Классификация методов обучения М.А. Данилова и Б.П. Есипова — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Классификация методов обучения М.А. Данилова и Б.П. Есипова

2018-01-04 1404
Классификация методов обучения М.А. Данилова и Б.П. Есипова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группы методов Конкретные используемые методы
Методы усвоения знаний Устное изложение, беседа, работа с книгой, лабораторная работа, и др.
Методы совершенствования знаний Упражнение, повторение.
Методы развития навыков закрепление и применение
Методы творческой деятельности  
Методы проверки знаний, умений, навыков  

Классификация А.Н. Алексюк и И.Д. Зверева:

· по логике изложения: дедуктивные и индуктивные;

· по источникам знаний и уровню самостоятельности.

Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Между методами обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия «методы», их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них.

Ю.К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими целями и содержанием образования.

Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений.

Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим».

Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения.

Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.

 

Понятие активных методов обучения

Что представляют собой методы активного обучения? В чем их суть?Представим здесь мнения разных авторов по этому вопросу.

«Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при котором невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи» (Г.М. Коджаспирова).

«Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе…» (С.Д. Смирнов).

Активными методами обучения и воспитания можно назвать те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» (Г.П. Щедровицкий).

«Под активными методами обучения понимаются те методы, которые позволяют организовать учение, как продуктивную творческую деятельность, связанную с достижением социально полноценного продукта в условиях как совместной, так и индивидуальной учебной деятельности» (В.Я. Ляудис).

А.А. Вербицкий считает, что активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М.М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

1) принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

2) достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процес с, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

3) самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

Таким образом, активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний. Их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности (В.С. Кукушин).

Таким образом, основной смысл, заложенный в понятие активных методов обучение – есть побуждение к самостоятельной практической и мыслительной деятельности. Соответственно, можно сделать вывод: вся суть активных методов обучения - в активности.

Если провести исследование и составить сводную характеристику активных методов обучения, то мы можем отметить, что в них решается ряд проблем, актуальных для процесса обучения современного студенчества, а именно:

1) реализуется методология сотрудничества,

2) синхронно решаются проблемы обучения и воспитания,

3) в итоге получаем специалиста, имеющего профессиональную подготовку и хорошо развитые способности к самообразованию. Попробуем сопоставить традиционный и активные методы обучения (см. таблицу 5).

 

Таблица 5

Сопоставление традиционных и активных методов обучения

Традиционные методы обучения. Активные методы обучения.
Функция студента - потребитель информации и знаний Функция студента - «добытчик», и «переработчик» информации. Студент - УЧИТЬСЯ.
Получение учащимся «готовых» знаний В разной степени самостоятельное добывание информации и знаний
Учебная деятельность сводиться к запоминанию знаний Учебная деятельность ориентирована на творчество
Это приводит к: · максимальной активизации памяти; · торможению процессов мышления; · торможению самостоятельности. Это приводит к: · естественному запоминанию самостоятельно добытых знаний; · максимальной активизации процессов мышления.
Различные науки, в восприятии учащегося, плохо связаны друг с другом и с будущей профессией. Процесс обучения будущей профессии естественным образом вбирает в себя процесс получения знаний в различных науках.
Достаточно сложный процесс формирования мотивации к самообразованию Создание мотивации к самостоятельному «добыванию» знаний и информации является сутью этих методов
Функция преподавателя - передача знаний, т.е. преподаватель - УЧИТ Функция преподавателя - организация активной учебной деятельности студента
Преподаватель выступает в роли «судьи», он главный и «всегда прав» Создается система взаимодействия преподаватель - студент.
Снижено желание самостоятельно добывать знания и информацию Необходимость и желание самостоятельно добывать знания становятся естественными
Итог обучения - ЗНАНИЯ Итог обучения - ЛИЧНОСТЬ

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.