Эколого-орнитологическое обследование района — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эколого-орнитологическое обследование района

2018-01-04 158
Эколого-орнитологическое обследование района 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АЭРОДРОМА

Перед выполнением профилактических мероприятий по сни­жению численности птиц необходимо выявить условия, способ­ствующие их концентрации, а также места и сроки скоплений птиц. Это можно сделать только в результате эколого-орнитологического обследования. Данное мероприятие, как показала за­рубежная практика, имеет весьма важное значение. Например, обследование 12 районов аэродромов в Новой Зеландии позволи­ло целенаправленнее вести борьбу с птицами, в результате чего число столкновений с ними сократилось в среднем на 30%, а на отдельных аэродромах — на 46% (с чайками число столкновений уменьшилось на 89%).

Особенно широкое распространение обследование районов аэродромов получило в странах Западной Европы и Северной Америки. Так, на всех военных аэродромах в Бельгии орнитоло­гическое обследование осуществляется в обязательном порядке каждый год. В процессе его собираются сведения о ландшафтных изменениях, доминирующих типах почв и растительности, сель­скохозяйственных работах, наличии скотоферм и звероферм, сва­лок, заболоченных участков, водоемов и других объектов, способ­ствующих концентрации птиц. Все военные аэродромы в Англии обследуются в радиусе 14 км. На основании полученных резуль­татов составляется карта-схема масштаба 1: 50000, на которой указываются наиболее привлекательные места для птиц.

В ФРГ все военные авиабазы обследуются в радиусе 6 км. Обследование повторяется каждые 2—4 года. С 1974 г. прово­дится регулярное обследование каждого гражданского аэродро­ма (по выражению местных специалистов — биотопная экспер­тиза). Первое из них, самое тщательное, занимало около 2 лет. Во время его собиралась информация о геологических, гидрологических, метеорологических, метеорологических и почвенных условиях, раститель­ном покрове, населении птиц, наличии свалок и хозяйственных объектов, привлекающих птиц, и т. д. Обследование на аэродромах, где эксплуатируются реактивные самолеты, повторялось каждые 2 года, а на остальных аэродромах оно проводилось с периодичностью в 4 года. В результате систематического про­ведения биотопных экспертиз число столкновений в большин­стве аэропортов страны заметно уменьшилось.

В амстердамском аэропорту Шипол эколого-орнитологическое обследование осуществлялось в течение ряда лет каждую третью неделю. Тщательному осмотру были подвергнуты и все наиболее птицеопасные аэродромы в США и Канаде.

В гражданской авиации СССР детальное эколого-орнитологическое обследование было проведено лишь на нескольких аэродромах, хорошим примером тому служат работы в аэропорту Алма-Аты. Основная часть аэропортов, где регулярно отмечают­ся случаи столкновений воздушных судов с птицами, нуждается и безотлагательном и тщательном обследовании.

Первое обследование аэродрома и прилегающей к нему тер­ритории может провести только группа квалифицированных спе­циалистов, включая опытных орнитологов и ботаников. Для повторных осмотров требуется значительно меньше сил и време­ни, а в тех аэропортах, где введены штатные должности орнито­логов, они могут быть выполнены непосредственно данными спе­циалистами.

В настоящее время эколого-орнитологическое обследование отечественных аэродромов осуществляется разными методами, что связано с отсутствием единых требований к его проведению. В отдельных случаях осмотр оказывается поверхностным или охватывает недостаточную по площади территорию. Первое эко­лого-орнитологическое обследование в большинстве аэропортов страны целесообразно осуществлять по следующей схеме.

На территории аэродрома организуются систематические на­блюдения за орнитологической обстановкой, которые проводятся по 2 ч утром и вечером 1 раз в пять дней с наблюдательных пунк­тов, расположенных в торцах ВПП. В течение этого же дня совершается обход вдоль границы ВПП для подсчета птиц на летном поле и сбора на ВПП остатков сбитых птиц. В резуль­тате, наблюдений устанавливаются маршруты, высоты, интенсив­ность и суточная активность перелетов птиц, места их локализа­ции и характер пребывания на территории аэродрома.

В остальные дни проводится маршрутное обследование аэро­дрома в радиусе 10—30 км (граница обследуемой территории уточняется с учетом дальности суточных перелетов у местных ви­дов птиц, которая, как правило, составляет около 10—20 км). В результате осмотра устанавливаются: места концентрации птиц; число и видовой состав скапливающихся птиц; характер их поведения в местах концентрации (гнездятся, кормятся, отдыхают, ночуют); периоды суток, когда образуются скопления; особенности среды обитания, способствующие концентрации птиц (наличие деревьев, кустарников, тростниковых зарослей, водоемов, сельскохозяйственных полей, свалок, скотоферм, звероферм, элеваторов и прочих хозяйственных объектов.

Эколого-орнитологическое обследование лучше иногда производить с помощью имеющихся на аэродроме транспортных средств: велосипедов, мотоциклов, автомобилей, моторных лодок. В некоторых случаях территорию целесообразно осматривать с вертолетов или небольших самолетов, что позволяет за короткий промежуток времени оценить видовой состав и численность птиц на обширных площадях. Наиболее хорошо поддаются авиационному учету крупные птицы с белым оперением (лебеди, пеликаны, цапли) или имеющие контрастную окраску. При их проведении целесообразно пользоваться биноклями с 6—8-кратным увеличением. Для контроля глазомерных определений численности больших скоплений птиц желательно производить фотографирование.

Следует учитывать, что с борта самолета (вертолета) отличить миграционные перелеты птиц от обычных (кормовых и пр.) перелетов значительно проще, чем при наблюдении с земли, так как появляется возможность проследить путь птиц на большом расстоянии. Полученные при авиационных учетах данные являются более объективными по сравнению с результатами наземных наблюдений, так как использование авиации позволяем осмотреть большую территорию за столь короткое время, что птицы не успевают существенно переместиться и подвергнуться учету повторно. Необходимо принимать во внимание, что эти данные оказываются, как правило, несколько заниженными при подсчете птиц в больших скоплениях.

Метод авиационного обследования наиболее предпочтителен при работах в труднопроходимой местности (сильно пересеченной, заболоченной и т. д.). Маршруты для обследования следует прокладывать с таким расчетом, чтобы были осмотрены все участки территории. Учитывая, что размещение птиц, как правило, меняется в течение суток, необходимо каждый участок осматривать в утренние, околополуденные и вечерние часы.

Для выявления сезонных особенностей орнитологической об­становки обследование следует проводить в периоды: массового весеннего и осеннего перелета птиц; начала гнездования; массового вылета птенцов из гнезда; перелета на линьку; активныхпослегнездовых и зимних кочевок.

Для дополнения результатов обследования рекомендуется произвести опрос экипажей воздушной разведки, а также работников аэропорта, знающих местных птиц или проводящих визуальные и радиолокационные наблюдения за их перелетами. Результаты обследования и опроса целесообразно сопоставлять с данными о перелетахптиц, полученными от местных обществ охотников, промысловых и спортивных охотничьих хозяйств, лесничеств, краеведческих музеев, зоологических кафедр университетов, научно-исследовательских и педагогических институтов, а также с соседних аэродромов. С этой же целью рекомендуется использовать орнитологическую информацию, содержащуюся в литературныхи специальных картографических материалах по данномy району.

После сбора данных об орнитологической и экологической обстановкe производится всесторонний анализ факторов, способствующиx концентрации птиц в районе аэродрома. Изучение полученной информации наиболее эффективно при условии ее картирования на крупномасштабной схеме района аэродрома, на которой показано размещение естественных биотопов и сельскохозяйственных угодий. Это позволяет установить связь птиц с территорией и, следовательно, дает возможность выяснить условия их обитания в конкретных местах района аэродрома.

Наиболее простым признаком, указывающим на особенности средыобитания, способствующие концентрации птиц, является характер поведения птиц в местах скоплений. Например, скопление на лугу отдыхающих птиц указывает на то, что их привлекает здесьнизкий травяной покров, не позволяющий хищным зверям незаметно к ним подкрадываться. А скопление на лугу кормя­щихсяптиц указывает на то, что на данном участке их привле­каетрастительная или животная пища.

При проведении обследования необходимо учитывать, что в районе аэродрома находятся участки, по своим природным усло­виям пригодные для массового обитания птиц, но по каким-либо причинам не используемые ими. Такие участки из-за проведенных мероприятий могут осваиваться птицами после вынужденнойпотери ранее занятых мест. Поэтому нужно прилагать уси­лия к выявлению «резервных» участков.

Характер поведения и размещения птиц изменяются под влиянием хозяйственной деятельности человека, климатических и других факторов. В связи с этим необходимо проводить допол­нительное обследование района аэродрома в те дни, когда в окружающей среде ожидаются существенные перемены. Резуль­татыпроводимого обследования должны регулярно анализироваться для внесения необходимых корректив в план авиационно-орнитологических мероприятий. ИКАО рекомендует ежегод­но обследовать каждый птицеопасный аэродром, несмотря даже нарезкое сокращение числа столкновений.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.