Революция и гражданская война в «Конармии» И. Бабеля. Особенности «орнаментальной» прозы. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Революция и гражданская война в «Конармии» И. Бабеля. Особенности «орнаментальной» прозы.

2018-01-04 3932
Революция и гражданская война в «Конармии» И. Бабеля. Особенности «орнаментальной» прозы. 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

В «Конармии», несмотря на ужасы войны, показана свирепость тех лет, - вера в революцию и вера в человека. Искусство Исаака Бабеля рисует в произведении безжалостную, слегкаприкрытую своеобразным черным юмором панораму чувств народных масс икрасноармейцев. Следует отметить, что действие книги разворачивается наУкраине и в Польше, но все упоминаемые ниже персонажи русские. Повествование ведется от лица Кирилла Васильевича Лютова, который говорит осебе: “Я окончил юридический факультет и принадлежу к так называемыминтеллигентным людям”. Лютов глубоко одинок. Он, образованный человек,знающий языки, наделенный чувством прекрасного, попадает в среду, в которой“режут за очки”. Его не хотят принимать, пока он не совершит убийство(пусть это убийство гуся, но для интеллигента оно — трагедия). Только послерасправы с гусем Лютов сливается с массой красноармейцев, сказавших о нем:“Парень нам подходящий”. Но это лишь видимость. Он все равно чужой срединих. Он не может заставить себя отрешиться от заповедей морали. Осквернениецерквей, насилие над женщинами, жестокость по отношению к пленным — все этоболью отзывается в его душе. Он никогда не превратится в одного из них, нестанет точно таким, как Василий Курдюков, хладнокровно описавший убийствособственного отца, или Афонька Вида, бестрепетно застреливший раненогоДолгушова. Чтобы вести себя, как эти люди, надо так же мало знать и неиметь понятия о нравственном законе. Лютов не единственный интеллигент в “Конармии”. Сражаясь в Польше, героикниги постоянно сталкиваются с местным населением — поляками и евреями.Еврейская культура особенно много значит для Бабеля, знавшего ее с детства.Большинство евреев, изображенных в “Конармии”, образованные, оберегающиесвою культуру и традиции люди. Идея этого романа – выявить и показать все изъяны революции, русскойармии и безнравственность человека. Автор рисует пронзительно-тоскливое одиночество человека на войне. И.Э.Бабель, увидев в революции не только силу, но и «слезы и кровь», «вертел»человека так и этак, анализировал его. В главах «Письмо» и «Берестечко»автор показывает разные позиции людей на войне. В «Письме» он пишет о том,что на шкале жизненных ценностей героя история о том, как «кончали»сначала брата Федно, а потом папашу, занимает второе место. В этомзаключается протест самого автора против убийства. А в главе «Берестечко»И.Э. Бабель старается уйти от реальности, потому что она невыносима.Описывая характеры героев, границы между их душевными состояниями,неожиданные поступки, автор рисует бесконечную разнородностьдействительности, способность человека одновременно быть возвышенным иобыденным, трагическим и героическим, жестоким и добрым, рождающим иубивающим. И.Э. Бабель мастерски играет переходами между ужасом ивосторгом, между прекрасным и ужасающим. За пафосом революции автор разглядел ее лик: он понял, что революция -это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровыхбуднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не сможетпримириться с убийством и кровопролитием. Человек, по мнению И.Э. Бабеля,одинок в этом мире. Он пишет о том, что революция идет «как лава, разметаяжизнь» и оставляя свой отпечаток на всем, чего коснется. И.Э. Бабельощущает себя «на большой непрекращающейся панихиде». Еще ослепительносветит раскаленное солнце, но уже кажется, что это «оранжевое солнцекатится по небу, как отрубленная голова», и «нежный свет», который«загорается в ущельях туч», уже не может снять тревожного беспокойства,потому что не просто закат, а «штандарты заката веют над нашимиголовами...» Картина победы на глазах приобретает непривычную жестокость. Икогда вслед за «штандартами заката» автор напишет фразу: «Запах вчерашнейкрови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу», — этой метаморфозой онесли не опрокинет, то, во всяком случае, сильно осложнит свойпервоначальный торжествующий запев. Все это подготавливает финал, где вгорячем сне рассказчику видятся схватки и пули, а наяву спящий сосед–еврейоказывается мертвым, зверски зарезанным поляками стариком. «Конармия» И.Э. Бабеля в свое время вызвала огромный переполох вцензуре, и, когда он принес книгу в Дом печати, то, выслушав резкиекритические замечания, спокойно произнес: «Что я видел у Буденного – то идал. Вижу, что не дал я там вовсе политработника, не дал вообще многого оКрасной Армии, дам, если сумею, дальше»… Как было сказано, автор не оставлял без внимания в своем творчестве такиепроблемы, как национальный вопрос. В рассказе “Гедали” мы видим человека,который ни в каких обстоятельствах не может отказаться от своихнациональных традиций: “Революция — скажем ей “да”, но разве субботе мыскажем “нет”?” Революция не принесла ему и другим евреям ничего, кроменовых бед: “И вот мы все, ученые люди, мы падаем на лицо и кричим на голос:горе нам, где сладкая революция?..” Герой рассказа Исаака Бабеля – старыйГедали высказывает такое пожелание: «И я хочу Интернационала добрых людей,я хочу, чтобы каждую душу взяли на учет и дали бы ей паек по первойкатегории». На что главный герой произведения – Кирилл Лютов - отвечаетему, что Интернационал «кушают с порохом и приправляют лучшей кровью».Сам Гедали это отлично понимает. Он видит, что и белые, и красные несут ссобой зло, разруху, горе, разрушения. А в его представлении «революция –это хорошее дело хороших людей. И тогда герой задает вопрос: «Кто же скажетГедали, где революция и где контрреволюция». Где сладкая революция?» Онхочет простого спокойствия, ясности. Чтобы у него не отнимали любимыйграммофон, а в ответ получает: «Я стрелять в тебя буду…и я не могу нестрелять, потому что я – революция». Гедали понять очень легко: люди,воюющие друг против друга, одинаково жестоки с мирным населением, а емухочется, чтобы вокруг него жили добрые, мирные и отзывчивые люди. В то время это было невозможно. Шла война, самая абсурдная по своей сущности, когда брат идет на брата, сын – на отца. И как же с оружием в руке, переступая через мертвых, можно построить добрый и справедливый мир, объединяющий людей разных национальностей? Его нельзя построить, ведь это совершенно разные культуры, представления о мире, разные уклады жизни. И еще одна особенность: Гедали вовсе не нужны высокие революционные идеалы и цели, ему нужна спокойная, мирная и сытая жизнь. И таких, как он, много. И сам автор считает «Интернационал добрых людей» невозможным, поэтому он называет Гедали «основателем несбыточного Интернационала». Своим рассказом «Их было девять» автор словно выражает мысль: на войне нетпобедителей, напротив, здесь все побеждены. Побеждены те, кого убили,поражены те, кто убивал, потому что след совершенного убийства будет лежатьна них всю жизнь, и каждый выстрел будет убивать не только человека, но ичасть души. В этом и заключается самое ужасное, губительное влияние войныпогребение душ солдат. Поэтому автор и пишет: Я ужаснулся множествупанихид, предстоящих мне. В самом названии Бабель закладывает определенныйсмысл. Их было девять. Кого их? Солдат, приказчиков, пленных? Авторнамеренно и пишет о них как об однородной группе людей, но делает он это неруководствуясь политикой антисемитизма, а стремясь обособить каждогочеловека. Из девяти убитых читатель знает лишь одного, стоящего подчетвертым номером Адольфа Шульмейстера, лодзинского приказчика, еврея. Акто они - остальные восемь человек? Да и восемь ли? Ведь восьмерых убилитолько в этот день, а сколько их сложило головы под смертоносным прицелом?И не сосчитать, наверное. Поэтому Бабель и использует местоимение их,оставляя образ пленных загадочным для читателя. Тему рассказа можноопределить как убийственная сила войны, действие ее на человека. Идеярассказа состоит в том, чтобы подчеркнуть это множество панихид, можетбыть, открыть глаза всем людям и попытаться спросить: А ради чего все это? Все рассказы у Бабеля наполнены запоминающимися, яркими метаморфозами,отражая драматизм его мировоззрения. И мы не можем не горевать о егосудьбе, не сострадать его внутренним терзаниям, не восхищаться еготворческим даром. Его проза не выцвела во времени. Его герои не потускнели.Его стиль по-прежнему загадочен и невоспроизводим. Его изображениереволюции воспринимается как художественное открытие. Он выразил своюпозицию на революцию, стал «одиноким человеком» в мире, который быстроменяется и кишит переменами. И мы видим, как гражданская война чуждаинтеллигентному человеку. Это царство дикости, разрушение культуры — ирусской, и польской, и еврейской.

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.