Сравнительный анализ понятий «метод», «методика», «технология». — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сравнительный анализ понятий «метод», «методика», «технология».

2018-01-04 849
Сравнительный анализ понятий «метод», «методика», «технология». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. Выбор и использование тех или иных методик в научном исследовании определяется тем, какими методологическими установками руководствуется исследователь.

В Большой советской энциклопедии приводятся следующие значения термина «метод»:

- путь исследования или познания;

- совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Метод всегда имеет структуру, адекватно которой выполняются действия, поэтому именно он является инструментальным генезисом появления технологии (тренинг, модерация, игра, диалог и т.д.). Важно понимать структуру метода, которая задает логику отбора и порядка действий, определяет форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой технологии для целей обучения, общения, развития и т.д.

Методика выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности. Она описывается без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели. Появлением новой методики чаще всего является опыт. Зачастую методическое описание принимается на веру, на основании авторитета создателей, без научного обоснования.Методика -описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности; - организующее начало в построении профессионально-педагогической деятельности педагога; - описательный характер, без учета механизмов и закономерностей; - источник – опыт; - может не учитывать эффективность (авторская методика); - эффективность зависит от технологичности; реализуется с помощью системы методов и приемов; - включает: цели обучения (развивающие, воспитывающие, практические); принципы; методы (общие, частные).

Технология – форма реализации методики. На основе одной технологии могут быть построены разные методики. Технология самостоятельна. Технология - система действий; - алгоритм действий; - набор приемов; - конструирование и оценка образовательных процессов; - главное – запланированный результат; - возможность воспроизводить (тиражировать); - возможность коррекции.

Метод, методика и технология обладают свойствами системности. Вопрос о соотношении метода, методики и технологии в настоящее время дискуссионный.

 

Требования к педагогическим технологиям (критерии технологичности).

Любая педагогическая технология должна отвечать ряду требований:

- цели обучения должны быть диагностично поставлены, то есть они должны формулироваться через результаты обучения, выражены в действиях учащихся;

- должно обеспечиваться полное усвоение нормативного материала через обучающие процедуры;

- обучающий цикл должен быть воспроизводим любым учителем;

- технология должна предусматривать сильную обратную связь и объективную диагностику учебных достижений обучающихся.

Педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

- концептуальность;

- системность;

- управляемость;

- эффективность;

- воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса;

- взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.