Закономерность происхождения гос-ва — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Закономерность происхождения гос-ва

2018-01-04 132
Закономерность происхождения гос-ва 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современная материалистическая наука связывает про­цесс возникновения государства и права (особенно в евро­пейских странах) главным образом с развитием производ­ства, с переходом от присваивающей к производящей эко­номике.

Гос-во образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием чел-го общества. В принципе общество, как это было на раннем этапе его развития, может существовать без гос-ва, но государство невозможно без общества. Появление любого гос-ва связано с захватом территорий и порабощением соседних племен. Критерии развития гос-ва: территориальность, устойчивость, степень материального благополучия, валовой внутренний продукт, человеческое измерение (качество жизни среднего человека, определяется экономическим, духовным, социальным, экологическим элементами). Теорий возникновения гос-ва немало. Наиболее известная и распространенная – теологическая (божественная) теория. Она объясняет возникновение гос-ва и права божественной волей. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, отстаивает идеи незыблемости, вечности гос-ва, необходимости всеобщего подчинения гос-ой воле как власти от бога, но вместе с тем и зависимость самого гос-ва от божественной воли, которая проявляется через церковь и др.религиозные органы. Теологическую теорию нельзя доказать, равно как и опровергнуть. Также существуют теории: договорная, органическая, патриархальная, теория насилия, ирригационная (гидравлическая), марксистско-ленинская, психологическая.

Теологическая теория возникновения гос-ва.

Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме.

Однако и в настоящее время эта кон­цепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является резуль­татом проявления божественной воли, практическим воплоще­ нием власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли божественной

 

Договорная теория происхождения государства.

договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории бы­ли Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который всту­пают люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объ­единение, на образование государства, превращая неорганизован­ное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: госу­дарство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный до­говор объединения и вторичный договор подчинения, договор наро­да с государственным органом.

 

 

Марксистская теория.

Она же клановая.

1)Раздробление рода и возникновение домохозяйств, как первой ячейки натурального производства.

2)Растет производительность труда за счет внедрения новых орудий и эффективных с/х методик.

3)Начало неолитической революции.

4)Развивается и углубляется разделение труда. Формируются различные социальные группы.

5)Дарообмен --> в товарообмен.

6)Формируется частная собственность

7)разделение на имущих и неимущих.

Гос. необходимо имущим классам, как аппарат принуждения и контроля над не имущими.

Гос - аппарат, способный разрешить конфликт между антогонистическими классами.

 

Принципы права

Принципы права – это основные исходные положения, юр.закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Виды принципов права: 1.Общие принципы – это основные начала, к-рые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяют на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от хар-ра и специфики регулируемых ими общественных отношений. К числу общих принципов права относятся: 1) Принцип социальной свободы. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. 2) Принцип социальной справедливости. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием. 3) Принцип демократизма. Выражается в правовых нормах регулирующих порядок организации и деятельности органов гос-ной власти, определяющих правовое положение личности, хар-р ее взаимоотношений с гос-вом. 4)Принцип гуманизма. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека. 5)Принцип равноправия (равенство всех перед законом). Никакие лица, социальные слои и группы населения не могу пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. 6)Единство юр.прав и обязанностей. (органическая связь и взаимообусловленность юр.прав и обязанностей участников общественных отношений). 7)Принцип ответственности за вину. Юр.ответственность может быть возложена на лицо, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. 8)Принцип законности. Требование строго и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. 2.Межотраслевые правовые принципы. Выражают особенности нескольких родственных отраслей права (напр., уголовно-процес-го и гражданско-процес-го). 3.Отраслевые правовые принципы. Характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (напр., административного или гражданского).

 

 

нормативно правовой актов Понятие, признаки и виды

Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права, рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Нормативный акт имеет преимущества перед др.источниками права. Ему присущи следующие особенности: -исходит от строго определенных субъектов (указ Президента России); -принимается в четко установленном порядке; -имеет установленную форму и реквизиты; -он может быть относительно быстро принят, изменен, отменен; -имеет временные, пространственные пределы действия; -он всегда содержит юр.норму. Классификация нормативно-правового акта: 1. по критерию сферы деятельности (внешние, внутренние); 2. по критерию субъектов правотворчества (акты референдума, акты органов гос-ной власти, акты президента, акты органов гос-го управления, акты должностных лиц). Юр.сила нормативно-правового акта (какие акты приоритетнее): -обладающие высшей юр.силой – законы; обладающие меньшей юр.силой – подзаконные акты. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на: 1) общие подзаконные акты (общей компетенции, нормативные указы президента, постановления правительства); 2) местные подзаконные акты (органы исполнительной и представительной власти на местах); 3) ведомственные нормативно-правовые акты (приказы и инструкции); 4) внутриорганизационны е правовые акты.

 

 

Действие нормативных актов

Нормативно-правовой акт действует в 3 сферах: 1.Во времени: с момента вступления нормативного акта в юр.силу до момента ее утраты. Момент вступления определяется: указывается в сопутствующем документе; датой опубликования; поэтапно; с момента принятия, подписания, регистрации, получения акта адресатом; по истечении десяти дней после опубликования; с появлением условий, на к-рые он был рассчитан. Нормативно-правовой акт прекращает действовать: по истечении сроков; в случае официальной отмены его действия; с изменением обстоятельств, на к-рые он был рассчитан; вследствие издания нового акта той же или высшей юр.силы, содержание к-го противоречит старому акту. Обратная сила нормативно-правового акта – может ли распространяться действие нормативно-правового акта на прошедшее время, - закон не имеет обратной силы, но есть 2 исключения: - если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу; - если имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за те или др.преступления или административные проступки. 2.В пространстве: Действие нормативно-правового акта может распространяться как на всю территорию гос-ва, так и на территорию отдельных субъектов Федерации. В понятие «территория гос-ва» включаются: суша с недрами и континентальный шельф; воды; воздушное пространство; территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом (только суша); кабели и трубопроводы и различные сооружения; морские, речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны. 3.По кругу лиц: 1)нормативно-правовой акт общего хар-ра, т.е. распространяется на всех граждан РФ; 2)нормативно-правовой акт специального хар-ра – распространяется на определенные категории граждан.

 

 

Реализа́ция пра́ва. процесс осуществления правовых предписаний, воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей и конечный результат данного процесса. В теории права нет общей точки зрения на вопрос о правореализации.Существует несколько классификаций форм реализации права. Наиболее распространенной является разделение реализации по способам совершения правообразующих действий и того какие предписания реализуются (субъективное право, юридическая обязанность или правовой запрет). Соответственно выделяют: использование (осуществление), исполнение и соблюдение. В качестве особой формы реализации права выделяют применение права. Использование права - это поведение субъектов права, состоящее в осуществлении ими своих субъективных прав, представляющее собой активную реализацию тех возможностей, которые предоставлены им нормами права (управомочивающими нормами).

Использование или неиспользование своих субъективных прав - добровольное дело граждан, тогда как осуществление своих правомочий органами государства, их должностными лицами - не только право, но и обязанность.

Исполнение права - это активное поведение субъектов права, состоящее в совершении ими действий, указанных обязывающими нормами. Неисполнение обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.

Соблюдение права - это пассивное поведение субъектов права, состоящее в несовершении ими запрещенных нормами действий. Несоблюдение запретов влечет за собой юридическую ответственность.

Использование, исполнение, соблюдение - т.н. простые формы реализации права или т.н. формы непосредственной реализации права, тогда как применение - сложная форма (по характеру процедуры).

 

 

Официально и неофициальное толкование права — Т.П. это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм — два важнейших результата процесса толкования. В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).

 

Толкование права по объему Бывает 3 видов буквальное ограничительное и распространительное.При буквальном содержание правовой нормы устанавливается точно в таком виде в каком оно прямо выражено в тексте закона. Ограничительное используют тогда, когда содержание правовой нормы понимается Уже чем это выражено в тексте закона.Например когда формулировка закона чем сама его мысль .Распространительное содержание правовой нормы понимается шире чем это выглядит в тексте закона.

Правотворчество и правообразование

«Правообразование» - понятие более широкое, чем «правотворчество».Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. правотворчество как бы завершает правообразование. Под правотворч.понимается деятельность гос-ва по изданию, изменению и отмене нормативн.правовых актов. Прав-во представляет собой: монопольную деятельность гос-ва (все нормы права создаются гос-вом), созидательно-интеллектуальную деятельность (прав-во изучает, анализирует явления и процессы общества), процессуальную деятельность (имеет свои стадии, осуществляется в установленном порядке). Прав-во основывается на принципах (требованиях): законности, демократизма, научности, профессионализма, гласности и системности. Субъекты правотвор-ва строго определены действующим законодат-вом, в т.ч. Конституцией. В зависимости от субъекта правотвор-ва принято выделять след.виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное правотвор-во, непосредственное правотвор-во народа (реферндум), правотвор-во органов местного самоуправления, локальное правотвор-во, делегированное законотворчество.

Законодательный процесс в РФ регламентируется Конституцией РФ. Выделяются 4 стадии законодат.процесса: а)законодательной инициативы; б)обсуждения законопроекта в Гос.Думе; в)принятия закона; г)промульгации и вступления закона в юр.силу. а) состоит во внесении в парламент уполномоченным субъектом законопроекта или законопредложения. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть внесенный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом. б)Данная стадия включает в себя работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах и комиссиях. Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Как правило, закон принимается в 3 чтениях. в)Данная стадия проходит в форме голосования. Г)Предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом, включает подписание закона главой гос-ва в установленные сроки и опубликование его в офиц.источнике, после чего закон вступает в силу

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.