Сущность понятия «педагогических технологии», их роль в современном учебно-воспитательном процессе. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сущность понятия «педагогических технологии», их роль в современном учебно-воспитательном процессе.

2018-01-04 300
Сущность понятия «педагогических технологии», их роль в современном учебно-воспитательном процессе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Традиционные методы обучения в большей степени способствуют усвоению фактологического материала, усвоению воспроизводить знания в знакомой ситуации. Однако современный мир выдвигает вполне определенные требования:

- умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Главное направление модернизации системы образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного образования, когда развитие личности обучаемого стоит в центре внимания преподавателя, когда организация активной познавательной деятельности становится основной задачей педагога.

Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.

24. Технологический подход и специфика его реализации в системе образования.

Основными функциями технологического подхода, на котором базируется проектирование и применение технологий в образовательной практике, являются следующие:

-​ гностическая (познание отличительных свойств и признаков образовательных технологий);

-​ концептуальная (раскрытие сущности и определение специфики образовательных технологий);

-​ конструктивная (конструирование и создание новых технологий для образовательной практики);

-​ прогностическая (различные стратегии, направления, способы и методы применения технологий в образовательной практике).

Стремительное внедрение новых технологий в систему отечественного образования позволило выявить ряд проблем и трудностей, что говорит о сложности применения технологического подхода и возможностях разных путей и способов его реализации в образовательной практике.

На уровне взаимодействия в образовательной среде в пространстве социальных отношений можно говорить о целесообразности того, чтобы все субъекты владели коммуникативными технологиями и технологиями сотрудничества.

На уровне деятельности каждого субъекта образовательного процесса важно, чтобы он владел технологиями самооценки, технологиями выбора и принятия решений, самопрезентации и саморазвития.

Любая технология, применяемая в образовательной практике, как проект действий субъектов образовательной среды (теоретическая информация о способе достижения образовательной цели) строится на какой-то теоретической основе (подходе, концепции, методе), а при описании такой системы раскрываются принципы ее построения. Это значит, что технологический подход к развитию образования связан с развитием прикладной области теоретического знания, описываю​щего закономерности и правила построения процедур преобразующе​го взаимодействия педагога с объектами различной природы (учебной и научной информацией, учебными программами и учебниками, на​глядными и техническими средствами, экспериментальным оборудо​ванием и пр.) и субъектами образовательного процесса.

Технологии, применяемые в образовательной практике, могут быть описаны на разном уровне:

-​ концептуальном (система идей и положений, которая лежит в основе построения и применения технологии);

-​ проектном (перевод ведущей идеи или принципа в логику и этапы действий, необходимых и достаточных для достижения по​ставленной цели, определение состава действий и структуры управле​ния ими);

-​ процедурном (действия, способы, операции, приемы, исполь​зуемые субъектами для каждого этапа процесса достижения цели);

-техническом (инструментально-техническое обеспечение всех
процедур каждого этапа и конкретных действий субъектов).

Системный характер описания технологии, рекомендуемой и при​меняемой в образовательной практике, как правило, включает все че​тыре уровня, а именно:

-​ формулировку идеи эффективного достижения цели субъек​тами образовательного процесса, принципа организации процесса ее достижения, основной метод и условия, которые требуется учитывать для большего эффекта от применения технологии;

-​ конкретный проект действий субъектов;

-​ нормативное представление о характере деятельности субъек​тов;

- описание цикла (алгоритма, системы) и содержательную иллю​страцию практических действий субъектов на конкретном примере.

Глубинный смысл применения современных технологий в обра​зовательной практике состоит в повышении эффективности затрачиваемых сил и ресурсов на достижение целей, оптимальности вы​бираемых для этого методов и средств.

Подчеркнем, что активное и широкое применение технологий в образовательной практике — не самоцель, а средство повышения педагогического мастерства педагогов и эффективности деятельности учащихся или студентов в достижении более высоких образовательных результатов, расширения возможностей для выбора более эффективных способов решения образовательных задач и оптимального использования ресурсов.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.