Основные задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Классификация прогнозов. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Классификация прогнозов.

2018-01-04 728
Основные задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Классификация прогнозов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы моделирования.

Различают следующие методы моделирования:

1.Математическое моделирование –такой метод исследования

систем управления, который использует только математические модели.

а. Математическое моделирование называется динамическим,когда модели описывают только динамические свойства системы.

б. Математическое моделирование называют имитационным, когда временная последовательность событий в модели и реальной системе одинаковы.

2. Моделирование называется натурно-математическим (полунатурным), когда часть системы представлена ее реальной аппаратурой, а часть –

математической моделью. Процессы в такой модели протекают в реальном времени. В этом смысле такое моделирование можно отнести к имитационному.

3. Виртуальное прототипирование –вариант имитационного натурно-математического моделирования.Существуют два основных подхода к моделированию системы управления:-эквивалентное моделирование –такое, когда модель системы строится по аналогии с ее структурой;-модульное моделирование –такое, когда исходная система разбивается на физические модули (декомпозиция). Затем производится идентификация моделей каждого модуля. На основании результатов идентификации осуществляется математическая «сборка» полученных моделей в систему. После чего осуществляется математическое моделирование, но по реальным данным.

 

Содержание мероприятий по рациональному использованию и охране и земель в комплексной программе повышения плодородия почв

Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса страны и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью страны.

Целью программы является сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной независимости страны.

Задачи Программы: обеспечить условия для снижения интенсивности сработки почвы, сохранения и воспроизводства ее плодородия; предотвратить выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота; повысить степень использования биоклиматическ ого потенциала страны и стабилизировать сельскохозяйственное производство; улучшить экологическое состояние и повысить устойчивость агросферы к природно-антропогенным нагрузкам; сформировать экономический и правовой механизм повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв; обеспечить оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных регионов; увеличить количество рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повысить жизненный уровень населения.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: увеличение плодородия почв на сельскохозяйственных угодиях на 2,5-3 балла, а на пашне на 4,5-5 балла и производства зерна, кормов, льна, риса, семян, плодоовощной и другой продукции до 115-120 млн. тонн зерновых единиц, что обеспечит в основном внутренние потребности страны; сохранение до 4 млн. гектаров сельскохозяйственных земель; обеспечение дополнительными рабочими местами свыше 250 тыс. человек; совершенствование землеустройства, внедрение прогрессивных систем земледелия и технологий; осуществление комплекса агрохимических мероприятий по известкованию, фосфоритованию, гипсованию, мелиоративной обработке солонцов, внесению 14,7 млн. тонн минеральныхудобрений и 660 млн. тонн органических удобрений; проведение гидромелиоративных работ на общей площади свыше 500 тыс. гектаров, культуртехнических работ на 340 тыс. гектаров, строительство противоэрозионных и других гидротехнических сооружений; создание и реконструкция полезащитных, пастбищезащитных, фитомелиоративных насаждений на площади более 384 тыс. гектаров; повышение технологического и технического уровня и информационного обеспечения намеченных Программой мероприятий; создание правовой и экономической базы повышения плодородия сельскохозяйственных земель; подготовка и повышение квалификации кадров.

Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.

Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия включает в себя:

1) освоение современных систем земледелия и землеустройства;

2)агрохимические мероприятия;

3) агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;

4)гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.

 

План реализации схемы землеустройства района.

Для осуществления намеченных в схеме землеустройства мероприятий проектировщики разрабатывают план реализации схемы с разбивкой по периодам и источникам финансирования.

Утвержденные схемы землеустройства района реализуют:

· через местные бюджеты и фонды, а также бюджеты и фонды других уровней;

· перспективные и текущие планы экономического и социального развития района, бизнес-планы предприятий, хозяйств и их объединений;

· проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства;

· проекты мелиорации земель, освоения новых и рекультивации нарушенных территорий, землевания малопродуктивных угодий и др.;

· рабочие проекты противоэрозионных мероприятий, коренного и поверхностного улучшения земель и др.;

· проекты строительства объектов жилищно-гражданского, промышленного и хозяйственного назначения, средств связи и транспорта, развития и размещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов.

Материалы схемы землеустройства административного района служат также для уточнения дежурных земельно-кадастровых карт, дежурных карт ограничений и обременении в использовании земель района, а также другой землеустроительной документации, имеющейся у районных землеустроителей.

Очередность осуществления мероприятий по срокам определяют с учетом реальных экономических возможностей, целесообразного использования трудовых и земельных ресурсов, материальных и денежных средств, полной согласованности и увязки всех мероприятий, рационального распределения средств и материалов по отдельным объектам строительства.

Для реализации схемы определяют виды, объемы и затраты на проектно-изыскательские работы по землеустройству.

В случае изменения решений, принятых в схеме землеустройства, заинтересованные организации обязаны в процессе проектирования согласовывать новые предложения с генеральным проектировщиком.

 

32 Схемы землеустройства области как составная часть прогнозных и планово-проектных разработок при осуществлении земельной реформы, переходе к рыночным отношениям; их содержание и совершенствование.

 

31. Порядок оформления, согласования схемы землеустройства области.

Для обеспечения системного планирования и организации рационального использования и охраны земель каждый субъект Российской Федерации должен иметь схему землеустройства своей территории.

Главная задача схемы — определение реально возможного распределения земельного фонда по категориям пользования и отраслям хозяйства, планирование использования земель в сельскохозяйственном производстве при обновляемых формах хозяйствования на земле.

В схеме землеустройства территории субъекта Федерации должен быть решен весь комплекс вопросов по использованию и охране земель, включая отдельные конкретные проблемы (консервация загрязненных и деградированных земель, защита почв от эрозии и др.).

Схема землеустройства территории субъекта Федерации также относится к долгосрочной прогнозной и предплановой землеустроительной документации, разрабатываемой на период 5...25 лет с разбивкой по очередям, в которой:

· обосновывают потребности в земельных ресурсах для различных отраслей промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства и др. с учетом перспектив их развития, а также потребности в землях граждан;

· разрабатывают предложения по перераспределению земель по формам собственности (государственная, муниципальная, частная), по категориям и угодьям, созданию специальных земельных фондов;

· выявляют наиболее эффективные направления использования и охраны земельных ресурсов, резервов земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, обосновывают очередность вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот;

· разрабатывают меры по совершенствованию системы расселения на территории субъекта Федерации, развития городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов и определяют резервы земель, необходимых для дальнейшей застройки;

· проводят межотраслевое перераспределение земель, совершенствование системы землевладения и землепользования;

· обосновывают показатели интенсивности использования земельных ресурсов и продуктивности сельскохозяйственных угодий на основе природно-сельскохозяйственного районирования;

· разрабатывают перспективы развития и размещения территориально-производственных комплексов, промышленных центров, объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая дороги областного подчинения, аэропорты и т.д.;

· обосновывают меры по защите земель от эрозии, сохранению и повышению плодородия почв, осуществлению других природоохранных мероприятий;

· определяют потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах.

Схема землеустройства территории субъекта Федерации состоит из текстовой и графической частей. Схему рассматривают и согласовывают в установленном законом порядке, и после экспертизы ее утверждает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Если схемы землеустройства территории субъектов Российской Федерации являются комплексными, так как в них рассматривают все вопросы организации производства и территории, то генеральные схемы использования и охраны земель, в современном понимании, могут рассматривать отдельные вопросы регулирования землепользования. К ним относятся, например, такие, как борьба с эрозией, опустыниванием, консервацией земель, повышение плодородия почв и т. п.

Материалы схем землеустройства территории субъектов Федерации служат основой для разработки заданий на составление схем землеустройства муниципальных и иных административно- территориальных образований.

 

Планирование: сущность, понятие, классификация.

Планирование – это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств путем их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятие наиболее приемлемого из них.

Сущность планирования совпадает с определением цели, что вполне естественно, так как достижение цели является определяющим в любой деятельности. Сущность планирования заключается в разработке оптимального плана деятельности по достижению цели.

В хозяйственной деятельности в зависимости от времени упреждения (глубины планирования) различают следующие виды планирования:

· оперативное планирование (до 1 месяца);

· текущее (краткосрочное) планирование (до 1 года);

· перспективное, долгосрочное планирование (до 15 лет).

Директивное планирование– это процесс разработки и принятия планов, имеющих силу закона, и комплекса мер, обеспечивающих их выполнение. Под директивным планированием понимается разработка обязательных для осуществления показателей по производству, распределению, обмену и потреблению. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.

Индикативное планирование – комплексный метод социально-экономического планирования развития экономической системы. Для него характерны два основных признака:

– использование системы показателей-индикаторов.

– информирующий и ориентирующий характер индикаторов.

Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

 

Республиканская программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы».

Республиканская программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы" объединяет мероприятия, направленные на сохранение и улучшение качества почв агроландшафтов и экосистем в целях создания наиболее благоприятных условий для жизни населения.

Реализация Программы предполагает достижение следующих целей:

· обеспечение экологической и продовольственной безопасности Республики Башкортостан;

· снабжение населения качественным отечественным продовольствием;

· обеспечение оптимального использования природно-экономического потенциала республики;

· создание условий для повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса республики, увеличения продуктивности сельскохозяйственного производства;

· устранение причин снижения плодородия почв, восстановление уровня питательных веществ в почве;

· создание условий для повышения конкурентоспособности агропромышленной продукции;

· создание условий для социально-экономического развития сельских территорий, сокращения разрыва между условиями жизни сельского населения и городского;

· повышение уровня благосостояния и качества жизни населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, других отраслях.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

· проведение мониторинга и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения;

· улучшение фитосанитарного состояния почв, их физико-химических и агрохимических свойств;

· улучшение мелиоративного состояния ранее осушенных и орошаемых земель;

· рациональное использование эродированных земель;

· регулирование баланса питательных веществ в почве;

· повышение уровня плодородия пахотных земель на 1 - 2 разряда по принятой в Российской Федерации классификации пахотных земель;

· осуществление оросительной, осушительной и химической мелиорации почв, включая известкование кислых почв, фосфоритование почв с низким естественным плодородием, проведение культуртехнических и противоэрозионных работ;

· агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения;

· научное, информационно-аналитическое, нормативно-правовое и методическое обеспечение Программы.

Организационное обеспечение Программы предусматривает реализацию мероприятий соответствующих программ, разработанных и принятых заинтересованными органами и организациями и предусматривающих ландшафтное землеустройство с учетом особенностей аграрной реформы.

Мероприятия, намеченные Программой, выполняются землепользователями и землевладельцами на основе проектно-технологической документации. Затраты, не предусмотренные такой документацией, финансированию не подлежат.

 

Особенности прогнозирования потребности в землях несельскохозяйственных нужд: развитие и размещение населенных пунктов, объектов промышленности и транспорта, формирование сети природных охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и т.д.).

С увеличением численности населения и систематическим отчуждением земель для несельскохозяйственных нужд размер пахотных площадей на одного жителя за последние 20 лет уменьшился.

Основная проблема развития сельских поселений—деградация среды обитания. Она характеризуется прежде всего резким ухудшением демографической ситуации, упадком отраслей социальной сферы, ухудшением экологической обстановки, низким уровнем и качеством инженерно-технического обеспечения жилищ, что вместе с экономической депрессией приводит в целом к нарастающей дегуманизации жизненной среды.

Развитие промышленности должно быть направлено на решение следующих основных задач: • удовлетворение потребностей народного хозяйства в промышленной продукции, и прежде всего за счет собственного производства и собственных ресурсов;

• увеличение выпуска наукоемкой и конкурентоспособной продукции, с тем чтобы можно было приобретать сырьевые и энергетические ресурсы из других стран.

Основные направления развития промышленности определяются в программах, прогнозах и других документах, разрабатываемых централизованно, которые согласовываются с региональными структурами управления. Роль местных органов в регулировании деятельности предприятий и организаций, являющихся собственностью регионов или непосредственно связанных с удовлетворением потребностей населения, проживающего на данной территории (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, медицинские учреждения, система образования и др.), более существенна, в том числе в определении стратегии развития, условий функционирования.

По каждой отрасли промышленности определяются: степень удовлетворения потребностей в ее продукции как по объему, так и по ассортиментному составу; источники покрытия этих потребностей—собственное производство, ввоз (поставки) из других областей, импорт; объемы вывоза за пределы областей, включая экспорт; возможности внедрения достижений научно-технического прогресса в целях улучшения потребительских и эксплуатационных свойств продукции, покрытия собственных потребностей, а также обеспечения взаимовыгодного товарообмена с другими регионами.

Важное место в комплексном прогнозе занимает обоснование перечня объектов строительства новых, расширения и реконструкции действующих промышленных предприятий. Предложения по развитию и реконструкции существующих предприятий и строительству новых объектов разрабатываются с учетом социально-экономических и экологических возможностей регионов, что обеспечивает разрешение территориально-отраслевых противоречий и пропорциональное развитие региональной экономики.

От работы транспорта зависит уровень культурно-бытового обслуживания населения, затраты времени на передвижение и, в конечном счете, настроение и производительность труда людей.существуют определенные закономерности формирования пассажиропотоков, которые необходимо учитывать при прогнозировании пассажирских перевозок. В частности, характерна неравномерность пассажиропотоков по месяцам года, дням недели, по часам суток, а также по направлениям.

 

53. Обоснование перспектив охраны и улучшения земель в генеральной схеме.

Генеральная схема разрабатывается на перспективу до двадцати лет по системе показателей, характеризующих:

· состав и соотношение категорий земель и угодий;

· использование основных угодий по группам землепользований различных укладов, видам и формам собственности;

· намечаемое изменение в составе категорий, угодий и землепользование освоение новых земель и улучшение угодий;

· ирригационно-мелиорационные мероприятия и использование мелиорированных земель;

· восстановление нарушенных земель;

· защита почв от эрозии и селей и другие мероприятия по охране земельных ресурсов.

Разработка Генсхемы осуществляется в три этапа: составление научно-технической концепции; разработка основных направлений (положений схемы); составление развернутой схемы.

В концепции научно обосновывается замысел решения, излагаются задачи и основные пути реализации проблем использования и охраны земель. Разработка основных направлений и составление развернутой схемы — это последовательное решение (в общих чертах и более детально) круга поставленных задач. Они проводятся одновременно в центре и регионах.

Завершающим этапом является разработка материалов и документов для передачи органам управления и ЗУ в целях дальнейшего использования и реализации. Обоснование использования земельного фонда на перспективу. Исходя из анализа современного состояния и использования земель определяются тенденции перераспределения по категориям, видам и формам собственности, отраслям и сферам деятельности. Выделяются специальные земельные фонды. Разрабатывается земельный баланс на год освоения проекта (ГОП).

 

54 Основные виды экономических прогнозов развития АПК, и их содержание.

В зависимости от объекта прогнозирования прогнозы можно подразделять на научно-технические, экономические, социальные, военно-политические и т.д. Экономические прогнозы в свою очередь могут подразделяться в зависимости от масштабности объекта на: а) глобальные - рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности в мировом масштабе; б) макроэкономические - анализируют наиболее общие тенденции явлений и процессов в масштабе экономики страны в целом; в)структурные (межотраслевые и межрегиональные)-предсказывают развитие народного хозяйства в разрезе отраслей материального производства и промышленности; г) региональные - предсказывают развитие отдельных регионов; д)прогнозы развития народнохозяйственных комплексов определяют закономерности развития совокупностей отраслей, объединённых единой целью функционирования и т.д. е)отраслевые - прогнозируют развитие отраслей; з) микроэкономические – предсказывают развитие отдельных предприятий и т.д.

По времени упреждения выделяются следующие экономические прогнозы:оперативные (до одного месяца); краткосрочные (от нескольких месяцев до 1 года); среднесрочные(от 1 до 5 лет); долгосрочные(от5 до 20 лет и более). Оперативный прогноз основан на предположении о том, что в прогнозируемом периоде не произойдёт существенных изменений в исследуемом объекте как количественно, так и качественно. В них преобладают детально-количественные оценки ожидаемых событий. Краткосрочный прогноз предполагает только количественные изменения. Оценка событий соответственно даётся количественная. Среднесрочный и долгосрочный прогнозы исходят как из количественных, так и из качественных изменений в исследуемом объекте. В среднесрочном прогнозе оценка событий даётся количественно-качественная, в долгосрочном - качественно-количественная.

Экономический прогноз сложнее предвидения, так как не только опирается на него, но и продолжает, уточняет с помощью специфических логических и математических оценок

По содержанию прогнозы охватывают весь процесс воспроизводства в АПК - производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и услуг; условия труда и быта сельского населения; общие тенденции динамики демографических и экологически значимых процессов; оценку социально-экономической эффективности производства по широкому спектру показателей.

Заблаговременность прогнозов определяется периодом, на который рассчитан План, опирающийся на отдельные прогнозы. Поэтому прогнозы, как и Планы, можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

По способности оценивания перспективной динамики различают прогнозы точечные, интервальные, односторонне ограниченные. Точечный прогноз ориентирован на однозначную количественную оценку грядущих событий («урожай в следующем году составит 28 ц с гектара», «кризис следует ожидать в 2009 году»). Интервальный прогноз оценивает грядущие события, не претендуя на высокую точность, и указывает лишь верхний и нижний предел ожидаемой социально-экономической ситуации («урожай в следующем году будет выше 15 и ниже 40 ц с гектара», «кризис следует ожидать в2008-2015 гг.»). Односторонне ограниченный прогноз еще менее конкретен («урожай в следующем году будет ниже 40 ц/га», «кризис следует ожидать до 2015 г.»).

 

Цель и задачи долгосрочной государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на перспективу. Содержание мероприятий по рациональному использованию и охране земель в этой программе.

Цель государственной программы – повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем.

Задачи госпрограммы: снижение общей антропогенной нагрузки на ОС на основе повышения экологической эффективности экономики; сохранение и восстановления биологического разнообразия России; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга ОС; организация и обеспечение научных исследований в Антарктике.

Первоочередными мероприятиями в данном направлении являются следующие:

— проведение полной инвентаризации земельных ресурсов в стране с установлением на единых принципах их качественного состояния;

-выявление возможностей расширения обрабатываемых и интенсивно используемых земель;

—разработка принципов и методов противоэрозионной охраны земель;

-— повышение внимания к охране, использованию и улучшению земель вблизи промышленных предприятий, шахт, рудников, населенных пунктов;

—разработка методик, позволяющих устранять причины заболачивания, засоления и загязнения земель;

—правильная организация территории сельскохозяйственных предприятий на основе учета как экологических, так и экономических факторов;

— существенное улучшение использования природных лугов и пастбищ;

— повышение внимания к использованию земель в горных районах;

— улучшение земель лесного фонда и на этой основе расширение водоохранных, почвозащитных, лесомелиоративных и оздоровительных функций лесов

—дальнейшее развитие комплексных научных исследований в области изучения, использования, охраны и улучшения земельных ресурсов.

 

59. Основные понятия теории прогнозирования и планирования.

Теория прогнозирования включает анализ объекта прогнозирования; методы прогнозирования, подразделяющиеся на математические (формализованные) и экспертные (интуитивные); системы прогнозирования, в частности непрерывного, при котором за счет мониторинга осуществляется корректировка прогнозов в процессе функционирования объекта.

Прогнозирование - это процесс разработки прогнозов, или научная деятельность, направленная на выявление и изучения возможных альтернатив будущего развития. Прогнозирование является важным звеном между теорией и практикой во всех отраслях жизни общества. Прогнозирование использования земельных ресурсов позволяет решать задачи эффективного и рационального использования земель, дает возможность обеспечивать баланс спроса и предложения на землю.

Задача прогнозирования с одной стороны - выявить перспективы ближайшего и более отдаленного будущего в использовании земель, и с другой стороны - способствовать выработке оптимальных и перспективных планов, опираясь на составленный прогноз.

Прогнозы осуществляются следующими способами:

1. Описание тенденций изменения объекта или процесса.

2. Формирование параметров, характеризующих объект или процесс.

Планирование – это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств путем их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятие наиболее приемлемого из них.

Процесс планирования входит выбор целей и установление путей их достижения.

Процесс планирования независимо от вида планов включает три этапа:

Этап постановки задачи планирования включает формирова­ние цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых пла­нов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фак­тически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемыми целевыми значениями параметров.

Этап разработки плана предусматривает формирование воз­можных вариантов решения проблемы планирования, прогнози­рование возможных последствий их реализации для организа­ции, оценку вариантов и принятие планового решения.

Этап реализации планового решениязаключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.

Основные задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Классификация прогнозов.

Прогнозирование использования земельных ресурсов позволяет решать задачи эффективного и рационального использования земель, дает возможность обеспечивать баланс спроса и предложения на землю. Задача прогнозирования с одной стороны - выявить перспективы ближайшего и более отдаленного будущего в использовании земель, и с другой стороны - способствовать выработке оптимальных и перспективных планов, опираясь на составленный прогноз. Основной задачей прогнозирования использования земельных ресурсов является развитие специальной методологии, позволяющей повысить эффективность методов разработки прогнозов и определить перспективы ближайшего, а также отдаленного будущего использования земель.

Социально-экономическое прогнозирование базируется наследующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.

Принцип системного прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем.

Принцип научной обоснованности означает, что в социально- экономических прогнозах всех уровней всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического анализа реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития народнохозяйственного комплекса и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношений.

Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

Классификация. По масштабу прогнозирование бывает: макроэкономическое, межрегиональное и отраслевое, региональное, прогнозы первичных звеньев, прогноз отдельных производств и продуктов. В зависимости от требуемой формы итогового результата, возможностей использования земельных ресурсов прогнозы подразделяются на количественные и качественные. Количественные прогнозы должны содержать только оценку будущего состояния исследуемого объекта или явления. Качественные прогнозы, являясь описательными, характеризуют только те признаки изменения земли, которые могут быть исследованы и выражены количественно только в будущем. По времени упрждения: оперативные (до 1 мес), краткосрочные (1 мес-1год), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-15 лет), дальнесрочные (>20 лет). В зависимости от характера исследуемых объектов: экономическое, прогнозы прир. ресурсов, научно-техническое, демографическое, прогнозы соц-го развития.

 

4 Функции прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов.

1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций, осуществляется по 3 стадиям:

- ретроспекция – это этап прогнозирования на котором исследуется история развития зем отношений. Здесь происходит сбор,хранение и обработка инфо и источников необ для прогнозирования

- диагноз-исследуется систематизированное описание прогнозирование использемельс целью выявления тенденций его развития выбора моделей и методов прогнозирования.

- проспекция – на котором по данным диагноза составляется прогнозы развития зем отношений в будущем. Производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза.

2. Исследование объективных связей социально-экономических и политических явлений и процессов.

3. Оценка объекта прогнозирования. Базируется на сочетании аспектов детерминированности неопр-ти.

4. Выявление объективных альтернатив экономического, социального развития, данная функция предполагает необходимость выбора в процессе прогнозирования альтернативных методов использования земель.

Функции планирования:

-Обеспечение устойчивого и эффективного развития национальной экономики и основных народно – хозяйственных комплексов;

-Поддержание планомерности и цикличного равновесия в экономике страны

-Обеспечение конкурентоспособности всех отраслей национ экономики

- Обеспечение иподдержание темпов экономического развития

-Внедрение прогрессивной методологии индикативного стратегического планирования

-Распределение общественного раб времени между отраслями,регионами,предприятиями.

 

5. Методы и приемы планирования использования земельных ресурсов.

К основным методам планирования относятся:

· балансовый

· опытно-статистический

· нормативный

· экономико-математический

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.

Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности. С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстр


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.