Саморазвитие и самоопределение личности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Саморазвитие и самоопределение личности

2018-01-03 4002
Саморазвитие и самоопределение личности 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Сознание и самосознание. Структура самосознания

 

Обобщение определений позволяет констатировать следующее:

— сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей действительности, благодаря сознанию окружающий мир начинает выступать как объективная реальность;

— человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;

— люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ста­вить и достигать жизненные цели;

— люди пристрастно относятся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т. п.

В центре сознания находится Я, которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. По мнению С. Рубинштейна, личность как Я в качестве субъекта сознательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела, поступки и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца.

Быть человеком — значит иметь сознание, т. е. обладать умением выделять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное отношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целена­правленные изменения. В то же время человек является объективной реаль­ностью, а значит, может осознавать самого себя.

Таким образом, человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т. е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, самоконтролю и саморегулированию

 

Как связано сознание и самосознание?

Быть человеком — значит иметь сознание, т. е. обладать умением выделять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное отношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целена­правленные изменения. В то же время человек является объективной реаль­ностью, а значит, может осознавать самого себя.

Таким образом, человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т. е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, самоконтролю и саморегулированию

 

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем, определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта и служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени.

 

Структура самосознания

Выделение себя в качестве объекта самопознания предполагает множественность Я: в структуре Я можно выделить Я как субъект, как инициативное деятельностное начало и Я как объект; другими словами, Я-познающее и Я-познаваемое.

Можно говорить о Я-реальном, Я-идеальном, Я в прошлом, Я в будущем и др. Все эти Я — части целостности, и в то же время каждое из них может занимать роль как познающего (субъекта), так и познаваемого (объекта).

СЛАЙД 21

 

 

Тем не менее Я человека едино и неделимо. Такое единство обеспечивается памятью, которая «цементирует» личность во времени. Если оно нарушается, имеет место психическое заболевание — раздвоение личности. В таких ситуациях человек проживает как бы несколько жизней, в одно время он обладает, например, уравновешенным и спокойным характером, в другое — совсем иным. Известны случаи, когда раздвоение происходит быстро, в течение нескольких часов или даже минут, причем существующая н данный момент личность не подозревает о другой личности, которая функционировала совсем недавно. У здорового нормального человека тако­го разотождествления не бывает.

В теории А А Началджяна рассматривается соотношение изменчивости и устойчивости самосознания и делается вывод, что со временем оно приобретает относительно устойчивую структуру, «ядерные» образования и подструктуры, которые сохраняют свои характерные особенности.

СЛАЙД 22

Центром самосознания является Я-концепция, которая состоит из взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов («актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т. п.).

 

Так, телесный Я-образ личности является базисом, на котором развивается Я-концепция. В структуру актуального Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Это система приписываемых себе качеств. Актуальное Я играет огромную роль в жизнедеятельности человека, мотивирует активность; де­терминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми и т. д.

Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Динамическое Я меняется в зависимости от достижения успехов или неудач личности. Центральное место в структуре динамического Я занимают притязания личности; ее идентификация; представления желательных статусов и ролей.

Идеальное Я включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, иден­тификаций и образцов. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится.

Будущее, или возможное, Я — представление индивида о том, каким он может стать. К своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.

Представляемое Я — это такие образы и маски, которые индивид де­монстрирует, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные черты, слабо­сти своего реального Я.

Модель, созданная О. А. Белобрыкиной, отражает сущностные характеристики самосознания — эмоционально-оценочный, волевой, когнитивный (познавательный) компоненты.

 

Задание 8. Составьте схему, отражающую структуру самосознания, взяв за основу концепцию одного из ученых.

 

Следует отметить, что проблема самосознания является одной из самых сложных в психологии. Существует много теорий самосознания, точек зрения на его природу и развитие. В различных теориях зачастую используется различный терминологический аппарат, что затрудняет их обобщение.

Например, понятие «самосознание» включается в такие словесные формы, как «Я» – у З. Фрейда, У. Джемса, Г. Олпорта, «Я–система» – у Г. Саливена, «Я–концепция» – у Т. Шибутани, «самооценка» – у К. Роджерса.

 

Рассмотрим некоторые положения, которые раскрывают сущность самосознания, его функции, структуру, содержание, для того чтобы осмыслить подходы и направления исследования этого психологического феномена.

Р. Бернс (Бернс, 1986), анализируя процессы формирования самосознания, отметил, что исследования, связанные с «Я–концепцией» так или иначе, базируются на теоретических положениях, сводимых к четырем основным источникам:

1. Основополагающий подход У. Джемса.

2. Символический интеракционизм в трудах Ч. Кули и Дж. Мида.

3. Представление об идентичности, разработанное Э. Эриксоном.

4. Феноменологическая психология в трудах К. Роджерса.

Первым из психологов, обратившимся к разработке проблемы самосознания, был У. Джеймс. Именно он ввел в психологический обиход различение процесса и продукта в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Они всегда существуют одновременно и образуют единое целое.

У. Джемс выделяет четыре составные части «Я» и располагает их в порядке значимости: «Я» духовное, материальное, социальное и физическое. Из структурных элементов понятия «Я–концепция» он выделяет категорию «самоуважение» и связывает ее с поведением, успехами и притязаниями личности.

Дальнейшее свое развитие теория самосознания получила в трудах представителей символического интеракционизма. В начале ХХ ст. социолог Ч. Кули сформулировал теорию «зеркального Я», согласно которой представления человека о самом себе, «идея Я», формируются под влиянием мыслей окружающих и включают три компонента:

1. Представление о том, каким видят меня окружающие.

2. Представление о том, как окружающие меня оценивают.

3. Самооценка (чувство гордости или унижения).

«Идея Я» формируется в раннем возрасте в процессе взаимодействия личности с другими людьми, причем решающее значение здесь имеет семья, сверстники и т. д.

В теории «зеркального Я» акцентируется внимание на зависимости формирования «Я–образа» от мыслей значимого другого: человеческое «Я» пассивно, оно только отражает и суммирует чужие мысли относительно себя.

 

Американский ученый Дж. Мид утверждает, что в ходе общения с себе подобными происходит передача социальных норм, вместе с которыми ребенок усваивает значимые для него точки зрения других. Познание себя происходит опосредованно, через отношение к данному индивиду отдельных членов группы, к которой он принадлежит.

Дж. Мид считает, что самосознание ребенка начинает формироваться в играх. Сначала это игра с повторением, стремлением копировать взрослого. Затем, по мере усложнения отношений с окружающей действительностью, игровые действия переходят на следующий этап – игра по правилам, где существенным является овладение ребенком собственным поведением, появляются элементарные представления о самом себе, своих возможностях, отдельных психологических качествах. Это значит, что возникают представления о себе как личности и формируются основы самосознания.

При этом Дж. Мид подчеркивает, что структура социальной детерминации самосознания не может быть сведена только непосредственно к изучению эмпирических взаимоотношений индивида с социальной группой. Ее необходимо вывести за пределы микрогруппы, учитывая более широкие отношения и индивида, и его группы с обществом в целом, с его социальными нормами, культурой. Однако следует отметить, что эти положения автором не были теоретически разработаны.

Э. Эриксон предложил генетическую теори ю формирования эгоидентичности, параллельной формированию «групповой идентичности». По мнению Э. Эриксона, при отсутствии социальных отношений не происходит формирования самосознания.

В сущности, подход Э. Эриксона развивает концепцию З. Фрейда и обращен к социокультурному контексту становления осознаваемого «Я» индивида – Эго. Им разработана подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом. Каждая стадия развития личности характеризуется появлением новообразований, что рассматривается как решение потенциального противоречия, как выбор между двумя возможностями, одна из которых ведет к прогрессу, а вторая – к регрессу.

Основная проблема в структуре самосознания, согласно К. Роджерсу, сводится к использованию индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для преодоления диссонанса между его непосредственным опытом и представлением о себе. Поведение рассматривается как попытка достичь тождественности «Я – концепции».

Р. Бернс, Л. П. Гримак, К. К. Платонов выдвинули предположение о появлении субъективной части самосознания. В определениях, отражающих данную точку зрения, делается акцент на осознании и оценке человеком самого себя. В последнее время все чаще в понятиях самосознания упоминается личностный компонент.

 

Отечественные психологи (С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин) отмечают, что самосознание не имеет отдельной от личности линии развития и формируется вместе с ее становлением.

В фундаментальных трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович проблема становления самосознания проанализирована в контексте общей проблемы формирования личности.

Исследования Е. И. Липкиной, Е. И. Савоньки, М.Н. Лисиной посвящены анализу отдельных аспектов проблемы самосознания, таких как изучение особенностей самооценки, взаимосвязи самооценки с оценкой окружающих, роли «Я – образа» в развитии коммуникативности. В отдельную группу можно объединить философско-психологические и особенно философские исследования, в которых проанализированы проблемы, связанные с формированием нравственного самосознания, нравственного выбора, личностной ответственности (А. Г. Спиркин, И. С. Кон).

Более детальный анализ проблемы самосознания с обозначением как «горизонтального», так и «вертикального» строения данного процесса предложен в трудах И. И. Чесноковой, В. В. Столина, И. С. Кона.

Таким образом, основным мотивирующим моментом в выделении тех или иных сторон в определении самосознания является направление психологии, которого придерживается тот или иной автор.

Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и зарубежной литературе.

И.С. Кон, обобщив исследования генезиса самосознания, предложил выделять в «Я–образе» несколько автономных показателей, используя понятие установки (Кон, 1981).

Основание для своей уровневой концепции «Я–образа» он находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В. Я. Ядова (Ядов, 1975). В целом «Я–образ» понимается как установочная система, обладающая тремя компонентами:

Ø когнитивным (знание о себе);

Ø аффективным (отношение к себе);

Ø поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).

Нижний уровень «Я-образа» составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием и эмоциональным отношении к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот «Я-образ» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею цели своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей» (Кон, 1978).

 

Исходя из уровневой концепции самосознания, определяется сю урон невое строение, при этом каждый уровень имеет сложную структуру, отра жающую разнообразные процессы, модальности Я, механизмы самосознания На органическом уровне самосознание отражает физическое Я чеюнека включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие Самочунсiмне можно рассматривать как некоторые обобщающие характеристики (недомо гание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортное!и Самочувствие — биологическая характеристика самоотношения человека, оно не определяет поступки человека, но может влиять на выбор того или иного поступка и форму поведения. На индивидуальном уровне Я-образ отражает степень соответствия- несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осо­знавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с опре­деленной группой людей — половой, возрастной, этнической, профессио­нальной и др. Идентификация может быть различной по полноте — по од­ному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер. На социальном уровне люди проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенным правилам и нормам общества. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания. Выбор из ряда возможностей предполагает отказ от чего-то во имя более ценного и значимого. Его осуществление требует и различных личностных проявлений, иногда противоречащих друг другу (быть мягким и требова­тельным, принимать решения и быть осторожным, выбирать между профес­сиональным долгом и личными симпатиями). Конфликтный смысл может восприниматься личностью сознательно как необходимость выбора либо пе­реживаться как субъективная трудность в виде слабоосознанного ощущения внутреннего дискомфорта.

 

Таким образом, в психологии структурными компонентами самосозна­ния называются когнитивный (Я-образы), эмоционально-оценочный (самоотношение), поведенческий (регулятивный) компоненты.

Анализ подходов к структуре самосознания не только позволяет определить его сложность и многоплановость, но и разрабатывать различные методы его изучения и развития. Одним из таких методов является тренинг самосознания, в ходе которого происходит уточнение, конкретизация и расширение системы зна­ний о себе, своего Я-образа, выработка позитивного самоотношения, адек­ватное оценивание своих возможностей и потенциала и закрепление соб­ственной Я-концепции в конкретных ситуациях

 

 

Самоопределение личности

 

Самосознание личности тесно связано с самоопределением

В самоопределении слипаются в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и о себе самом, определяется смысл существования.

Наиболее глубоко вопросы самоопределения исследованы психологами. В отечественной психологической науке можно выделить классический и постклассический направления изучения самоопределения. В рамках классического направления установлены три подхода к установлению сути личностного самоопределения.

В первом случае психологи, изучая личностное самоопределение, делают акцент на нахождении личностью своей «внутренней сути».

СЛАЙД 26

В работах Н.С. Пряжникова личностное самоопределение описывается как «нахождение самобытного “образа я”, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей».

Т. М. Буякас предлагает рассматривать личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом личностном опыте. Данные авторы ставят на первое место в личностном самоопределении познание человеком самого себя, благодаря чему он определяет свое собственное отношение к жизни и свое место в ней.

Во втором случае психологи описывают процесс личностного самоопределения через осуществление выбора.

Так, JI. И. Божович считает, что личностное самоопределение предполагает выбор будущего пути, М. М. Шибаева — выбор способов и форм реализации жизненной концепции, Е. Ф. Сафин — выбор цели и способов ее достижения.

В третьем случае личностное самоопределение рассматривается как процесс, который подразумевает поиск цели и смысла своего существо­вания, формирование у индивида осознания цели и смысла жизни относи­тельно ценностей, существующих в обществе, с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции.

Согласно постклассическому системному подходу все понятия, содержащие «само-», предполагают «нечто идущее из внутреннего, нечто самопричинное, изнутри побуждаемое и регулируемое». Однако самосознание личности формируется под действием социальной среды, созданных в обществе норм, правил, ценностей Вступая в нормированную социальную деятельность, человек попадает в ситуацию, требующую самоопределения.

Важным вкладом отечественных психологов в разработку проблем самосознания и самоопределения личности явилось установление их взаи­мосвязи, которая прослеживается при описании механизмов реализации са­мосознания. Учеными выделены основные признаки процесса самоопреде­ления:

1) установление человеком своих особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

2) выбор человеком критериев, норм оценки себя, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей;

3) определение имеющихся к настоящему времени качеств, соответ­ствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя;

4) построение своих целей, задач, планов (близких, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, принятия себя;

5) предвосхищение своих потенциальных качеств, соответствующих нормам завтрашнего дня.

По сути, процесс самоопределения длится у человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы: кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, в чем мое индивидуальное предназначение и др.

Косвенным свидетельством продолжающегося процесса самоопределения являются изменения, которые он осуществляет в своей жизни: меняет профессию, круг знакомых, образ жизни, ценностные установки и др. Однако для этого личность должна обладать определенным уровнем зрелости.

Важно разграничивать понятия взрослости и зрелости. Взрослость — это скорее количественная характеристика человека, отражающая число прожитых лет, а зрелость — качественная характеристика способности переводить накопленный жизненный опыт в достижения. Зрелость представляет собой акмеологический критерий раз­вития человека, это интегральное качество, результат, возникающий в про­цессе развития и взросления человека в социальной среде

 

Задание 9. В чем проявляется взаимосвязь самосознания и самоопределения?

 

На практике для гармоничного самоопределения, кроме соответствующей потребности, человеку необходима способность к самопознанию и самоанализу, рефлексии.

Структурными элементами самоопределения являются разные его виды — личностное, социальное, профессиональное и другие виды самоопределения находятся в тесной взаимосвязи

Жизненное самоопределение (определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе нот самоопределения), по-видимому, находится в основе других, особенно стратегического самоопределения. Оно начинается практически е рождения

Личностное и социальное самоопределения определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и принадлежности к определенной сфере общественных отношений, определенному социальному кругу и реализация себя на основе этих критериев.

Профессиональное самоопределение — определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма.

Ш. Бюлер исходит из того, что самоопределение и стремление к само- осуществлению являются врожденными свойствами сознания и движущими силами развития личности. Полнота и степень самоосуществления, по Ш. Бюлер, зависят от самоопределения, под которым понимается способность индивидуума ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. По ее мнению, именно наличие жизненных целей приво­дит к интеграции личности и является условием сохранения ее психического здоровья, а их отсутствие вызывает неврозы.

В. С. Мухина предлагает следующую структуру самоопределения:

определение себя через имя. Имя собственное идентифицируется с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя является социальным знаком человека, однако оно выступает и катализатором накопления положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней его жизни, что способствует формированию базового доверия и ценностного отношения к себе;

физическое «Я». Самоопределение через понимание и принятие своей внешности, физических способностей, ресурсов и возможностей;

половая идентификация несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, а также включает психологическое признание идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане;

определение себя во времени. Психологическое время личности — это индивидуальное переживание своего развития в течение времени жизни — прошлого, настоящего и будущего. Оно включает в себя сопоставление личного и исторического времени;

определение себя через признание другими. Потребность в признании тесно связана с потребностями принадлежности к какой-либо социальной группе и самовыражения.

Перечисленные структурные элементы можно рассматривать и как сферы самоопределения личности.

Обобщая все подходы ученых, можно сделать вывод, что в самоопределении человек представляет собой одновременно три целостные системы: он выступает как организм, как социальный индивид и как личность.

 

1.2.3. Формы самоопределения: самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация

 

Рассматривая самоопределение как процесс, разворачивающий в про­странстве жизнедеятельности человека, следует отметить его многоплано­вость: в нем сложнее четко выделить последовательность действий, чем, например, при описании процесса самопознания. Это обусловлено суще­ствованием различных форм самоопределения: самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация и др.

Самоутверждение дает возможность человеку заявить о себе в полной мере как о состоявшейся личности.

Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу, в качестве которого может выступать конкретный человек или собирательный образ. Самореализация призвана проявить имеющийся у человека личностный потенциал в значи­мой деятельности.

Данные формы самоопределения тесно связаны друг с другом. Первичной формой, казалось бы, является самоутверждение, ведь чтобы совершенствоваться и реализоваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самореализующаяся личность объективно является самоутверждающейся.

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, психологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения

Самоутверждени е — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежат потребности быть, как все, быть лучше, чем другие. Цели самоутверждения могут быть различными В зави­симости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать Для одного человека цель приобрести уверенность, дня другого — доказать, что он не хуже других, для третьего – во чтобы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исклю­чительности.

Способы самоутверждения также многообразны. Они зависят от вы- бранных сфер и видов самоутверждения Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость работа или учеба, спорт, искусство, наука, возможной сферой могут стать противоправные действия.

Немаловажную роль играет тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива. Мотив «быть, как все» определяет — не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы. Мотив «быть лучше, чем все» порождает стремление занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости, т. е. за счет обладания тем, чего нет у других.

Результаты самоутверждения дают человеку ощущение своей нужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели — самосовершенствования и самореализации.

В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на вто­рой план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование — наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми не владел. Другими словами, самосовершенствова­ние — это процесс сознательного управления развитием личности. Хотя идеал, как правило, понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями в одном случае — приобретение социально значимых свойств и качестве в (например, личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности), в другом — овладение негативными способами жизни и деятельно­сти (например, оттачивает воровское мастерство или способы манипулиро­вания людьми). Позитивный аспект самосовершенствования называется личностным ростом.

В основе стремления к самосовершенствованию, личностному росту лежит соответствующая потребность, на базе которой формируются мотивы. Важнейшим является мотив самореализации. Другими словами, самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обрести смысл своего существования, что характерно уже для более высокой формы саморазвития — самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения, сколько цели — быть лучше, чем был; до­стигать более значимых результатов.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на стпень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель — не конфликтовать с другими — и достигая ее, он также поднимается на новый уровень. Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии.

В качестве средств самосовершенствования выступают средства само­воспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др.

К результатам самосовершенствования относятся, прежде всего, удовлетворенность собой, своими достижениями, жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самореализация — это процесс и результат осуществления человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе жизни.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 г., и трактовался как «реализация личностного потенциала».

Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого по­нятия. Сложность изучения самореализации состоит в том, что самореализа­ция не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субьекга

Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализация в теории А. Маслоу (1997), идентичность в теории Э. Эриксона, стратегия жизни в отечественной психологической теории (К. А. Абульханова-Славская, 1991) и др.

В психологических исследованиях выявлены две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:

1) зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к само- строительству, гибкость мышления, воля и др.);

2) не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, мате­риальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информа­ции, состояние экологической среды).

Однако решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду.

Основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способ­ности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста.

Часто самореализация рассматривается не самостоятельно, а вместе с высшей ее формой — самоактуализацией человека.

Задание 10. Составьте таблицу «Формы самоопределения», выделив характеристики и результаты.

 

Итак, формами самоопределения являются самоутверждение, самосо­вершенствование, самореализация. Наличие в данных терминах первой части «само» укачивает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая часть, характеризует специфику, своеобразие деятельности в данном аспекте выразить себя, утвердиться, совершенствоваться, реализоваться.

Самоактуализация являемся высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом общие с ней цели и мотивы. Отличие самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализи­руются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека.

По определению автора теории самоактуализации А Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями.

Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может быть реали­зованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Согласно другому представителю гуманистической психологии —

В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо определить. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что человек делает в жизни (творчество, созидание); то, что он переживает; позиция, которую он занимает по отношению к судьбе. Соответственно, выделяются и три группы ценностей, созидание, переживание и отношения.

Таким образом, по В. Франклу, смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни.

А. Маслоу выделяет следующие способы поведения, ведущих к самоактуализации:

— живое и бескорыстное переживание событий своей жизни с полным сосредоточением и погруженностью;

— постоянный выбор возможности роста;

— ориентирование не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к внутреннему голосу»;

— умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;

— стремление быть независимым от других.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного обучения — формировать потребность быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Таким образом, самоактуализация понимается как:

— процесс актуализации возможностей личности;

— полноценная реализация творчески и духовно богатой личности;

— процесс саморазвития личности, ее внутреннего личностного роста;

— следствие интенциональности3 человеческой жизни и достижение ее смысла;

— процесс формирования творчески зр


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.