Социально-Психологические подходы к изучению конфликтов (М. Шериф, Дж. Кемпбелл, Дж. Морено, Э. Берн) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Социально-Психологические подходы к изучению конфликтов (М. Шериф, Дж. Кемпбелл, Дж. Морено, Э. Берн)

2018-01-05 647
Социально-Психологические подходы к изучению конфликтов (М. Шериф, Дж. Кемпбелл, Дж. Морено, Э. Берн) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40—45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна (1902—1970), который на основе синтеза идей психоанализа и ин-теракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам.

Теорию межгруппового конфликта более детально сформулировал Д.Кемпбелл: реальный конфликт интересов между группами обуславливает отношения конкуренции и ожидает реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза обуславливает: враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; увеличение внутригрупповой солидарности; полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; увеличение непроницаемости границ группового членства; уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм; увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания нарушителя из группы (1979). Итак, в рамках мотивационной концепции были сформулированы основные представления о функциях, типологии конфликта, способах его регуляции.

Ситуационный подход, исходя из развиваемого им понимания природы социальных, в том числе и конфликтных ситуаций и их влияния на поведение, предлагает иную возможность - изменение ситуации за счет модификации тех или иных её базисных черт. Конструирование соответствующих структурных компонентов конфликта влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии участвующих в данной ситуации людей (М.Аргайл, Н.В.Гришина, КШ.Емельянов). Допускается возможность воздействия на поведение человека и взаимодействие людей через изменение ситуации.

Такой подход, акцентирующий внимание на изучении ситуации взаимодействия, получил наибольшее выражение в области исследования межгрупповых конфликтов в работах М.Шерифа. Исследователь видел проблемы межгруппового конфликта в факторах ситуации непосредственного взаимодействия между группами. В соответствии с этим он выстроил эксперимент, искусственно создав ситуации конкуренции и кооперации. В своей теории М.Шериф выдвинул положения о причинности межгрупповых конфликтов (1967).

11 вопрос. Истоки конфликтности (насилие и агрессия, как свойства природы человека).

У такого сложного феномена, каким является конфликт, имеется множество источников, кроющихся в самой природе человека.

Еще в III веке до н. э. великий китайский философ Сунь-цзы указывал на «злую природу» человека. Знаменитый теоретик Средневековья Н. Макиавелли видел причину конфликтов в «порочности самой природы человека», а Ч. Дарвин и его последователи – в борьбе за существование.

По З. Фрейду, человек имеет конфликтную природу, поскольку в конфликтном противостоянии находятся глубинные слои его психики, в самом человеке наличествует склонность к агрессии и изначальная враждебность к другим людям.

Агрессия– это проявление враждебности по отношению к внешнему миру, обусловленное эндорфинной недостаточностью и (или) эмоциогенным фактором. Любые инстинктивные процессы проявляются через эмоции, поэтому истоки как внутривидовой, так и межвидовой конкуренции за потребности необходимо искать именно здесь, в эмоциональной сфере.

Первая психофизиологическая причина агрессии связана с чувственной составляющей внутреннего мира, а конкретнее, с дефицитом эндогенных опиатов в организме. Такое состояние характеризуется подавленным настроением, раздражительностью, спонтанными, ничем немотивированными вспышками гнева, ярости, безосновательными актами жестокости и насилия. Психопатические проявления наблюдаются при некоторых соматических и психических заболеваниях, при похмельном синдроме, при наркотической ломке и других состояниях.

Вторая психофизиологическая причина агрессии связана с эмоциональной составляющей, с невозможностью удовлетворить те или иные потребности организма и личности. В психологии существует понятие о фрустрации – психическом состоянии, вызванном непреодолимыми (иногда надуманными) трудностями на пути достижения цели. Однако переживание неудачи порождает лишь острые, бурные формы агрессии, в которых прослеживается мотив, причина неадекватного реагирования. В реальной жизни человек куда чаще сталкивается с “хронической” агрессией, подготовленной, взлелеянной и выкормленной самим обществом.

Факторы, формирующие предпосылки агрессивного поведения. Три большие группы – бытовой, профессиональный и идеологический.

1) Бытовой. Он не требует от личности ни интеллекта, ни развитой сферы чувств, ни жёстких морально-нравственных принципов, целиком основываясь на изменении настроения и упомянутой выше фрустрации.

2) Профессиональная. Проявления агрессии в криминальной среде, так как огромное число людей живут от средств, заработанных путём разбоя, грабежа, воровства, заказных убийств и прочих насильственных действий.

3) Идеологический фактор агрессии. Пока иерархия в обществе “правит бал”, отдельные группы людей, так называемые слои общества, классы, касты, профессиональные объединения, будут нуждаться в своей системе взглядов на мир и своей морали. Это помогает организовать отношения людей в клетках-государствах; но меняются условия

жизни на планете, которые требуют качественно иных социальных форм общности людей и народов.

Итак, подведём некоторые итоги. В эмоциональной сфере внутреннего мира существует многоуровневая пирамида естественных потребностей человека. На каждом уровне этой пирамиды имеются чрезмерно выраженные, извращённые, ложные потребности, которые образуют теневую пирамиду квазипотребностей. Именно эти “наросты” в человеческой душе являются не только основной причиной сверхпотребления, но и фундаментальной причиной конфликтного поведения личности.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.