Почему древнее право признало и регламентировало институт рабовладения? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Почему древнее право признало и регламентировало институт рабовладения?

2018-01-04 495
Почему древнее право признало и регламентировало институт рабовладения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет 1.

1. Современные концепции генезиса надобщинных структур и образования протогосудасртв.

Р. Корнейро: Идея о том, что первые государства возникли вдоль рек, окруженных пустынями (ограничительная теория) то есть люди на этих территориях обязаны были координироваться. Наметился значительный рост населения и ресурсы стали отставать, что привело к стычкам людей за ресурсы, которые были весьма ограниченными (конфликтная теория).

Существует разумный выход: для предотвращения войн, конфликтов лишняя часть населения убирается через постройку городов и развитие ремесла. В городах обязательно появляется новая власть- государственная.

 

интеграционная (концепция Солинза и Э. Сервиса. Считали, что переход происходил очень медленно, это спокойный медленный процесс. Усложнение реципрокации и редистрибуции. Э.Сервис считал, что не было конфликта. Управляющие не имели механизма насилия. Был ненасильственный, договорный характер генезиса гос-ва, как результат дифференциация, стратификация);

 

конфликтная (М.Фрид. конфликт, напряжение между группами и появление борьбы за власть над ресурсами, необходимость управления этим процессом-государством);

 

смешанная (интеграционно-конфликтная или ограничительаня теория Р. Корнейро. Страна с богатыми ресурсами, но ограничена пустынями, дает возможность собирать болше урожая, что провоцирует демографический взрыв и отсталось ресурсвов от роста числа населения, основная нагрузка на ресурсы, что приводит к столкновению между слабыми и сильными, вторые подчиняют первых и образуют таким образом государство);

 

кризисная (концепция Гордона Чаильда. Расстаял ледник, изменился климат и охотники-собиратели остались без пропитания, для поиска еды они оседают на одной территории, происходит неолитическая революция).

Почему древнее право признало и регламентировало институт рабовладения?

 

Для поддержания жизни и удовлетворения потребностей человека требуется труд, обеспечивающий производство всего необходимого. Для достижения эффективности труда необходимо его разделение. При организации такого разделения тяжелый и неинтересный труд, естественно является наименее привлекательным. На определенном этапе развития общества возникла возможность лишать некоторых людей свободы, принуждать их к наиболее непривлекательному труду, присваивать результаты этого труда.

Истоки рабства:

 

• Пленение • Неспособность должника рассчитаться • Работорговля • Естественный прирост рабов • Продажа в рабство за долг • Обращение в рабство за преступления   1)Деление на своих и чужих (в основе деления принадлежность к духам); 2)Природные основы неравенства; 3)Культурные основы.

 

 

Древний китай в период империи Цинь и Хань.

Империя Цинь-Хань (206 г. до н.э.-220 г. н.э)

 

Царство Цинь возникло в примерно 3-2 в до н.э.

Основатель и первый император Цинь- Ши-Хуанди.

 

Этому государству принадлежат следующие черты:

• Централизованная военно-бюрократическая империя;

• Исчезновение аристократических наследственных титулов;

• Узаконено право честной собственности на землю;

• Проводилось принудительное дробление больших патриархальных земель;

• Новое административное деление по территориальному признаку на области (возглавлялись губернаторами).

 

Государственный аппарат:

• Император стоит во главе государства, ему принадлежали исполнительная, законодательная
и судебная власть;

• Центральный чиновничий аппарат представлен различными ведомствами (финансовое,
обрядовое, императорского дворца), чиновники, входящие в этот аппарат были разделены
на 20 рангов и получали жалование, владение землей и рабами;

• Местный чиновничий аппарат.

 

Смерть Ши-Хуанди в 210 г.до н.э.

Правление династии Хань подразделяется на следующие периоды (II в. до н.э.- Iв. н.э.):

1) Ранний (западный)

2) Правление Ван Манна

3) Поздний (восточный)

 

Рабство достигло наибольшее распространите, что было причиной обострения социальных конфликтов, что привело:

-отмена частной собственности

- объявление всех земель царскими

- восстановление общественного землевладения

- отмена частного рабовладения.

 

БИЛЕТ 3

Вопрос 1: Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Взгляды на политогинез в 20в. Общая характеристика ранних гос-в.

Неолитическая революция => усложнение внутренней организации => появление излишков=> основа имущественного неравенства=> за верхушкой социальные и имущественные привилегии.

Вождь осуществлял редистирутивные функции=> приближение к власти

Возникновение новых семейно-клановых общин=> привело к возникновению фратрий и племен.=> необходимость в управлении=> создание органа управления (совет из старейшин родов)=> дальнейшее развитие управленческой деятельности=> становление ее профессиональной. Деление на управленцев и управляемых

Билет №4

1) Легисакционный процесс.(сложился в архаический период)
В Риме последовательно сменили друг друга 3 типа процесса по частно-правовым спорам:
1) легисакционный процесс (самый древний);
2) формулярный процесс;
3) экстраординарный процесс;
Легисакционному процессу были присущи следующие черты:
1) самый распространенный вид гражданского процесса;
2) объединял ритуальные формулы и жесты;
3) отличался строжайшим формализмом и сложным ритуалом.
Состоял из двух стадий судопроизводства:
1) перед магистратом; перед судьей (in jure);
2) разрешение дела по существу (in judicio).
Если ответчик в первой стадии (перед магистратом; перед судом) не соглашался с требованием, заявленным истцом, но оспаривал его в установленной законом форме, то процесс переходил в другую стадию — разрешение дела по существу. Судьи избирались сторонами из предложенных магистратом частных лиц. На должность судьи могли претендовать сенаторы или граждане, владеющие имуществом стоимостью более 200 000 сестерциев. Доказательства правоты сторон разбирали судьи. Обе стороны обязаны присутствовать лично. Решение (cintencio) выносилось судом и было безапелляционным.

2)Условия формирования протогосударств:

• Нормальная экологическая обстановка;

• Наличие постоянного обмена (реципрокация);

• Демографическое давление на этой территории (население растет быстрее, чем ресурсы);

• Появление идеологии вождества.

ШАН

Форма правления: монархия, феодализм

Территориальное устройство: консолидированное вождество

Политический режим: деспотия

В царствование династии ШАН общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс составляли жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. Большую часть населения составляли свободные общинники.

Время правления в Древнем Китае династии ЧЖОУ подразделяется на три основных периода:

Период западного Чжоу:

• укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура;

• Общество характеризуется высокой степенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения;

• Дворцовая система управления

Период Восточного Чжоу:

• развитие ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества;

• упадок наследственного землевладения родовой аристократии. Укрепляется частная собственность на землю.

• В период Чжаньего наблюдается дальнейшее развитие землевладения, но с введением земельного налога общинное земледелие перестает существовать. С середины VIIIв. до н.э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, государство распалось на множество самостоятельных единиц.

Царство ЦИНЬ возникло примерно в III-II в. до н.э.

Этому государству присущи следующие черты:

• узаконилось право частной собственности на землю;

• проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей;

• новое административное деление было произведено по территориальному принципу;

• налоги взимались исходя из количества обрабатываемой земли;

• войско было перевооружено и реорганизовано.

Правление династии ХАНЬ подразделяется на следующие периоды:

• западный (или ранний);

• правление Ван Манна;

• восточный (или поздний).

В ранние периоды развития рабство достигло наибольшего распространения, что явилось причиной обострения социальных противоречий.

Период правления Ван Манна можно отметить следующими чертами:

• отменой частной собственности;

• объявлением всех земель царскими;

• восстановлением общинного землевладения;

• отменой частного рабовладения.

Основные категории населения в Древнем Китае:

• родовая аристократия;

• свободные крестьяне – общинники;

• рабы.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТь В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СУДЕБНОЕ УСТРОЙСТВО И АРМИЯ

На протяжении всей истории рабовладельческого Китая существовала монархическая форма правления. Зарождается идея неограниченной власти правителя – ВАНА. Монархия была наследственной и по форме являлась типичной восточной деспотией.

В руках ВАНА находился обширный и разветвленный аппарат управления:

Категории должностных лиц:

• высшие гражданские чиновники(помогали вану в различных видах административной деятельности);

• военные чиновники;

• советники, прорицатели.

Император
Армия Центральный аппарат Судебная система (суд не был отделен от гос администрации. Верховный судья – ВАН)
• императорская армия • народное ополчение • министры (чэнсяны) • цензор(юйши дафу) • сборщик налогов (шарфу) • главный судья (тинвей) • командующий войском (тайвей) • суд императора • суды округов • суды уездов • суды волостей • суды общин

 

4) ВЛАДЕНИЕ В РИМСКОМ ПРАВЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА. Не существует ничего общего между собственностью и владением.

Владение – фактическое обладание вещью, отношение к ней как к своей без формального на то права.

Способы приобретения владения:

завладение – приобретение никому не принадлежащих движимых вещей и диких животных. Завладение представляло собой окончательный захват вещи.

передача владения, традиция.

Способы передачи владения:

• передача товара осуществлялась путем передачи ключей от помещения, где находится товар;

• «передача длинной рукой». Продавец при отчуждении недвижимости мог просто показать покупателю передаваемый участок с башни, этого было достаточно для передачи владения;

• – «передача короткой рукой» (стала возможна при Юстиниане) – передача владения лишь изменением субъективного момента, т. е. воли сторон в отношении вещи;

• самовольный захват владения

• приобретение владения через других лиц получило признание лишь в классическую эпоху, когда крупную роль в хозяйствах стали играть вольноотпущенники.

Способы прекращения владения:

• недобровольная потеря владения, когда достаточно утраты фактического господства над вещью;

• добровольная потеря владения, когда требуется утрата обоих элементов владения (волевого и материального).

Владение от собственности отличается правом распоряжения (определением судьбы вещи). Самым распространенным видом владения было владение провинциальной землей. Ею можно было пользоваться, извлекать и присваевать приносимый ею доход, однако право собственности на эту землю принадлежало государству и владелец должен был платить ему налог. Основания владения - оккупация (захват вещи), при этом захват не должен быть ни тайным, ни насильственным. Нельзя сделаться законным владельцем с помощью купли-продажи, дарения, обмена (т.к. эти деиствия порождаются правом собственности). Владение не может быть вечным. Приобретательная давность - сроки приобретательной давности менялись.До тех пор пока законный собственник не докажет прав на вещь, претор окажет владельцу всю возможную защиту. Бремя доказывания лежало на истце. Владение - это добросовестное пользование, но было еще держание - посредственное владение, держание - это когда собственник вещи известен и не удаляется от извлечения дохода (наем квартиры, рабочего).

Демократия в афинах

По форме правления Афинское государство представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане были равноправными и могли принимать активное участие в политической жизни.

• отсутствие бюрократии и чиновничества.

• мощное гражданское общество.

• Хорошая система сдержек и противовесов.

• Отсутствие массовой нищеты.

• Сеть импичментов (остракизма)-как способа защиты демократии.

• установлен этот демократический режим был без гражданской войны.

• поистине существовала «власть народа».

Права гражданина:

• право на свободу и личную независимость от другого человека,

• право на земельный участок на полисной территории,

• право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений,

• право на ношение оружия и службу в ополчении,

• право на участие в делах государства,

• право на почитание и защиту отеческих богов, право на защиту и покровительство афинских законов.

6) Гражданская война в Риме:

Кризис римского полиса. Причины:

• большое количество рабов

• обеднение населения

• несоответствие территории и управление полисом.

 

Первая половина I века до н э Вторая половина I века до н э
Существование 2-х партий: оптиматы и популяры. Оптиматы – республиканцы, за сохранение того, что есть. Популяры – за решительные изменения, ликвидацию римского полиса. Борьба между этими партиями, лидируют оптиматы. Луций Корнеа Сулла в 88г до н э захватил Рим, в 82 г до н э повторно захватил. 82 – 70 гг до н э- сулланский режим, т е диктаторский Проскрипции – право убивать на улице. Сенат – 600 чел. Режим Пая 74 – 71 гг до н э после восстания Спартака (глодиатора) Закон запрещал брак с рабами. Проблема кризиса не решена.   К власти приходят популяры Помпей Гней, Марк Красс(победитель Спартака) Гай Юлий Цезарь (из бедной, но знатной семьи) 60г до н э – Помпей, Красс, Цезарь тайно заключили 1 триумвират Врагами становятся Цезарь и Помпей Январь 49 г. До н э Цезарь переходит реку Рубикон и застает Помпея врасплох, Цезарь вышибает легионы 49 -45 гг до н э – гражданская война 43г до н э – Липид, Антоний и Актавий объявляют себя триумвирами и захватывают власть.  

 

Билет 5.

Билет № 8.

Социальное регулирование и правовой статус населения в локальных группах охотников собирателей.

• Отсутствие власти, но с институтом посредников между кланами;

• Наличие авторитетных лидеров вроде вождя;

• Система возрастных классов.

• Вся власть внутри группы охотников- собирателей осуществлялась в рамках семьи на основе половозрастного разделения труда: мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины собирательством и ведением домашнего хозяйства, старики - обучением детей.

• Никаких формальных органов принуждения и контроля в таком обществе не было. Во главе группы мог находиться наиболее авторитетный её член – самый опытный и умелый.

Правовой статус:

• равенство всех членов;

• Система добычи, распределения и потребления пищи основана на строгой уравнительности;

• Социальные права с учётом ролевых функций одинаковы;

• Каждый волен принимать самостоятельные решения вплоть до разрыва с группой.

Характеристика локальных групп:

• Маленькая

• Подвижная

• Кочевая

• Господствует потребительское хозяйство

• Управляется союзом старших мужчин (мужской союз)

• Тотемизм

• Нет лидеров

• Вели оседлый образ жизни (это Бердникова давала)

Почему в древнем государстве юридически население не было равно? (спрошу в понедельник у Бердниковой, потом скину)

Реформы Солона. Диктатура Писистрата

К VI в. до н. э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к социальному расслоению свободного населения. Требовались глубокие социальные и политические преобразования.

Солон (с 594 г. до н. э. – архонт) провёл ряд реформ:

• отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств;

• ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника;

• произвел преобразование государственного строя:

* Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.

*Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание.

*Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот.

* Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.

*Суд при Солоне стал составляться из всех граждан.

• Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря.

Билет № 9

Новейшие концепции генезиса надобщинных структур. Образование протогосударств.

Все взгляды на политогенез делятся на 2 части:

Интеграционные Конфликтные
Представитель: Виттофогель • Медленное вползание в государство • Множество причин • Усложнение редистрибуции и реципрокации • Усложнение жизни общества Представитель: Фрид • Борьба за ресурсы • Борьба между территориями

Как появляется право?

Признак появления права: правовой обычай – 1 источник права. Функция: саморегулирование организации людей.

Вид права- обычное право

Параллельно с возникновение государства шел процесс формирования права.

Образование частной собственности и раскол общества на непримиримые классы сделали первобытные обычаи непригодными для регулирования поведения людей. В новых исторических условиях понадобились нормы, которые бы выражали волю господствующего класса. Этот класс поначалу стремился приспособить обычаи прошлой эпохи к своим потребностям, в силу чего постепенно менялось содержание обычаев. Они трансформировались в юридические правила, перерастали в правовые нормы.

Кроме трансформации обычаи источником образования правовой системы служили акты государственных органов. Особенно активной была правотворческая деятельность органов юстиции, созданных уже на раннем этапе возникновения гос-ва. Источником правообразования служили также многие судебные решения, которым придавалось значение общих правил.

Создавшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений для обеспечения привилегированного положения рабовладельцев.

Право возникло как качественно новая неизвестная первобытному строю система социальных норм. Для проведения в жизнь правовых норм гос-во использовало принудительную силу гос.аппарата, различные меры гос.принуждения.

Социальный строй Древней Индии. Совпадала ли социально – юридическая и социально – экономическая структура населения. Почему.

Государственный строй.

А) Ареопаг - состояла из 9 архонтов и секретаря, избиравшихся с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки – в совете пятисот (докимасию) и в гелиэе. Они самые богатые люди, их практически никто не мог подкупить. Ф-ции: рассматривала религиозные и семейные дела, а так же дела, касающиеся нравственности., в общем различные судебные ф-ции.

Б) Экклесия – народное собрание МУЖЧИН с 20 лет, но только те, которые прошли армию. Компетенция народного собрания охватывала все стороны жизни Афин (вопросы войны и мира, избрание должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города и обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей). В народном собрании мог выступить любой участник, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

В ) 10 стратегов - они как бы уравновешивали ареопаг(система сдержек и противовесов). о сновная функция – верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин, собирали военные налоги. Они тоже были богатыми, избирались путем поднятия руки.

Г) совет 500 (пятисот) (булэ): был рабочим органом народного собрания, членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший 30 лет. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (террит. ед-ца). Члены Совета получали жалование. Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение народного собрания. Совет контролировал исполнение постановлений народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат Афинского гос-ва действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот. По истечении срока полномочий члены совета давали народу отчет.

Д) Гелиэя – состояла из 6000 чел-к. (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан, не моложе 30 лет.5 тыс судей,и 1 тыс запасные. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела, гос-е дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных гос-в. помимо судебных функций Гелиэя так же выполняла функции в области законодательства. Она была высшим судебным органом, но председательствовал на таких судах ареопаг.

5) Этапы борьбы плебеев и патрициев.

Эта борьба развернулась вокруг двух жизненно важных вопросов: аграрного и вопроса о политических правах.

• 494г – восстание плебеев(плейбецист – плебейское народное собрание, разрешено выбирать плебейских трибунов;

• 449г до н э

• 445г до н э – разрешены браки между плебеями и патрициями

• 326г до н э – запрещена продажа в рабство за долги

• 312г до н э – разрешено приписываться к трибам городским и сельским плебеям без земли

• 287г до н э – создание трибутных комиссий – гос народных собраний.

Борьба мелкого землевладения с крупным, осложнённая ростом задолженности и обнищания мелких землевладельцев — плебеев, тесно переплеталась с борьбой за политическое полноправие, к которому стремилась в первую очередь плебейская верхушка. Сочетание этих двух линий борьбы является основным содержанием всей ранней истории Римской республики.

Лица по институциям ГАЯ

В книге «о лицах» делил все население на:

Свободные(ст 10)

 

Свободнорожд. Вольноотпущ.

• Отпущ. Из плена

• Граждане

• Латины

• Пилигримы

Свободнорожденные – это те, кто родились свободными, а вольноотпущенные – это те, которых отпустили из законного рабства (ст.11).

 

Рабы

• Приравниваются к вещам

• Явл. объектами правоотношений

• В полной зависимости от господ

• С рабами нельзя заключать брак

• Чтобы освободить раба: не менее 30 лет в собств-ти господина

• От рабы всегда родится раб(кроме случая незаконного рождения от римского гражданина- тогда свободный)

 

Также разделяется все население в праве лиц:

• Самовластные(которые осуществл. Власть)

• Подвластные- котор. Нах.под властью (господ, отца, мужа, в кабальной зависимости)

Билет № 10

Право.

• В результате становления полисной системы происходит активизация правотворческой деятельности и постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. на смену неписанным обычаям, толкование которых нередко производило осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме

• Право предстаёт в чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишённый какой-либо мистической и религиозной силы

• Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества

• Утверждение закона как важнейшего источника права, сопровождалось кодификацией ложившихся в более архаическую эпоху правовых обычаев

• В демократической конституции Афин, законах 12 таблиц предусматривалось правило, что решение народного собрания -закон

• С детских лет воспитывалось уважение и почтение к законам

• В результате сложилось в Афинах правовое государство

• В Риме законы рассматривались как священные, поэтому была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система. римское право впервые в Риме выступило в качестве системного,тщательно разработанного, собственно образования. классическое римское право-это вершина в истории прав античности

• На ранних этапах отличалось традиционализмом формализмом и сложными обрядами, тормозившими экономич оборот

• Постепенное превращение Рима в империю, рост рабства, товарного производства требовало адекватной правовой регламентации, следовательно создавалось новое совершенное в технико-юридическом отношении право

 

 

Билет № 11

1.Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации:

• Собственность появляется после того, как сложился гос аппарат

• Отношение «власти тире собственность»

• Частная собственность имела вторичный х-р

• Деспотический характер гос власти

• Мощный чиновничий аппарат

• Плохо развиты законы

• Сакрализация власти

• Застой и неподвижность в обществе (нет класса частных собственников, который был бы склонен)

Частное и публичное право

 

В римском праве в классический период было выделено частое и публичное право. По характеристике Ульпиана публичное право относится к положению римского государства, а частное к пользе отдельных лиц. Различие в методах: пуб.-императивный характер, включало в себя отношение власти –подчинения, част.-отношение формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией в эконом. Неравном положении. В связи с кризисом республиканских порядков, утверждением монархического строя «общественный интерес», лежащий в основе публич. права всё более откровеносвязыался с интересами императоров. в период империи было создано новое пуб право которое порывало с республикан. И демократическими традициями и обосновало произвол римских императоров.

Частное право реализовыалось путем защиты интересов отдельных его представителей, выступивших в качестве собственников

По законам 12 таблиц:

К публичному праву относят нормы о магистратах,уголовных квесторах, коллегии 10 судей, народных собраниях. Известны нормы карающие смертной казнью за преступления против государства, о праве апелляции осуждённого к народному собранию, об исключительном праве центуриатных комиций на вынесение смертного приговора

Частное право

В архаический период не было чёткого разделения на вещное и обязательств право, отличия между владением и част собственностью почти не различимо. Собственность выражалось через глаголы «пользоваться», «владеть», «извлекать доход», «мой» «чужой»

Сервитут представлял собой стеснение прав собственника

Особые виды сделок:

• Манципация-для приобретения собственности, для взятия в кабалу чужого сына, для установления власти над женой, для совершения дара, передачи имущества по наследству

• Нексум- осуществлять ростовщические операции, сделка займа в форме манципации, сопровождавшаяся самозакладом должника

• Iniurecessioспособ приобретения маципируемых и неманципируемыхвещей. сделка заключалась в фрме судебной уступки в присутствии претора и народа

• Спонсия-стипуляция-древнейшая форма устного договора –являлась устным обещанием выполнить определённые обяательства

 

 

Билет № 12

Вопрос 1. Взгляд на политогенез в XX в.
Современная наука исходит из того, что для возникновения протогосударств (простых или сложных) требуется ряд факторов.

 

Первый фактор – оптимальная экологическая среда (долины рек, теплый климат, плодородные почвы, которые регулярно удобряются разливами рек). Следовательно, это подталкивало население к стиранию общинных границ и более тесной интеграции;

Второй необходимый фактор – определенный уровень производства, необходимый для возрастания избыточного продукта. В результате этого возможен был регулярный обмен с соседями, кооперация и координациятруда.

Третий фактор – достижение обществом необходимого демократического оптимума, определенной плотности населения. Именно в центре зоны расселения, где плотность самая большая, возникает соперничество лидеров живущих по соседству. В результате данных процессов наиболее удачливый лидер одной из общин объединял под собой власть соседние общины и, таким образом, возникало протогосударство. Первичная структура- вождество.

Протогосударство – это группа общинных поселений административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения (Васильев А.С.).

Билет № 13

Нормативное регулирование поведение людей в первобытном обществе

Нормативное регулирование людей в первобытном обществе осуществлялось с помощью социальных норм, которые делились на:

• Моральные нормы

• Корпоративные (религиозные)

• Правовые нормы

• Этические

 

Виды социальных норм:

• Ритуалы - это правило поведения, в котором акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной

• Обряды – это правила поведения людей, заключающиеся в символических действиях, но, в отличии от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели

• Мифы – предания, сказания, повествование о Богах, духах, обожествляемых героях, первопредках

• Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного поведения

• Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения людей через призму божественных начал.

• Нормы этикета – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям.

• Моральные нормы – правила поведения, определяющие, что есть добро, а что есть зло.

 

По мнению других ученых, социальные нормы были едиными и неделимыми - мононормы

 

 

Билет 14.

Старовавилонское царство

Общественный строй Вавилонского государства.


Свободное население
Вавилона делилось на:

• полноправных (авилум), могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности;

• неполноправных (мушкену),жители покоренных городов и областей.


Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

•придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;

• различногорода военнослужащие (редум, баирум);

• храмовые служащие;

• чиновничество;

• низшие ступени занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.


Несвободное население
составляли рабы (вардум). Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

 

Государственное устройство Вавилона

Тип государства: Восточная деспотия.

Форма государства: Теократическая монархия.

Государственное устройство: централизованное государство.

 

1) Царь:

-сосредотачивал законодательную, исполнительную и судебную власть;

-власть носила сакральный характер, глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

2) Главный советник;

3) Наместники царя -управители больших городов. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть. Во главе общины назначаемый от царя управитель – рабианум.

4) Регуляраня армия. Во времена воин созывалось общинное ополчение.

Реформы Хаммурапи.

При царе Хаммурапи (1793-1750) частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

• царские (управитель-царь);

• храмовые(управитель царь);

• общинные;

• частные.

Обязательственное право. Законы подробно регулировали следующие положения:

• ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов,скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

• продавцом мог быть только собственник вещи;

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Уголовное право. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

• против личности;

• имущественные;

• против семьи.

Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии(например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело.

Судебные органы по судебной реформе Хаммурапи:

Три типа судов:

• царские,

• общинные,

• храмовые.

Цель: укрепить систему царской юстиции и поставить под государственный


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.26 с.