот, способностью изобретать новые нормы "2.

 

К КОМУ ОБРАЩЕН ГЕШТАЛЬТ?

 

В наши дни Гештальт практикуется в самых широких контекстах и с самыми разными целями: в индивидуальной терапии, в терапии пар, в семейной терапии, в групповой терапии и в группах личностного роста, кроме того - в учреждениях (в школах, в учреждениях для детей с задержками развития, в психиатрических больницах и т. д.), а также в торговле и на промышленных предприятиях.

Гештальт обращен не только к лицам, страдающим от физических, психосоматических или психических расстройств, подходящих под категорию "патологических", но и к тем, кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, разрыв отношений, одиночество, скорбь по умершему - траур, депрессия, безработица и т. д.
Иначе говоря, Гештальт открыт всем людям (или организациям), которые стремятся выявить и развить свой скрытый потенциал, перейти просто от существования к максимальной полноте жизни, к новому качеству бытия. Поэтому Перлз, основатель Гештальта, считал, что его метод предназначен не просто для лечения больных или для работы с маргиналами; он ратовал за терапию с вызывающим названием "терапия нормальных людей".

 

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

В основе Гештальт-подхода лежат идеи Фрица Перлза, психоаналитика, еврея немецкого происхождения, в возрасте пятидесяти трех лет эмигрировавшего в США.

Гештальт зародился в 1942 г.3 в Южной Африке. В свидетельстве о его рождении и официальном крещении указаны дата - 1951 г.4 – и место - Нью-Йорк (**). Однако широко известным он стал намного позднее, уже в калифорнийский период работы Перлза, в связи с широким, всколыхнувшим всю планету "контркультурным" движением 1968 г. Это движение было направлено на поиски новых человеческих и творческих ценностей ("вся власть - фантазии") и утверждало право каждого человека быть ответственным за самого себя ("самоорганизация"), право "быть", а не "иметь"; оно стремилось к познанию, а не к власти.

Современный Гештальт, выйдя за пределы психотерапии, выступает как настоящая экзистенциальная философия, "искусство жизни", как особый взгляд на человека в этом мире, часто противоречащий традиционным представлениям: он провозглашает большую ценность синтеза, нежели анализа; финализма, ориентированного на будущее, перед каузализмом, нацеленным на прошлое; творчества и оригинальности перед нормативностью и "уравниловкой".

Гений Перлза и его сотрудников (в частности, Лауры Перлз и Пола Гудмана) проявился в разработке стройной синтетической системы, включившей в себя несколько философских, методологических и терапевтических направлений европейского, американского и восточного происхождения, которые вместе составили новый "Гештальт" - "целое, отличное от простой суммы его частей"; из традиционного материалаим удалось создать новое, совершенно оригинальное строение.

 

ПЕНТАГРАММА ГИНГЕРА.

Для иллюстрации многомерности Гештальт-подхода я часто прибегаю к символическому, изображению с использованием пятиконечной звезды - "пентаграммы", которая традиционно представляет человека - голову, две руки и две ноги.

Я рассматриваю пять концов звезды как пять основных измерений человеческой деятельности:

  1. Физическое измерение: тело, сенсорика, моторика, сексуальность,...
  2. Аффективное измерение: "сердце, чувства, любовные отношения, другой человек,...
  3. Рациональное измерение: "голова" и два полушария головного мозга - мысли и творческое воображение,...
  4. Социальное измерение: другие люди, человеческое окружение,..
  5. Духовное измерение: место и значение человека в космосе и в глобальной экосистеме,...

 

 

Многомерность и эффективность Гештальта усиливаются благодаря полисемичному подходу, когда одновременно учитываются физическая, аффективная, социальная и духовная составляющие человека. Гештальт учитывает не только все эти аспекты, но и те системные межвзаимодействия, что возникают между одним из них и остальными четырьмя, и это одно из главнейших достоинств Гештальта. Если говорить образно, то Гештальт восстанавливает в своих правах обобщающие функции правого полушария головного мозга, тогда как западная культура, опирающаяся на наше левое, аналитическое и рациональное полушарие, слишком часто делает из нас "больных гемиплегией".

Очевидно, что при экстраполяции этого подхода с отдельного человека на пару, семью, учреждение или предприятие вся схема сохранит свое диагностическое и эвристическое значение для определения нарушений функционирования и для выработки соответствующей стратегии терапевтического вмешательства.

Что касается социо-Гештальта, то под этим термином я предлагаю понимать не использование Гештальт-подхода при работе внутри учреждения или предприятия, а приложение отдельных принципов Гештальта к учреждению, рассматривая его при этом как целостный организм, во взаимодействии с окружающей его средой.

 

ПРОЦЕСС

Итак, процесс всегда остается на переднем плане: и терапевт и его клиент бдительны и внимательны (см.п. 3 - "awareness") ко всем непредвиденным случайностям, возникающим в ходе коммуникации, которая разворачивается "здесь и теперь". Перлз (см. "The Gestalt Approach") любил задавать четыре основных вопроса, направленных на протекающий процесс:

- Что ты сейчас делаешь?

- Что ты ощущаешь в данный момент?

- Чего ты сейчас избегаешь?

- Что ты хочешь, чего ты ждешь от меня?

Постоянное внимание к возникающей в данный момент ситуации - такова специфическая черта Гештальт-подхода, который прежде всего исследует "явления, видимые на поверхности" и протекающие в данный момент времени. Ведь чаще всего с поверхности настоящего люди то и дело "ныряют" в глубины прошлого.

Точно также исследование мембраны клетки дает современному биохимику обширную информацию по общему функционированию всей клетки, а результаты анализа только что зарегистрированного излучения далекой звезды позволяют астрофизику судить о событиях весьма отдаленного прошлого. Таким образом, в действительности Гештальт-терапевт и его клиент оказываются вовлеченными в возвратное, "челночное" (термин самого Перлза) движение между настоящим и прошлым, между их внутренними (интра-психическими) фантазиями с одной стороны, и внешним поведением и интер-психическими отношениями - с другой, между невербальным общением и словом, между эмоцией и осознаванием, которые сменяют друг друга по мере последовательного возникновения "фигур" на "фоне" континуума сознания, построения и разрушения Гештальтов (или, если угодно, Gestalten). Мы вернемся к этой теме в связи с вопросом об изменении интенсивности self в процессе цикла опыта (пп. 7 и 8).

AWARENESS (ОПОЗНАВАНИЕ)

Свободно перемещающееся внимание, одновременно сознательная и, предсознательная бдительность интеллекта, эмоций и тела к актуальной внутренней, глубинной жизни субъекта и к окружающей его внешней среде (также воспринимаемой субъективно), непосредственное осознавание настоящего во всей его полноте - такова характеристика состояния, к которому стремятся и в дзен-буддизме ("Будда" означает "Пробужденный") и в Гештальте. Для обозначения этого состояния Гештальт-подход использует английское слово awareness, значение которого трудно передать на других языках8. Когда Перлза просили сформулировать суть Гештальта одним словом, то обычно он произносил именно это слово, хотя многие современные гештальтисты предпочитают ему термин "контакт".

ГРАНИЦА-КОНТАКТ

С этих двух слов начинается основополагающий труд по Гештальт-терапии, составленный Гудманом на основе разрозненных записей Перлза. Сам Перлз в книге Гешталът-подход" (опубликованной после его смерти, в 1973 году) отмечает: "Изучение способа функционирования человека в окружающей его среде есть изучение того, что происходит на границе-контакт (объяснение понятия "граница-контакт" см. в "Гештальт-лексиконе") между индивидуумом и окружающей его средой. Именно на границе-контакт протекают все психологические явления. Далее Гудман уточняет: "Эта граница, на которой стянут жизненный опыт, не отделяет организм от окружающей его среды; она обозначаете пределы, в которых заключен и которыми предохраняется организм; она соприкасается с окружающей средой... Так, например, кожа представляет из себя орган, посредством которого особым образом осуществляется связь между организмом и окружающей его средой". Итак граница "принадлежит" одновременно внутренней и внешней территориям, она является составной частью двух различных, но взаимосвязанных миров. "Психология, - продолжает Гудман, - изучает способы творческого приспособления (на границе-контакт). Патопсихология изучает обрывы, остановки или другие искажения процесса творческого приспособления" Нарушения контакта или "сопротивления" (п. 9) могут быть рассмотрены как проблемы, возникающие на границе-контакт, как отсутствие четкого разграничения в случае чрезмерной конфлуэнции, как "перетекание" внутреннего или внешнего миров за их границы (проекция или интроекция) и т. д. (см. схему - п. 9).

ПОЛЕ И СИСТЕМА.

 

В ходе терапевтического сеанса сам терапевт представляет для клиента одну из важных составных частей "окружающей клиента среды". Именно с ним устанавливается контакт и проходит процесс взаимодействия со всеми возникающими в его ходе заранее непредсказуемыми случайностями. Клиент и терапевт входят таким образом в одно и то же "поле" опыта, и поведение одного интерферирует с поведением другого. В этом случае речь, конечно же, идет не о "закрытой", а об "открытой системе", находящейся в постоянной связи с контекстом внешнего мира. В работе над книгой "Гештальт-терапия" Гудман использовал наблюдение Курта Левина, который незадолго до этого времени экстраполировал на социум теорию электромагнитного поля Максвелла, нашедшую свое обобщение в эйнштейновской физике. Левин основывался также на феноменологических концепциях Минковского о психологическом пространстве-времени. В настоящее время Теория Полей чаще всего рассматривается как раздел Общей Теории Систем, которая представляет из себя междисциплинарный подход со своим цельным понятийно-методологическим аппаратом. Ее необходимо отличать от холизма, в рамках которого несколько наивно высказываются представления о том, что познав целое, можно объяснить, как функционирует каждая отдельная часть этого целого. Эдгар Морен ("Метод Метода", 1977) справедливо подчеркивал, что холизм в своем стремлении преодолеть "редукционизм" - стремление к непременному сведению сложного процесса к более простому - на самом деле все "упрощенно свел к целому", отбросив само представление о внутренней сложности структуры. Гештальт-терапия занимается каждым человеком в контексте с окружающей его средой, не выделяя искусственным образом одно или другое и не смешивая их.

 

____________________________________________________________________________________________

8 По-русски чаще всего гештальтистский термин "awareness" переводится как "осознавание", что также неточно. — Прим. переводчика.

 

  1. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.

 

Психическое и социальное "здоровье" выражается в непрерывном творческом приспособлении на "границе-контакт" (см. "Гештальт-лексикон) между организмом и окружающей его средой. В частности, между субъектом, терапевтом и контекстом терапевтической ситуации (включая место, в котором происходит коммуникация, наличие свидетелей или группы людей и т. д.). Речь идет не просто об адаптивном "приспособлении", когда индивид, подчиняясь жесткому закону, царящему в окружающей его среде, принимает преобладающие в ней социальные нормы и то поведение, которое обычно рассматривается как "нормальное". Речь, однако, идет и не об индивидуальном творчестве без учета.контекста и обстоятельств, допускающем все возможные фантазии или крайности под тем простым предлогом, что на клиента они оказывают свое определенное действие. Речь идет о компромиссе или, точнее, о синтезе, позволяющем каждому человеку жить, придерживаясь собственных взглядов, учитывая при этом нормы, принятые в данное время в данном месте, и найти собственный путь в общем потоке. Становится очевидно, что Гештальт резко отличается от нацеленной на норму терапию поведения: следуя феноменологической перспективе, он придает особое значение субъективному бытию каждого человека, его личным
внутренним ощущениям и его внешнему поведению, которое можно наблюдать со стороны. Тем не менее, Гештальт не замыкается единственно на "внутрипсихической" жизни. Он побуждает к челночному движению между внутренним и внешним, стараясь соединить социальную адаптацию с и,идивидуальным творчеством, саму ситуацию с ее "индивидуальным прочтением", таким образом выстраивая мост между наукой и искусством. Здесь же необходимо вспомнить и тот социополитический контекст, в котором создавался Гештальт: в 50-е годы Перлз, Гудман и несколько других первопроходцев хотели любой ценой отмежеваться от американского психоаналитического истеблишмента и проявили себя как нонконформисты крайне вызывающего толка. Они выражали резко анархистские взгляды, и так же "анархично" вели себя в социуме и в свовует здесь и ой жизни. В наши дни Гештальт-терапия творчески "приспособилась" к контексту периода времени, последовавшего за 1968 годом, и, став более "умудренной", полностью сохранила свой либеральный пафос.

 

  1. ЦИКЛ ОПЫТА (ЦИКЛ КОНТАКТА).

Любое индивидуальное действие и коммуникативное взаимодействие состоит из нескольких фаз, образующих "цикл опыта", который многочисленные авторы называют по-разному ("циклом контакта-отступления" или "циклом удовлетворения потребностей"). Перлз и Гудман выделяли в нем четыре основных фазы: форконтакт, контактинг, полный контакт и постконтакт (или отступление) (см. "Гештальт-лексикон"). За то время, что прошло после смерти Перлза многие авторы предложили новые схемы цикла контакта. Дробя привычную схему на более мелкие части, они стали выделять в цикле, каждый по-разному, от трех до семи фаз, например: появление ощущения или ощущение, появление осознавания или awareness, возбуждение или мобилизацию энергии, контакт или проигрывание, взаимодействие, завершение взаимодействия, отступление или ассимиляцию опыта (Катцев). Другие авторы предлагали следующую схему: форконтакт, вступление в контакт, контакт, выход из контакта, интеграция (Гингер). В специальных работах можно найти несколько детальных описаний схем цикла контакта (по Гудману, Зинкеру, Польстеру, Катцеву, Брауну, Салате, Гингеру). Пока же нас интересует сам принцип смены фаз цикла контакта на разных его этапах. Такой цикл не всегда протекает точно по своему лабораторному образцу. Мы уже отмечали (п. 4), что для Перлза и Гудмана патология подразумевает обрывы, остановки или другие искажения процесса "творческого приспособления". Перлз (в Гешталът-подходе) определяет невротика как "человека, который постоянно предается самопрерыванию". Нарушения функционирования self обычно называют "сопротивлениями" (см. п. 9). Они могут проявляться в виде механизмов защиты, свойственных данной ситуации ("адаптивные сопротивления" - по Польстерам) или, наоборот, как стойкие анахроничные блокировки, свидетельствующие о патологическом функционировании, т. е. избегании подлинного контакта.

На протяжении цикла контакта self функционирует в различных, последовательно сменяющих друг друга и поочередно преобладающих "режимах" (Id, Ego, средний режим5, режим "personality"). Мы не станем описывать в рамках такой короткой статьи все эти режимы функционирования, отметим только, что они могут быть нарушены и даже могут отсутствовать.

_________________________________________________________________________________

9 По аналогии со "средним залогом", существующем в греческой грамматике, который подобен возвратному залогу во французском языке.

  1. НЕЗАКРЫТЫЕ ГЕШТАЛЬТЫ.

 

Обычно, по завершении акта деятельности (психической или поведенческой) мы освобождаемся для нового действия: Гешталъты, образуясь, а затем распадаясь, сменяют друг друга в непрерывной, плавной последовательности, составляющей континуум сознания любого психически "здорового" человека.

Если цикл контакта полностью не завершен, то ситуация может продолжать оставаться незакрытой и превратится в подсознательный элемент, вызывающий внутреннее напряжение. Так, к примеру, прерванное дело (выполнение уроков, уборки по дому, оставленный недоеденным из-за телефонного звонка бутерброд, запланированная прогулка, не состоявшаяся из-за грозы) может сохранять свою актуальность и завершится при первой же возможности. В основе этого явления лежит эффект Зейгарник (названный по имени психолога-гештальтиста Блюмы Зейгарник, изучавшей этот эффект под руководством Курта Левина). Но в некоторых ситуациях такое давление может трансформироваться в навязчивое и изнурительное состояние психического напряжения и, со временем, стать причиной невроза: траур или тяжело переживаемый разрыв, длительная безработица, хроническая сексуальная неудовлетворенность, повторяющийся провал на экзаменах и т. д.

Работа с незакрытыми Гештальтами (unachieved business) – типичный пример, говорящий о том, с каким вниманием в Гештальт-терапии работают со следами прошлого, продолжающими паразитировать на актуальной жизни клиента. Однако, речь идет не о "магическом" избавлении от внутреннего обременительного груза путем проигрывания по психодраматическому типу (enactment), а скорее об интегрировании тягостного жизненного элемента в какое-то значимое целое, в состав которого этот элемент войдет как один из полюсов жизненной экзистенции клиента (см. п. 16).

  1. ВИДЫ СОПРОТИВЛЕНИЙ.

 

Мы уже неоднократно упоминали о блокировках и обрывах, возникающих "нормальном" цикле контакта (с какой-то частью самого себя или с другим человеком). Следует подчеркнуть, что "подавление действия" ("inhibition de Taction", Henri Laborit (Лабори), 1979) не всегда является признаком нарушений процесса функционирования; наоборот, оно может возникать, как необходимый в данной ситуации механизм защиты. Так, влюбленному совершенно естественно находиться в слиянии (конфлуэнции) с дорогим ему человеком, а ретрофлексия, гнева против моего патрона может предотвратить мое увольнение с работы. О патологическом функционировании можно говорить тольков в том случае, когда такие механизмы носят анахроничный, ригидный или постоянный характер: они должны быть в первую очередь обнаружены, а затем смягчены и преобразованы в ходе психотерапии.

Однако, слово "сопротивление" в психоанализе используется в ином значении (бессознательное сопротивление лечению, связанное с самим характером психического функционирования), кроме того, оно часто сохраняет негативный оттенок; всё это заставило некоторых авторов искать другие термины. К тому же, пользуясь аналогией, отметим, что именно электрическое сопротивление преобразует ток в тепло и свет, именно сопротивление материалов позволяет мосту выполнять свою функцию, именно Движение Сопротивления позволило сохранить французское национальное самосознание.

Перлз выделял четыре основных "вида сопротивлений". В этом очерке, опуская детальные описания видов сопротивлений, мы дадим лишь их названия: конфлуэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия. Но за последние двадцать лет многочисленные авторы расширили эту гамму, добавив виды защит, представляющих различные сочетания основных механизмов, например, - дефлексию (Польстеры), профлексию (Сильвия Крокер) и т. д.

 

 

СОПРОТИВЛЕНИЯ

 

 

ГОМЕОСТАЗ

 

В работах Перлза отмечается оптимистическая руссоистская вера в устойчивую саморегуляцию организма. Общий принцип гомеостаза был сформулирован У. Кенноном в 1926 г. Известный современный исследователь Анри Лабори, выделяет генерализованный гомеостаз (между организмом в целом и окружающей его средой) и ограниченный гомеостаз (поддержание равновесия и постоянства среды внутри самого организма).

В эпоху пересадки органов и появления вируса СПИД представления о действии природных защитных сил организма были подвергнуты пересмотру, и для большинства современных Гештальт-терапевтов тема гомеостаза потеряла свое определяющее значение. При этом продолжает подспудно оказывать влияние постулат, широко развитый так называемой "гуманистической психологией", утверждающий, что каждый человек изначально обладает всем необходимым ему потенциалом. Сегодня на эту мысль опирается большая часть так называемых "параллельных" или "альтернативных" видов медицины: аккупунктура, гомеопатия, различные виды натуротерапии и т. д.

Некоторые гештальтисты сохраняют веру в игру энергетических балансов с "трансперсональным" оттенком, что дает им повод для оправданного оптимизма. Согласно этому взгляду, существуют не только "интраперсональный" или "интерперсональный" (возникающий между участниками определенной группы), но и общий гомеостаз, подчиняющийся космическим "трансперсональным" законам, находящимся за пределами индивидуального человеческого и общественного сознания.

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

 

Взамен терпеливого поиска затерянных в прошлом гипотетических причин расстройства, Перлз предлагал начинать экспериментальный поиск путей его разрешения: не стремиться "узнать почему", а при помощи метафорических проигрываний {enactments) (см. "Гештальт-лексикон") "поэкспериментировать каким образом". Проигрывание, через реально "воссозданное" и исследованное во всех его "полюсах" действие, благоприятствует осознаванию {awareness). По своему смыслу проигрывание противоположно импульсивному, защитному действию (acting out), которое по справедливости изобличается психоанализом; в результате такого действия, внезапно подменяющего вербальный анализ, происходит "короткое замыкание" осознавания. Хотя во французском языке существует только одно слово10 для обозначения как "активной" (англ. - to experiment), так и пассивной форм (англ. - to experience) действия по экспериментированию, но все же можно экспериментировать с пережитым чувством (например, отчуждения или одиночества), одновременно получая актуальный опыт этого чувства.

Эксперимент дает возможность "сначала попробовать, а потом съесть целиком", а также бороться с родительскими и социальными предписаниями (различные утверждения типа "тебе нужно, "ты должен"), питающими интроекты парализующие нашу спонтанность и сковывающие нашу оригинальность... включая интроекцию тех новых норм поведения, которые навязчиво предлагаются самими гештальтистами, например, "необходимо отбросить все необходимости" {double-bind), "свободно выражайте ваши эмоции", "стремитесь удовлетворять ваши потребности" (эготизм) и т. д. Впрочем, каждый сам выбирает то, с чем ему экспериментировать, на этот выбор влияют его история, образование, социальное окружение, а также избранная им идеология. Перлз сам неоднократно обличал тех, кто старался идентифицироваться с ним, копируя все, вплоть до его недостатков и экстравагантных привычек- неизбежный соблазн ревностных учеников, наивно полагающих, что, подражая учителю, они смогут проникнуться его гением; нечто подобное происходило с теми конкурентами Лакана, что нацепляли галстук- бабочку и жонглировали французской грамматикой...

В наше время, в ходе обучения поощряется поиск каждым будущим терапевтом своего особого стиля через экспериментирование в различных образах, отвечающих его собственной, самобытной манере поведения. При этом речь идет не об абстрактном ортодоксальном следовании "испытанным" техникам ("устойчивые Гештальты"), а о создании своего собственного подхода путем длительного экспериментирования "на ощупь", при уважении к фундаментальным принципам метода.

 

_________________________________________________________________________________________

10 Это французский глагол "experimenter", далее в скобках идут два английских
глагола - "экспериментировать" и "испытать, прочувствовать, получить опыт
чего-либо". — Прим. переводчика.

 

АГРЕССИВНОСТЬ.

 

Перлз, как Лоренц и многие другие, считал, что агрессивность, как и сексуальность - это импульс жизни. Он отмечал, что как первая, так и вторая несут в себе фундаментальные либидные ценности, позволяющие выжить отдельному индивидууму и всему роду. Для него, как и для Мелани Клайн, агрессивность проявляется в виде архаических импульсов начиная с оральной стадии. Как только у сосунка появляются зубы, он начинает кусаться, и именно благодаря агрессии он усваивает окружающий его мир: воздух, которым он дышит, пищу, которую он пережевывает, "разрушает", проглатывает, а затем переваривает.

Как известно, именно тема оральной агрессивности составила один из предлогов для ссоры Перлза с Фрейдом, связывавшим агрессивность с анальностью и с импульсом смерти.

До настоящего момента гештальтисты так и не опровергли взглядом своего учителя; многие из них, вслед за этологами (Лоренцом, Монтанье и др.) позитивно оценивают витальную агрессивность. Провоцируя и задевая клиента, они мобилизуют его энергетические ресурсы, по возможности избегая при этом материнской сверхопеки по отношению к клиенту и стараясь не вызывать у него чрезмерно сильной или длительной фрустрации, которая может привести его к ощущению покинутости и к пассивности.

Остается добавить, что в наших рассуждениях мы придерживаемся этимологического смысла термина "агрессивность", ведь в латыни глаголы "ad-gressere" (приближаться к другому человеку), как и "ргоgressere" (продвигаться, идти вперед) по смыслу противоположны "геgressere" (отступать, идти назад).

КРЕАТИВНОСТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ.

 

В конечном итоге, большая часть базовых принципов Гештальт-терапии опирается на понятие о праве человека оставаться самим собой, активно и творчески самовыражаться, используя символический и метафорический язык правого полушария головного мозга, тот изначальный язык, что достался нам в наследство от наших первобытных предков. Этот язык можно было бы назвать филогенетическим эсперанто, записанным иероглифическими письменами нашего сознания. Сам терапевт, расшифровывая и интерпретируя символы, тем самым противостоит "дьявольским" силам: для своего самовыражения он использует образный, "поэтический", а не "научно-математический" язык14.

Еще предшественники и пионеры Гештальта (Отто Ранк, Гудман, Зинкер и др.) выделяли его творческий, креативный аспект, не потерявший своего значения и в наши дни. Гештальт был и продолжает оставаться скорее искусством, чем наукой.

ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ ЛЮДЕЙ.

 

Экзистенциальная оригинальность каждого человеческого существа и его способность к творчеству особенно проявляются в отношениях отдельного человека с окружающими его людьми, на границе между индивидуумом и окружающей его средой. Гештальт-подход не нацелен на интеграцию индивидуума в ту или иную социальную подгруппу, наоборот, он позволяет человеку яснее увидеть в чем он непохож на других. Гештальт - это не групповая терапия, а индивидуальная терапия, проводимая в группе15. Участники группы являются свидетелями индивидуальной работы своих товарищей: как правило, они вмешиваются в нее только по просьбе терапевта или самого клиента, а в ходе "обратной связи" ("feed-back") по окончании терапевтического сеанса они говорят о самих себе, не интерпретируя то, что происходило с клиентом. Таким образом, группа служит чем-то вроде резонатора всех проблем каждого отдельного участника группы, она помогает как их более эффективному разрешению, так и их дедраматизации.

Перлз - гений с неустойчивым и взрывчатым характером – никогда не проводил со своими клиентами длительной глубокой терапии. А в возрасте 63 лет он покинул Нью-Йорк и в течение последних четырнадцати лет вел бродячую жизнь, колеся по Соединенным Штатам и по всему миру, пропагандируя свой метод на лекциях и демонстрационных терапевтических сеансах. Он отказывается от представлений об углубленной индивидуальной терапии в пользу идеи терапевтических групп и даже открытых для широкой публики краткосрочных регулярных групп. В конце своей жизни Перлз индивидуальной терапии предпочитал групповые ее виды, но наибольшее значение придавал терапии в общине ("Гештальт-киббуц"). Такого рода психотерапевтическую общину Перлз с группой своих учеников из Исалена основал на острове Ванкувер озера Ковичен. Община прекратила свое существование через несколько месяцев после его смерти, наступившей 14 марта 1970 года. Сейчас, двадцать лет спустя после кончины Перлза, большинство современных французских терапевтов обычно совмещают следующие виды работ:

Индивидуальную терапию в ситуации "клиент - терапевт" (как правило, один сеанс в неделю в течение нескольких лет).

Индивидуальную терапию внутри группы (к примеру, один вечер в неделю или один выходной в месяц в течение года - двух лет).

Оба этих терапевтических подхода в комбинации друг с другом дают больший эффект, если работа в обоих подходах ведется одним и тем же терапевтом;

Но, помня о том, что "Гештальт слишком хорош для работы с больными" (Перлз), некоторые терапевты организуют регулярные группы личностного роста (от 3 до 5 дней, один или несколько раз в год).
Другие используют Гештальт-подход как вспомогательный метод в своей практике психолога, педагога или социального работника (к примеру, в учреждениях для "трудных" детей или в психиатрических больницах) и даже на предприятиях промышленного и торгового сектора, где они работают как обучающие тренера или консультанты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На общее развитие Гештальт-подхода оказали решающее влияние именно идеи самого Перлза, хотя и нельзя отрицать неоспоримый вклад его первых сотрудников: Лауры Перлз, Пола Гудмана, Исидора Фрома, Джима Симкина, Эрва и Мириам Польстер и других.

С момента смерти Перлза прошло двадцать лет, но и теперь его представления продолжают влиять на такие базовые понятия Гешталь, как развитие awareness, холистический подход, понятие гомеостаза, контролируемое участие терапевта, вызывающее, провоцирующее поведение терапевта, представление об агрессивности, интерес ко всему богатсву ситуаций, возникающих в группе и т. д.

Но многие современные французские практики отдалились от правления, в котором двигался основатель Гештальта. В отличие Перлза, они продолжают дополнять и углублять теорию, придают особое значение бессознательным явлениям и механизмам трансфера, всем не используют ни технику "горячего стула", ни другие, широко применявшиеся двадцать лет назад игры и упражнения, не стремятся специально вызвать у клиента эмоциональный катарсис, скрупулезно соблюдают деонтологические правила на всех этапах терапии.

Так понемногу начинает вырисовываться специфический облик французского Гештальта, который удачно сочетает в себе местную культ у, успешно усвоившую психоанализ, и мобилизующее влияние метода более, чем психоанализ нацеленного на интеракцию, и придающего особое значение эмоции, телу и правому полушарию головного мозга,которые авторы подчеркивают, что за последние годы Гештальт, вернувшись на европейскую почву, успешнее развивается именно со стороны Атлантики.

Мы надеемся, что Гештальт и через двадцать лет останется на переднем плане гуманистических видов терапии, продолжая развиваться перерабатывать и успешно интегрировать новые достижения в психологии, биологии и социологии.

Серж Тингер (Serge Ginger)

___________________________________________________________________________________

13 Слово "символ" (от греч. sun-bolei'n - складыв


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.