Тема (модуль) 4. Философия человека — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема (модуль) 4. Философия человека

2018-01-04 202
Тема (модуль) 4. Философия человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек как предмет философского анализа.

В философской традиции человека одновременно рас­сматривали как природное начало, включенное в много­образие естественных процессов на уровне тела; социаль­ное начало, воспроизводящее в духовном опыте социо­культурные связи и отношения; конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение.

Соответственно этим началам сформировались следу­ющие основные интерпретации (концепции) понимания человека: натурализаторская, рационалистическая, социологизаторская, экзистенциально-персоналистская. В рамках натурализаторской концепции человек пони­мается как элемент природы, подобный животным, а значит, подчиняется одним тем же законам функциони­рования.

Рационалистическая концепция сущностные особен­ности человека связывает с наличием у него разума, соз­нания, целеполагающей, в отличие от животного, дея­тельности. Причем разум рассматривается как основа­ние не только человеческого, но и природно-космического существа.

Социологизаторская концепция рассматривает чело­века как продукт не столько биологической, сколько со­циальной эволюции. Человек обретает себя только в об­ществе, где в процессе социализации реализуются его ге­нетически унаследованные качества. Так, в марксист­ской концепции сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В структурализме че­ловек предстает как элемент и производная функция от обусловливающих его различных социальных структур и политических факторов.

Экзистенциально-персоналистская интерпретация понимания человека, характерная для неклассической философии, рассматривает его как особое начало в мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора, таких фе­номенов человеческого бытия, как страдание, страх, одиночество и др.

 

Различные ипостаси человеческого бытия: индивид, индивидуаль­ность, личность

Для описания различных ипос­тасей или характеристик изу­чения человека с точки зрения его родовой принадлежности, социальных отношений и собственной уникальности ис­пользуются понятия индивид (от лат. individuum - неде­лимый), индивидуальность (неповторимое своеобразие отдельного существа), личность (от лат. persona - мас­ка, роль актера).

В понятии «индивид» воплощается родовая принад­лежность человека. Таким образом, когда мы говорим о конкретном чело­веке, что он индивид, мы, по существу, утверждаем, что он потенциально является человеком и, появляясь на свет как индивид, человек постепенно становится лич­ностью, обретая свое особое измерение и качество.

С логической точки зрения, индивид является по­следним звеном в цепи род - вид - индивид, где род и вид (соответственно, человечество - человек) - общие поня­тия, а индивид, отличаясь от других индивидов, пред­ставляет собой самостоятельную конкретную сущ­ность.

Многомерность личности, выражающаяся в различ­ных подходах к ее изучению, и составляет сущность личности. Человек с такой точки зрения предстает:

•как результат и участник историко-эволюционного процесса, носитель и творец социальных программ пове­дения, общения и деятельности, в ходе которого осущест­вляется как становление личности, так и преобразова­ние природы, общества и самого себя;

•как субъект свободного, ответственного и целенап­равленного выбора своего жизненного пути и поведения, как целостная, автономная, устойчивая система уни­кальных и неповторимых индивидуальных качеств.

Инди­видуальность проявляется в специфических характер­ных для индивида признаках и чертах темперамента, особенностях познавательного процесса (ощущения, во­ображения, мышления, памяти), личностных интересах и привычках в индивидуальном стиле общения, поведе­ния и деятельности и т. д.

Соотношение понятий индивид, личность и индиви­дуальность может быть выражено следующей форму­лой: «Индивидом рождаются (поскольку он продукт антропогенеза). Личностью становятся (учитывая, что это индивид, усвоивший общественно-исторический опыт и активно представляющий себя в соответствую­щих видах деятельности конкретного общества). Инди­видуальность отстаивают (ибо индивид преобразует мир и себя на основе только ему присущих качеств и ин­дивидуального стиля жизни и деятельности)». Каждый человек на свой лад выражает человечество через своеоб­разное смешение его элементов.

Триединая модель че­ловека: тело, душа, дух

Каждый конкретный человек представляет собой уникаль­ную ценность. Многомерные измерения человеческой лич­ности высвечивают самые разные его характеристики через описание его типологических особенностей. В рам­ках двуединой модели человек понимается как биосоци­альное существо, генетически и функционально обу­словленное эволюционным развитием природы и обще­ства.

В философии сложилась и более объемная, так назы­ваемая триединая модель человека, рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Рассматривая человека с точки зрения в большей степени философских, чем научных ипостасей, следует иметь в виду, что реальный человек представляет собой неразделимое единство телесного, психического и ду­ховного начал, каждое из которых дополняет и конкре­тизирует друг друга.

Антропосоциогенез. Концепции ант­ропогенеза

Важное значение для понима­ния сущности человека, путей развития общества имеет выяс­нение вопроса о происхожде­нии человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. antrdpos - человек, genesis - происхождение) - учение, объединяющее в себе различные представления о проис­хождении и становлении человека и общества в процес­се их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхожде­ния человека. Наиболее ранние подходы связаны с раз­личными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. creatio - творение, создание) модель происхож­дения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхож­дение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из царства животных. Человек, согласно религиозной тео­рии, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.

Наибольшую извест­ность во второй половине XIX в. получила эволюцион­ная теория Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхож­дение человека и половой отбор» (1871) и других Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции ле­жит естественный отбор. Главную причину изменчивос­ти организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование вы­живают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существо­вания. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естествен­ное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.Ответить на этот вопрос попытался Энгельс в своей трудовой те­ории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления челове­ка, Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека. Труд - это целесооб­разная деятельность по преобразованию вещества при­роды с использованием орудий труда. Трудовая деятель­ность, считал Энгельс, присуща только людям и высту­пает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, привел к развитию мозга, появле­нию сознания и речи.Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способ­ности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

 

Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания

Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, к своему разуму, считая его важнейшим достижением чело­века. Это действительно самый поразительный и загадочный феномен жизни, возника­ющий на определенном уровне развития материи. С по­мощью сознания, разума человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и грядущее - в то, че­го уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически.

Важнейшей характеристикой сознания в его философ­ском осмыслении является способность сознания к мыс­ленному построению действий и прогнозированию их последствий, контроль и управление поведением лич­ности, ее способность отдавать себе отчет в том, что про­исходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Функция сознания есть самооценка, саморефлексия в ее уникальности, неповторимости, не­посредственном переживании человеком системы своих отношений к миру и самому себе.

К отличительным признакам сознания человека, от­личающим его от психики животных, можно отнести:

изготовление орудия труда и использование их как средства производства материальных благ;

целеполагание - функциональное свойство созна­ния человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме и полагать в качест­ве цели образы продуктов деятельности как специфиче­ски человеческой формы активного отношения к при­родному, сознательному и духовному миру;

абстрактное (понятийное) мышление. Животные лишены понятийного мышления. Формы опосредован­ного и обобщенного отражения, зачатки которого име­ются у животных, в результате длительной историче­ской эволюции перерастают в специфические человече­ские формы отражения - язык и мышление;

самосознание - способность рефлексивно относить­ся к продуктам духовной деятельности; выделять себя из окружающего мира; осознавать свое отношение к ми­ру, себя как личность, свои поступки, интересы, мысли, желания. Становление самосознания обусловлено широ­ким социально-культурным контекстом и возникает в процессе деятельности между людьми. Образ своего са­мосознания включает такие компоненты, как когнитив­ный - образ своих качеств, способностей, внешности, со­циальный значимости (самопознание); эмоциональный (самоуважение, себялюбие и т. п.); оценочно-волевой (стремление повысить свою самооценку, завоевать ува­жение и т. д.).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.