Основные отрасли педагогической науки — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные отрасли педагогической науки

2018-01-04 332
Основные отрасли педагогической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развивающаяся система педагогических наук складывается из совокупности педагогических отраслей и дисциплин.

Её главные разделы: основы педагогики, дидактика - теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами.

Дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы занимаются вопросами воспитания и обучения в зависимости от возраста.

Воспитание и перевоспитание правонарушителей - цель педагогики исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика).

Получили дальнейшее развитие такие педагогические отрасли, как музейная, театральная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, производственная педагогика.

Свой предмет изучения имеют педагогика дополнительного и профессионально-технического образования.

Обучение и воспитание детей с физическими и психическими особенностями - задачи специальной педагогики, состоящей из тифлопедагогики - обучения и воспитания слабовидящих и слепых, сурдопедагогики - обучения и воспитания детей с дефектами слуха, олигофренопедагогики - работы с умственно отсталыми, логопедии - педагогики постановки речи глухих и слабослышащих.

Есть педагогические дисциплины, развивающиеся как межпредметные, на основе межнаучной интеграции: социальная педагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология, образования.

Частные методики (предметные дидактики) предназначены для исследования Специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

Народная педагогика это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, правилах поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Ее ценности способствуют формированию национального самосознания у подрастающего поколения, развитию у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Религиозная педагогика - направление, изучающее вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии; христианства, ислама, иудаизма и др.

К новым направлениям Можно отнести такие, как гуманистическая педагогика, педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия и др.

Кроме того, в систему педагогических наук входят как традиционные, так и новые направления в педагогике.

Гуманистическая педагогика - направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в США как выражение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркими ее представителями являются К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого педагогического направления - придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Она решает свои задачи путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как форма давления на учащихся. Такое построение педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы - от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Педагогика ненасилия - педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда следовала идеям гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, занимающий позицию ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и другому человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, положительно оценивает, детей, снижает у них уровень напряженности тревожности и страхов.

Педагогика сотрудничества - направление, возникшее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика культуры - новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика информационно-кибернетическая - педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребёнка в мир информации.

Дородовая педагогика - направление, изучающее управление различными факторами, влияющими на внутриутробное разлитие, психики плода. Оно возникло на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (перинатальное развитие психики).

Антропогогика - обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути.

Кондутивная педагогика - направление педагогической деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Автор - венгерский ученый А. Пето, основное внимание она уделяет медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Занятия в группах по 6-7 человек всегда проводит один человек - кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д.

Педагогика права - педагогика, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.

Реабилитационная педагогика - это комплексная дисциплина, основанная на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, занимающаяся вопросами педагогического воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка, подростка для корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности, благодаря чему происходит восстановление Нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.

Лечебная педагогика - отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых этот термин ввел В.П. Кащенко.

Педагогика рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идёт о теоретических аспектах воспитания и образования, педагогика выступает как наука. Если же говорить о педагогической деятельности воспитателя и педагога по воплощению теоретических положений на практике, педагогика трансформируется в искусство.

В работе воспитателя огромное значение имеет творчество, вдохновение, импровизация и интуиция, своеобразное педагогическое чутье. Она по многим своим аспектам близка к деятельности, актера, поэтому элементы театральной педагогики изучают в педагогических заведениях при подготовке педагогических кадров.

Таким образом, педагогика - часть общей культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции воспитания, и образования имеют научно-педагогическую и общекультурную ценность.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.