Методология и методы криминальной психологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методология и методы криминальной психологии

2018-01-05 855
Методология и методы криминальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методологическую основу криминальной психологии составляют теоретические положения отечественной психологии - диалектический принцип развития человеческой психики, принципы единства сознания и деятельности, социального и биологического, индивидуального и общественного, детерминизма.

К основным методам криминальной психологии относятся: наблюдение, психологический эксперимент (естественный и лабораторный), беседа, интервью (письменное и устное), анкетный опрос, анализ и обобщение независимых характеристик, анализ материальных носителей информации (уголовно-процессуальных материалов, характеристик и т.д.), биографический анализ личности правонарушителя и групп правонарушителей, социометрический анализ, референтный анализ, анализ продуктов деятельности, тестирование (с использованием батареи специально разработанных и адаптированных тестов), метод незаконченных предложений.

Рассмотрим более подробно некоторые из методов.

С помощью наблюдения изучаются социально-психологические проблемы криминальной психологии (преступные сообщества, их стратификация, особенности взаимодействия и т. д.), а также индивидуально-психологические характеристики личности преступников. Оно бывает непосредственным и опосредованным. Различают следующие виды наблюдения: стандартизированное (узкое), нсстандартизированное (широкое), открытое, скрытое, полевое, лабораторное, выборочное, сплошное, включенное, невключенное, отсроченное. Они отличаются друг от друга объемом информации, способом связи исследователя с объектом наблюдения, количественным охватом объектов изучаемого явления, степенью участия наблюдателя в совместной деятельности с изучаемой личностью, условиями и границами исследования, продолжительностью наблюдения.

Процесс наблюдения состоит из четырех этапов: подготовительного, сбора информации, обработки результатов, заключительного. На подготовительном этапе определяется общая задача, время и место, формулируются конкретные вопросы изучения, намечаются единицы (объекты), вид и тип наблюдения, подбираются лица, которые будут его осуществлять, составляется план.

На этапе сбора информации реализуются избранные типы и виды наблюдения, составляется маршрут, разрабатывается график получения информации от наблюдающих, осуществляется предварительный анализ полученных данных, корректируются методические приемы и способы получения информации.

На этапе обработки результатов осуществляется их системный анализ, составляются таблицы, диаграммы, шкалы, графики, устанавливаются психологические причины, формируются оценки индивидуально-психологических особенностей лиц, прогнозируется их поведение. На заключительном этапе формулируются общие выводы, оформляются психологические характеристики объектов наблюдения, разрабатываются и корректируются программы психолого-педагогического воздействия на изучаемых лиц.

Беседа является одним из доступных и распространенных методов получения информации о психологических явлениях. Она эффективна, если применяется в комплексе с другими методами.

В каждом отдельном случае процедура проведения беседы индивидуальна. Организация беседы включает в себя несколько этапов:

- подготовка (изучение предварительной информации о субъекте, ее оценка и интерпретация; выбор места, времени, обстановки; составление плана);

- проведение беседы;

- обработка полученных данных.

Анализ продуктов деятельности (к ним относятся различные материальные носители информации (пред меты, поделки, изделия), изложения и сочинения, сти хи, контрольные работы, рассказы, рисунки и т.д.) целесообразно проводить в определенной последовательности:

- наметить перечень предметов и изделий, в которых отражаются особенности изучаемой личности;

- определить психологические характеристики личности, отражаемые в продуктах деятельности;

- изучить продукты деятельности, обобщить результаты и сопоставить их с данными, полученными с помощью других методов.

Метод незаконченных предложений - разновидность ассоциативного эксперимента. Суть этого метода состоит в том, что на предлагаемое слово обследуемый отвечает первым словом, пришедшим на ум. Затем результаты обобщаются и анализируются. Данная методика помогает лучше понять многообразную систему отношений личности, выявить нарушения в ней и определить пути ее коррекции.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.