Методы научного познания в социально-экономической географии. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Методы научного познания в социально-экономической географии.

2018-01-04 368
Методы научного познания в социально-экономической географии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многоплановость современной экономико-географической науки определила разнообразие методов и приемов изучения социально-экономических процессов, их экологического воздействия. Для этих целей, как и для любого исследования, необходимо использовать сле­дующие пути познания реальной действительности: наблюдение и из­мерение характеристик процессов и явлений; классификацию объек­тов исследования; выработку научного языка; открытие новых прин­ципов, закономерностей, создание теории; решение поставленных проблем и определение путей практического применения полученных результатов.

Из общей совокупности методов исследования следует выделить научные методы познания и конкретные способы и приемы отбора материала, его обобщения и анализа. Совокупность научных методов познания составляет методологию науки, определяет ее направлен­ность и конкретные результаты.

В основе методологии социально-экономической географии ле­жит метод диалектики. Его первейшее и важнейшее требование — рассмотрение всех явлений в их постоянном изменении, развитии и взаимосвязи. В социально-экономической географии четко выражен треугольник взаимосвязей, состоящий из блоков: общество - произ­водство - природная среда. Связи между ними прослеживаются как по главным каналам, так и по дополняющим их направлениям и вы­ражаются людскими перемещениями, потоками энергии, сырья, топ­лива, продукции, информации.

Это множество связей объединяется в группы, к типичным отно­сятся: социально-демографические, производственные, социально-природные (в том числе рекреационные), природно-хозяйственные (включая ресурсные), производственно-экологические и др.

Согласно материалистической диалектике, во всей сложной кар­тине этих связей и зависимостей обязательно прослеживается дейст­вие трех основных законов развития природы и общества: а) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий причины дви­жения и развития материального мира и отражающих его социальных явлений; б) закон перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий характер такого движения и развития; в) закон отрица­ния, определяющий общее направление развития от отмирающего старого к нарождающемуся новому и относительную повторяемость не­которых моментов старого в возникающем новом.

Главной задачей экономико-геоэкологического исследования яв­ляется изучение пространственных связей по всем каналам и направ­лениям. Только в процессе такого познания можно ответить на во­прос, каковы причины территориальных различий в развитии и раз­мещении населения, отраслей хозяйства и их отдельных сочетаний, их воздействия на окружающую среду. Конкретные методические под­ходы к изучению взаимосвязей будут приведены в соответствующих главах учебного пособия.

Второе важнейшее требование, предъявляемое к экономико-геоэкологическим исследованиям, - выявление и объяснение про­странственных различий в территориальной организации хозяйства и населения и их воздействия на окружающую среду. Оно осуществля­ется с помощью метода пространственного анализа. Географическое пространство - это объективная, всеобщая форма существования ма­териальных географических образований и объектов в пределах кон­кретной территории и развивающихся во времени. Следовательно, ат­рибуту «пространственный» присущ фактор времени; атрибут «терри­ториальный» предполагает лишь протяженность географического объекта, его размещение. В основе метода пространственного анализа лежат два принципа: территориальность и комплексность исследова­ний. Эти принципы были сформулированы еще в работах Н. Н. Баран­ского и Н. Н. Колосовского; они являются краеугольными камнями методологии экономической географии.

Территориальность подхода к изучению социально-экономических явлений заключается в том, что они рассматриваются в определенных границах территории, в пределах того или иного района. Территори­альные исследования являются, по существу, порайонными исследованиями. Как указывал Н. Н. Баранский, «географическое мышление -это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее все су­ждения на карту, и, во-вторых, связанное, комплексное». К этим двум принципам следует добавить третий - конкретность. Только конкретный подход может обеспечить правильность анализа и выводов, так как разные районы имеют разные условия для хозяйственной деятельно­сти и жизни человека.

В географии территориальный подход сочетается с отраслевым. При этом можно выделить две разновидности отраслевого подхода раз­личной степени комплексности: а) изучение особенностей размещения какой-либо отрасли в пределах территории крупного района или страны (узкоотраслевой подход); б) сравнительное изучение отраслевой структуры хозяйства нескольких районов (межотраслевой подход). Ши­рокое распространение территориально-отраслевого подхода объясняется сложившейся отраслевой формой управления (объединения, предпри­ятия, министерства) и системой статистической отчетности. Однако уз­коотраслевой анализ не может вскрыть взаимосвязи в системе хозяйст­ва региона, и в этом его главный недостаток. Межотраслевой подход за­ключается в исследовании взаимосвязанных групп, сочетаний отраслей, включая ресурсные, производственные и потребительские структуры. Наиболее выраженным примером таких межотраслевых сочетаний яв­ляются территориально-производственные комплексы, экономические районы. Территориально-производственный комплекс (ТПК) - это соче­тание предприятий на основе производственных связей всех видов и общности использования территории и других ресурсов. Территориаль­ная общность компонентов - решающий фактор образования комплекса. Экономический район - территориально целостная часть хозяйства страны, обладающая такими признаками, как специализация, ком­плексность и управляемость.

Составной частью и необходимым условием метода пространст­венного анализа является картографирование и картографический ана­лиз. Без карты нельзя понять сущность региональных различий, не мо­жет быть действительно территориального исследования.

Во всех экономико-геоэкологических исследованиях необходимо использовать временной анализ - изучение явлений во времени, так как объекты исследования - ТСЭС и их элементы - всегда переходят в той или иной форме от одного временного отрезка к другому, участвуют в соз­дании новых территориальных систем. Поэтому метод исторического под­хода, предметом которого является генезис системы, ее возникновение, становление, развитие, относится к числу общих, основных методов познания. С его помощью можно ответить на вопросы, как изменялась экономика того или иного района, географическая среда, ее хозяйствен­ное использование, как менялись расселение людей и степень хозяйст­венного освоения территории. Поэтому в план географического изучения социально-экономических объектов и явлений обязательно включается раздел об истории их формирования и развития, с него, как правило, на­чинается исследование объекта. Этот метод базируется в основном на литературных, архивных, фондовых, музейных, источниках информации.

В географической науке широко используется сравнительно-географический метод, т. е. метод сопоставления стран, районов, го­родов, результатов хозяйственной деятельности, изменения окру­жающей среды, развития населения и т. д. Он до известной степени заменяет эксперимент, позволяет определить причины, оценить влия­ние условий и факторов на развитие изучаемых объектов. Сравнение может быть в пространстве (региональное) и во времени. При помощи этого метода возможно решение таких важных вопросов, как типоло­гия и классификация изучаемых явлений и объектов, что крайне необ­ходимо в практике планирования и проектирования, прогнозирования. Сравнения позволяют предвидеть по аналогии ход дальнейшего раз­вития социально-экономических процессов, а значит, помогают в про­гнозировании,

Конкретные примеры использования на практике описанных ме­тодов будут даны в последующих главах пособия при изложении ме­тодики исследования отдельных элементов ТСЭС.

Кроме общих методов в географической науке применяется ряд специальных методов и приемов сбора, обработки и анализа обшир­ной информации.

Литературный метод исследования широко применяется в про­цессе исследований, так как он позволяет детально изучить литерату­ру по данной теме, использовать опыт других исследователей и, не повторяя их, внести свой вклад в разработку научной проблемы. Этим методом пользуется каждый исследователь. Литературный метод предполагает тщательный подбор литературы по интересующей про­блеме.

Литературные источники по специальности можно подобрать прежде всего из реферативного журнала «География», который еже­месячно публикует рефераты по всем важнейшим работам во всех от­раслях географической науки. Большую помощь в подборе литературы оказывают специальные библиографические указатели. При непо­средственном ознакомлении с литературными источниками необхо­димо составить по ним рефераты или аннотации. Аннотация - это краткие сведения о содержании работы и ее назначении. На основании аннотации можно составить библиографические карточки по теме и сгруппировать их по основным разделам исследования. Реферат - бо­лее развернутое содержание работы, основные ее положения. На ос­новании рефератов можно дать обзор литературы по теме и оценить степень изученности проблемы.

В социально-экономической географии используются практиче­ски все приемы экономико-статистического анализа: группировки, определение средних величин, ранжирование данных, построение ва­риационных рядов, выборка, корреляции, расчет индексов, построе­ние динамических рядов и т. д. Эти методические приемы приобрета­ют в географии все большее распространение в связи с ее экономизацией, выходом в практику планирования и проектирования. Статисти­ка дает географии факты, цифровые материалы, без которых невоз­можно изучение действительности и подтверждение теоретических выводов. Даже сложные математические приемы, которые стали ши­роко применяться в географии, требуют предварительно обработан­ных, систематизированных, сгруппированных статистических данных. Поэтому при проведении исследований каждый географ наряду с со­ответствующей математической подготовкой должен хорошо владеть методологией статистики, уметь пользоваться статистическими мето­дами, понимать природу показателей. Метод экономико-статисти­ческого анализа предполагает три стадии: сбор, обработку информа­ции, анализ и выводы. Природа экономических показателей, их при­менение и способы расчета раскрываются в соответствующих главах пособия.

Математический метод исследования все шире проникает в гео­графию. Уже само применение статистических данных и их обработка предполагают использование математики; различные коэффициенты из области экономики и демографии (специализации, текучести кад­ров, рождаемости, интенсивности миграции) — это уже простейшие математические модели. Математика в географии выступает как инст­румент исследования, не подменяя специальные географические ме­тоды. Математический метод применяется географами в следующих случаях: если объектом исследования являются относительные вели­чины; когда нужно выровнять характеристики по правилам регрессии, обосновать достоверность гипотезы; при многофакторном анализе, когда требуется построить модель процесса, найти периодичность яв­лений, выбрать оптимальный вариант, сделать прогнозные расчеты.

Первый этап применения математики в географии — введение ко­личественных мер изучаемых явлений, т. е. подготовка к математиче­скому анализу, ответ на вопрос «сколько?».

Второй этап более сложный, связан с поиском эмпирических взаимосвязей в обширном цифровом материале. В виде математиче­ских функций в той или иной степени приближения выражается за­висимость явлений. При помощи формул прокладывается путь к по­знанию причинных связей, дается ответ на вопрос «каковы взаимо­связи?».

Третий этап применения математики - вывод закономерностей, попытка определения механизма явлений. Отсюда начинается путь к предсказанию, прогнозированию. Например, выявлены тенденции в динамике населения за 10-летний период. Если предположить, что в ближайшие 10 лет темпы роста населения останутся на этом же уров­не, то численность населения на конец расчетного периода можно определить, составив соответствующую формулу.

Таким образом, математические методы помогают географу пре­вратить описательное исследование в конструктивное. Однако для этого необходимо хорошо владеть основами прикладной математики.

Картографический метод — не только средство для раскрытия пространственных связей, но часто и конечная цель исследования. Как указывал Н. Н. Баранский, от карты всякое географическое исследова­ние исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончает­ся. Карта, по выражению Н. Н. Баранского, второй язык географии.

Суть картографического метода состоит во включении в процесс исследования промежуточного звена - географической карты как мо­дели изучаемых явлений. При этом карта выступает в двоякой роли: в качестве средства исследования и как его предмет, модель, заменяю­щая реальное пространство. Этот метод предполагает четыре стадии картографирования и использования карты: 1) получение информации; 2) обработка информации и построение карт; 3) изучение карты, анализ, извлечение информации; 4) использование полученной информации для выводов, рекомендаций, прогнозов. Исследователь должен помнить, что очень важно не только составить карту, но и уметь работать с ней, взять от нее все, что она может дать, иначе карта будет оставаться «вещью в себе».

Практически все статистические показатели можно изобразить наглядно при помощи разнообразных картографических форм. Этим достигается, во-первых, наглядная демонстрация, моделирование изу­чаемых объектов, явлений; во-вторых, разгружается от излишней цифровой информации текст; в-третьих, географическое исследование становится законченным.

Для показа пространственного распределения или локализации явлений применяются различные формы изображения: картосхемы, картограммы, картодиаграммы, карты линий связей, точечные карты, карты символов, контуров, демографического потенциала и др. Если данные относятся только к одному пункту, можно ограничиться гра­фиками, диаграммами, номограммами. Определенное сходство тех или иных точек или участков территории полезно показать при помо­щи изолиний: изогипсы - горизонтали рельефа, соединяющие точки с одинаковой высотой поверхности; изофоры соединяют точки с рав­ными издержками; изостады связывают точки, сходные по стадии раз­вития; изохроны соединяют точки с равными характеристиками затрат времени и т. д. Так как в процессе обучения в вузе географы получают хорошие знания по картографии, здесь нет необходимости подробно останавливаться на методике составления карт, их типах и формах. Этому посвящена специальная учебная литература.

Визуальный метод исследования, основанный на непосредствен­ном наблюдении явлений, объектов, дает зачастую больше для пони­мания, чем использование всех перечисленных методов. Географ со­бирает новый материал главным образом в результате непосредствен­ных территориальных исследований. Необходимо увидеть изучаемый объект, изучить на месте типичные явления, установить, почему именно так они протекают. Для изучения различных социальных, хо­зяйственных, природных процессов и явлений необходимо личное знакомство с ними, наблюдение за всеми этими процессами, получе­ние первичной визуальной информации. Визуальный метод незаме­ним при изучении микрогеографии и планировки населенных мест, при крупномасштабном изучении территории, при знакомстве с тех­нологическими процессами, их особенностями, последствиями хозяй­ственной деятельности и т. д. Наблюдения должны сопровождаться беседами со специалистами, руководителями производства, фотогра­фированием местности.

Метод анкетного опроса стал одним из распространенных спе­циальных методов в социально-географических исследованиях. Этим методом пользуются в двух случаях: если информация отсутствует; если нужно узнать мнение определенного круга людей, мотивы, причины соци­альных явлений. Есть две формы проведения опроса. Это может быть бе­седа, в ходе которой берущий интервью задает ряд целенаправленных вопросов и с их помощью получает ответы по интересующей его про­блеме. Опрос может быть организован посредством анкеты строго опреде­ленной формы, которую опрашиваемый заполняет самостоятельно или с помощью исследователя. Главное требование в данном случае - умение составлять анкеты и формулировать вопросы. Анкета должна содержать самые необходимые, предельно краткие, простые и понятные вопросы. К большинству из них в анкетах можно предложить перечень возмож­ных вариантов ответов, закодировать их для облегчения дальнейшей об­работки анкет.

Перечисленные выше методы исследования применяются в сочета­нии с преобладанием того или другого в зависимости от поставленной задачи.


Лекция № 13.

Тема: Организационная схема социально-экономических исследований.

 

1. Подготовительный этап.

2. Полевой этап исследований.

3. Методика сбора материалов и источники информации.

4. Методика обработки материалов исследования.

Подготовительный этап.

 

Экономико-геоэкологические работы проводятся в форме каме­ральных и полевых исследований, организация которых предполагает три этапа.

Прежде чем собирать материал, необхо­димо определить основную научную идею, четко сформулировать на­звание темы, ее цель и задачи; составить схематический план, в котором намечаются основные разделы будущей работы и ее направление. По­сле этого, чтобы определить степень изученности проблемы и не дублиро­вать уже сделанного, необходимо ознакомиться с литературой по данной теме и с картографическими материалами. Работа над литературой должна быть творческой: применительно к теме следует законспекти­ровать важные мысли и положения, сделать копии карт, планов; выпи­сать образцы таблиц, которые могут пригодиться в будущей работе. При этом необходимо, соблюдая правила ссылки, точно указать ис­точник информации.

Когда литература и другие источники изучены, необходимо со­ставить программу исследований и подготовиться к полевому этапу. Для этого в программу должен быть включен перечень объектов исследова­ния и организаций, располагающих источниками информации по данной проблеме. По каждому разделу программы разрабатываются и заготавливаются определенные формы таблиц. Составляется перечень карто­графического материала, которым необходимо будет пользоваться в процессе изучения темы (например, карта района, схематический план города, план землеустройства) или который будет составлен по ре­зультатам исследований. Определяется круг вопросов, которые необ­ходимо выяснить на месте, заранее продумывается содержание бесед; составляется подробный вопросник. Последнее особенно важно для начинающего исследователя, не обладающего достаточным опытом и знаниями в данной области. К проведению бесед, опросов, к анкети­рованию нужно готовиться особенно тщательно.

 

Полевой этап исследований.

 

Полевой этап исследований - самый ответственный. Методы и приемы сбора первичных материалов разнообразны и требуют глубо­ких знаний методики исследования. Важнейшим «аккумулятором» полевых материалов является дневник, в который записываются все научные данные, личные впечатления, наблюдения, содержания бе­сед. Наряду с дневником ведутся специальные рабочие тетради, куда вносится вся информация в соответствии с программой исследований.

Сбор материала, особенно статистического, требует исключи­тельной тщательности и аккуратности (записать точные названия ис­точников, единицы измерения, годы, на которые составлены сведения, и т. д.). В полевых условиях необходима калька, миллиметровая бума­га для выкопировки и вычерчивания рисунков. Большую помощь мо­жет оказать фотоматериал, поэтому географ наряду с картографиро­ванием должен хорошо владеть техникой фотографирования. Учиты­вая сложность и многогранность методики сбора материалов исследо­вания, остановимся подробнее на этом вопросе.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.