Шпаргалка для начинающего журналиста — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Шпаргалка для начинающего журналиста

2018-01-04 103
Шпаргалка для начинающего журналиста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Информация по проведению

единого информационного молодежного дня по теме: «Молодежь в информационном пространстве: молодежные СМИ, социальные сети»

 

Как показывают социологические исследования, значительную часть досуга молодежи заполняют электронные средства массовой информации – интернет, радио, телевидение, видео. Посредством их сегодня формируется внутренний мир молодых людей, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. Стоит обратить внимание на то, что на выбор информационного ресурса влияет доверие, мнение окружающих, привычка и удобство.

Популярными информ-ресурсами среди студенческой молодежи считаются социальные сети, мобильне приложения (Viber, WhatsApp). Молодежь все больше общаются в Интернете. Самым часто используемыми социальными сетями являются «VK», «Instagram», реже «Twitter» и «Facebook». Молодежь легче всего воспринимает информацию через видеоролики и статьи; изображения с комментарием и через твиты. Последние новости узнают из Интернета и в меньшей степени - из ТВ (НТВ, Первый канал, Россия); из радио, газет и журналов.

Средства массовой информации, обладая широкими возможностями, охватывают все сферы гражданского общества и играют основополагающую роль в процессе формирования общественного мнения, культуры, мировоззрения и ценностных ориентаций личности. Формирование актива молодых медиа-специалистов и молодежных СМИ, их поддержка и развитие.

Одна из задач реализации государственной молодежной политики является формирование актива молодых медиа-специалистов и молодежных СМИ, их поддержка и развитие.

На сегодня в некоторых общеобразовательных организациях республики выпускаются школьные газеты, листовки и бюллетени, освещающие актуальные вопросы молодежи.

Развивается медиа-движение в образовательных организациях высшего и профессионального образования. На базе вузов выпускается 19 студенческих газет («Академия-Инфо», «Большая перемена» PROспект, «Вестник строителя», «Волжская дорога», «Студент», Студенческая правда, «Ульяновец», «Мы-экономисты», «Педвузовец», «Отражение», «Парус», «Розетка», «Лукоморье», «Чебоксарский политехник», «От сессии до сессии», «СтудVESTI.ru»), работает 1 телевидение (ЧГУNews – ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»).

Все организации имеют официальные сайты и группы в социальной сети «Вконтакте». В основном группы «Вконтакте» пользуются популярностью в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева – 6044 чел., Волжском филиале «МАДИ» – 1916 чел., Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова – 2 500 чел., Чебоксарском институте (филиал) ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» – 1753 чел., Чебоксарском музыкальном училище (техникуме) им. Ф.П. Павлова – 894 чел., Чувашском государственном институте культуры и искусств – 1169 чел., Филиале «СамГУПС» в г. Алатыре – 1295 чел. и др.

Ежегодно в целях организации образовательных программ для повышения медиаграмотности молодежи, а также профессиональных навыков молодых специалистов медиа-отрасли проводится фестиваль «Волжские встречи». На нем собираются начинающие и молодые журналисты, будущие операторы, фотографы, и даже режиссёры кино и телевидения. Участники фестиваля в режиме свободного диалога обсуждают актуальные темы для школьных и юношеских СМИ, вопросы воспитания новой медиа-культуры, развития и модернизации детских теле- и киностудий с учетом появления современных технологий.

20 декабря 2017 года на базе БУ «Национальная библиотека Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии состоится коворкинг «Социальные сети – важный инструмент для молодежи» для ответственных лиц за публикацию информации в официальных группах образовательных организаций республики «ВКонтакте» и представителей студенческих средств массовой информации. В рамках мероприятия пройдут семинары и мастер-классы от блогеров и экспертов по повышению эффективности работы в социальных сетях.

 

Для проведения ЕИМД по указанной теме необходимо:

1. Обеспечить доступ в социальную сеть Интернет в аудитории, где проводится встреча с представителями молодежи.

2. В целях популяризации социально значимого контента необходимо ознакомить представителей молодежи со следующими Интернет-ресурсами, в том числе своего учреждения образования.

3. Ознакомить с основами информационно-коммуникативной деятельности (журналистикой) (приложения № 1,2).

 

Молодежный портал Чувашской Республики http://молод21.рф/
Управление молодежной политики   https://vk.com/chuvashyoung
сайт БОУ ЧР ДО «Центр молодежных инициатив» Минобразования Чувашии http://21zmi.ru/
Центр молодежных инициатив   https://vk.com/21zmi
Российские Студенческие Отряды   http://vk.com/rosstudotriad
Советы Работающей Молодежи Чувашии https://vk.com/21zmi_srm
STUDENT L!VE   http://vk.com/clubstudent_live
Профессиональное творчество и олимпиады   https://vk.com/proftvorchestvo
Студенческие Научные Общества Чувашии http://vk.com/sno_chr
КИБЕРДРУЖИНА | ЧУВАШИЯ   https://vk.com/kiberchr
Республиканская проектная школа   https://vk.com/csp21
Школа вожатского мастерства https://vk.com/shvmche
Республика Чувашия | РПК ВФМС2017 https://vk.com/wfysrpc21
Молодые семьи Чувашской Республики https://vk.com/molsem21
Студенческие и молодежные СМИ Чувашии   #ЛюбиЧувашию# Канаш     Молодёжное Правительство города Канаш   Штаб ССУ Канашского педагогического колледжа Минобразования Чувашии   Канашский строительный техникум Минобразования Чувашии (студсовет)   Лицей государственной службы и управления http://vk.com/club88411839   https://vk.com/club88895763 https://vk.com/club79594735 https://vk.com/stabkpk21 https://vk.com/kanstroiteh     https://vk.com/lgsiu
Канашский финансово-экономический колледж Филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Управление молодежной политики https://vk.com/club148013384 https://www.instagram.com/molod_21/
Центр молодежных инициатив https://www.instagram.com/

Приложение № 1

Часть 1

Журналистика - информационно-коммуникативная деятельность.

Коммуникация - общение - процесс обеспечения взаимопонимания людей посредством обмена информацией -све­дениями, мыслями, идеями, эмоциями.

Сущность журналистики в деятельности журналиста по сбору, обработке, компоновке и распространению инфор­мации в обществе.

Одна из основных функций журналистики - формирование и отражение общественного мнения.

Свойства информации:

- Снятие неопределенности. Журналистская информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформи­ровать свою собственную модель мира. Чем полнее, объективнее будет информация, тем больше шансов, что мо­дель внешнего мира у каждого человека, пользующегося этой информацией, будет адекватной этому миру.

- Способность информации быть ценной или бесполезной. Причем ценность информации - свойство непостоянное. Журналисту всегда приходится помнить о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Отсюда следует, что если редакция газеты предугадывает информационные потребности своих читателей, а журналисты на эти потребности откликаются, то успех этого издания обеспечен.

- Избыточность информации. Абсолютно новая (безызбыточная) информация требовала бы постоянного напряжен­ного внимания, человек, воспринимающий ее быстро бы уставал. Избыточность сообщения делает его более убеди­тельным и достоверным. Однако журналист должен учитывать подготовленность своей аудитории и не разжевы­вать то, что и так понятно.

Требования к журналистской информации:

- Оригинальность, не банальность сведений. Новизна может быть не только в фактах, но и в форме подачи, в не­обычной точке зрения на уже известные факты.

- Доступность или декодируемость сообщения. Язык, который использует журналист, должен быть понятен и есте­ствен для читателя. Журналист должен учитывать уровень знаний и культуры аудитории.

- Информация должна быть релевантна, то есть уместна. Журналист готовит материал, учитывая потребности и ин­тересы аудитории.

РЕДАКЦИЯ

Создание редакции и ее состав. Чтобы студенческая газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты многих молодых журналистов. Сколько должно быть молодых журналистов? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел студенческой жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества...

О чем писать?

Где взять тему для материалов? Темы вокруг нас. Но часто молодые журналисты не представляют, о чем можно написать в газету. А написать можно практически обо всем. О том, например, как студенты учатся, как занимаются спортом, о любимом кружке, о своем друге. А разве мало вопросов волнует ребят. Часто они обсуждают, всегда ли правы взрослые, откуда в людях жестокость, как бороться с несправедливостью, кого можно считать настоящим другом. Разве это не может стать темой для заметки? Молодым людям хочется получить ответ не от взрослых, а именно от своих сверстников, сравнить собственный взгляд на проблему с мнением ровесников. Хочется научиться размышлять, спорить, доказывать. Пишите об этом. Самое главное – постарайтесь сделать газету интересной: заинтригуйте читателя материалами об интересных событиях, обсуждением на страницах газеты сложных проблем молодежной жизни, привлекайте к дискуссии читателей, печатайте студенческую рекламу, истории с продолжением, фоторепортажи и т.д.

Очень обогащают портфель редакции конкурсы. Используйте в газете игры, забавы, шутливые мистификации, розыгрыши или конкурсы (например, на самый короткий юмористический рассказ). Проведите, например, Шуточное пятиборье остроумных, Соревнования юных энциклопедистов, или редакционную кампанию, посвященную какой-либо проблеме и т.д.

 

Десять вопросов самому себе, ответы на которые необходимы при написании статей

1. Есть ли ясное представление, о чем эта статья и что в ней должен найти читатель?

2. Написана ли статья просто и ясно.

3. Может ли обычный читатель понять, что сказано в каждом предложении и в каждом абзаце?

4. Есть ли логическая связь между предложениями и абзацами?

5. Достаточно ли статья отличается от других статей на ту же тему, конкретно ли ее содержание?

6. Остались ли в ней неподкрепленные доказательством тезисы?

7. Есть ли в ней не относящиеся к теме рассуждения (словесные дебри)?

8. Есть ли в ней тезисы настолько очевидные, что являются излишними?

9. Представляет ли статья информацию, знакомую большинству читателей, или предлагает что-то свежее?

10. Можно ли усилить статью любым другим способом?

 

Как написать статью?

 

Готов поделиться с вами несколькими приемами гармоничного написания статей, которые вы сможете применить на практике прямо сегодня.

Шаг 1 Определите цель статьи и непременно ее запишите, так как вам в обязательном порядке необходимо указать читателю свою цель. Ну, например, цель данной статьи – помочь читателям моей «Школы Жизни» научиться писать свои статьи эффективнее.Кстати, возникает хороший вопрос: «Зачем?». Здесь все просто, вот уже более 15 лет я следую одному правилу: «Стань полезным для людей, отдавай, и тогда ты в ответ получишь в десятки раз больше». И вы знаете, работает…

Шаг 2 Изложите цель статьи в заголовке, раскройте ее в предисловии к статье и в самом начале статьи. Аж три раза? Ну, конечно, можно и меньше, хотя лучше не экономить на изложении своей цели. Посмотрите на название данной статьи, затем на вводную часть и, наконец, на второй абзац. Все это о цели материала. Такой прием позволяет читателю понять, стоит ли ему тратить свое время на изучение данного материала и принять решение – дочитать до конца, аль нет. Сделай читателю хорошо, и оно тебе не раз еще вернется.

Шаг 3 Создайте план статьи, включающий в себя от 5 до 7 блоков. Ну, например, в этой статье я разбил материал на 5 блоков (шагов для наглядности), прибавьте предисловие и концовочку с выводами – получаем 7 блоков. Большего для статей не нужно, меньше тоже.

Вот план моей статьи, который я набросал за 5 минут, прежде чем стал заполнять каждый из блоков материалом, хотя на начальном этапе вам может потребоваться и больше времени:Название: Как написать статью. Предисловие: Коротко о том, как я учился писать.

Блок 1: Определите цель.

Блок 2: Укажите цель в названии, предисловии и в одном из первых абзацев.

Блок 3: Составьте план статьи.

Блок 4: Добавьте щепотку юмора.

Блок 5: Заполните блоки мыслями, историями или рекомендациями.

Выводы: Подведите итог.

 

Шаг 4 Пошутите. Я не шучу. Ну, нет, конечно же, я шучу, но не сейчас. Пошутите в первом же абзаце. Пусть плоско, пусть кому-то не понравится, но пошутите. Этот простой прием поможет сократить дистанцию между вами и читателем. Вполне возможно читатель скажет: «Ух ты, да это же настоящий человек!». Для примера обратите внимание на мой первый абзац, наполненный самоиронией.

Шаг 5 Заполните составленный план материалом. Не думаю, что этот момент стоит усложнять, ведь у вас есть какие-то мысли, истории и рекомендации. Главное, не опускайтесь до простого копирования – это никому не нужно. Жизнь обратно подкинет вам то же самое, только в большем объеме и в других формах. В конце обязательно перечитайте то, что вы написали, подправьте, вставьте подпись и… обязательно выкладывайте. Никого не бойтесь и не стесняйтесь. На мой взгляд, слова – это энергия, как и все остальное в нашей жизни, и оттого, как и куда эту энергию направить, зависит итоговый результат. У вас может быть вагон правильных мыслей, но и его лучше всего систематизировать и в правильной форме выдавать читателю. Делитесь мыслями и опытом, преуспевайте.

 

«ПРИДИРКИ» К СТУДЕНЧЕСКИМ ГАЗЕТАМ

1. Отсутствие анонсов.

2. Несоответствие фото и заголовков содержанию статей.

3.Много взято из Интернета.

4. Отсутствие актуальных и проблемных материалов.

5. Слишком большие, трудночитаемые статьи.

6. Маложанровость.

7. Отсутствие постоянных рубрик.

8. Много статей, написанных взрослыми.

9. Сухое или безличное изложение материала.

10. Длинные нечитабельные цитаты

11. Штампы в названиях материалов

12. Размещение в газете отчетов и пресс-релизов

13. Обилие цифр в одном материале. Если цифры необходимы, то делайте инфографику или отдельные тексты

14. Непонятная периодичность издания. Ответственность, осознание ребятами того, что газета - это периодическое средство массовой информации, которое должно выходить в строго установленный срок. У многих юных журналистов не всегда получается следовать главному принципу выпуска газеты - оперативности. Поэтому некоторые материалы нужно готовить впрок и иметь про запас.

15. Не указан тираж, отсутствует полная информация о редколлегии.

16. Нет веселых материалов из жизни школы. Перепечатка анекдотов.

17. Отсутствие обратной связи с читателями.

18. Подражание в тематике, стиле и форме подачи материала популярным изданиям для взрослых. Как известно, копия всегда хуже оригинала. Начинающий автор вольно или невольно ориентируется на некие авторитеты, и в данном случае важно чувство меры в выборе и степени следования образцам.

19. "Желтизна". В газете недопустимо выяснение личных отношений. Должны существовать неписаные законы, запрещающие публиковать клевету, сплетни, непроверенную и сомнительную информацию. Умело и корректно следует писать детям о взрослых: без вторжения в их личную жизнь, без резкой и неконструктивной критики.

20. Материалы не представляют тему в новом свете.

21. Ошибки и опечатки.

22. Слабый дизайн и верстка.

23. Первая полоса издания (качественный логотип, слоган, крупная фотография, главная новость)

24. Отсутствие «гвоздевого» материала.

25. Отсутствие колонтитулов.

26. Некачественные фотографии.

27. Большие пробелы в абзацах.

28. Мелкий или очень крупный шрифт.

29. Неоперативное освещение событий.

30. Употребление в заголовке одного или нескольких малоизвестных слов

31. Употребление в материале неизвестных аббревиатур

32. Отсылки на события, неизвестные широкой публике

33. Оскорбление через газету

34. Делать ссылки на используемые данные и материалы

35. Черно-белый вариант.

36.Отсутствие колонки редактора

 

Десять предложений на тему: «Как разбудить молодого журналиста» и побудить его исполнять указания руководителя?»

1.Твои» деловые качества известны всем»;

2. «Я уверен, что ты способен на гораздо большее»,

3. «Хочу доверить тебе важную и срочную работу»,

4. «Вряд ли кто-нибудь справится с ней так как ты»,

5. «Ты всегда выделялся своей инициативностью»,

6. «Ты можешь сделать больше, чем сам об это думаешь»,

7. «Я помню, месяц назад ты с блеском написал материал»,

8. «Новая тема расщитана на растущих постоянно будущих журналистов»,

9. «Эта публикация повысит и престиж нашей газеты, и вас собственный престиж»,

10. «Вы знаете всю цепочку наших работ, и без вашего участия эта цепочка порвётся».

 

Пять ответных движений озадаченного молодого журналиста:

1. «Скажите мне, чего вы от меня ждёте. Ясно, недвусмысленно изложите задачу, чтобы таковым было и её испол­нение»,

2. «Дайте мне возможность действовать. Если уж поставили передо мной цель, не мешайте, дайте мне право на ин­дивидуальность»,

3. «Скажите, как идут мои дела? Я хочу узнать, приближаюсь я к цели или нет, на правильном ли я пути?»,

4. «Помогите мне, если я в этом нуждаюсь. Если не нуждаюсь, то не надо меня опекать, контролировать»,

5. «Вознаградите меня сообразно моему вкладу. Принципы материального и морального стимулирования, мотива­ции труда должны работать».

Часть 2.

 

АЗБУКА ЖУРНАЛИСТА

Азы журналистики, как азбука. Выучил буквы и можно учиться читать. Знаешь, из чего состоит материал в газете, и уже можно учиться писать. Именно учиться, потому что, зная, что такое факт, еще нельзя быть журналистом. Этого мало. Правда, не зная, что такое факт - о журналистике можно даже и не мечтать.

ФАКТ - это подлежащее в предложении, это двигатель в машине, это дневник в портфеле, это самое главное, основа публицистического материала!

ФАКТ так же важен для журналиста, как кирпич для строителя!

ФАКТ - ответы на главные вопросы - "Что?", "Где?", "Когда?". Остальное - подробности. Это - скелет, на котором крепятся мышцы, суставы и прочие части организма.

ФАКТ - событие общественной жизни, которое произошло и вызвало интерес.

ОБРАЗ- даже если ты никогда не мечтал стать писателем, а только журналистом, все равно придется научиться составлять образ. Только писатель может использовать при этом выразительные средства, приукрасить, выдумать, а журналист просто не имеет на это право. Только то, что ты видишь, что тебе говорят другие, что уже написано в школьном дневнике, в паспорте, в личном деле или в медкарте героя. У публициста образ всегда будет документальным, потому что его герой в любом случае историческая личность! Даже твой одноклассник вносит свой вклад в историю школы, оставляя на парте надписи или рассаживая оранжереи.

 

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Их три:

1. наблюдение. Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Даже если ты решишь, что зрение тебя подвело, или ты не поверишь собственным глазам, всегда есть еще два способа проверить информацию;

2. интервью или беседа с участниками события, компетентными людьми. Сразу троим не померещится! Поэтому "пока блины на сковородке, больше вопросов повару". Иными словами, куй железо, пока горячо. Спрашивай всех и вся, кого удалось поймать в эпицентре события;

3. работа с документами (приказами, актами, законами, фотографиями, патентами на научные открытия, другими публикациями).

Публицист работает с проверенными фактами. Если он не сам добыл информацию, то проверить ее все равно должен, используя один из методов сбора! Как ни крути, а уметь ими пользоваться необходимо все равно, что врачу статоскопом или скальпелем.

В ПОГОНЕ ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ

Имея в наличии один факт, журналист может написать новость, заметку, интервью, экспресс-опрос, репортаж, отчет. Иными словами: любой информационный жанр публицистики. Они отличаются от других оперативностью, краткостью, отсутствием художественных образных средств выразительности. Факт, в данном случае, будет являться основой материала или информационным поводом для его написания.

НОВОСТЬ - коротко о главном! Информация в двух строках или трех предложениях. Новое развитие старой истории, которая не требует подробного изложения. Это изюм, который можно есть и без пирожка. Уже вкусно! Уже в курсе событий дня.

ЗАМЕТКА - жанр для самых внимательных журналистов, так как им ничего не стоит ЗАМЕТИТЬ интересный факт. Факт сопровождается некоторыми подробностями (кто был организатором события, что послужило причиной, как все прошло, каковы последствия), комментариями специалистов, очевидцев и участников события. Если нет достаточно веского повода делать пространное интервью, или расписывать событие в действии, лучше сделайте небольшую заметку - достигнете большего эффекта. В заметках широко используется цифровой материал.

ИНТЕРВЬЮ - беседа журналиста и героя публикации. Правда, не всякая беседа достойна того, чтобы ее излагали в форме "вопрос-ответ". Герой должен обладать общественной значимостью, владеть информацией, быть компетентным в вопросе, быть просто интересным для читателя. Если герой обладает изысканной речью, часто использует профессиональные термины, то журналист стремится с помощью прямой речи передать колорит беседы, манеру и стиль общения героя. Форма построения интервью проста: вводная часть с представлением героя и тем фактом, который заставил нас обратиться к этому человеку; основная часть с вопросами и ответами; заключение с итогами беседы.

ЭСПРЕСС-ОПРОС - опрос на актуальную тему у нескольких героев разного возраста, разного социального положения и разной профессиональной принадлежности. Таким образом, разные ответы на один и тот же вопрос показывают срез настроения, общественного мнения. Для этого в материале сначала описывается проблема и информационный повод - факт, послуживший поводом для написания экспресс-опроса. Затем представляется палитра мнений: от негативного до положительного, резкие и нейтральные. Желательно в каждом мнение показать, почему именно так думает человек. Выводы обязательны.

РЕПОРТАЖ - самый живой из всех жанров публицистики. Это - рассказ с места события. Журналист не может написать репортаж, не выходя из редакционного кабинета. Он должен все увидеть своими глазами, услышать своими ушами, пощупать (если нужно и можно) своими руками. Для этого глаза, уши, руки и ноги журналиста всегда должны быть в состоянии боевой готовности! Картинка + существенные детали + описание места события, особенности производства + настроение людей-участников + оценка события, размышления над фактами, раскрытие социального смысла. Повествование динамичное. Журналист должен достичь эффекта присутствия, эффекта наглядности и эмоциональности у читателя. Для этого в материале появляется автор, действие описывается с помощью глаголов, преимущественно настоящего времени.

ОТЧЕТ - суше жанра не придумаешь. Скукотища для того, кто любит писать, приукрашая, рассказывать, удивляя. В отчете журналист констатирует факт, как правило, заседание, пресс-конференцию, собрание, встречи, приемы, научно-практическую конференцию, семинар и пр. кабинетные события. Пришел, увидел, написал. Кто собрался, зачем или по какому вопросу, кто что интересного предложил (цитируя дословно), и чем, собственно, все закончилось? Герои выступают с докладами и речами, а журналист ловит показательные мысли и включает их в отчет.

Кроме того, в публицистике есть аналитические и художественно-публицистические жанры. Для первой группы (статья, корреспонденция, обозрение, обзор, рецензия) требуется актуальная проблема и множество фактов, с помощью которых журналист проводит анализ и выходит к предлагаемым путям решения этой проблемы. Для художественно-публицистических жанров (зарисовка, очерк, путевые заметки, фельетон, эссе) главная задача - на основе реальных фактов выстроить образ! Здесь уже широко применяются литературные выразительные средства.

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ ХОРОШИЙ МАТЕРИАЛ

· Тема должна соответствовать идее.

· Избегать очень мелких тем.

· Мысли должны быть ясно и четко сформулированы.

· Стараться не употреблять очень длинных предложений.

· Не употреблять лишних слов.

· Не повторяться в начале сюжета и в заключении.

· У зрителя не должно оставаться вопросов к автору материала.

· Материал не должен быть похож на рекламу.

· В доказательство своих высказываний приводить конкретные примеры.

СОВЕТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕКСТА

  1. Не перегружайте своего зрителя. Делайте предложения короткими. Пользуйтесь простыми знакомыми словами.
  2. Рассказывайте только то, что хотите сказать, не больше и не меньше.
  3. Придерживайтесь настоящего времени и активного залога - это звучит живее. Прошедшее время и пассив должны использоваться лишь в исключительных случаях.
  4. Не бойтесь использовать личные местоимения. Помните, что вы обращаетесь лично к каждому: представьте, что вы разговариваете с другом.
  5. Избегайте клише. Научитесь обходиться без них. Яркие, необычные слова и фразы привлекают и удерживают внимание зрителя.
  6. Придерживайтесь одного направления. Не пытайтесь сделать все сразу. За двумя зайцем погонишься - ни одного не поймаешь.
  7. Будьте оптимистичны. Выражайте эмоции. Ваше воодушевление обязательно должно быть передано в тексте.

 

Четыре типа новостей

l.To, что людям необходимо знать (предупреждения, объявления)

2.То, что люди должны знать (повышение цен)

З.То.что люди хотят знать (свадьба Аллы Пугачевой)

4.То, что забавно знать (кошка забралась на дерево, ее спасли пожарные...)

Миссия новостей

• Искать факты,

• Передавать жизнь настолько полно, насколько это возможно.

• Действовать независимо.

• Отражать пропорции мира,

Типы новостей

I.Официальные / связанные с властью.

2. Культурные.

3. Образовательные, познавательные.

4.Трудовые (о труде, вакансиях, возможностях заработать).

5. Бытовые.

6. Криминальные. 7.Спортивные.

8. Рекламные сюжеты.

9. Случайно увиденные новости.

10.Развлекательные.

I1.Новость - расследование.

I2.Происшествия.

13.Экономические и бизнес - новости.

На какие вопросы должен ответить сюжет:

Кто? Когда? Что? Как? Где? Почему?

Типы сюжетов

1.Экстренные новости.

2.Общие новости.

3.Легкие, положительные новости.

4.Характреные новости (планируйте сами!)

И

1.События произошедшие или происходящие,

2.Предвещающие новости (анонсы).

3.Истории с продолжением («сериалы»).

4.Детализирующие (новости-дополнения к основному сюжету)

Элементы сюжета

1.Идея («Зачем?») - Сверхзадача.

2.Синхрон.

3.Stand-up. (12-15 сек.)

4.Закадровый текст.

5.Интер-шум. (10 % звука - норма)

6. Видеоряд

Интервью

• Сидячее.

• Стоячее.

• В движении.

• Интервью-нападение.

Источники информации.

• Пресс - служба

• Телефон и телефонный справочник

• Телезрители (конкурс на новость)

• Слухи (ОБС) + проверка.

• Газеты

• Специалисты (эксперты)

• Интернет

• Глаза и уши.

Полезно помнить:

-Официальное лицо желательно вытащить из-за рабочего стола (сменароли)

-Оператор должен знать главные вопросы журналиста.

-Крупность плана меняется на вопросе журналиста.

•Расскажите зрителям то, о чем вы будете рассказывать.

•Расскажите это.

•Расскажите, о чем рассказали.

Журналист должен специализироваться на одной — двух - трех интересных ему лично темах, причем его познания в них должны быть на уровне профессионала.

Нежелательно начинать сюжет со stand-up 'a - Вы не самая главная фигура в видеосюжете.

«Советы тележурналисту»(Майкл Делахсй, БиБиСи)

•Правила; Единственное правило: в телевидении нет правил. Но есть порядок и условности, которые помогают человеческому мозгу легче усвоить устную и визуальную информацию, которую вы стараетесь передать. Ближе всего к правилу следующий постулат: Никогда не сбивайте зрителя с толку, если это не является вашим хорошо обдуманным и осознанным намерением.

•Работа в команде: Поговорите со своим оператором до выезда на съемку. Расскажите ему об истории - из чего она будет состоять и как вы хотите ее рассказать. Посоветуйтесь с оператором о кадрах, которые необходимо снять. Если вам требуется специальное оборудование, например, радиомикрофон, предупредите его об этом заранее.

•Подготовка к сюжету (пред-прошводство): В создании сюжета пред-производство (подготовка к съемкам) важно так же, как и пост-производство (монтаж и озвучка). Пред-производство состоит из а) исследования и б) выработки концепциям и «визуализации» истории. Представьте свой сюжет в виде железнодорожного состава. Локомотив - это идея и направление вашею сюжета. Вагоны - это кадры, интервью, монтажные фразы, графика и текст, который вы используете в вашем рассказе. До начала съемки убедитесь в том, что вы выбрали надежный локомотив и заполнили вагоны. Помните, что не только текст, но и видеоряд должен передавать рассказываемую вами историю. Репортаж - это своего рода «супружество» слов и видеоряда, а не сочетание несметного количества слов, которые просто иллюстрируются видеорядом.

•Ответственность: Съемка сюжета требует определенных усилий, как репортера, так и оператора. Однако, в конечном счете, вы, репортер, отвечаете за результат работы и за выход сюжета в эфир. Хвалить либо обвинять в непрофессионализме будут именно вас. И это будет правильно. Поэтому вы должны постоянно знать, что делает ваш оператор. Знать его работу - это ваша работа.

•Делайте заметки: До выезда на съемку напишите а) приблизительный перечень кадров, которые могут вам понадобиться и б) список вопросов, которые вы собираетесь задавать во время интервью. Именно так делают профессионалы. Тот, кто хвалится тем, что он может носить всю эту информацию у себя в голове, на самом деле только думает, что он профессионал,

•Панорамы, Отъезды, Наезды: Будьте осторожны! Используйте их, почему бы и нет, но только если этого требует сюжет. Например, медленный отъезд от репортера во время стенд-ana может эффективно открыть огромное пространство либо пустоту данного места. Или панорама комнаты, заполненной участниками семинара, может показать одного мужчину среди 1 1 женщин. Равно как и перефокусировка от здания к колючей проводке говорит о том, что перед зрителем - место лишения свободы. Но никогда не используйте панораму, отъезды - наезды и перефокусировки, только ради того, чтобы они были.

•Помните о сочетаемости кадров: Избегайте последовательности кадров, состоящей из планов в движении, когда, например, за панорамой следует наезд, а за наездом - кадр, снятый в движении. Старайтесь снять конец движения. Помните: либо в кадре двигаются объекты, либо двигается сама камера. И если вы придаете камере движение, это должно быть оправдано.

• Выбирайте между субъективным и объективным: Каждый кадр может быть разделен по шкале субъективности и объективности. Крупный план может быть субъективнее, чем общий план - движущийся кадр субъективнее, чем неподвижный кадр. Спросите себя, какой стиль больше всего подходит для объекта вашей съемки, и сделайте соответствующий выбор.

• Используйте штатив - Некоторые операторы любят снимать, держа все время камеру в руках. Но многие кадры просто не могут быть сняты без помощи штатива: например, крупный план в конце наезда. Настаивайте на этом, но помните: носить штатив - обязанность репортера.

• Визуальная последовательность («монтажная фраза»): Это - своего рода «кирпич» для построения репортажа. Но чтобы ее снять, требуется время, и зачастую ради этого необходимо просить людей, которых вы снимаете, остановиться и повторить свои действия.

• Повторение и постановка: Вполне разумно попросить кого-нибудь повторить чисто механическое действие, например, выйти из машины и войти в здание. Но никогда не старайтесь реконструировать действие, которое в жизни сопровождается реальными эмоциями. Все равно выйдет фальшиво.

• Интервью: Старайтесь не брать интервью у людей, сидящих за столом, особенно если стол стоит у стены. Постарайтесь привнести в кадр некую перспективу. Делайте интервью более динамичными. Если это значимо.берите интервью у человека во время того, как он что-то делает, например, ведет машину, копает в саду, готовит обед или просто гладит белье. Каждый фрагмент интервью не должен быть длинее 30 секунд, за исключением того, когда человек рассказывает о чем-то очень интересном либо привлекающем внимание. Вы можете включить два или три фрагмента интервью в один и тот же сюжет - но не ленитесь, не разбивайте его на десятки фрагментов и соединяет их ничего не значащими видеорядом с закадровым текстом. Это не репортаж.

• Постановка кадра: При съемке интервью убедитесь в том, что у вас есть хорошая композиция, перспективы и контраст (свет и тень). Проверьте, чтобы за головой человека, у которого берется интервью, ничего не торчало - например, листья растений или электрический кабель. Старайтесь, чтобы ничего за головой у собеседника ничего не было. Попросите оператора посмотреть на кадр через видоискатель. Две нары глаз лучше, чем одна.

•Положение человека в кадре: Если у вас в одном репортаже несколько интервью, убедитесь, что вы снимаете их с разных мест. Это нужно для того, чтобы в смонтированном сюжете ваши собеседники не смотрели в одном и том же направлении.

• Дети: Когда вы берете интервью у детей, расположите объектив камеры на уровне глаз ребенка, а сами присядьте.

•Угол съемки: Если во время съемке интервью камера стоит выше человека, это зрительно уменьшает его fee), а если объектив направлен на человека снизу, это его увеличивает. Как правило, устанавливайте камеру на уровне глаз собеседника либо чуть ниже.

•Перепроверяйте: В конце интервью убедитесь, что оператор проверил и видео, и звук до того, как собеседник ушел.

• Ось: Это воображаемая линия, которая соединяет через двух людей, два предмета либо определяет основное направление действия. Во время интервью ось проходит через носы двух участников. Во время футбольного матча ось как бы проходит от одних ворот до других через центр поля. Во время съемок и монтажа, по мере возможности старайтесь избегать пересечения оси. Если вам нужно пересечь ее разделите два кадра крупным п


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.